Взаимодействие с семьей в вопросах социально-личностного развития дошкольников
методическая разработка по теме

Зельниченко Марина Владимировна

Сообщение об основных направлениях работы педагога-психолога ДОУ в вопросах социально-личностного развития детей в соответствии с требованиями ФГТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_semey_v_voprosah_socialno.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьей в вопросах социально-личностного развития дошкольников

        «От того, как прошло детство, кто вел

Ребенка за руку в детские годы, что вошло

В его разум и сердце из окружающего мира –

От этого в решающей степени зависит, каким

Человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ Приказ №655миот 23 ноября 2009г.)  в каждом ДОУ должны осуществляться 4 образовательных направления, одно из которых – это социально-личностное развитие детей.

Главная цель педагогической деятельности по социально-личностному развитию детей – это воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально и эмоционально развитой творческой личности.

В сфере социально-личностного развития основными образовательными направлениями педагогической работы являются:

  1. Социализация;
  2. Труд;
  3. Безопасность;

Только совместная всесторонняя работа всех педагогов ДОУ дает возможность обеспечить развитие детей во всех трех направлениях. В частности, воспитатели в большей степени отвечают за обучение детей навыкам безопасного поведения в разнообразных ситуациях, учат трудиться и ценить свой труд. Педагоги-психологи большее внимание уделяют развитию социального компонента:

  1. формирование положительного отношения к себе, приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  2. формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
  3. развитие игровой деятельности детей

Все эти три направления тесно связаны между собой…

1, формирование положительного отношения к себе, приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным. 

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Ребенку просто необходимо знать, что его любят, принимают таким, какой он есть, со всеми его особенностями.  Только тогда ребенок может сказать сам себе: Я есть, Я хороший. Огромная роль в формировании у ребенка положительного отношения к  себе отдается нам взрослым: родителям и работникам детского сада, тем, кто большую часть времени находится рядом с ребенком.

Наши дети с первых дней находятся в социуме. И с каждым днем окружение детей становится все более разнообразным, появляются новые люди: другие дети, взрослые. Постепенно у детей появляется все большая потребность общаться с другими, выслушивать их точку зрения, высказывать свою, вступать в дебаты – но, делать это приемлемым социально принятыми формами, контролируя  порой очень сильные негативные эмоции. Базовая составляющая:  я тебя вижу, я рад тебе (ты хороший)

2. формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Для ребенка также необходимо знать, что он не один, он часть своей семьи, часто мирового сообщества.

3. развитие игровой деятельности

Для того чтобы дети могли ориентироваться в различных ситуациях, знать, как надо вести себя им необходимо прожить такие ситуации. Прекрасный способ попробовать себя в таких ситуациях – сюжетно-ролевая игра. Она дает возможность безопасного проигрывания различных трудных, неоднозначных конфликтных ситуаций, знакомит детей с окружающим миром. Я и мир = дружба.

3. необходимость взаимосвязи с семьей

Продуктивная работа по всем трем направлениям социально-личностного развития (социализация, труд и безопасность) не возможна только в рамках детского сада, без помощи и сотрудничества с родителями воспитанников.

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г.) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Появившийся в 19995г. Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. «Родители являются первыми педагогами».

Основополагающей идеей, требующего своего развития в сфере дошкольного образования, является идея построения взаимодействия с семьей на основе гуманно-личностного подхода.

В связи с эти основными задачами взаимодействия детского сада с семьей в рамках социально-личностного развития детей являются:

  1. Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам обучения, воспитания, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  2. Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье;
  3. Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  4. Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  5. Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях;
  6. Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Для того, чтобы родители могли дать своим детям возможность почувствовать себя принятыми в этом мире, уверенными в себе, им самим необходимо разбираться в особенностях своих детей, знать их возрастные особенности, уметь успешно взаимодействовать с социумом и транслировать свой опыт детям; разбираться в новейших теориях воспитания и т.д.

Исходя из этого, основными формами взаимодействия с семьей в вопросах социально-личностного развития дошкольников являются:

Форма взаимодействия

Цель

Виды взаимодействия

Взаимопознание

Разностороннее знакомство педагогов с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами

Встречи - собрания, анкетирование

Взаимообщение

Обмен информацией об психологических особенностях детей, уровне развития социальных компетентностей, эмоционального интеллекта

Индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте

Непрерывное образование воспитывающих взрослых

Просвещение родителей по вопросам развития ребенка,  обучение способом взаимоотношений с детьми

Организация родительской школы (лекции, семинары, семинары-практикумы), тренинги, создание библиотеки.

Совместная

 деятельность

Привлечение родителей к созданию детских портфолио, конкурсов, семейных объединений, семейных праздников, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности

Взаимосвязь педагога-психолога с семьей в целях социально-личностного развития детей

  1. знакомство с семьей, взаимопознание (встречи, анкетрования).

Чтобы между  педагогами и родителями было возможно сотрудничество, их отношения должны строиться на психологии доверия.

Основы доверия закладываются в самом начале посещения ребенком детского сада, в период его адаптации. В это время родители как некогда готовы сотрудничать с воспитателями и педагогами. В связи с этим я начинаю работу с родителями как можно раньше, когда их дети еще не посещают детский сад.

Для знакомства, полноценного сотрудничества детского сада с семьей и построения программы по социально-личностному развитию детей необходимо иметь информацию об образе жизни каждой отдельной семьи, а также изучить имеющиеся педагогические ресурсы родителей для решения общих задач воспитания.

Для решения поставленных задач я провожу социально-педагогическую диагностику родителей:

  1. Ежегодно в июле месяце у нас проходят родительские собрания, на которых родители и педагоги знакомятся друг с другом, родители заполняют анкеты на первичное ознакомление с семьей, получают первые советы, также мы проводим экскурсию по детскому саду.
  2. Далее  на индивидуальных беседах, консультациях, я совместно с родителями вырабатываю индивидуальный маршрут адаптации их ребенка к ДОУ;
  3. в процессе дальнейшей адаптации мы постоянно встречаемся с родителями, продолжаем наше знакомство, делимся имеющейся информацией об особенностях протекания процесса адаптации и принимаем соответствующие решения.
  4.  Я как психолог, ратую за посещение родителями детского сада, пребывание в группе в первые дни  адаптации ребенка к ДОУ.

Также на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду я несколько раз в год провожу тестирование и анкетирование родителей с целью дальнейшего сбора информации, отслеживания динамики изменения их отношений. По результатам анкетирования я провожу групповые консультации, касающиеся тех же тем, что и при тестировании.

Приобретенные благодаря собраниеям-встречам знания друг о друге позволяют принимать верные стратегические и тактические решения по организации конструктивного взаимодействия сотрудников детского сада и семьи.

  1. Информирование родителей о ходе образовательного процесса, взаимоинформировнаие (общение).

На протяжении всего периода пребывания детей в нашем детском саду, общение с родителями становится все более разнообразным, глубоким: я провожу индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания. Родительские собрания  проходят у нас 3 раза в год в течение одного учебного года  (1 общесадиковское и 2 групповых).

Наглядной формой предъявления информации для родителей являются стенды, на которых  вывешиваются разнообразные статьи – подсказки для родителй. («Спрашивали-отвечаем», «Говорят дети», «Слова, которые убивают» и т.). Также здесь вывешивается оперативная информация о том, чему в данный момент посвящена работа психолога с детьми,  о предстоящих консультациях, родительских собраниях, о режиме работы «школы успешных родителей».  Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

  1. Образование родителей.

Особое место в системе образования взрослых занимает образование родителей. Под образованием родителей международным сообществом понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе. Только тот родитель, который сам хорошо социализирован в обществе, может воспитать личность.

В связи с этим у нас в саду действует «Школа успешных родителей». Цель работы «школы»: улучшение детско-родительских отношений, повышение коммуникативной способности родителей, сплочение семей воспитанников. Все занятия проходят в виде тренингов, на которых родители могут получить не только полезную информацию, но и попробовать свои личностные ресурсы в специальных запланированных ситуациях. Концептуальная основа нашего тренинга взята из работ известного отечественного психолога Ю. Б. Гиппенрейтор.

Также для родителей создана библиотека, в которой содержатся книги об особенностях психического развития детей, передовой опыт в области воспитания и развития детей. В любое время родители имеют возможность прийти и взять любую необходимую для них книгу.

  1. совместная деятельность. 

Данный вид деятельности является наиболее востребованным, полезным, но и одновременно самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие помогает родителям увидеть изнутри сильные и слабые стороны ребенка, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.  

Одним из способов непосредственного привлечения родителей в процесс развития социально-личностных компетенций ребенка – это совместная работа над портфолиом  детей.  Правда, в настоящее время портфолио мы создаем только для детей с низкой самооценкой, повышенной тревожность и неуверенностью в себе.

В ходе учебного года я привлекаю родителей к созданию «герба своей семьи», своего «Семейного дерева». Из полученных работ мы организуем выставку, к оформлению которой также привлекаем и родителей.

В течение года я также провожу с родителями несколько совместных семейных праздников, например, «праздник Мам», в группах организуем чаепития. Родители готовят разнообразные конкурсы для детей, а дети сюрпризы для родителей, вместе мы рисуем плакаты для украшения помещения. На таких чаепитиях в непринужденной обстановке родители имеют возможность пообщаться между собой и с педагогами, посмотреть как их дети взаимодействуют с другими, а дети почувствовать себя частью одной большой дружной семьи.

На заключительном, совместном праздники, все родители, принимавшие активное участие в течение года, получают грамоты или благодарственные письма.

Портрет выпускника ДОУ

Все выше перечисленные мероприятия, конечно, главным образом направлены на становление и развитие  ребенка. В своей работе мы стремимся к тому, чтобы:

  1. наш воспитанник имел представление о себе как о личности,  был любознательным, активным,
  2. был бы  эмоционально отзывчивым к другим;
  3. чтобы он мог  адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, владел диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
  4. мы стремимся к тому, чтобы  каждый наш воспитанник имел представления о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе своей семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

то есть чтобы у него был высокий уровень социально-личностного развития.

Хотелось бы сказать несколько слов о будущих своих планах:

Так как ФГТ приняты были не так давно разработаны, то на данный момент еще не все мероприятия, которые я запланированы, смогла реализовать. Вот несколько планов на будущее.  

  1. во-первых, уже сами родители и дети предлагают завести портфолио не выборочно, а для всех детей, посещающих наш детский сад;
  2.  организовать проектную деятельность по темам: «Наш мир такой разный»,  «Моя родословная», «Мальчики и девочки».
  3. Также хотелось бы наладить электронную переписку с родителями воспитанников;
  4. Ну и продолжать работу с детьми по всем начатым направлениям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьей в вопросах социально-личностного развития старших дошкольников

         Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Развивающая ...

Взаимодействие с семей, как условие социально-личностного развития дошкольника

План по самообразованию   воспитателя Баженовой О.В.  на 2016-2017 уч.год...

Взаимодействие с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей

В соответствии с ФГОС ДО одно из условий, необходимых «для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», - «взаимодействие с родителям...

"Взаимодействие с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей"

Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости и все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Семья оказыва...

Тематическая программа по приоритетному направлению «Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей»2012г

Тематическая  программа по приоритетному направлению«Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей»Пояснительная за...

«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич

laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...