Доклад в рамках проведения областного методического семинара «Формирование личности ребенка через художественное творчество. Опыт кружковой работы МОУ Прогимназии № 58»
статья на тему

В статье представлены материалы доклада на областном методическом семинаре ГБОУ ВПО АСОУ (в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа») «Формирование личности ребенка через художественное творчество. Опыт кружковой работы МОУ Прогимназии № 58». В статье изложены методические подходы при организации кружков, творческих объединений и парциальных программ и практический опыт их внедрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_gordeeva.doc65.5 КБ
PDF icon prezentatsiya_gordeeva_podolsk.pdf1.79 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ВПО АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТСТВА

КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МАОУ ДОД МЕДВЕЖЬЕ-ОЗЕРСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ЩМР МО

МАОУДОД ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ П. СВЕРДЛОВСКИЙ ЩМР МО

Доклад в рамках проведения областного  методического семинара

(в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа»)

Гордеевой Ю.А. 

зам. директора МОУ прогимназии №  58

г. Подольск, МО

 «Формирование личности ребенка через художественное творчество. Опыт кружковой работы МОУ Прогимназии № 58»

      Слайд 2.

     Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития личности ребенка. В дошкольном детстве формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее.

      Слайд 3.

      В настоящее время возросла актуальность творческой деятельности как фундамента для развития личности дошкольника.

      В нашем  МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия № 58 г. Подольска одним из приоритетных направлений развития является художественно-эстетическое.

      Слайд 4.

     Наша творческая группа на протяжении ряда лет работает над   проблемами развития эстетического восприятия,  воображения, творческого мышления, изучением и внедрением разнообразных техник и технологий, способствующих развитию творческих способностей детей,  дополняя традиционные программные занятия  кружковой работой. В настоящее время   педагогами созданы, апробированы  и успешно внедряются   программы:

     Слайд 5.

1.«Ступеньки к творчеству» (Программа развития творческих способностей приемами ТРИЗ и РТВ), разработанная под руководством директора МОУ прогимназии № 58 к.п.н. Л.М. Курбатовой. Направлена на развитие общей одаренности личности ребёнка, обязательными компонентами которой является развитие творческого мышления (дивергентного, диалектического, эвристического, изобретательского, гибкого, беглого, оригинального), творческого воображения и активности личности. Каждое занятие состоит из ряда игр как на развитие мышления, так и на развитие воображения, с тем чтобы правое и левое полушария мозга развивались и формировались сбалансировано. (Внедряют программу воспитатель высшей категории Козлова Т.Н., воспитатель 1 категории Думенко С.В., воспитатель 1 категории Артемьева А.В.)  

Слайд 6.

2.  Программа «Фантазия»   (изобразительное творчество для детей старшего дошкольного возраста) Авторы программы: воспитатель высшей категории Рузаева Т.Н., заместитель директора по ВМР и педагог дополнительного образования Гордеева Ю.А. При её разработке  мы опирались на принципы «художественной педагогики», разработанные школой Б.М. Неменского, программу Н.А. Горяевой «Маленький художник» и художественно-экологическую программу Т.А. Копцевой «Природа и художник».

3. Слайд 7. Программа по музейной педагогике «Здравствуй, Музей!». Эта уникальная программа была разработана коллективом сотрудников Государственного Русского музея Санкт-Петербурга и является системой взаимосвязи: музей - детский сад – школа. Задачи программы на начальном образовательном этапе:

    Слайд 8.

  •  Сформировать культуру зрителя;
  •  Познакомить с основными средствами художественной выразительности, приобщить к «языку» изобразительного искусства;
  • На доступном материале и доступными средствами раскрыть основные смысловые  категории искусства: «художественный образ» «содержание художественного произведения», подлинная красота и пр.
  • Развить духовно-нравственные основы общечеловеческой культуры личности ребенка.  

(Внедряет программу воспитатель 1 категории, специалист – музеолог Денисова Н.Н.)

         Слайд 9.

 Каждая программа достойна отдельного разговора. Остановлюсь на общих и специфических  тенденциях системы дополнительного образования в нашем    учреждении. Основная цель кружковой работы:   формирование гармоничной, духовно богатой, эстетически развитой личности, обладающей экологическим  сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению.

     Наша стратегическая задача: усилить развитие детской одаренности, расширить возможности творческой деятельности студийным опытом работы.  Наш взгляд на природу детской художественной одаренности созвучен идеям А.А.Мелик-Пашаева и З.Н. Новлянской в том, что каждый ребенок способен создавать выразительные художественные образы; это не исключение, это норма гармоничного развития личности ребенка.  Занятия искусством сохраняют и восстанавливают целостность растущего человека. Оно способно открыть ребёнку ценность чувственного облика мира, «расчистить двери восприятия», как говорил поэт и художник Уильям Блейк, развить чуткость и  внутреннее душевное видение, чувство сопричастности миру и ответственности за всё сущее, «родственное внимание» (М. Пришвин).

     В художественном творчестве ребёнка для получения эстетически ценного продукта должны объединиться переживание, осмысление и воплощение.   Для взрослого, руководящего творческим процессом ребёнка, чрезвычайно важно верно подобрать художественный материал для работы и выстроить общение по поводу изображения так, чтобы ребёнок пережил именно те эмоции, которые станут основой выразительности его работы. А ещё  ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ СОВЕРШАТЬ маленькие, но личные  ОТКРЫТИЯ!  

Основные постулаты нашей работы:

  • Творческий процесс – это не только самоцель, но и средство развития внутреннего мира личности ребёнка;
  • Основой творчества  является  воображение;
  • Художественное развитие базируется на  эстетическом восприятии.

     Слайд 10.

    Итак, с чего начинать? В  период дошкольного детства  ребёнку ещё трудно создать полноценный, выразительный, эстетически прочитываемый художественный образ в силу отсутствия опыта практической творческой деятельности

     Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Для получения изобразительного образа таким способом не требуется предварительного изучения натуры.  Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

  • «Волшебные приключения Кляксы» (техника монотипия и диадипия). Это   занятие служит своеобразным диагностическим методом для выявления творческих проявлений детей, их изобретательности, умения всматриваться в непонятные, на первый взгляд, очертания, видеть в них нечто реальное или совершенно не похожее на реальность, т. е. по ходу рассматривания – изобретать, фантазировать.
  • Мир детства связан с миром сказок, волшебными приключениями. Техника «кляксографии» очень увлекает детей, уже на первом этапе позволяет почувствовать себя волшебниками, преобразующими мир. А еще можно отправить кляксу черной туши в путешествие.

      Следующий этап – «расколдовка». Заколдованные существа не желают сидеть в кляксе. Они все живые: весёлые или задумчивые, грустные или задорные – разные. Дети совместно с педагогом обсуждают получившиеся изображения, поворачивая и рассматривая их со всех сторон, затем дорисовывают угаданные образы, выбирая любые изобразительные материалы по своему желанию.

  • В упражнении «Необыкновенное дерево»   рисуем кистью жирные капли туши, раздувает капли через трубочку для коктейля. И тушь рисует сама. Легко получаются прихотливые изгибы веток деревьев или стеблей цветов. Если разбавить тушь водой, в рисунке появится пространство, туманные серые ветки уведут взгляд вдаль. Используем чёрную тушь – получаем зимние безлистные кусты и застывшие, замерзшие деревца. Дорисовываем надпись «С новым годом!». Детской радости нет предела! Оказывается, это зайцы приходили поздравить  нас Новым Годом! И пусть робкие голоса возражают, что это «понарошку», всё равно все с увлечение целую неделю  рисуют картинки про новогодний лес с весёлыми зайцами, Дедом Морозом, Снегурочкой и сочиняют новогодние истории.

     Слайд 11.

  •  Восхитительные птицы возникают из акварельных пятен, расплывающихся на влажной бумаге, наполняют сердце радостью и весной, по морю плывут такие же акварельные рыбки.

     Слайд 12

  • Куда еще может увести нас фантазия? Может быть в космос? И снова волшебство… раздуваем мыльную жидкость, смешанную с тушью, быстро накрывая листом бумаги – вот и метеорит, прилетевший из соседней галактики.

     Слайд 13

  • Оказывается, осенние листья тоже могут быть художниками! Перед занятием или на нём педагог вместе с детьми рассматривает разные по форме и цвету осенние листья. Дети находят в них черты сходства и различия, пробуют найти два совершенно одинаковых листочка, ещё раз убеждаясь в необыкновенном разнообразии природы. Используя приём эмпатии, определяют, какой может быть характер у листиков? На что он может быть похож?    Дети всегда охотно включаются в эту игру, давая волю своему воображению. В практической части занятия детям предлагается создать любой из перечисленных образов способом оттиска листа на бумаге с последующим дорисовыванием. Вот такая удивительная бабочка возникла в результате этого занятия.

     Слайд 14

     Работа с природным материалом для создания художественных образов сложна и одновременно благодатна. Флоризм очень нравится детям, работы получаются оригинальны и самобытны.

     Слайд 15

     Часто на кружке упражнение с линиями, цветом, пятном превращается в законченную композицию. Вот пример такой игры с волнистыми линиями:  эти действия не подчинены целям создания конкретного изображения; ребёнок «играет» с заданным правилом на основе собственных эстетических предпочтений, а в результате получается интересное и совершенно неожиданное изображение. Самостоятельность совершаемых ребёнком открытий даёт возможность получать каждый раз не единичный результат, но способ, которым юный художник и будет пользоваться в дальнейшем.

     Слайд 16

     При соприкосновении в своем творчестве с миром живой природы: животными, растениями дети, не задумываясь, наделяют их сказочными характеристиками. Важно, чтобы изображая животного, ребенок выражал к нему своё отношение. Процессы воображения вовлекают его в своеобразную игру, животные, как положено в сказках, начинают говорить, думать, грустить, мечтать как люди. Животные, близкие к человеческому бытию: собаки, кошки, зайцы – это образы близких по отношению к ребёнку людей, символизирующие его друзей, его самого.  Посмотрите на  весёлых, беззаботных зайцев, резвящихся на заснеженной поляне. Автору этого произведения явно не хватает места. Девочка хочет изобразить не только внешний, видимый мир, ни и то, что должно остаться «за кадром» при реалистическом отношении к действительности сюжета (спящий в берлоге медведь, волчьи глаза, которые явно не вписываются в эту идиллию, а значит уходят на дальний план – не достанешь).  В картине ощущается  бесконечное расположение автора  к своим героям.  

     Слайд 17

     Говоря о природе, педагог создаёт на занятии ситуацию образных сравнений, при которых максимально раскрывается творческий потенциал ребёнка, его наблюдательность, фантазия, воображение. Видимые детьми деревья, цветы, птицы, звери  наделяются образными характеристиками. Подобные игры воображения далеко не праздны. Они выполняют глубокую воспитательную функцию, сосуществуя с «очеловеченными»  природными образами. Ребёнок постигает свой внутренний мир, это способствует пониманию человеческих взаимоотношений, развитию эмоционально-чувственной сферы личности.

    Одной из важнейших особенностей детского восприятия   является оживление, одушевление, «очеловечивание всего сущего» в мире.      Для ребёнка нет неживых вещей. Первооснова художественного восприятия – природа, а также стихийные явления в ней, в детском сознании может принимать человеческий облик, действовать разумно, по «законам доброты и сострадания» (что очень важно для воспитания нравственных ценностей и экологического сознания у детей),  привносить в нашу жизнь Красоту и Гармонию.

    Слайд 18

   Очень интересны детям занятия, объединённые сказочным сюжетом. Ребёнок вживается в проигрываемую ситуацию, начинает действовать «изнутри», сопереживать героям, что мотивирует его на творческие действия.

     Слайд 19.

     Результатом наших творческих объединений являются всевозможные выставки детского творчества в учреждении. Также мы принимает активное участие в городских конкурсах детского творчества, наши воспитанники являются многочисленными лауреатами конкурсов ССИТ. Мониторинг развития уровня творческого развития наших воспитанников дает высокие результаты. Большинство детей,   посещающие кружки, переходя на следующую возрастную образовательную ступень продолжают своё дальнейшее художественное образование в стенах художественной школы, различных творческих художественных студиях города, мы продолжаем слышать и видеть их имена на выставках детского художественного творчества.

   


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация личности ребенка через реализацию инновационных подходов в проведении нетрадиционных форм работы

Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта....

Доклад о работе творческой группы. Тема: "«Взаимодействие ДОУ и родителей на формирование личности ребенка через игру в поликультурной среде».

Вся работа творческих групп направлена на формирование этнокультурной компетентности детей, на умение сравнивать и сопоставлять культуру разных народов, их особенности и общие черты. Воспитание в поли...

Личность ребенка через художественно-творческую деятельность.

Методы и приемы в художественной деятельности....

«Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей, через художественное творчество» (из опыта работы)

Отчет из опыта работы - "Системный подход к планированию организованно - образовательной деятельностм по развитию творческих способностей детей , через художественное творчество", был представлен на С...

опыт кружковой работы по развтию творческих музыкальных способностей через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-трорческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей детей тр...

Доклад «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».

laquo;Знакомство детей  старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».        Перед дошкольными работниками пос...

Консультация "Развитие личности ребенка, через художественно-эстетическое творчество"

Одна из важнейших задач воспитания  - полноценное развитие личности ребёнка, формирование и развитие адаптивных возможностей детей, подготовка их к дальнейшей социализации – ложится на дошк...