«Воспитание творчески активной, самостоятельной личности ребёнка посредством вовлечения его в кружковую работу»
материал

Кудря Татьяна Владмировна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_seminaru_s_redaktsiey.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

 «Воспитание творчески активной, самостоятельной личности ребёнка посредством вовлечения его в кружковую работу»

«Дошкольный возраст уникален,

ибо как сформируется ребенок,

такова будет и его жизнь именно

поэтому важно не упустить этот

период для раскрытия творческого

потенциала каждого ребенка»  

Светлана Ивановна Гин

Слайд 1 

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основных принципов является - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. В нашем дошкольном учреждении, этот принцип положен в основу модели по организации кружковой деятельности с детьми 3 - 7 лет.

Грамотно организованная система кружковой способствует созданию индивидуальности, привлекательности, конкурентоспособности образовательного учреждения.

Слайд 2

Прежде всего при организации кружковой деятельности детей мы учитывали:

  • интересы детей и пожелания их родителей;
  • добровольность выбора;
  • возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;
  • необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
  • понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на её основе;
  • необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
  • нормы нагрузки на ребёнка.

Слайд 3 

На последнем майском педсовете 2021 года было принято решение организовать подготовительную работу по внедрению кружковой деятельности в детском саду. На начальном этапе нами были изучены потребности детей и родителей в кружковой работе (в этом нам помогли анкетирование родителей и система «Навигатор»).  Результаты мониторинга вы можете видеть на экране.

Дети посещают в кружки по разным причинам. В первую очередь это желание родителей, осуществить, свои нереализованные в детстве потребности.

Слайд 4

Мотивы, которые привели детей в кружок, пока ещё временные, неустойчивые. Для того чтобы судить о соответствии интересов способностям воспитанников, нужно время для осознания: удовлетворяются ли духовные потребности в выбранном виде деятельности, нужен опыт конкретной деятельности.

Слайд 5

Таким образом, мы увидели высокую заинтересованность родителей в физическом развитии своих чад. И это хорошо. Однако, нас огорчило, что родители не считают нужным и важным развивать детей в речевом направлении, а что еще важнее учить ребенка коммуницировать с окружающими. Обратите внимание на диаграмму «Социально – коммуникативное развитие» - 0.

Слайд 6

Для общего представления, хочу представить вашему вниманию перечень организаций дополнительного образования города Феодосия, которые пользуются у родителей особым вниманием и спросом.

Слайд 7

На втором этапе наши педагоги определились с перечнем кружков, которые были интересны детям, и родителям, и, конечно, педагогам. Исходя из запросов детей и родителей, мы получили следующее… слайд 7

Вы вполне, законно можете сейчас задать вопрос: «А, где же социально- коммуникативное направление?..» Отвечу. Мы выстроили программы каждого кружка и планирование к ним таким образом, чтобы данное направление прошло в них красной нитью.

Слайд 8

Основными формами обучения и развития детей в кружках:

• фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребёнка);

• занятия-инсценировки;

• занятия-путешествия;

• занятия-игры;

• познавательно-досуговые занятия: экскурсии, дидактические игры, развлечения;

• соревновательные: соревнования, тренировки, упражнения, игры;

• контрольно-диагностические: беседы, дискуссии, викторины;

• научно-исследовательские: опыты, наблюдения, эксперименты;

• нетрадиционные: домашнее задание, моделирование.

Слайд 9

Итак, теперь детальнее о работе кружков в нашем детском саду. Пожалуй, один из самых интересных и загадочных – это театральный кружок «Петрушка».  Если в детском саду есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество.

Мы знаем, что дети начинают познавать мир и осваивать правила и законы взрослых через ролевые игры, поэтому именно игру, как главный вид детской деятельности, можно рассматривать в качестве импровизированных театральных постановок, в которых кукла или сам ребёнок имеет свои реквизит, игрушки, мебель и др.

Здесь ребёнку предоставляется возможность попробовать себя в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться.

Слайд 10

Работа театрального кружка позволила помочь детям раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества, а также повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений), что в будущем поможет детям быть более успешными в школе.

Слайд 11

Программы кружков «Очумелые ручки» и «Ловкие пальчики» предполагают решение следующих задач:

  1. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
  2. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.   
  3. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.

    4. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.

    5. Формировать художественный вкус.

    6. Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.

   

Слайд 12

В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина.

Слайд 13

Спектр используемых материалов широк:

- Пластилин

- Крышки от майонезных банок

- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов

- Яйца «Киндер - сюрприза»

- Сухие листья

- Коряги, шишки, жёлуди, мох

- Семена растений

- Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон

- Вата

- Скорлупа яиц

- Перья

- Галька

-Фольга

-Клей, краски и т.д.

Слайд 14

Продуктивный вид деятельности позволил нам:

  • сформировать креативное мышление воспитанников, способности ребят, умения последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами;
  • развить у детей интерес к дизайнерскому искусству.

Педагоги отметили, что у детей появилась усидчивость, проявилась старательность в работе, развились трудовые умения. Ребята научились работать вместе: коммуницировать друг с другом, уступать, договариваться о совместной работе.


Слайд 15

Кружок «Королева Иголочка».

Многие из вас знают мою искреннюю и достаточно продолжительную любовь к вышивке. И я очень рада, что в нашем саду нашелся мой единомышленник. Это достаточно кропотливый труд, требующий внимания, усидчивости и не малых умений и навыков.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - 6-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением старшими дошкольниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Слайд 16

Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз, лицевая - изнаночная. Обучение показало эффективность этого труда, что принесло пользу к концу учебного года, кисти пальцев стали более ловкими, точными.

У детей достаточно быстро сформировались навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения.

Слайд 17

В детском саду работают три речевых кружка:

«Говорушки» - группа раннего возраста.

«Веселый язычок» - младшая группа.

«Говорим правильно» - старшая группа.

Казалось бы, направление одно и цель одна – научить говорить правильно, но задачи разные… Давайте, коротко рассмотрим.

В раннем возрасте главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы, пальчиковые игры, стихи детских писателей.

В процессе заучивания стихов обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон.

Слайд 18

Задачи кружка «Веселый язычок» сформировались в связи с актуальностью проблемы нарушений произносительной стороны речи дошкольников. Данное речевое нарушение подразумевает обращение родителей к специальной логопедической помощи.

Программа нашего кружка отвечает актуальным запросам участников образовательного процесса и позволяет четко и своевременно корректировать развитие артикуляционной моторики детей, реагировать на любые речевые изменения.

Слайд 19

Кружковая работа по речевому развитию в старшем дошкольном возрасте предполагает реализацию следующих задач:

  • пополнение словарного запаса ребенка, развивая грамматический строй речи;
  • оказание помощи детям в развитии и осмыслении речевой практики, для овладения ими навыков общения;
  • организация активной речевой деятельности, в которой дети будут применять полученные знания;
  • развитие чувства уместности высказывания;
  • развитие творческого воображения, фантазии в речевых высказываниях;
  • воспитание внимания той стороны речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.

Забегу немного вперед, в этом учебном году детский сад реализовывал долгосрочный проект «Юля» пишет книгу». Это будет уже третье издание книги. На сегодняшний день творческие материалы уже собраны, идет работа над формированием и подготовкой их к печати.

Так вот, этот проект показал, насколько велик творческий потенциал детей, насколько разнообразны и интересны речевые обороты у детей. Скажу честно, многие дети приятно удивили.

Слайд 20

Кружок «Игралочка для детей» с использованием Блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Знаю, что многие сады используют этот дидактический материал. Думаю, вы согласитесь со мной, что подобная методика уже проверила себя на практике. Мы убедились, что она (методика) способствует развитию воображения, творческих способностей, способностей к моделированию и конструированию, развивает наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, координацию движений, речь ребенка. В речи наши дети начали использовать более сложные грамматические структуры предложений на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов.

Слайд 21

 Физическое развитие дошкольников – это основная составляющая образовательной деятельности в дошкольном детстве.

Под воздействием упражнений на степ – платформе улучшается функция сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряд других физиологических процессов, таких как, профилактики плоскостопия и нарушений осанки.

Такое оптимальное сочетание позволяет нам решать не только задачи по физическому воспитанию, но и развивать координацию движений и речь.

У детей, занимающихся по оздоровительной программе, были отмечены повышение адаптивных возможностей организма, благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям (музыкальное сопровождение, желание сформировать красивую фигуру, быть здоровым и бодрым).

Слайд 22

Пожалуй, самый красивый и грациозный – это кружок «Хореография». Долго на нем останавливаться не буду. Вы все прекрасно знаете, что соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми.

На занятиях танцевального кружка дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся красиво и правильно двигаться под музыку. В кружке воспитывается коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формируется эмоциональная культура общения. Развивается фантазия, которая в свое время побуждает развитие творческих навыков.

Слайд 23

Ну и под конец, наша «изюминка» - это кружок «Веселый оркестр».

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на детских музыкальных инструментах. И как правило, временной отрезок занятий не позволяет педагогу уделить должное внимание этому виду деятельности. Поэтому, мы решили выделить его в кружковую форму работы.

Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо». Ведь, для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Но главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции.

Слайд 24

При всем многообразии кружков, требования к их организации едины.

Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.

Организуется в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу Учреждения.

Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 2 до 7 лет.

Деятельность кружков проводится в группе, исследовательской лаборатории, музыкально-физкультурном зале, в зависимости от темы и образовательных задач.

Руководители кружков предоставляют отчеты о результатах деятельности кружка на заседании итогового педагогического совета.

Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц, т.е. 1 раз в неделю во 2 половине дня.

Слайд 25

Классификация программ

Образовательные программы кружков можно классифицировать следующим образом:

а) по целевому назначению

общекультурные- программы, целевое назначение которых -  общее разностороннее развитие кружковцев;

углубленные - программы, обеспечивающие общее разностороннее развитие и формирование теоретических знаний, и практических навыков в определенной области образования и деятельности;

б) по содержанию и видам деятельности

профильные (многопрофильные) – программы, содержащие соответственно одну или несколько образовательных областей;

 комплексно-интегрированные – программы, которые предполагают интеграцию различных образовательных областей, их взаимосвязь и взаимодополнение в достижении единой образовательной цели;

в) по степени авторства

типовая – программа, утвержденная Министерством образования в качестве примерной в той или иной образовательной области или направлении деятельности;

индивидуальная – программа, разработанная на основе типовой и измененная с учетом собственного опыта работы, видения предмета, но не затрагивающая основ традиционной структуры занятий, концептуальных основ образовательного процесса;

экспериментальная – программа, в содержании которой заключен педагогический эксперимент. Ее целью является изменение содержания организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение и внедрение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.

авторская – программа, разработанная индивидуально или коллективно на основе оригинального замысла и собственного педагогического опыта, не имеющая аналогов в системе внешкольного воспитания и обучения;

г) по сроку реализации

краткосрочные – программы, тематических спецкурсов, рассчитанные на срок менее 1 учебного года;

одногодичные – программы, рассчитанные на 1 год обучения;

долгосрочные – программы, рассчитанные на несколько лет обучения, но не более 6 лет;

д) по особенностям развития

общие – программы, ориентированные на широкий контингент кружковцев;

специальные – программы, ориентированные на особенности развития кружковцев:

- для одаренных и талантливых;

- для детей с особенностями психофизического развития.

Слайд 26

Программа включает в себя следующие разделы:

  1. Титульный лист
  2. Содержание
  3. Пояснительная записка, куда входят принципы, цели и задачи

 

!!! Если образовательная программа кружка рассчитана на несколько лет обучения, то цели и задачи ставятся на каждый год обучения.

  1. Организационные условия реализации программы

В этом разделе необходимо указать:

  • особенности группы детей (возраст, уровень развития и образования, круг интересов и т. д.);
  • общее количество часов;
  • периодичность и продолжительность занятий;
  • нормы наполняемости группы;
  • организационные формы (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), необходимо аргументировать выбранную организационную форму;
  • санитарно-гигиенические нормы, нормы пожарной безопасности;
  • ресурсное обеспечение (материально-техническое).
  1. Учебно-тематический план

Учебно-тематический план представляет собой таблицу с перечислением основных разделов курса, в той последовательности, в которой они будут изучаться. В таблице также указывается количество часов на каждый раздел (общих, теоретических, практических).

№ п/п

Блок

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

!!! Если программа рассчитана на несколько лет обучения, учебно-тематический план составляется на каждый год. Если тематика курса для каждой группы разная, учебно-тематический план составляется отдельно для каждой группы.

  1. Содержание программы

Содержание занятий

Блок

Тема, форма занятия

Материал

Методы и приемы

План занятия

Содержание программы – основная часть документа, в которой раскрывается содержание курса, приводится краткое изложение разделов программы согласно учебно-тематическому плану с указанием видов практической работы.

!!! Как и учебно-тематический план, содержание программы расписывается на столько лет обучения, насколько рассчитан курс обучения.

  1. Прогноз результативности

Прогноз результативности – ожидаемый результат по итогам завершения обучения.

!!! Если образовательная программа рассчитана на несколько лет обучения, то прогноз результативности расписывается на каждый год обучения!

  1. Методические условия реализации программы

Методические условия реализации программы – раздел образовательной программы, который включает строго последовательное и системное описание обстановки, условий, точное создание которых позволяет осуществлять эффективный учебно-воспитательный процесс. Здесь указываются типы занятий, формы, методы, приемы, педагогические технологии и т.д.

!!! В этом разделе необходимо не просто перечислить все используемые в учебно-воспитательном процессе технологии, формы и методы, а подробно их описать, указать, когда, в каких случаях, при каких обстоятельствах и на каких этапах обучения их целесообразно использовать.

  1. Литература

В качестве приложения к программе идут диагностические карты, анализ мониторинга за год.

Слайд 27

В заключение хочу обратиться к вам словами британского педагога и философа 17 века Джона Локка: «Учите ребенка главным образом тому, что может быть ему полезно в жизни, сообразно карьере, которая ему предстоит».
                               

Слайд 28

Укажите плюсы и минусы кружковой деятельности с точки зрения ребенка.

Укажите плюсы и минусы кружковой деятельности с точки зрения родителя.

Укажите плюсы и минусы кружковой деятельности с точки зрения педагога.

Итак, преимуществ значительно больше!

Занятие, даже самые удачное, имеет один недостаток: оно спрессовано во времени и не допускает отвлечений, даже когда дети остро интересуются каким-либо вопросом, так как есть установленный план.  Другое дело - дополнительные занятия, в которых педагог не связан жесткими временными и плановыми рамками.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многоаспектное развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии.

Актуальность темы определяется необходимостью внедрения в дошкольном образовательном учреждении воспитания и образования, нацел...

Доклад «Личностно-ориентированный подход в воспитании творчески активной личности»

Доклад «Личностно-ориентированный подход в воспитании творчески активной личности»...

Доклад в рамках проведения областного методического семинара «Формирование личности ребенка через художественное творчество. Опыт кружковой работы МОУ Прогимназии № 58»

В статье представлены материалы доклада на областном методическом семинаре ГБОУ ВПО АСОУ (в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа») «Формирование личност...

Консультация для родителей."Воспитание творчески активной личности"

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконрав...

«Многоаспектное развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии» Консультация для воспитателей

Актуальность темы определяется необходимостью внедрения в дошкольном образовательном учреждении воспитания и образования, нацеленного:- на систематизацию знаниЙ, стимулирующих развитие познавательных ...

Долгосрочный проект «Развитие творческой личности ребёнка посредством нетрадиционных техник рисования»

В проекте представлена разработанная система работы на четыре года, по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества, в процессе экспериментирования с разнообразным художественным...

«Развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии» Консультация для родителей

laquo;Развитие личности ребёнка посредством сказкотерапии» Консультация для родителей...