Тематическая программа по приоритетному направлению «Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей»2012г
рабочая программа

Абрахимова Роза Минзакиевна воспитатель МАДОУ "Малиновский д.сад"

Тематическая  программа по приоритетному направлению

«Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей»Пояснительная записка

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МКДОУ «Малиновский детский сад»

Тематическая  программа 

по приоритетному направлению

«Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей»

D:\PHOTO\Мама работа\Праздник забытых игр\BKDC0363.JPG

Разработала воспитатель

 МКДОУ «Малиновский детский сад»

                                                                         Абрахимова  Роза

                                                                                    Минзакиевна.

                                 

Ачинский район

П. Малиновка

2012г

D:\мама документы\МЫ\Я.jpg        Воспитатель

                                             .Абрахимова Р.М.

Введение

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

Актуальность    

Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.
Социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Пояснительная записка

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь, матерью и отцом, но на данный момент в детском саду недостаточно развито социальное партнёрство педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы. Поэтому необходимо привлечь родителей к работе по данной проблеме, выработать единую систему требований в дошкольном учреждении и в семье.

Реализация программы поможет детям в сложном процессе вхождения в мир людей, позволит развить умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознать самоценность собственной личности и других людей.

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, наладить сотрудничество для обеспечения единых подходов в воспитании ребенка. Но так ли легко наладить это взаимодействие с современной семьей, привлечь к участию в мероприятиях?

Взаимодействие воспитателей и родителей главным образом должно быть направлено на решение задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребёнка. Педагоги, со своей стороны, должны планомерно и активно распространять педагогические знания среди родителей, оказывать практическую помощь в воспитании детей и способствовать вовлечению родителей в педагогическую деятельность…

Основная цель программы– помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Педагогическая технология программы осуществляется поэтапно: 
- сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников и его семьи;
- перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;
- систематическая работа с детьми и родителями  по социально-личностному развитию;
- коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
В целях социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями, необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.


Основные направления и задачи сотрудничества.

Цель программы:  объединение усилий семьи и детского сада для воспитания и развития дошкольника.

  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников – профессионально помочь семье в развитие интересов и потребностей ребенка;

  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Задачи:

  • создание благоприятной предметно-развивающей среды для                  социального развития детей;
  • установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать;
  • распространить педагогические знания среди родителей;         
  • оказать практическую помощь в воспитании детей;
  • способствовать активному участию родителей в жизнедеятельности ребёнка в детском саду;
  • привлечь родителей к пропаганде положительного опыта семейного воспитания;
  • повысить психолого-педагогические знания родителей;
  • вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс;
  • совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;  
  • создать единую систему работы воспитателей, педагогов и родителей;
  • формирование у детей основ личности будущего гражданина;
  • профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем;
  • воспитание уважения к детству и родительству;
  • взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
  • повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
  • оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
  • использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям

Основным исполнителем реализации программы является воспитатель группы МКДОУ «Малиновский детский сад» Абрахимова Р.М.

Так же её участниками являются администрация ДОУ и специалисты ДОУ.

Так как ребёнок посещает детский сад 5 лет, то программа рассчитана на пять лет – пять возрастных групп.

Условно в течение пяти лет взаимодействие проходит 3 ступени:

1 ступень - адаптационная «Предлагаем познакомиться»;

2 ступень - « Давайте дружить и помогать друг другу»;

3 ступень - «Детский сад и семья – единое пространство детства».

Содержание программы представлено двумя блоками:

1. «Педагогическое просвещение родителей». Воспитатель группы, педагог-психолог  изучают специфику семейного воспитания, уровень педагогической культуры родителей, составляют социально-демографический паспорт семей, анализируют полученные данные, а затем организуют групповые родительские собрания, устные и письменные консультации в родительском уголке, мастер-классы.

2. «Включение родителей в деятельность группы и ДОУ». Воспитатель группы совместно с музыкальным работником и спорт инструктором организуют и проводят: проекты, практические занятия, работу творческих групп по интересам, конкурсы, совместные развлечения,  творческие домашние задания и др.

Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка

  • Принцип преемственности, согласованных действий.
  • Принцип организующей роли педагога.
  • Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.
  • Принцип открытости.
  • Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
  • Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.
  • Принцип обратной связи.

Этапы (ступени) и способы реализации концептуальных положений

1 ступень - адаптационная «Предлагаем познакомиться».

Задача данной ступени: сформировать такие стереотипы поведения ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни.

Когда ребёнок начал посещать детский сад, воспитатели создают благоприятную атмосферу для жизнедеятельности детей, постоянно поддерживают личный контакт с родителями, обмениваются информацией.

Результатом 1 ступени является доверительное отношение родителей к воспитателям группы: родители не скрывают своих волнений по поводу адаптации ребёнка к новым условиям, адекватно реагируют на рекомендации воспитателей группы, прилагают усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребёнка. Продолжается работа по  формированию навыков самостоятельности ребенка в самообслуживании. Для реализации 1 ступени отводится до 3 месяцев.

2 ступень взаимодействия « Давайте дружить и помогать друг другу»

Задача этой ступени: объединить усилия семьи и детского сада в совместных действиях по воспитанию, обучению, коррекции уровня развития; раскрыть возможности совместной работы. Опорой во взаимодействии семьи и воспитателя на данном этапе является дифференцированный подход к каждой семье.

В установлении контактов важно исследовать психолого-педагогическую грамотность родителей; отношение родителей к источникам информации; динамику в детско-родительских отношениях; а также выявить семейные ценности; знать, чего хотят родители от детского сада для себя и своего ребенка, какие формы сотрудничества предпочитают. Помощь в установлении контактов оказывает, в том числе и анкетирование.

Тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей дает возможность целенаправленно взаимодействовать, выбирать оптимальные варианты сотрудничества.

На первый план содержательной части второй ступени взаимодействия выступает консультационная помощь семье: «Добрые советы воспитателя», «Советы психолога и логопеда», «Школа Айболита» и родительские собрания, которые носят просветительскую направленность. Письменные консультации размещаются в приёмной группы в привлекательно оформленном «Родительском уголке». Их рекомендуется оформлять крупным шрифтом (18), для удобного прочтения родителями и сменять их не реже 1 раза в месяц.

Для родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии предпочтительнее индивидуальные  консультации.

Для родителей, озабоченных одной и той же проблемой воспитания малыша эффективнее подгрупповая консультация, которая наряду с советами специалиста, дает возможность поделиться опытом семейного воспитания, подружиться родителям, семьям.

Положительно воспринимаются родителями практические семинары, позволяющие родителям научиться решать самостоятельно проблемные ситуации, возникающие в общении с ребенком, поделиться опытом, научиться практическим умениям и навыкам лепки, конструирования, организации игр, интересных сюрпризов. А это дает возможность в домашней обстановке интересно проводить досуг со своим ребенком, примером тому служит семинар – практикум «День рождения – праздник детства!»

Родительские собрания нужно организовывать в форме «Круглого стола», на котором, во время диалога будет происходить передача опыта от родителя родителям, например, в родительское собрание - «Здоровье дошкольника» включить слайд- презентацию с фотографиями из семейного архива ребёнка, чья семья уделяют значительное внимание занятию ребёнка спортом и ребёнок редко болеет, предоставив возможность рассказать о семейном опыте маму и ответить ей на возникшие вопросы собравшихся родителей группы.

В развитии детско-родительских отношений играет роль и совместное участие детей и взрослых в создании мини-музея в групповой комнате, экспозициями которого являются семейные коллекции; трудовой десант, например «Постройка снежного городка», в котором принимают участие и дети, и взрослые. В детском саду организуются фотовыставки, конкурсы совместного родителей с ребёнком творчества. Родители всегда желанные гости на детских утренниках. Воспитатели мастерят с детьми подарки для родных и близких к праздникам: «День пожилых людей», «День матери», «23 февраля», «8 марта» и проводят беседы с детьми о ценностном отношении к семейной жизни, о роли матери и отца в семье, об уважительных, тёплых отношениях всех членов семьи друг к другу, о мудрости и опыте старшего поколения, о том, что когда дети вырастут, то создадут свою семью.

Совместные спортивные праздники детей и взрослых вызывают азарт, соперничество, радость победы, горечь поражений; пережитые совместно с детьми, вызывают у родителей теплые чувства к ребенку, желание помочь, поддержать.

3 ступень «Детский сад и семья – единое пространство детства»

Эта ступень заключительная, она определяет, сложилось ли родительско - педагогическое сообщество, которое направляет свою деятельность на развитие ребенка. Форма взаимодействия семьи и детского сада наполняется новым содержанием, а именно: родители становятся участниками педагогического процесса, они «введены» во внутрь этого процесса.

Для проведения занятий в кружках, привлекаются бабушки  воспитанников детского сада (художественное творчество), мамы и папы воспитанников детского сада рассказывают о своих профессиях, а именно, работу по ознакомлению с профессиями ведёт воспитатель, помогают и продолжают - родители.

НОД или досуг для группы детей, на котором заранее приглашённый, родитель вступает во взаимодействие с детьми, например: «Как служили в армии наши папы», «Как родители учились в школе» или «Культура и традиции народов разных национальностей» и т.п. В данном случае воспитатели продумывают план занятия, вопросы от лица всей группы детей к приглашённому гостю; консультируют детей о правилах культуры встречи и общения с гостем, консультируют  приглашённого родителя  о том,  как интереснее рассказывать дошкольникам о своей  работе или национальных обычаях. Основным транслятором новой для детей информации выступает родитель. Такая, непривычная для группы детей, обстановка поможет детям быть более сосредоточенными и лучше усвоить новые знания.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процессаПрежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Именно чувство общности порождает новые формы общения взрослых и детей: по предложению родителей могут родиться новые интересные формы взаимодействия: «Именинная гостиная», в которой день рождения ребенка приходит отмечать вся семья, «Клуб любителей воскресных лыжных прогулок», «Театральная мастерская», где родители готовят детские спектакли и изготавливают костюмы с декорациями и др.

Поле взаимодействия семьи и детского сада постоянно увеличивается за счет вовлечения в это поле окружения музеев, выставочных залов, театра, детской библиотеки, и др

Содержание программы

Задачи

Мероприятия

Примечания


Информационное обеспечение
Цель: сбор информации об условиях и результатах овладения дошкольниками нравственными представлениями, способами поведения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.


 Микроисследование, анкетирование

 Педагогическая диагностика Цель: выявление степени овладения детьми практическими умениями, правилами культуры поведения, формами и способами общения. Определение уровня знаний, умений и навыков, выявление положительных достижений и возможных затруднений социально- личностного развития детей дошкольного возраста.


Анкетирование и опросы родителей.
Цель: выявление степени вовлечённости семей в образовательный процесс, определение их приоритетов в воспитании детей.

Социологическое обследование семей.
Цель: формирование базы данных о родителях (количественном и социальном составе родителей, образовательном уровне)


 

Контроль, анализ и регулирование выполнения программы
Цель: выявление и коррекция состояния и результатов работы

.

Изучение документации, перспективных и календарных планов работы .

Цель: контроль за воспитательно-образовательным процессом определение эффективности работы


 Методическое обеспечение

Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности  по социально-личностному развитию детей.

Обобщение опыта работы 
-«Социализация детей в игре»;

-Участие в конкурсах для педагогов;

-Открытые занятия;

-Участие в семинарах;

-Обобщение опыта работы по взаимодействию дошкольного учреждения с родителями воспитанников;

-Развитие у детей дошкольного возраста навыков общения с взрослыми и сверстниками.

Систематический обзор методической литературы по вопросу социально-личностного развития дошкольников, и по взаимодействию ДОУ и семьи;

 Систематическая организация выставок методических пособий для организации работы с детьми по социально-личностному развитию.

Проекты: «Моя семья»;

«Проект работы с родителями.

Проект работы с детьми»;

«Каким я хочу видеть своего ребенка»

 Консультации для воспитателей.
-Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи»;
- «Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками»;
- «Социум микрорайона – ступенька в большой мир»;
- «Социально-эмоциональное развитие дошкольников»;
- «Педагогические  условия формирования интереса к своей семье у детей старшего возраста»;

-«Формы работы детского сада с родителями»;

-«Взаимодействие дошкольно - образовательного учреждения и семьей»;

-«Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи»;
- «Дети учатся понимать мир и себя»;
- «Этикет в процессе овладения дошкольниками социальной ролью».

Цель: вооружение воспитателей необходимыми знаниями по вопросам взаимодействия ДОУ с семьей и социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

 Организация работы по самообразованию.



Взаимодействие с детьми
Цель: формирование у детей дошкольного возраста социальных контактов и развитие способности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.


 Организация работы
- организация работы по социально-личностному развитию детей в соответствии с перспективными и календарными планами работы;

- систематическое проведение занятий по социальному миру;

- организация работы по развитию коммуникативных способностей детей.

Диагностика
- диагностическое обследование знаний и умений детей


Коррекционная работа с детьми

- изучение детско-родительских отношений совместно с педагогом-психологом с целью оказания помощи детям, с которыми жестоко обращаются родители;
- коррекция агрессивности;
- коррекция тревожности, страхов;
- коррекционная работа с гиперактивными детьми;
- работа по преодолению застенчивости, замкнутости, нерешительности.

Конспекты занятий.

-«Волшебные и бранные слова»;

-«Кто я: мальчик или девочка?»;

-«Мои друзья»;

-«Учусь сочувствовать»;

-«Моя семья»;

-«Семья. Родословное древо моей семьи»;

-Путешествие в прошлое, в настоящее и будущее»;

-«Что такое хорошо и что такое плохо?»;

-«Урок вежливости в Школе игрушек»;

-Наши игры занятия «Формирующий эксперимент»;

-«В гости к Зимушке- зиме»;

-«Какие бывают привычки»;

-беседа  «Что такое семья?»;

-«Мы улыбаемся друг другу»;

-«Хорошо у нас в саду»

 Вечера развлечений
- Клуб семейного общения «Путешествие в Африку»;

-«Папа, мама, брат и я – спортивная семья»;

-семейный праздник «Папы и дочки, мамы и сыночки»;

- Семейный досуг, посвященный Дню пожилого человека «Бабушкин альбом»;

- Досуг «Содружество с прорадителями»
- развлечение «Слово нужное скажите»;

-« Вечер семейных талантов»
- развлечение «Встреча с Мойдодыром»;
-тематический праздник доброты и вежливости «Дарите людям доброту».
и т.д.






,

 





.


Взаимодействие с родителями

Цель: создание единой системы работы детского сада и родителей по социально-личностному развитию детей; повышение уровня педагогической культуры родителей.


Планирование работы с семьями воспитанников

1) Анкетирование:
- анкетирование «Что нам мешает?»;
- анкетирование «Социально-личностное развитие Вашего ребенка»;
- анкетирование родителей для определения проблем, связанных с воспитанием детей в семьях.

- анкетирование

«Выражение лица»
Цель: выявить особенности воспитания ребёнка в семье.

2) Диагностика:
- диагностика социальной ситуации.

3
) Родительские собрания:

-«Готовим детей к школе. Что это значит?»;

-«Советы родителям будущих первоклассников»;

-«Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований»;

-«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»;

-«Построим дом счастья»;

- «Эмоциональная жизнь ребёнка в раннем возрасте»;
- «Воспитание привычек у ребёнка»;
- «Уроки вежливости и красоты»;
- «Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка»;
- «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся» и т.д.


4)
Консультации и беседы:
- «Социальное самочувствие семьи (взгляд на проблему детей, родителей и воспитателей)»;

-«Счастье- это когда тебя понимают»;

-«Как провести выходной день с детьми»;

-«Как уберечь малыша от плохих слов»;

-«Капризы и упрямство»;

-«Отец как воспитатель»;

-«Играйте вместе с детьми»;

-«Роль семьи и детского сада в укреплении здоровья детей»;

-«Коррекционно развивающие методы работы с детьми и родителями»;

-«Формируем привычку к здоровому образу жизни у малышей»;

- «Что мешает нашим детям быть самостоятельными»;
- «Умеете ли Вы общаться со своим ребёнком? (Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры.)и т.д.

5) Семинары:
- семинар для родителей 1 младшей группы «Игры раннего возраста»;

Цель: познакомить родителей с играми, необходимыми для развития детей раннего возраста; научить играть в них.


-«Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей по вопросам познавательно – речевого развития детей».
Цель : объединить усилия взрослых для успешного речевого развития детей; сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка.
- семинар-практикум для родителей детей 5-7 лет «Досуг семьи в жизни дошкольника»

Цель: актуализация потребности в планировании досуга семьи.
- семинар «Умеете ли Вы общаться с Вашим ребёнком?».
Цель: дать возможность родителям поделиться друг с другом опытом воспитания ребёнка.

Помощь родителей учреждению
- совместные с родителями мероприятия по благоустройству групповых комнат и участков в детском саду, создание цветников, конструирование снежных горок, беговых дорожек и спортивных зон.

^ Совместное творчество детей, родителей и педагогов
1) Занятия с участием родителей:
- « Моя семья»
- «Я и мои имя и фамилия»
2) Групповые досуговые мероприятия с участием родителей:
- праздник «День матери»;
- конференция для детей и родителей «Семейные реликвии»;
- праздник «Вместе дружная семья».
- « Вечер семейных талантов»

Цель: привлечение родителей к участию в детских праздниках (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).

3
) Участие в организации выставок:
-выставка «Моя семья»

-выставка «Герб (Флаг, Древо) моей семьи»,

-выставка поделок из бросового материала «Вместе, своими руками»

- выставка «Спички не игрушка»
- выставка «Смеховой мир детства».

Педагогическое просвещение
1) Наглядная педагогическая пропаганда:
- подбор специальной литературы, оформление папок-передвижек по вопросам социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах социально-личностного развития дошкольников.

2) Проведение тренингов с родителями.
Цель: научить родителей способам решения нестандартных ситуаций.

3) Помощь родителям в расширении семейной библиотеки (педагогическая, медико-психологическая, юридическая литература).
Цель: распространение инновационных подходов к воспитанию детей, повышение правовой культуры родителей; организация консультативно-просветительской помощи родителям.









.










Конкурсы:


- конкурс «Лучший цветник»;
- конкурс «Лучший зимний участок»;
- организация конкурсов и викторин для детей старшего дошкольного возраста для проверки знаний:

 правил дорожного движения;

правил по пожарной безопасности.

- организация конкурсов детских рисунков.

Работа с родителями:
- организация просветительской работы с родителями воспитанников;
- организация и проведение профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в летний оздоровительный период;

-организация и проведение совместных конкурсов.






Ожидаемые результаты:

Положительные итоги реализации данной программы носили комплексный характер.

Семьи имели возможность получать квалифицированную консультативную помощь педагогов в области дошкольного воспитания и образования. Родители проявляли себя сторонниками создания и поддержания единых требований с дошкольным учреждением к воспитанию и образованию дошкольников.

Положительно эмоционально окрашенное общение воспитателей и родителей в присутствии детей, обеспечивало лёгкое расставание с мамой утром в период адаптации и комфортное пребывание каждого воспитанника в детском саду.

Наблюдалось укрепление родственных отношения внутри семей. Это проявлялось в том, что уже на втором году посещения ребёнком детского сада, в организуемых воспитателями группы мероприятиях участвовали бабушки и дедушки и старшие сёстры с братьями, а в своих творческих рассказах о семье дети упоминали  всех её членов.

По итогам анкетирования, бесед и наблюдений, было выявлено постепенное повышение педагогической компетентности родителей и ответственное отношение к воспитанию ребёнку.

По итогам педагогического обследования, у воспитанников сформировались чёткие представления о социальной роли матери, отца; сформировалось стойкое трепетное любящее отношение к своим родителям, братьям и сёстрам к семье в целом. Уровень готовности к школьному обучению воспитанников и успешная адаптация детей в начальной школе свидетельствует о высоких результатах совместной работы педагогов и родителей в течение всего периода пребывания детей в ДОУ.

Дети:

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
-формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Воспитатели:

Воспитание заинтересованного и уважительного отношения к взрослому.

Придерживаются психологически-корректного стиля общения, добиваются уважения и доверия детей, стараются быть партнёром по ситуативно-деловому и вне ситуативно-личностному общению. Являются источником интересной информации, заботливыми помощниками и защитниками.
Выступают для ребёнка примером для подражания

Освоение взаимосвязей в социальном мире.

Знакомят детей с нормами поведения в общественных местах, обучают правилам обращения к старшим. Формируют основы соблюдения этикета

Формирование представлений о жизни взрослых.

Рассказывают о различных профессиях, обсуждают особенности жизни человека в семье, семейные роли мужчины и женщины.

Закладывание основ доброжелательного отношения к сверстникам.

Обеспечивают  потребность ребёнка в общении со сверстниками. Побуждают детей проявлять сочувствие, оказывать помощь друг другу. Формируют положительный образ проявлять сочувствие, оказывать помощь друг другу. Формируют положительный образ группы как носителя моральных норм. Рассказывают родителям о поведении ребёнка в группе. Побуждают старших детей заботиться о младших. Воспитывают терпимость и уважение к детям, независимо от их физических особенностей.

Выработка навыков общения со сверстниками

Учат детей вести конструктивный диалог – договариваться, планировать действия, распределять роли и т.д. Приучают использовать нормативные способы разрешения конфликтов. Формируют психологическую устойчивость в случае неуспеха.

Воспитание бережного отношения к природе.

Формируют детскую любознательность к природным проявлениям. Учат понимать причинно-следственные связи и взаимозависимости в природе. Закладывают основы экологической культуры.

Формирование положительного самоощущения.

Развивают чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (наличие собственного мнения, право выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

Воспитание чувства ответственности у детей.

Способствуют развитию у детей чувство ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.

Родители:

Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Стараются всегда отзываться на проявляемую им инициативу в общении, дают ребёнку возможность встречаться и общаться с широким миром взрослых, которые окружают семью.

Поддерживают в семье основы этикета. Учат ребёнка этикету общения с взрослым в непосредственной беседе и по телефону.

Рассказывают о своей работе, об отношениях людей, берут ребёнка с собой в магазин, на почту и т.д.

Разговаривают с ребёнком о его друзьях, жизни в коллективе сверстников в детском саду. Обсуждают с педагогами статус ребёнка в группе, его поведение в коллективе. Порицают любые проявления негативного отношения к человеку с физическими недостатками

Продолжают воспитывать умение подчиняться общему правилу, контролируют проявления эмоций и поведения

Демонстрируют ребёнку образцы экологически ориентированного поведения

Литература

1.Доронова Т.Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» 2.Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» Методический аспект.

3.Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ»

4.Давыдова, О.И., Богословец, Л.Г., Майер, А.А. «Работа с родителями в детском саду»

5.Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй.

6.Е.К.Ривина. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной»

7.Л.Ф.Островская. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников»

8.Н.Ф.Виноградова «Воспитателю о работе с семьей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей (из опыта работы)

В статье раскрыты цели, задачи, методы и приёмы совместной работы воспитателя и родителей по вопросам речевого развития. В помощь родителям предлагаются игры, игровые упражнения по развитию речи,...

Консультация для родителей и педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития дошкольников»

Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно....

Статья "Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития речи дошкольников"

В статье раскрываются вопросы развития речи дошкольников....

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...