Консультация "Развитие личности ребенка, через художественно-эстетическое творчество"
консультация (старшая группа)

Одна из важнейших задач воспитания  - полноценное развитие личности ребёнка, формирование и развитие адаптивных возможностей детей, подготовка их к дальнейшей социализации – ложится на дошкольное учреждение. Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируются основные художественно-эстетические качества человека и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_prilutskaya.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

                          Представлено на районное

                                                  методическое объединение воспитателей

     февраль 2023

Консультация

«Развитие личности ребенка, через художественно –эстетическое творчество»

           Подготовила:

                                        воспитатель МДОУ «Д/С №17»

                                                      высшей квалификационной категории

               Прилуцкая Е.В.

Одна из важнейших задач воспитания  - полноценное развитие личности ребёнка, формирование и развитие адаптивных возможностей детей, подготовка их к дальнейшей социализации – ложится на дошкольное учреждение. Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируются основные художественно-эстетические качества человека и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Я считаю, что творческие способности это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.

Получая удовольствие от творческого процесса и его результата, ребенок переживает ситуацию успеха — а это один из лучших стимулов, повышающих тонус коры головного мозга. Это не просто эстетическое удовольствие или способ занять время, но и ряд положительных влияний – это первый шаг к созидательному труду. Получив результат,  ребенок понимает, что может создавать что-либо собственными руками, привыкает к продуктивной занятости. Со временем он спокойнее будет реагировать на необходимость выполнять школьные задания и легче воспринимать домашние обязанности.

Из своего опыта я заметила, что,  занятия лепкой, аппликацией, оригами, всеми видами рисования развивают у детей внимательность и наблюдательность, в своих работах  ребенок стараются передать сходства с оригиналом, передать только ему присущие черты. Переходя от простого к сложному, ребенок удерживает в памяти не только специфические черты предметов и явлений, но и алгоритм создания произведения, которым он овладел раньше. Это тренирует его память и мышление.

В своей работе я использую коллективные виды творчества, они  формируют умение общаться, понимать других людей, сотрудничать с ними, делить сферы деятельности и роли. Таким образом ребенок получает очень важный опыт взаимодействия и жизни в обществе.

Через художественно-эстетическое  развитие, развивается не только воображение (склонность к выдумыванию невероятных историй или художественная фантазия.) , но и качество, которое позволяет создавать новое на базе существующего опыта.

 Хочу заметить, что во время создания поделки, затрагивается эмоциональная сфера ребенка, он переживает всю гамму эмоций – это может быть удовольствие, восхищение, разочарование – и учится справляться со своими чувствами. На развитие эмоций оказывает влияние и участие в конкурсе детских поделок – ребенок стремится к победе и получает ценные навыки реагирования на выигрыш или проигрыш.

 Поделки , рисунки, раскрашивание, создание украшений или какой-то другой вид детского творчества помогает получить представление о том, что такое красиво или некрасиво, гармонично или негармонично. Ребенок учится выражать себя в творчестве и анализировать свои работы с художественной и эстетической стороны.

Творческие способности я формирую у детей поэтапно. На начальном этапе осуществляю накопление знаний и художественных впечатлений, приобретение умений и навыков, которые необходимы для самостоятельной художественной деятельности. И только на следующем этапе становится возможным возникновение творческого замысла, поиска художественных средств. Положительные эмоции усиливаются, если организовать практическое применение детских работ. Лучшими работами украшаю группу, оформляю тематические выставки для родителей, делаем подарки к праздникам и на день рождения товарищей. Все это стимулирует детей проявлять инициативу, усердие, вызывает желание принести пользу людям. В развитии творческой активности большую роль играет предметно- пространственная развивающая среда, окружающая детей. В обогащении детей художественными впечатлениями помогают картины, печатные пособия, произведения прикладного, декоративного искусства, фотоальбомы.

Эта группа материалов требует обязательного участия взрослого на том этапе, когда детей знакомят с ними. Даже старшие дошкольники не могут самостоятельно принимать особенности колорита, композиции, правильно определять художественную ценность предметов, которые рассматриваются. Кроме того я знакомлю детей с произведениями искусства, рассказываю об их истории. Например, знакомя с дымковской игрушкой, обращаю внимание детей на богатое воображение мастеров, что вызывает у них желание самим создать что-то красивое для себя и других. когда уже есть определенный багаж навыков художественных действий, ввожу в предметно-пространственную развивающую среду материалы, которые дети смогут использовать самостоятельно (мозаика, музыкальные инструменты, различные виды театра, материалы для изобразительной деятельности, природный материал, элементы костюмов и декорации). Материалы соответствуют возрасту детей, которые я размещаю в доступном для детей месте, поскольку желание заниматься каким-то видом художественной деятельности может возникают у них в любое свободное от занятий время. Специфика этого вида деятельности заключается в том, что именно во время упражнения в художественных умениях дети реализуют индивидуальные творческие замыслы. Правильно спланировать виды художественной деятельности детей, подготовить необходимые материалы мне помогают индивидуальные беседы с детьми. Накануне ее проведения интересуюсь, чем бы хотел заняться завтра каждый ребенок. Использую методический прием напоминания (Какой замечательный праздник был недавно! Как красиво пели и танцевали дети!) Такой подход восстанавливает в памяти детей художественные впечатления, вызывает стремление творить прекрасное. Основной принцип — атмосфера должна способствовать художественной деятельности и обеспечивать свободный выбор, без этого творческий процесс невозможен. Настраиваю детей на качество конечного результата и сообщения о том, где и как он будет использован. После того, как дети выбрали вид художественной деятельности по своим интересам, побуждаю к творческому подходу ее осуществления. Например, можно обратиться к детям: «Старайтесь придумать и сделать из природного материала такую игрушку, какую мы еще не делали. Этими игрушками оформим выставку «Дары осени». Или «Придумайте узор и раскрасьте салфетки так, как мы еще этого не делали. Пофантазируйте!» Это активизирует творческое воображение дошкольников, вызывает положительное стремление принести радость людям. Применяю такой принцип индивидуального подхода к ребенку, как поощрение. Для формирования у детей самоуважения, уверенности в своих возможностях проявляю внимание и доброжелательность. Решению основной задачи — развитие художественно-творческих способностей- мне помогает правильная оценка результатов детской деятельности. В отличие от оценки, которая дается на НОД, основной акцент здесь делаю на наличии в работе элементов нового, творческого начала. Например, качество узоров, украшающих игрушки из глины, у одних детей отличается умением варьировать знакомые элементы в новых сочетаниях, чувствительностью к цветовой гамме, способностью находить самостоятельные композиционные решения. Другие же дети остаются копировщиками знакомых образцов. Поэтому, при оценке детских работ я выделяю такие работы, которые отличаются оригинальностью, пусть даже незначительной. Как уже было отмечено, этим работам необходимо найти практическое применение. Однако не забываю о других детях — всех следует похвалить, в каждой работе найти положительное. Моими союзниками в этом направлении являются родители. Родителям в семье рекомендую осуществлять индивидуальный подход к своему ребенку, чтобы он стремился воплотить свои художественные наклонности и интересы. Консультации для родителей по организации предметно –пространственной развивающей среды дома стимулирует детей к творческой деятельности. Стремление дошкольников к художественной деятельности формируется двумя путями: во-первых, когда родители сознательно влияют на возникновение интереса к прекрасному, на формирование у ребенка соответствующих умений и навыков, и, во-вторых, когда взрослые своим примером вдохновляют малыша, побуждают участвовать в совместной деятельности. Большую радость и богатство впечатлений приносят дошкольникам творческие выставки работ, выполненных совместными усилиями родителей и детей. На просмотр приглашаем родителей и детей, которые не принимали участия в оформлении выставки. Это помогает привлечь их к художественной деятельности. Именно поэтому, дети приобрели устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности. Свободно действуют с различными материалами и инструментами. Дети стали наблюдательнее, развился художественный вкус. У воспитанников сформированы чувство цвета, координация глаза, владение кистью руки. Дети добиваются результатов в продуктивной деятельности, используют их в игре. С большим удовольствием экспериментируют.

Наблюдая за детьми, я стала часто задавать себе вопрос: «Какие средства использовать , чтобы обучение для современного ребенка проходило без принуждения? В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, я обратилась к мультипликации. Детская мультипликация – это особый вид искусства, самостоятельный и самоценный. Это возможность для ребенка высказаться и быть услышанным. И, несмотря на малый жизненный опыт, а, может быть благодаря этому информация , которую несут в себе детские мультики, просто бесценна. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятии пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.  занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, я заметила что дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они рисуют, лепят, мастерят. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.

Я считаю, что через художественно-эстетическое развитие у детей формируются социально-коммуникативные навыки,, воспитывается усидчивость, целеустремленность, желание довести начатое дело до конца. Личностное развитие детей становится гармоничным и проходит своевременно, согласно возрастным рамкам развития. Развиваются высшие психологические функции (память, мышление, воображение, восприятие), формируется их устойчивость. Активно развивается монологическая и диалогическая речь, навыки общения и коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности ребенка через детский фольклор

Знакомство детей с народной культурой способствует развитию процессов творческого воображения, детской фантазии. Это развивает образное мышление детей. Помогает им войти в мир прекрасного. учит видеть...

Социализация личности ребенка через реализацию инновационных подходов в проведении нетрадиционных форм работы

Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта....

Развитие детского художественного творчества через художественно-эстетическое воспи.тание

Цель:  Уточнить, расширить и систематизировать представления детей о перелетных и зимующих птицах.      Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность....

Доклад в рамках проведения областного методического семинара «Формирование личности ребенка через художественное творчество. Опыт кружковой работы МОУ Прогимназии № 58»

В статье представлены материалы доклада на областном методическом семинаре ГБОУ ВПО АСОУ (в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа») «Формирование личност...

Выступление на городском методическом объединении на тему: "Повышение познавательной активности через художественно- эстетическое творчество".

laquo;От того, как прошло детство,кто вел ребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердцеиз окружающего мира –от этого в решающей степени зависит,каким человеком станет сего...

Поддержка формирования культуры личности ребенка через организацию образовательного процесса на основе культурных практик через сюжетно-ролевую игру

Формирования культуры личности ребенка - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Нормы поведения определяют, что в действиях члена общества общепринято...