Статья "Методы включения педагогов дошкольного образовательного учреждения в подготовку и проведение педагогических советов"
статья по теме

 

Анализ современных исследований по проблеме организации педагогических советов показал, что остается мало изученным вопрос выбора методов включения педагогов в подготовку и проведение педагогических советов в дошкольном образовательном учреждении. В связи с этим возникла необходимость изучения методов включения педагогов в совместную деятельность по принятию решений на этапе подготовки и проведения педагогических советов, которые обеспечивают не только их активность, а способствуют переводу членов педагогического коллектива в позицию субъектов управленческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Методы включения педагогов дошкольного образовательного учреждения в подготовку и проведение педагогических советов

                                                                                                          А.М.Захарова

                                                                                 РГПУ им. А.И. Герцена, Институт детства, магистрант

Актуальность выбранной темы обусловлена теоретическими предпосылками важности создания в системе управления дошкольным образовательным учреждением механизмов, обеспечивающих включение всех участников образовательного процесса в управление (Белая К.Ю., Лященко Н.Н., Маневцова Л.М., Поздняк Л.В., Третьяков П.И. и другие).

Одним из таких механизмов может выступать организация и проведение педагогических советов как органа коллегиального управления дошкольным образовательным учреждением.

Проблемой организации педагогических советов в дошкольном образовательном учреждении, и определением роли педагогов в подготовке и проведении педагогических советов занимались Белая К.Ю., Волобуева Л.М., Мелих А.Е., Сыромятникова Л.М. Церникель Л.А. и другие (1,4).

Анализ современных исследований по проблеме организации педагогических советов показал, что остается мало изученным вопрос выбора методов включения педагогов в подготовку и проведение педагогических советов в дошкольном образовательном учреждении. В связи с этим возникла необходимость изучения методов включения педагогов в совместную деятельность по принятию решений на этапе подготовки и проведения педагогических советов, которые обеспечивают не только их активность, а способствуют переводу членов педагогического коллектива в позицию субъектов управленческой деятельности.

Вопросами применения активных методов в работе с педагогами занимались  Виноградова Н.А., Богославец Л.Г., Миклаева Н.В., Радионова Ю.Н и другие.

Анализ исследований работ Белой К.Ю. Богославец Л.Г., Волобуевой Л.М., Мелихова А.Е., Сыромятниковой Л.М. позволил определить сущность понятия «педагогический совет» который, на наш взгляд, заключается в поиске эффективных способов решения актуальных задач дошкольного образовательного учреждения, путем объединения усилий всех членов педагогического коллектива в принятии управленческого решения.

Технология управления дошкольным образовательным учреждением с помощью педагогических советов отличается большим разнообразием методов и форм его организации, которые определяют результат общих усилий педагогического коллектива в решении актуальных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста.

В ходе осуществления теоретического анализа по изучаемой проблеме нас интересовала сущность понятия «метод». Анализ трактовок  позволил сделать вывод, что под «методом включения» следует понимать способ или механизм, который целенаправленно используется  для реализации целей, решения определенных задач совместной деятельности управляющей и управляемой подсистем, обеспечивающий активность участников в получении определенного продукта управленческого взаимодействия – решений педагогического совета. Следовательно, особенность отбора и использования старшим воспитателем методов включения педагогов в такое взаимодействие состоит в их направленности на активизацию их познавательной, коммуникативной и профессиональной деятельности. Данные методы должны быть направлены на реализацию стимулирующей функции, способствующей включению членов педагогического коллектива в работу с полной отдачей каждого.

Наряду с традиционными методами активизации педагогов при подготовке и проведении  педагогических советов (демонстрация видеоматериалов, обучение практическим умениям, имитация конкретной ситуации, дискуссии) в различных научных источниках выделяют интерактивные методы активизации, которые стали предметом нашего изучения, так как мы предположили, что некоторые из них могут быть использованы как методы включения членов педагогического коллектива в подготовку и проведение педагогических советов, влияющие на процесс принятия и реализации управленческих решений.

Результаты проведенного констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что в дошкольном образовательном учреждении старшими воспитателями используются разные методы активизации педагогов при подготовке и проведении педагогических советов (дискуссии, демонстрация видеоматериалов, обучение практическим умениям, имитация конкретной ситуации и т.д.), но существует проблема включения педагогов в принятие коллегиальных решений. По результатам анкетирования педагоги разделились на три подгруппы: в первую группу вошли педагоги (55%), которые удовлетворены существующей в дошкольном образовательном учреждении системой организации работы по подготовке и проведению педагогических советов; во вторую – педагоги (28%), которые частично удовлетворены этой работой, третью группу составили педагоги (17%), которые не удовлетворены качеством проводимых педагогических советов.

 В целом можно сделать вывод, что педагоги хорошо оценивают работу старших воспитателей по подготовке и проведению педагогических советов, но не видят своей значимости и не понимают основного назначения педагогического совета.  На это также указывает тот факт, что ни один педагог в своей анкете не отметил в качестве цели проведения педагогического совета – принятие совместного коллегиального решения, так как решения по педагогическому совету предлагает старший воспитатель, а они принимают их единогласно. Ни старший воспитатель, ни члены педагогического коллектива не видят прямой взаимосвязи между используемыми методами включения педагогов в совместную деятельность по подготовке и проведению педагогических советов и принимаемыми на нем решениями. Прослеживается направленность старших воспитателей на процесс в отборе и использовании разных методов включения педагогов, а не на результат, что в целом характеризует управление как нецелевое, с заранее неизвестным результатом. Таким образом, даже при достаточно высоком уровне развития коллектива это не позволяет его членам выступать субъектами управленческой деятельности, а руководителям реализовывать управленческие функции на высоком уровне, где принятие коллегиальных решений и качество их реализации выступают основными показателями.  

Изучая возможности использования методов активного включения педагогов в подготовку и проведение педагогического совета в дошкольном образовательном учреждении, нами было установлено, что интерактивные и активные методы включения педагогов в совместную деятельность имеют много общего, но в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие педагогов друг с другом которое напрямую связано с предварительной выработкой решений педагогического совета. Они дают возможность решать задачи разного плана, такие как учебно-познавательные, коммуникативно-развивающие, социально-ориентационные и самое главное – управленческие путем обличения результатов обсуждений в решения педагогического совета. Опираясь на те функции, которые выполняет педагогический совет, при его организации  старший воспитатель решает также вопросы формирования рабочих групп, выявления ими направлений совершенствования работы дошкольного образовательного учреждения на основе результатов мониторинга, проведение обучающих мероприятий по повышению квалификации кадров в соответствии с решаемыми задачами, изучение и обобщение педагогического опыта, определение форм подачи результатов совместной работы педагогов, продуктивность которых будет зависеть от степени участия и включения педагогов в эту деятельность.

При использовании интерактивных методов включения педагогов в подготовку и проведение педагогических советов в дошкольном образовательном учреждении роль старшего воспитателя меняется, он не является центральной фигурой, а координирует, выступает модератором, консультантом, действуя в соответствии с намеченной повесткой педагогического совета.

Богославец Л.Г., Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. выделяют  основные разновидности интерактивных методов в  работе с педагогами, такие как дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д. В ходе исследования нами было установлено, что в практике работы дошкольных образовательных учреждений, при организации педагогических советов  широко используются различные методы включения педагогов в совместную деятельность, но это никак не связано с теми решениями, которые принимают члены педагогического коллектива по результатам обсуждения актуальных вопросов функционирования и развития дошкольного образовательного учреждения. На основе полученных данных констатирующего эксперимента (61% педагогов) можно сделать вывод, что направленность выбираемых методов включения педагогов носит в большей степени информационный характер (дискуссии, имитация конкретной ситуации, демонстрация видеоматериалов). Наряду с этим, 55% педагогов считают, что методы включения педагогов в подготовку и проведение педагогических советов направлены на повышение уровня их профессиональной компетентности. Следовательно, старший воспитатель, используя такие методы включения педагогов как демонстрация видео материалов, обучение практическим умениям, дискуссия преследует не только информационные цели, но и обучающие. В связи с этим, по содержанию и организации педагогический совет становится перегруженным, выходит за рамки регламента своей работы, снижает степень усвоения новой информации педагогами на заседании педагогического совета, не позволяет принимать оптимальные решения педагогического совета.  Изменение возникшей ситуации возможно в том случае, если старшим воспитателем будут использоваться разные интерактивные методы включения педагогов к принятию управленческих решений по результатам обсуждений актуальных вопросов на заседании педагогических советов.

Способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

Подбор старшим воспитателем темы, материалов, заданий, вопросов для обсуждения в коллективе педагогов.

Знакомство педагогов  с проблемой, требующей поиска решения. Проблема и цель должны быть четко и доступно сформулированы старшим воспитателем, чтобы у педагогов не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.

Взаимодействие педагогов друг с другом в процессе решения проблемы для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, старший воспитатель вносит свои коррективы в их действия.

Анализ результатов, подведение итогов по окончанию совместной деятельности в ходе решения конкретной задачи. Суть данного этапа состоит в обсуждении содержательного аспекта с последующим вынесением проекта решения (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали педагоги, каков результат, насколько это эффективно и может быть использовано в нашем дошкольном образовательном учреждении, каковы затраты, связанные с возможностями реализации этого на разных возрастных группах, каковы  риски и т.д.).

Из вышесказанного следует, что наибольший интерес для нас представляют интерактивные методы с точки зрения возможности их применения для включения педагогов в подготовку и проведение педагогических советов.

Богославец Л.Г. в книге «Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ» выделяет следующие интерактивные методы для подготовки и проведения педагогических советов (4):

Метод модерации. Этот метод позволяет сосредоточиться на содержании; действовать целенаправленно; сохранить возможность для импровизации; проявить самостоятельность каждому участнику обсуждения; проводить обсуждение в свободной коллегиальной обстановке. Метод создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы. Старший воспитатель выступает в качестве модератора, он авторитарен по процессу, но нейтрален по содержанию.

Метод «Технология Открытого Пространства Х.Оуэна». Данный метод предусматривает: активное участие каждого; создание демократической атмосферы; равенство возможностей; открытость и сотрудничество; взаимодействие, общение, развитие и свободный обмен идеями.

Метод SWOT-анализ. Применяется для открытого обсуждения тех или иных проблем, а также для планирования общего направления работы. На первом этапе составляется общий список вопросов для обсуждения (в нашем случае в соответствии с повесткой педагогического совета), второй этап включает в себя распределение педагогов по рабочим группам для обсуждения проблемы или вопроса, на третьем этапе используется матрица SWOT – анализа, выделяются «сильные стороны», «слабые стороны», что возможно использовать как «возможности», а что будет являться «угрозой и препятствием» для осуществления намеченных целей. Заключительный этап состоит из всеобщего обсуждения решений, принятых подгруппами педагогов.

Частичная апробация данных методов включения педагогов при подготовке и проведении педагогических советов подтвердила их эффективность использования. Теоретический анализ источников, проведенный констатирующий эксперимент и частично формирующий подтвердили гипотезу о том, что организация работы по подготовке и проведению педагогических советов в дошкольном образовательном учреждении может быть усовершенствована, если:

- педагоги дошкольного образовательного учреждения ставятся в позицию субъектов управления, выражающуюся в совместном поиске проблемы для обсуждения на заседании,  выработке путей её решения, оценке альтернатив, совместном обсуждении решения, его принятии, организации его выполнения, оценке полученных достижений в результате реализации коллегиального решения;

- методы включения педагогов на подготовительном этапе (решение кейс-ситуаций, метод модерации) предполагают организацию рабочих групп, выявление ими направлений совершенствования на основе  результатов мониторинга, проведение обучающих мероприятий, изучение и обобщение педагогического опыта, определение форм подачи результатов работы рабочих групп;

- методы включения педагогов на этапе проведения заседания педагогического совета (имитация конкретной ситуации, игровое моделирование, метод «Технология Открытого Пространства Х.Оуэна», SWOT – анализ) ставят их в ситуацию необходимости принятия решения после обсуждения конкретной проблемы, с распределением задач и ответственности за их решение в конкретные временные сроки.

Таким образом, определяя направления дальнейшего исследования можно предположить, что обогащение опыта старшего воспитателя по отбору и использованию разных методов включения педагогов дошкольного образовательного учреждения в процесс подготовки и проведения педагогических советов, повлечет за собой изменения в проявлении активной позиции педагогов в рамках работы коллегиального органа управления и отразится на качестве и продуктивности принимаемых совместных решений по совершенствованию деятельности дошкольного образовательного учреждения в рамках подготовки и проведения педагогических советов.

Литература

Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение. – М., 2004.

Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. пособие/.-2-е изд.-М.:Айрис-пресс,2009.

Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. — М.: ТЦ «Сфера», 2004.

Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ.-М., 2010.

Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М., 1999.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки и проведения педагогических советов в детском саду

Проблема  повышения качества подготовки проведения педагогического совета волнует большинство заведующих и старших воспитателей дошкольных учреждений. Она актуальна как для новичков, так...

Методика подготовки и проведения педагогических советов в ДОУ

Проблема повышения качества подготовки и проведения педагогического совета волнует большинство заведующих и старших воспитателей дошкольных учреждений. Она актуальна как для новичков, так и ...

Методика подготовки и проведения педагогических советов

Методика подготовки и проведения педагогических советов в ДОУ.Статья из журнала  "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения", №9, 2008, автор О.М. Ельцова...

ПРИКАЗ от 23.12.2014 года №299 "О подготовке и проведении педагогического совета № 3"

ПРИКАЗ  от 23.12.2014 года  №299  "О подготовке и проведении педагогического совета № 3"...

ПРИКАЗ от 07.10.2015 года №230 "О подготовке и проведении педагогического совета № 2"

ПРИКАЗ от 07.10.2015 года №230  "О подготовке и проведении педагогического совета № 2"...

Приказ о подготовке к проведению Педагогического совета

В целях улучшения образовательного процесса ДОУ и мероприятий направленных на повышение педагогического мастерства...

Французская педагогическая мастерская «Имидж педагога дошкольного образовательного учреждения. Профессиональный стандарт. ПЕДАГОГ»

В методической разработке предлагается вариант ознакомления педагогов с текстом профессионального стандарта "Педагог" , через использование интерактивной формы французская мастерская...