Многоаспектное развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии.
материал по теме

Корендясева Татьяна Александровна

 

            Актуальность темы определяется необходимостью внедрения в дошкольном образовательном учреждении воспитания и образования, нацеленного:

           - на систематизацию знаний, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей дошкольников;

          -      на развитие способностей через нетрадиционные подходы к методике воспитания и обучения дошкольников;

          -       на использование сказок, психогимнастических этюдов в развитии свойств личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                                           «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №14 «Белочка»

«Многоаспектное развитие личности ребенка посредством сказкотерапии».

            Актуальность темы определяется необходимостью внедрения в дошкольном образовательном учреждении воспитания и образования, нацеленного:

           - на систематизацию знаний, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей дошкольников;

          -      на развитие способностей через нетрадиционные подходы к методике воспитания и обучения дошкольников;

          -       на использование сказок, психогимнастических этюдов в развитии свойств личности ребенка.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение
научно-технического прогресса во все сферы диктуют педагогу
необходимость выбирать более эффективные средства обучения и
воспитания        и        новые        интегрированные технологий.

            Метод сказкотерапии связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и всесторонним воспитанием личности ребенка и может использоваться в учреждении любого типа в любой возрастной группе (от 3 лет до 7 лет) детского сада.

        Определяющим фактором выбора места организации экспериментальной площадки на базе д/с №14 «Белочка» послужило то, что учреждение работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса. Необходимость внедрения сказкотерапии связана с тем, что дошкольный возраст – уникальный  период для приобретения свойств личности.    

            Сказкотерапия позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, решать важные задачи развития творческих способностей.

            Сказкотерапия – это интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Сказкотерапия - интегративная деятельность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности, это направление, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач:

  1. воспитание,
  2. образование,
  3. развитие личности
  4. коррекция поведения.

    Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Сказка полностью отвечает этому требованию. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих образовательного процесса в ДОУ.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ  СКАЗКОТЕРАПИЯ

СРЕДНЯЯ   ГРУППА

МЕСЯЦ

ЗАНЯТИЯ

ИГРЫ

СВОБОДНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОРРЕКЦИОННАЯ
РАБОТА

сентябрь

Рисование с   применением нетрадиционной техники (кляксография)
 « МУХА ЦОКОТУХА И ЕЁ ГОСТИ»

- фрагменты игр-драматизаций под руководством педагога

- словесная режиссёрская игра под руководством педагога

-игра-импровизация

-самостоятельная театрализованная деятельность

-кукольный театр

-теневой театр

-настольный театр

-пальчиковый театр

-рассматривание иллюстраций

-чтение сказок взрослыми

-изобразительная деятельность: рисование, лепка, раскраски

-просмотры мультипликационных фильмов

-арттерапия

-куклотерапия

-пальчиковые игры

-словесное комментирование

-словесное фантазирование по музыкальной композиции

-словесное рисование

-психогимнастика

-пантомимические этюды

-упражнения на  развитие ритмизации

-мимические упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц

-упражнения на выражение замещающей потребности

-упражнения на познавательно-аффективную ориентировку

-речевые упражнения на активизацию лексики

октябрь

Развитие речи
«ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА»

ноябрь

Ознакомление с окружающим
«СКАЗКА ПРО ТРЁХ ПОРОСЯТ НА НОВЫЙ ЛАД»

декабрь

Рисование с применением нетрадиционной
 техники (отпечатывание пальцами)
«ВЫШЛА КУРОЧКА ГУЛЯТЬ»

январь

Уроки вежливости
«ЧТО ВИДЕЛ НЕЗНАЙКА» 

февраль

Математические задачки
«ВОЛШЕБНАЯ МАТЕМАТИКА:
герои сказок А.С.Пушкина в цифрах»

март

Уроки вежливости: ознакомление с окружающим
«ПОМОЖЕМ НЕЗНАЙКЕ СТАТЬ ВЕЖЛИВЫМ»

апрель

Занятие по ознакомлению с окружающим миром

«КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НЕЗНАЙКОЙ»

май

Комплексное по экологии и развитию речи
ПО СКАЗКЕ В. СУТЕЕВА «КТО СКАЗАЛ МЯУ»

СТАРШАЯ ГРУППА

сентябрь

Рисование
«ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО (по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке»)»

- игра-драматизация

- словесная режиссёрская игра

-сочинительство сказок

-игра-импровизация

-самостоятельная театрализованная деятельность

-кукольный театр

-теневой театр

-настольный театр

-пальчиковый театр

-чтение сказок

-сочинение сказок по принципу «ты начни, а я продолжу»

-изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, раскраски

-пересказ от лица литературного героя

-просмотры мультипликационных фильмов

-арттерапия

-куклотерапия

-пальчиковые игры

-словесное комментирование

-словесное фантазирование по музыкальной композиции

-словесное рисование

-психогимнастика

-пантомимические этюды

-упражнения на  развитие ритмизации

-мимические упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц

-упражнения на выражение замещающей потребности

-упражнения на познавательно-аффективную ориентировку

-речевые упражнения на активизацию лексики

-речевые упражнения на использование фразеологизмов

октябрь

Комплексное
занятие по
экологии и ознакомлению с окружающим
«ЗАЯЦ КОСЬКА И РОДНИЧОК»

ноябрь

Ознакомление с окружающим
«ПУТЕШЕСТВИЕ В РОЗОВУЮ СТРАНУ»

декабрь

Уроки доброты: развитие речи
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СКАЗОК»

январь

Ознакомление с окружающим

«НА ПОИСКИ СКАЗКИ»

февраль

Патриотическое воспитание
спортивное развлечение
ДЕНЬ  ЗАЩИТНИКА  ОТЕЧЕСТВА:
«Про то, как Баба Яга внука в армию провожала»

март

Развитие речи
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СКАЗОК»

апрель

Развитие эмоциональной сферы
«РАЗВЕСЕЛИТЕ НЕСМЕЯНУ»

май

Художественная литература
«ХАВРОШЕЧКА»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

сентябрь

Комплексное занятие по ознакомлению
с устным народным творчеством и развитию речи
 
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСА И КОЗЁЛ»

- игра-драматизация

- словесная режиссёрская игра

-сочинительство сказок

-игра-импровизация

-самостоятельная театрализованная деятельность

-кукольный театр

-теневой театр

-настольный театр

-пальчиковый театр

-изготовление и показ плоскостного театра

-самостоятельное чтение сказок

-сочинение сказок по принципу «ты начни, а я продолжу»

-изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, раскраски

-пересказ от лица литературного героя

-придумывание загадок о сказочных героях

-рассказывание сказок по схемам, моделям

-коллективное рассказывание по серии

серии  сюжетных картинок

-игры-соревнования по знанию пословиц и поговорок

-сочинение частушек

-придумывание небылиц, нелепиц
-просмотры мультипликационных фильмов

-арттерапия

-куклотерапия

-пальчиковые игры

-словесное комментирование

-словесное фантазирование по музыкальной композиции

-словесное рисование

-психогимнастика

-пантомимические этюды

-упражнения на  развитие ритмизации

-мимические упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц

-упражнения на выражение замещающей потребности

-упражнения на познавательно-аффективную ориентировку

-речевые упражнения на активизацию лексики

-речевые упражнения на использование фразеологизмов

-речевые упражнения с использованием режиссёрских дополнений к диалогам персонажей

-речевые упражнения на словесную характеристику сказочных героев

октябрь

Художественная литература
«СКАЗОЧНЫЙ САЛАТ»

ноябрь

Математика
«ПОЕЗДКА В ПРОСТОКВАШИНО»

декабрь

Музыкально-валеологическое  развлечение
«
ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОТА  МУЗИКА В МЫШИНОМ КОРОЛЕВСТВЕ»

январь

Развитие речи
«ЗИМНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЛЬВЁНКА»

февраль

Комплексно-оздоровительное занятие по ЛФК

«БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ»

март

Клуб Весёлых и Находчивых

«СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК»

апрель

Правовое  воспитание:
познавательное развитие
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ»
(знакомство с декларацией прав человека)

май

Развлечение
«В ПОИСКАХ  КЛЮЧА К ЗНАНИЯМ»

“Применение саказкотерапии в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста”

Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Особенностями формирующейся личности неразрывно связаны с направленностью мотивационной сферы, ценностными ориентациями, отношениями к предмету и социальному миру. Интерес к проблеме эмоционального развития ребенка в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире.

Подчеркивая значимость эмоциональных факторов в онтогенезе, Л.С.Выготский писал, что "жизненный путь личности - это история ее переживаний". Эмоциональный опыт современного ребенка, т.е. опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного эмоционального детского опыта - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности.

Создавая условия для развития конструктивного эмоционального развития ребенка в детском саду и в семье в период дошкольного детства, мы обеспечиваем основы для жизненной созидательной стратегии личности. В образовательном процессе детского сада должны быть созданы условия для активного освоения дошкольниками важнейших компонентов социального опыта: аксеологического (ценностного), познавательного, коммуникативного и поведенческо-деятельностного. Эти компоненты выражают ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях добра, справедливости, красоты, в ценностях своей семьи и детского сообщества. Окрашенные положительными чувствами ценности принимаются ребенком личностно и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими, основой для самооценки и чувства самоуважения.

Разнообразие эмоций и чувств, переживаемых дошкольником (интеллектуальных, моральных, эстетических) в процессе освоения социального опыта под руководством воспитателя должны обеспечить формирование общей гуманистической направленности поведения, основанном на признании самоценности каждой жизни и признания права каждого субъекта на позитивное самовыражение.

Эмоции определяют эффективность обучения, принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Один и тот же ребенок способен проявить себя по - разному в разных ситуациях. Поведение ребенка зависит от множества факторов.

Исследованием эмоций занимались Г.А. Фортунатов, П.К. Анохин, П.В. Симонов, Г.Х. Шингаров, Ф.В. Бассин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович.

Проблемы состоят в том: в связи с кризисными ситуациями в современном обществе у людей возникают экономические потребности. Удовлетворение этой потребности порождает особый стиль жизни. Часто можно встретить агрессивных, тревожных, но в тоже время замкнутых, с детьми низкой самооценкой. Гнев, злоба, месть разрушают общество. Однако подобный стиль жизни и взаимоотношений несообразен внутренней природе человека и поэтому приводит чаще всего эмоциональной нестабильности, "разбалансировки" чувств, стрессу. Неудача, потеря, разочарование либо озлобляет человека, либо заставляют задуматься о том, чему раньше уделялось незначительное внимание.

Одним из новых метод в современной практической психологии является метод сказкотерапии. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич – Евстегнеева и т.д.

 «ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»

Конспект занятия

с использованием элементов

сказкотерапии в старшей группе

Воспитатель: Майорова И.В.

Цели:

Формирование  позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, формирование положительных черт характера;

формирование благоприятных межличностных отношений, развитие разнообразных форм коммуникации; обогащение положительного эмоционального опыта;

развитие творческих способностей, познавательного интереса,  памяти, мышления, воображения, фантазии, эстетического вкуса;

развитие речи, обогащение активного словаря.

закрепление умения  детей передавать в аппликации  образы предметов и явлений действительности;

Ход занятия:

 Ведущий читает отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…»

Ведущий: Ребята, я прочитала вам  отрывок из поэмы  «Руслан и Людмила» великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. (показывает портрет).  Вам хорошо знакомо его творчество. Кто из вас назовет его произведения?

Ответы детей:

Ведущий: Ребята, стихотворение, которое я вам почитала, называется «У лукоморья дуб зеленый…». Само слово «лукоморье»  переносит нас в волшебную страну сказок.

(Звучит музыка – шум моря).

Ведущий:  Ребята, что  вам напоминают эти звуки?

Ответы детей:

Это звуки, издаваемые водой.

Это напоминает нам шум морских волн.                      

Ведущий: Действительно, это звуки моря. А знаете ли вы, кто живет в море?

Ответы детей:

В море живут различные рыбы.

В море растут водоросли, живут ракушки.

А еще в море обитают медузы, крабы, осьминоги, кальмары.

В море живут киты, дельфины, морские коньки, морские звезды.

Морские ежи, кораллы.

Ведущий: Молодцы. Вы хорошо знакомы с морскими жителями.

  А теперь я предлагаю вам превратиться в морских обитателей, оказаться в подводном царстве и поиграть в игру «Море волнуется раз…»

(Дети выходят на ковер, проводится игра).

Ведущий: Молодцы. Вы очень хорошо изобразили морских жителей. А теперь посмотрите, пожалуйста, сюда.  Что вы видите?

(сцена из «Сказки о  рыбаке и рыбке»)

Ответы детей: 

Здесь мы видим бабку и деда, они сидят на берегу моря.

Ведущий:  А что вам это напоминает?

Ответы детей: Это старик и старуха из сказки о золотой рыбке.

Ведущий: Совершенно верно, это сцена из «Сказки о рыбаке и рыбке». Кто автор этой сказки?

Ответы детей: Автор этой сказки Александр Сергеевич Пушкин.

Ведущий: Да, верно, эту сказку написал великий русский поэт Пушкин.

(Ведущий читает несколько строк из сказки):

«Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою  пряжу…»

Ребята, а какими были герои сказки?

Ответы детей:

Дед был добрым, трудолюбивым.

Бабка была сначала бедная, несчастная, а потом стала злая, сварливая, жадная, недобрая.

Бабка обижала деда, ей все было мало и мало.

А потом вместо того, чтобы поблагодарить рыбку, обидела и ее.

Ведущий: Ребята, а чем же закончилась сказка?

Ответы детей: Бабка осталась у разбитого корыта.

Ведущий:  Как вы думаете, почему так случилось?

Ответы детей: 

Потому что бабка была жадная, ей хотелось все больше и больше.

Потому  что  она обижала деда, рыбку не благодарила за добро.

А еще она была ленивая, хотела ничего не делать и быть владычицей морской.

Ведущий: Да, печальный конец в сказке Пушкина. А давайте представим себе, что жили старик со старухой всегда в мире и согласии и были счастливы. Небо над ними было голубое, море ласковое и спокойное. Навещала их золотая рыбка, и они были всегда ей очень рады. А вы хотите побывать на берегу моря и увидеть золотую рыбку?

Ответы детей: Да, хотим.

Ведущий:  Давайте сначала отдохнем перед дорогой.

(Звучит музыка)

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Потянуться! Улыбнуться!

И открыть глаза.

Всем понятно, что такое

Состояние покоя?

      Ведущий показывает рыбку.

Вот и золотая рыбка. Теперь я предлагаю вам почувствовать себя  маленькими волшебниками и создать для нашей рыбки подводное царство. Делать мы будет аппликацию. А по окончанию работы каждый из вас получит сюрприз.

     Звучит музыка, дети выполняют аппликацию, ведущий наблюдает за работой детей, помогает при затруднении. По окончании работы ребенок  кладет работу на ковер (коллективная работа)  и получает в подарок дары моря: ракушки (слушают шум моря), морские звезды, кораллы (рассматривают).

Ведущий: Какое спокойное синее море у нас получилось. И обитатели подводного царства спокойно передвигаются в воде среди зарослей зеленых водорослей. И оттого, что море мирное и спокойное, золотых рыбок стало много, все они такие яркие, красивые. В таком море и волны спокойные, они не спеша набегают на берег одна за другой. Давайте возьмемся за руки и представим, что мы волны спокойного, тихого моря. Когда я смотрю на ваши рисунки, я чувствую, что в этой волшебной стране торжествует победу добро. Старуха, увидев красоту морского мира, стала доброй  и спокойной. И у них со стариком царит мир и согласие. Старик также ловит свою рыбу, а добрая старуха прядет пряжу. И все хорошее только начинается, и вся сказка еще впереди.

 

   КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ С НЕЗНАЙКОЙ

Конспект занятия

с использованием элементов

сказкотерапии в средней  группе

Воспитатель: Гречкина С.В.


Цель: расширить представления детей об окружающем мире (о космосе).

 Образовательные задачи:

  1. учить детей простейшим обобщениям,
  2. закреплять умения  детей передавать в аппликации несложные образы предметов и явлений действительности,
  3. закрепить знания о том, что первым космонавтом был гражданин России – Юрий Гагарин,
  4. побуждать детей к совместной поисковой деятельности.

Развивающие задачи:

  1. развивать способность устанавливать простейшие связи,
  2. развивать у детей речь, мышление  и воображение,
  3. развивать умения детей взаимодействовать друг с другом,
  4. подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный человек.

Активизировать словарь: планета, созвездие, ракета, инопланетяне, Луна.

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать у детей умение слушать взрослых и  друг друга,
  2. воспитывать чувство сопричастности к жизни страны,
  3. воспитывать желание принимать участие в посильном труде.

Оборудование: модели планет; карта созвездий; плоскостная ракета из частей; скафандр, накидка, расшитая звездами; костюм Незнайки; материалы для аппликации на каждого ребёнка, записи mp3.

Предварительная работа:  беседа на тему “Космос”,  проведение занятия по аппликации на тему “Инопланетяне”;  знакомство с энциклопедией, книгами  о космосе;  изготовление поделок, альбомов, рисунков о космосе,  игровые ситуации (подвижные игры) «Звёздные ворота», «Курс на землю».

Ход занятия

 В группе оформлена тематическая выставка ко Дню космонавтики.

На выставке  портрет  первого космонавта Юрия Гагарина, поделки, книги, альбомы о космосе.

 Воспитатель беседует с детьми  (сидят   на ковре)

Вопросы беседы к детям

- Ребята, чей портрет мы видим?
- 12 апреля День Космонавтики. Это праздник, прежде всего космонавтов и тех, кто участвует в создании космических ракет. Кто такие космонавты?
- Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?
- А вы хотите полететь в космос? Почему?
- Какой вид транспорта поможет нам оказаться в космосе?
- А вы знаете, кто придумал первую ракету? (Конструкторы смогли сконструировать первый космический спутник. Сначала в космос полетели собачки, а потом и человек).

Чтение стихотворения
В небе звезды ярко светят,
Словно бусины, блестят.
Наш Гагарин – знают дети,
Раньше всех людей на свете.
Побывал у звезд в гостях
Вместе с нашей детворой,
Мы с веселою игрой
Познакомить вас хотим.
А давайте – ка, ребята,
Поиграем в космонавтов,
В космос все мы полетим.
Собираемся в полет,
Строим новый звездолет!

Раздаётся стук в дверь, входит Незнайка и при этом плачет.

 

Незнайка: Ребята у меня беда. Я хотел полететь на…Ну, вот, забыл. Знаю, только загадку про нее, отгадайте вместе со мной:

Ночь приходит – Она восходит.
В небе сияет - Тьму разгоняет.
(Луна)


- Да, на Луну хотел полететь, посмотреть, что там есть. Построил ракету, но она сломалась. Видимо, я не всё знаю, помогите мне. Давайте построим ракету вместе.

 Дети вместе с Незнайкой и воспитателем собирают плоскостную ракету из геометрических фигур.

Воспитатель: Теперь наша ракета готова к полёту. Ребята, хочется вам посмотреть поближе, что же там есть на Луне? Давайте туда слетаем.  А мы в этой одежде полетим? Почему нет? Что необходимо надеть для космического путешествия? Чтобы полет прошел удачно, вот вам всем по скафандру. Они вам помогут в полете. Итак, закрываем глаза и произносим заклинание:

 5, 4, 3,  в звездный космос полети.

Звучит космическая музыка.  Далее воспитатель рассказывает детям и Незнайке о том, что они наблюдают вокруг себя во время полета – планеты, звёзды, созвездия. 

Воспитатель: Наш маленький космический кораблик путешествует по вселенной. Сейчас мы пролетаем мимо звёздочек. Давайте остановимся и разглядим их  внимательно.

Дети  переходят  на другую половину групповой комнаты, где  находятся макеты планет, карта с созвездиями.

Ракета останавливается у макета с созвездиями.

Воспитатель:  Звездочки, некоторые очень яркие, другие совсем одинокие. Особенно маленькие собирались кучкой около звезды побольше  и постарше их. Ребята, посмотрите, летели мы в космос, а попали как будто в зоопарк!

Рассматривают созвездия.

Воспитатель: Каких животных вы видите?

 А вот эти созвездия вы можете увидеть прямо над вашим домом, когда совсем темно, называются они Большая медведица и Малая медведица. По легенде медведицы – заколдованные принцессы.

Игра «Космическая фантазия»

Воспитатель: Вы все звезды. Мы превращаемся с вами в одно созвездие. Возьмемся крепко за руки и изобразим его. А теперь встанем широко-широко, чтобы почувствовать, что мы все вместе составляем одно целое и каждый в этом созвездии очень важен.

Воспитатель: Полетели дальше?  И вот появилась планеты.  Давайте подлетим к ним, чтобы разглядеть их тоже.

Воспитатель рассказывает детям и Незнайке о планетах, используя  макеты.

Воспитатель: Как много интересного в этом мире!  Внимание, дети, приготовьтесь, прилуняемся!

 Дети видят перед собой столы с заранее приготовленными материалами для индивидуальной аппликации «Ракета». Проводится аппликация с  использованием технологической  карты  «Ракета».

Незнайка: Ура! Ребята теперь у каждого из нас есть своя ракета, на которой мы можем вернуться обратно домой.

Все участники лётной экспедиции возвращаются домой на своих ракетах.

 Анализ, оценка

Дети отвечают на вопросы воспитателя по теме занятия.
Незнайка награждает ребят космическим сюрпризом в благодарность за хорошие ответы и аппликационные работы.

Сказка ложь, да в ней намек.

Конспект занятия

с использованием элементов

сказкотерапии в подготовительной  группе

Воспитатель: Храброва Г.А.

Цель: развитие речи детей дошкольного возраста через соприкосновение со сказками разного жанра.

Задачи:

  1. Обогащать и активизировать словарь детей по теме "Сказки"; расширять кругозор, используя сказки разных жанров.
  2. Развивать связную речь, внимание, логическое мышление, координацию речи с движениями.
  3. Повышать интерес детей к сказкам, используя занимательные вопросы и игры; воспитывать чувство сопереживания, желание помочь товарищу.

Девиз команды "Золотой ключик":

Вот и ключик золотой -
Не разлей нас всех водой.
Любим книжки мы читать,
Все на свете узнавать.

Девиз команды "Звездочка":

Мы команда хоть куда.
Мы пришли сейчас сюда.
Будем в КВН играть
И как звездочки блистать.

Конкурс "Разминка"

Команда получает 1 балл за каждый правильный ответ (максимум - 8 балов). Вопрос задается конкретному игроку, а не всей команде.

Команда "Звездочка"

- Девушка, которая очень хотела поехать на бал.
- Мальчик, которого вырастила стая волков.
- Младший сын царя.
- Хозяйка избушки на курьих ножках.
- Кого поймал старик неводом в море?
- Девочка из снега.
- Кто сделал Буратино?
- Подруга Буратино?

Команда "Золотой ключик"

- Кого спасла ласточка от крота и мыши?
- Домик, где живет мышка - норушка, лягушка - квакушка.
- Женщина, от которой сбежала грязная посуда.
- Человек огромного роста.
- У кого смерть на конце иглы?
- Деревянный мальчик.
- Девочка с голубыми волосами.
- Грустный герой.

2. Конкурс "Зашифрованная сказка" (по ТРИЗу)

Команда "Золотой ключик"

Три поросенка
Теремок
Волк и семеро козлят

Команда "Звездочка"

Колобок
Репка
Курочка Ряба

3. Конкурс капитанов

Капитаны должны угадать сказку по некоторым предметам.

Команда "Звездочка"

- В какой сказке старик закидывал невод в синее море? ("Сказка о рыбаке и рыбке")
- В какой сказке мы можем встретить цветок, ореховую скорлупу, лепесток розы в виде лодочки? ("Дюймовочка")
- В какой сказке есть белка, которая грызет орешки с золотыми скорлупками? ("Сказка о царе Салтане:")
- В какой сказке девушка потеряла туфельку? ("Золушка")

Команда "Золотой ключик"

- В какой сказке девочка несет пирожок и горшочек масла? ("Красная шапочка")
- В какой сказке герои построили три домика? ("Три поросенка")
- В какой сказке есть домик, где живет много зверей? ("Теремок")
- В какой сказке делали головку сыра, но поровну не получалось? ("Два жадных медвежонка")

Рекламная пауза

(Музыкальная игра по выбору педагога)

4. Конкурс "Сказка ложь, да в ней намек"

Задание дается команде. Пословицы написаны на карточках.

Команда "Золотой ключик"

"Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала". [2, с. 12] Л.Н. Толстой

Пословицы:

"Куй железо, пока горячо".

"За краюшкой погонишься - каравай потеряешь".

Команда "Звездочка"

"У одного человека жили осел и лошадь. шли они по дороге; осел сказал лошади: "Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного". Лошадь не послушалась. Осел упал от натуги и умер. Хозяин как наложил все с осла на лошадь, да еще и шкуру ослиную, лошадь взвыла: "Ох, горе мне, бедной, горюшко мне несчастной! Не хотела я немножечко ему подсобить, теперь вот все тащу, да еще и шкуру". [2, с. 4]

Л.Н. Толстой

Пословицы:

"На вкус и цвет товарища нет".

"Сделал худо, не жди добра".

5. Конкурс "Собери словечко"

Максимальная оценка - 5 баллов.

Два человека от команды выходят на середину зала и из букв собирают название сказки.

Команда "Золотой ключик" - Т е р е м о к

Команда "Звездочка" - К о л о б о к

Конкурс "Узнай сказку"

(по сказкам А.С. Пушкина и К.И. Чуковского)

Команда "Звездочка": сказки К.И. Чуковского

"И прибежала зайчиха
И закричала: Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай".
("Айболит")

"Кому велено чирикать -
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать -
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!"
("Путаница")

"А на нем, а на нем,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит.
И товарищам кричит:
"Уходите, бегите, спасайтесь".
("Федорино горе")

"Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку та бежать
И вприпрыжку под кровать!"
("Мойдодыр")

Команда "Звездочка": сказки А.С. Пушкина

"И соседи присмирели,
Воевать уже не смели.
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!"
("Сказка о золотом петушке")

"Вот царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей".
("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях")

"Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воют и воют".
("Сказка о рыбаке и рыбке")

Команда "Золотой ключик": сказки К.И. Чуковского

"Бабочка - красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?"
("Муха - Цокотуха")

"Он рычит и кричит,
И усами шевелит:
"Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую".
("Тараканище")

"И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
"Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!"
("Федорино горе")

"А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне галоши,
И мне, и жене, и Тотоше". ("Телефон")

Команда "Золотой ключик": сказки А.С. Пушкина

"Ты, бесенок, еще молоденок,
Со мной тягаться слабенок,
Это было бы лишь времени трата
Обгони-ка сперва моего брата".
("Сказка о попе и его работнике Балде")
"Пошел он ко своей землянке,
А землянке нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
И кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает".
("Сказка о рыбаке и рыбке")

"Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему".
("Сказка о царе Салтане:")

Конкурс для болельщиков

С болельщиками проводится физминутка. За это их команде присуждаются дополнительные баллы. Максимальная оценка - 5 баллов.

Команда "Золотой ключик"

(Дети выполняют движения соответственно тексту)

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в сторону развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик наш достать,
Надо на носочки встать.

Команда "Звездочка"

Три медведя шли домой.
Папа был большой - большой.
Мама чуть пониже ростом,
А сынок - малютка вовсе.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил:
Дзинь, дзинь, дзинь.

(Дети имитируют движения 
большого медведя, 
чуть поменьше и самого 
маленького, приседая; 
выполняют движения 
соответственно тексту)

Домашнее задание

Каждая команда по цепочке пересказывает "Разноцветную сказку" Н.В. Нищевой. Максимальная оценка - 5 баллов.

Команда "Звездочка" пересказывает "Красную сказку".

Красная сказка

Наступило лето. На лесной опушке выросли рядом КРАСНЫЙ мухомор и КРАСНАЯ земляника.

- Ты только взгляни, какой я видный и красивый! - говорил мухомор. - А тебя заметить трудно, уж очень ты мала и неказиста. И голос у тебя чуть слышный.

- Но я ведь вкусная и очень сладкая, - отвечала земляника. (А голос то у нее и, правда, был совсем тихий, еле слышный.) - И еще я очень полезная, - прибавила она уже шепотом. И еще сильнее покраснела, потому что не любила хвастаться.

- Может, и я очень сладкий, очень вкусный и очень полезный! - рассердился мухомор и гордо задрал вверх КРАСНУЮ шляпу с белыми крапинками.

Тут на лесную опушку прибежала девочка в КРАСНОМ сарафане с КРАСНЫМИ кармашками.

- Ой! - воскликнула она. - Земляника! Уже поспела! А какая КРАСНАЯ!

Она присела на корточки, сорвала ягоду.

"Ну, - подумал мухомор, - сейчас она и меня увидит!"

Девочка и правда увидела мухомор. Поморщилась:

- Ядовитый гриб! Мама не велит такие даже руками трогать.

И пошла дальше искать КРАСНЫЕ ягоды лесной земляники.

Команда "Золотой ключик" пересказывает "Желтую сказку".

Желтая сказка.

Однажды девочка пошла на полянку за цветами. Солнце было ЖЕЛТОЕ, веселое, теплое. Кое-где из земли вылезли травинки, но цветов еще не было. Девочка посмотрела и сказала:

- Солнышко, солнышко, ведь уже весна, я надела свое ЖЕЛТОЕ пальто с ЖЕЛТЫМ капюшоном, почему же нет ни одного цветка?

- Сейчас будут, - ответило солнце, и кинула на солнечный пригорок вместе со своими лучами пригоршню ЖЕЛТЫХ цветов. Лепестки этих цветов топорщились, как ЖЕЛТЫЕ лучи.

- Знаешь, как они называются? - спросило солнце у девочки.

- Знаю, - ответила девочка. - Одуванчики!

Солнышко улыбнулось.

- А вот и нет! Они называются мать-и-мачеха. Это самые первые весенние цветы. Даже листьев у них нет. Только сами цветы теплятся на пригорке.

- Они злые, эти цветы? - спросила девочка. - Ведь в сказках все мачехи злые.

- Нет, - ответило солнце. - Мать-и-мачеха - добрый цветок.

Просто листья у него такие: одна сторона теплая, мягкая, как руки твоей мамы. А другая - холодная и блестящая.

- Как у мачехи из злых сказок, - подсказала девочка.

Солнце засмеялось и кинуло на пригорок еще одну горсть ЖЕЛТЫХ цветов.

Конкурс для родителей

Вопросы на смекалку и логическое мышление. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Команда "Золотой ключик"

- На веревке завязали 5 узлов. На сколько частей узлы разделили веревку? (на 6 частей).

- Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (под мокрым)

- 1 яйцо варится 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (тоже 4 минуты).

- Что свое с земли не поднимешь? (тень).

- Деталь самолета, взятая у птиц? (крыло).

Команда "Звездочка"

- Термометр показывает 3 градуса мороза. Сколько градусов покажут 2 таких термометра? (тоже 3 градуса).

- Как можно пронести воду в решете? (заморозить).

- Где не найти сухого камня? (в воде).

- На столе стояло 3 стакана с ягодами вишни. Костя съел ягоды из одного стакана. Сколько стаканов осталось? (3 стакана)

- Ледяная глыбина, которая плавает в океанах, пока не растает. (Айсберг)

«Путешествие на ковре-самолёте»

Конспект занятия

с использованием элементов

сказкотерапии в подготовительной

к школе группе.

Музыкальный руководитель:

Литцева Вероника Эдуардовна

Цели занятия:

  1. Расширять знания детей о сказках; развивать связную речь, тренировать память.
  2. Учить двигаться легко и выразительно в соответствии с характером музыки. Учить самостоятельно ориентироваться в пространстве.
  3. В ходе игры создавать радостное настроение. Следить за осанкой детей, добиваться подтянутости, внутренней собранности.

Ход занятия

Вход детей под «Марш» муз. из балета «Конёк-горбунок»

Муз. рук. Дети, я приглашаю вас в «Страну сказок». Но, чтобы туда отправиться, нам нужен транспорт.

- На каком транспорте вы хотите попасть в волшебную страну сказок?

Ответы детей

- Сегодня мы полетим в сказочную страну на ковре-самолёте (Показывает картину В.И. Васнецова « Ковёр-самолёт»)

- У меня в руках волшебная кисточка. Стоит только дотронуться до картины и она оживёт.

- Рассаживайтесь поудобнее на нашем сказочном транспорте.

Звучит М. Глинка «Ноктюрн ми-бемоль мажор» (1)

Арт-терапевтические упражнения

- Закройте глаза, представьте, что вы летите на ковре-самолёте. До кого я докоснусь волшебной кисточкой, ответит на мой вопрос.

- Ирина, что ты видишь вокруг себя?

- Лена, тепло тебе или холодно?

- Дима, ты хочешь взлететь выше, или опуститься на землю?

Игра»Удержись на ковре-самолёте

 Муз. рук. Мы знаем, что звуки бывают высокие и низкие. Наш ковёр-самолёт то набирает высоту, то снижается, но лететь сейчас он будет очень быстро.

- Я предлагаю вам слушать музыку с закрытыми глазами и движением рук «вверх» или «вниз» изобразить высоту полёта согласно музыке.

Звучит «Полёт валькирий» Р. Вагнера (2)

Упражнение- этюд «Облака»

Звучит «Вальс» А. Н.Скрябина (3)

Муз. рук. Представьте себя лёгкими, прозрачными облаками, плавно плывущими по небу. В тихую погоду облака плывут медленно, но вдруг налетел ветер и понёс облака по небу, потом закружил их и собрал в большую грозовую тучу. Прошёл дождь, туча распалась на маленькие облачка, которые разлетелись в разные стороны и небо стало ясным и солнечным.

Муз. рук. А теперь давайте превратимся в облака и поплывём по небу. Кто попробует?

Снова звучит «Вальс» А. Н.Скрябина

Дети выполняют этюд « Облака» с помощью пластических движений рук и тела

Игра-импровизация на музыкальных инструментах «Облака»

Муз. рук. Дети, давайте попробуем нарисовать музыкальную картину «Облака» с помощью музыкальных инструментов.

- Как вы думаете, с помощью каких инструментов можно изобразить можно изобразить лёгкие и прозрачные облака?

- А грозовые тучи?

- Какими музыкальными инструментами можно проиграть дождь?

- А сильный ливень?

Ответы детей.

Муз. рук. А сейчас наш ковёр-самолёт будет пролетать низко над землёй. Появляется слайды извергающего вулкана

Смотрите внимательно, что видите?

Дети: горы

Муз. рук. Это королевство короля Жарких гор.

Муз. рук. Как вы думаете, какое рукопожатие у короля Жарких гор?

Дети: Тёплое, горячее, огненное…

Муз. рук. Давайте потрогаем свои ладошки. Чьи ладошки понравятся  хозяину Жарких гор? Чьи ладошки самые горячие?

А какое дыхание у короля Жарких гор?

Ответы детей

Муз. рук. Давайте, отнесём ладошки подальше от себя, сложим губы трубочкой  и подуем на них. Какое дыхание получилось – горячее или холодное?

Дети: Холодное

Муз. рук. А теперь поднесём ладошки близко-близко к губам и подышим на них. Теперь какое дыхание получилось?

Ответы детей

Муз. рук. Чтобы понравиться королю Жарких гор, те – у кого ладошки холодные –согрейте их своим дыханием.

Дети выполняют задание

Муз. рук. Как вы думаете, что любит король Жарких гор?

Дети: Огонь, горячий чай,  всё тёплое….

Муз. рук. Давайте придумаем подарок для хозяина Жарких гор. Что мы можем ему подарить?

Ответы детей

Муз. рук. Мы придумаем и подарим ему «Танец огня». Какими движениями можно передать огонь?

Дети: Быстрыми, порывистыми, стремительными….

Муз. рук. Кто попробует придумать танец?

Дети по-очереди пробуют импровизировать танцевальные движения.

(Звучит « Танец с саблями» А. Хачатуряна)

(Муз. рук. анализирует творчество детей)

Муз. рук. А наш ковёр - самолёт летит дальше. Мы продолжаем наш полёт. И вот мы уже видим другой пейзаж.  Что это?

Дети: горы

Муз. рук. Похожи они на те, что мы пролетали. В чём их различие?

Ответы детей

Муз. рук. Если мы приземлимся и прогуляемся  в этих горах, как вы думаете, с нами ничего не случится? Подумайте внимательно!

Дети: Мы здесь замерзнем, ведь мы легко одеты.

Муз. рук. Да, ребята, мы пролетаем над владениями короля Ледяных гор. Как вы считаете, что он любит?

Ответы детей: холодный ветер, мороженое, холодное молоко, снег….

Муз. рук. А какое дыхание у короля Ледяных гор?

Муз. рук. Чтобы понравиться хозяину ледяного королевства, проверьте свои ладошки. Те из вас, у кого ладошки горячие – охладите их с помощью дыхания.

Муз. рук. Давайте придумаем подарок для короля Ледяных гор. Что мы можем ему подарить?

Ответы детей

Муз. рук. Давайте сочиним и подарим для него музыку! Какими музыкальными инструментами можно передать ледяное пространство королевства? Кто попробует?

Дети по-очереди выбирают музыкальные инструменты и пробуют импровизировать простейшие мелодии.

(Муз. рук. анализирует игру детей)

Муз. рук. Внимание, наш полёт походит к концу, мы идём на снижение.

Звучит М. Глинка «Ноктюрн ми-бемоль мажор»

Вот мы и приземлились. Но мы знаем, что как только захотим, ковёр-самолёт доставит нас в любую сказку, только для этого надо выполнить одно условие: нарисовать одного из героев наших  сказочных королевств. О каких героях идёт речь?

Ответы детей: О короле Жарких гор и о короле Ледяных гор

Муз. рук. Это будет вашим домашним заданием. А я прощаюсь с вами до следующего путешествия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ для педагогов МДОУ «ЦЕННОСТЬ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»

«Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками. Для других – форма корр...

Развитие связной речи и личности дошкольника посредством сказкотерапии

Целью данной консультации является применение метода сказкотерапии педагогом в ролевых играх дошкольников, где дети учатся говорить грамматически правильно....

«Многоаспектное развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии» Консультация для воспитателей

Актуальность темы определяется необходимостью внедрения в дошкольном образовательном учреждении воспитания и образования, нацеленного:- на систематизацию знаниЙ, стимулирующих развитие познавательных ...

Долгосрочный проект «Развитие творческой личности ребёнка посредством нетрадиционных техник рисования»

В проекте представлена разработанная система работы на четыре года, по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества, в процессе экспериментирования с разнообразным художественным...

«Развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии» Консультация для родителей

laquo;Развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии» Консультация для родителей...