Социализация личности ребенка через реализацию инновационных подходов в проведении нетрадиционных форм работы
статья на тему

Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ПРОВЕДЕНИИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ

Боровская М.В.,  муз. руководитель

МАДОУ ЦРР ДС №476,

высшая квалификационная категория

 «Музыкальное воспитание – это воспитание

не музыканта, а прежде всего воспитание человека»

В. А. Сухомлинский

Социализация представляет собой развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе которого он усваивает социальный опыт и активно реализует себя, изменяя жизненные обстоятельства.

В нашей работе процесс целенаправленного воспитания, осуществляемого в семье и в специально созданных условиях. Социализация есть изменение психики и формирование личности.

Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия, а постепенно переходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него существуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребности, то это будет способствовать развитию активности ребенка. И мы в свою очередь предусматриваем различные инновационные подходы в работе с детьми.

В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования понимание содержания направления "Художественно-эстетическое развитие", на первый взгляд, не вызывает сложностей. Однако и здесь есть свои подводные камни. Мы хотим обратить внимание на отдельные инновационные составляющие, связанные с практической реализацией образовательной области "Музыка".

Итак, при реализации  содержания образовательной области "Музыка"  музыкальному руководителю совместно с воспитателем и семьями воспитанников надо развивать музыкальность детей, их способность эмоционально воспринимать музыку, содействовать развитию музыкально - художественной деятельности и приобщать детей к искусству. Казалось бы, ничего нового и сложного в этом нет. Но это не так, потому что реализация этих и других образовательных областей, в соответствии с ФГТ, связана с важной ролью семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.

Но, к сожалению, педагогические исследования показывают, что главная проблема образования — потеря живости, притягательности процесса познания,  меньше  внимания уделяется приобщению ребёнка к миру, к социуму. Ребёнок исследователь по своей природе и задача взрослых создать условия для развития и формирования лучших качеств личности.

Условия реализации образовательной программы, включает в себя инновационную или экспериментальную работу. В нашем дошкольном учреждении инновационной деятельностью является проектная деятельность.

Изучив методическую литературу мы определили для себя, что использование проектной деятельности позволит решить многие задачи.

В основу методов проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции, использование метода в обучении дошкольников – это подготовительный этап для  следующей ступени образования.

Первым опытом в этом направлении  в нашем ДОУ стал коллективный проект художественно-эстетического блока  «Творческий калейдоскоп».

Одной из нетрадиционных форм работы с детьми, родителями в рамках проектной деятельности стали Фестивали. Такие как:

Фестиваль дружбы: "Мы выбираем красоту, здоровье спорт"

Фестиваль книги: "Читай город"

Фестиваль театра и музыки: "Волшебная маска"

Фестиваль искусств: "Разноцветная страна"

Фестиваль труда: "Страна добрых дел".

В рамках этих Фестивалей  все   участники тесно взаимодействуют между собой        . Говоря о социальном развитии ребенка, роль детско-взрослого сообщества трудно переоценить. Поэтому насыщенно, разнообразно и  интересно построена жизнь всех участников образовательного процесса в сообществе.

Работа вместе в сообществе помогает сформировать у детей стремление  к самостоятельности, коммуникабельности, инициативности, эмоциональности, т.е. социально-развитой личности.

В ходе реализации проекта  мы пришли к выводу, что использование метода проекта как один из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания в собственной жизни.

Список  литературы:

Интеграция в творчестве. Обруч. Дошкольное и начальное образование. – 2011. - № 3. – с.3-4.

Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практики. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – с.44-49.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011. – 304с.

Проект  «Хлеб – всему голова»/ О.А.Прохорова//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010.- № 9. – с.58-63.

Педагогическое проектирование (из опыта работы педагогов ДОУ). Сост. Кондрашкина Е.В., Королева Н.Н. – Челябинск. – Изд-во ООО «Полиграф – Мастер». – 2012. – с.34-43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по социализации личности ребенка на основе организации взаимодействия с детской библиотекой района на учебный год.

Одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка в  детском саду № 868 стала организация взаимодействия с детской библиотекой № 74 района Ивановское ВАО г. ...

Совместная работа детского сада и родителей в социализации личности ребенка

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что содержание Программы  Организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей де...

НОД по ФЭМП. Инновационный подход с применением нетрадиционной формы в виде математического развлечения."Жили цифры во дворце".

Непосредственно-образовательная деятельность по ФЭМП(формированию элементарных математических представлений ) Инновационный подход с применением нетрадиционной формы в виде математического развлечения...

Использование инновационных технологий правового воспитания в процессе социализации личности ребенка

В статье дается описание как изготовить лэпбук на правовую тематику совместно с детьми...

Доклад в рамках проведения областного методического семинара «Формирование личности ребенка через художественное творчество. Опыт кружковой работы МОУ Прогимназии № 58»

В статье представлены материалы доклада на областном методическом семинаре ГБОУ ВПО АСОУ (в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа») «Формирование личност...

«Инновационный подход к содержанию коррекционно-развивающей работы в условиях внедрения ООП ДО в практическую деятельность образовательной организации» (форма проведения «Брейн-ринг»)

Консультация для воспитателей «Инновационный подход к содержанию коррекционно-развивающей работы в условиях внедрения ООП ДО в практическую деятельность образовательной организации»...