Доклад о работе творческой группы. Тема: "«Взаимодействие ДОУ и родителей на формирование личности ребенка через игру в поликультурной среде».
статья по теме

Конотопенко Ольга Викторовна

Вся работа творческих групп направлена на формирование этнокультурной компетентности детей, на умение сравнивать и сопоставлять культуру разных народов, их особенности и общие черты. Воспитание в поликультурном детском коллективе толлерантности, эмпатии через традиции, обычаи и национальные праздники и игры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вся работа творческих групп направлена на формирование этнокультурной компетентности детей, на умение сравнивать и сопоставлять культуру разных народов, их особенности и общие черты. / в традициях, обычаях/.

ДОКЛАД

Тема: «Взаимодействие ДОУ

и родителей на формирование личности ребенка через игру

 в поликультурной среде».

Поликультурная среда – эта часть педагогической среды…

Поликультурная среда – эта часть педагогической среды, которая окружает личность и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах. Из определения поликультурной среды выводятся её функции, затрагивающие формирование личности человека, как носителя своей национальной культуры. Поликультурное образование дошкольников начинается в прикосновения к истории своей семьи, так как корни каждого в истории и традициях семьи, своего народа, прошлого края и страны. Маленький ребенок до четырех лет является самым интернациональным существом на земле. Дело в том, что его отношение к разным людям строится независимо от национальной принадлежности, поскольку сам факт существования разных народностей ему еще неизвестен.

В дошкольном возрасте патриотические и интернациональные качества только начинают зарождаться, эти чувства ещё очень элементарны, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности. Актуальность выбранной нами темы работы подчеркивает многонациональность нашего поселка.

В нашем поселке Нижний-Бестях проживают 3,513 человек. Из них русские 40,3%, якуты 49,1% , киргизы 4,8%, армяне 3,8%, узбеки 3,4%, другие национальности 2,8%.

В нашем детском саду 60 мест. Национальность по ДОУ русские 37,%, якутов 52%, узбеки 1,8%, украинцы 1,4% киргизы 2,5% грузины 2%, чеченцы 1%, кореец 1%.

В группах нашего детского сада целый интернационал. А чтобы каждому было комфортно, уютно и безопасно, необходимо учить детей толерантному т.е. терпимому отношению друг к другу.

Мы живем в мире взаимозависимости, наши дети принадлежат духовному миру семьи, местной культуре и среде. Все, что происходит в мире и в стране, где живет ребенок, тем или иным образом повлияет на его настроение, и будущее. Именно поэтому мы понимаем толерантность, не как безразличие и вседозволенность, а как воспитание самоуважения человека и уважения к другим людям.

Мы начали свою работу с родителей. Для определения условий семейного воспитания и атмосферы семьи, было проведено анкетирование, тестирование. Нашей главной целью было научить взрослых и детей по-доброму относиться друг к другу, не вступать в конфликт, либо решать его мирным путем. Особую трудность вызывает появление в группе детей, практически не говорящих на русском языке, в силу того, что в семье общение происходит на родном языке. К такому ребенку дети относятся настороженно, нередки и насмешки в его адрес. Чтобы не допускать подобной ситуации, мы опираемся на культуру, традиции, обычаи того народа, представителем которого является вновь прибывший ребенок. Мы предоставляем возможность мамам и папам с гордостью рассказывать о корнях, традициях своей семьи, о самобытности и неповторимости нации, к которой они принадлежать. Естественным является знакомство детей с национальными праздниками, играми.

На наш взгляд преемственность, творческая связь, общая цель и понимание большой плюс к подготовке детей к жизни в поликультурном мире с дошкольного возраста.

Родители систематически включаются в проводимую работу педагогов. Они шьют костюмы, помогают в оформлении, они также спонсоры многих полезных дел. Ярким примером дружбы, интернационализма, толерантности, совокупности культур, национальных игр, национальных блюд, прикосновение к истокам является яркий праздник, объединяющий всех в одно целое долгожданный праздник встречи лета – Ысыах.

Мы живем работаем в многонациональном поселке – в будущем промышленном городе Нижний – Бетсях и поэтому ответственны за будущее поколение, за наших детей – строителей будущего. Мы уверенны, что наша совместная работа педагогов ДОУ и родителей – это ключ в формировании личности ребенка в поликультурной среде. Воспитательно–образовательная работа строится на доверии, интересном слиянии индивидуального и коллективного творчества. Добровольность и собственный интерес создают эмоционально насыщенный характер межличностного общения взрослых, ребенка со сверстниками.

Праздники и народные игры.

Наша творческая группа из уст родителей познакомилась с национальными играми. Которые мы проводим на тематических праздниках досугах развлечениях с воспитанниками и которые включаем в календарное планирование образовательного процесса.

Один из народных праздников русского народа «Коляда». По приданиям древние времена Бог Коляда, даровал многим Родам, земли, систему исчисления для ведения полевых работ – Коляда (Коляды дар) т.е Календарь.

Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), наряжаются в национальные костюмы. Поют поздравительные песенки-колядки желая добра, удачи, счастья, хорошего урожая. Приходила коляда накануне Рождества.

Кто даст пирога, Тому полон хлев скота,

Овин с овсом, Жеребца с хвостом.

Коляда, коляда, подай пирога!

Не подашь пирога — возьмем корову за рога!

Подашь пирога — будет рожь густа,

Колоском густа соломкой пуста.

Играем в «Снежки», «Баба Яга» и др

В конце праздника устраиваем гадание: 

  • «Льем воду загадывая желание» Выносим заговоренную воду на мороз. Если вода замерзла «горкой» к удаче, «лункой» к потере, а «ровно» то все будет спокойно.
  • «Перекидываем валенок через плечо» в какую сторону указывает носок валенка в той стороне быть в будущем году.
  • «Туорэх» бросаем ложку вверх через голову с каким-нибудь условным вопросом. Если ложка упадет углублением вниз это означает неудачу, если вверх то это предвещает удачу.
  • Одно из чеченских гаданий - на бараньей лопатке. При гадании смотрим на свет сквозь лопатку и по пятнам на кости предсказываем урожай, погоду и даже семейные события. Похожее на это гадание известно в культуре народов Китая.

Еще один из традиционных праздников русского народа который мы отмечаем в детском сада «Проводы зимы». По традиции проходит на открытом воздухе Наряжаются взрослые и дети пени-хороводы, игры-хороводы, конкурсы, соревнования, подвижные игры «Гори, гори ясно», «Бой петухов», «Бой на подушках», «Перетяни канат», «Катание на санках», «Взятие снежной крепости». А еще сладкие угощения, кушаем блины и пьем чай.

Родители детей чеченцев рассказывали, как в Новый год в чеченских селах ходили ряженые - молодые люди или подростки в шубах наизнанку, в войлочных масках с рогами или с вымазанными сажей лицами. В этом есть сходство с русской   «Колядой».

А вот скачки в третий день новогоднего праздника были чисто чеченским обычаем. Первым трем победителям-наездникам полагались призы. Правда, на наших скачках лошадки деревянные.

Игры чеченских детей были разнообразными, они «воспроизводили каждодневную жизнь людей». Дети в разных сценах (семейных, праздничных) умело импровизировали, как бы проверяли свои роли землепашца, скотовода, главы семьи, игры с куклами и т.д., т.е в некоторой степени воспроизводили те или иные сюжеты, которые ждут их во взрослой жизни.

Практически во всех народах дети играя подражают жизни и быту взрослых.

Киргизский Новый год Нооруз - один из самых любимых праздников страны. Праздник весеннего равноденствия или обновления природы, отмечается в день весеннего равноденствия (21 марта), и обычно сопровождается приготовлением традиционного блюда СУМЕЛЕК (каждая семья проращивают пшеницу 21 день). Варят в одном большом котле целой улицей всю ночь.

Традиционные музыкальные и танцевальные конкурсы, Конкурсы блюд, Конкурсы костюма, традиционные игры, уличными представлениями и красочными ярмарки, скачки на лошадях КУЗКУМАЙ, Игра Пять камней. (Праздник проходит 2 дня).

КУЗКУМАЙ соревнуются парни и девушки чья лошадь окажется быстрее если парня то он целует девушку, если лошадь девушки то она бьет парня плетью.

Киргизская «Акчульмек», играющие садятся в круг, один водящий с платком бежит вокруг и оставляет платок у кого-нибудь за спиной. Входит в круг и выкрикивает «Акчульмек» (Свет в темноте) Сидящие в кругу не поворачиваясь должны догадаться, кому достался платок и выйти в круг. Угадавший становится ведущим. Не угадавший выбывает. 

Киргизская «Игра с платком». Играющие садятся в круг один водящий с платком бежит вокруг и оставляет платок у кого-нибудь за спиной. Сидящий в кругу увидев, что ему достался платок берет его и догоняет водящего. Водящий убегая должен занять пустое освободившееся место. Если водящий не успел занять пустое место, он выходит из игры.

Мы спрашивали в какие игры играют киргизские дети в обычные дни оказывается мы тоже их узнаем и играем только названия на киргизском языке: «Колечко выйди на крылечко», «Цепи кованые», «Вышибалы» и др. 

Самое долгожданное время — это праздник Ысыах - праздник общения, любви, надежды и обновления. Олицетворением встречи лета, пробуждением природы, объединение сил и возможностей народа. Вовремя этого праздника педагоги, родители и дети соревнуемся в:

Перетягивание палки, Хапса5ай (борьба), русская игра Ччехарда, «Бой петухов», Киргизская «Игра с платком», «Акчульмек», «Скачки на лошадках -Кузкумай», «Пять камней»

В заключении следует отметить, что национальные праздники с древности имели общественный характер; они сплачивали народ способствовали выявлению быстрых и метких, развитию духовной культуры народов его танцев, песен и игр.
Мировой опыт показывает, что именно национальные игры являются катализатором пробуждения этнического самосознания и консолидации народа и происходит это на генетическом уровне. Целесообразно возродить народные игры и использовать их потенциал для воспитания подрастающего поколения.

Заключение.

На основе проведенной работы мы пришли к следующим выводам:

- необходимо продолжать работу по формированию личности ребенка в поликультурной среде, воспитанию толерантности при этом учитывать природу ребенка. Оказывать методическую помощь родителям по воспитанию толерантности;

- необходимо обеспечить эмоциональное благополучие в группе, здоровую атмосферу в семье, дружеских взаимоотношений;

- следует обратить внимание родителей на поддержание позитивной межэтнической установки дошкольников, независимо от того воспитывается ли ребенок в однонациональном или многонациональном коллективе детского сада.

- знание педагогами психического содержания межэтнического восприятия и понимания детьми сверстников из другой этнической группы дает возможность более эффективно управлять процессом формирования толерантности в межэтническом отношении дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние родителей на формирование личности ребенка (научно - методическая работа)

Предлагаемый опыт работы насыщен разнообразными методами, формами работы, диагностическим материалом, анкетированием. Материел  поможет воспитателю в организации работы с родителями....

Доклад в рамках проведения областного методического семинара «Формирование личности ребенка через художественное творчество. Опыт кружковой работы МОУ Прогимназии № 58»

В статье представлены материалы доклада на областном методическом семинаре ГБОУ ВПО АСОУ (в рамках образовательной инициативы «Наша новая школа») «Формирование личност...

Формирование личности ребенка через игры с песком на улице у детей младшего возраста.

Использование песочной игротерапии гармонично дополняет традиционные формы работы с детьми. Зона песка привлекает внимание детей яркостью, необычностью, оригинальностью. Проводя самоанализ работы мы п...

Формирование личности ребенка через мир искусства.

Искусство является особой формой формирования личности ребенка, формой познания и воспитания....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ИГРУ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

В статье рассматриваются приобщение старших дошкольников к традициям и культуре живущих в Чувашской республике....

Воспитание нравственных качеств личности ребенка через игру.

              На сегодняшний день, проблемы связанные с нравственным воспитанием подрастающего поколения актуальна, в педагогике, в воспитании и в реаль...