организация гибкого режима дня в ДОУ в соответствии с ФГТ
методическая разработка по теме

Эберлин Евгения Анатольевна

Данный материал содержит методическое руководство для сотрудников ДОУ по организации деятельности дошкольников в режимные моменты в соответствии с ФГТ. Раскрывает принципы организации детей, модель организации образовательного процесса, несколько вариантов режима дня с пояснениями.(из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учереждение  детский сад общеразвивающего вида №24 «»Русалочка

Сообщение на ГМО

для заместителей заведующих по ВМР

Тема:

«Организация гибкого режима дня в ДОУ в соответствии с ФГТ»

Эберлин Евгения Анатольевна

Подольск 2012г.

1 слайд(7).

Современное образование меняет взгляды на содержание обучения и воспитания. Если раньше оно выступало целью деятельности учреждения, то сегодня оно является средством развития личности дошкольников.  Смещение акцентов с цели на содержание обуславливает изменение позиции воспитателя в образовательном процессе. Содержание и педагогические технологии должны быть направлены на развитие качеств личности ребенка: самостоятельности, инициативы, творчества. Современная тенденция в образовании изменила взгляды на педагогические технологии как метод воспитания и обучения детей, имеющий личностно-развивающий характер.

Итак: Образование в ДОУ – развивающее, личностно-ориентированное, интегрированное (интеграция предметности в режимных процессах в разных видах детской деятельности, в том числе и образовательной).

Обучение и воспитание – не цель деятельности ДОУ, а средство развития личности ребенка дошкольного возраста.

 Выпускник ДОУ - это физически, психически здоровая, интеллектуально развитая, социально адаптированная, нравственно воспитанная личность.

Современные педагогические и гигиенические требования привели к введению понятия «гибкий режим»введенный В. Алямовской

Слайд 2. Основные аспекты гибкого режима:

Преобразовывая режим дня в гибкий, воспитатель каждой группы должен помнить о том, что основные компоненты режима (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон и общее время прогулок) должны оставаться неизменными.  

Слайд 3. «Подвижное в неподвижном»,  постоянная смена деятельности, в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объема и сложности предлагаемого детям обучающего материала. 

Режим дня на случай неблагоприятных погодных условий составляется старшим воспитателем в начале учебного года. Группам выделяется конкретное помещение (изостудия, физкультурный или музыкальный зал) для организации прогулки, и определяется ее время. Сквозным проветриванием помещения предварительно остужаются до 14—16% .Дети, одетые соответственно температуре помещения ( с учетом того, что идет постоянный приток прохладного воздуха), находится в нем около 40 минут. Воспитатель организует развивающие и подвижные игры. В групповой в это время проводятся сквозное проветривание ,влажная уборка. Дети возвращаются в свежеубранное и проветренное помещение. Указывается время и порядок «хождение по гостям»- посещение детьми одной группы воспитанников другой. Больше всего малыши любят ходить в гости к детям старших групп. В каждом помещении создаются условия для развивающей деятельности дошкольников.

2. «Свободное посещение детского сада детьми по желанию родителей»

Индивидуальный режим посещения ребёнком ДОУ устанавливается на основании договора с его родителями. При этом родителям может быть поставлено условие обеспечить подъём ребёнка утром в одно и тоже время, чтобы не нарушить жизненный цикл.С родителями обязательно  обговаривается  постоянное  время прихода ребенка  в сад. ( в силу дополнительно посещаемых секций или в период адаптации или другая причина индивидуального характера.)

3. «Мне хорошо», создание комфортного режима. 

Ещё одним из вариантов гибкого режима является организация жизни детей в определенные периоды времени, что способствует снятию накопившегося утомления и предупреждает возможные психоэмоциональные срывы.

4. «Мы одни», организация жизни детей в группе в отсутствие, например, няни.

При недостаточном количестве персонала, когда по разным причинам в группе временно отсутствует помощник воспитателя или младший воспитатель, оптимальным выходом из ситуации является подключение на определённые часы к работе с детьми данной группы специалистов: педагога-психолога, воспитателя по физической культуре, музыкального руководителя и т.д.Они организуют игры и другую интересную воспитанникам деятельность, при этом воспитатель занимается уходом за детьми и хозяйственными вопросами.

5. «Каникулы», организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующие снятию накопившейся усталости и предупреждению «энергетических кризисов»

Время проведения каникул определяется на основании изучения педагогом – психологом утомляемости воспитанников. Полученные им сведения сопоставляются с данными заболеваемости детей. Технологический режим «Каникулы» представляет собой набор сценариев деятельности детей на 3-5 дней. В эти дни организуются мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности и деятельность, располагающая детей к художественному творчеству.

       6. «Гибкий график работы сотрудников и администрации»

Кроме перечисленных вариантов гибкого режима существует оптимальный, который составляется воспитателем в соответствии со следующими принцами:

  1. Понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально загружены; необходимо обеспечить ребёнку легкое «вхождение»в рабочую неделю и состояние удовлетворённости от пребывание в детском саду в конце недели;
  2. Каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельностей, месту и форме их организации;
  3. В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого педагога с детьми на основе неформального общения;
  4. Ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать воспитанникам, а педагогом следует ее всячески поощрять;
  5. В режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических мероприятий, психотренингом, релаксационных и музыкальных пауз. Ежедневно определяется время, когда ребёнок в сопровождении взрослого может выйти за пределы групповой комнаты «в гости» к другим воспитанником ДОУ. Это требует чёткой организации работы и ответственности персонала за детей.

Слайд 4.  ФГТ требуют от практиков решать образовательные задачи в процессе:

Совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности и в самостоятельной деятельности детей.

признаки совместной деятельности взрослых и детей

наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Опираясь на модель организации образовательно-воспитательного процесса в ДОУ.

модель организации образовательного процесса

детей дошкольного возраста

«Самостоятельная деятельность детей» –

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком  деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная  на решение задач, связанных с интересами  других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

«Совместная деятельность взрослого и детей» 

деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач  на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской  (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Различают:

непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в  ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

          совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

Разработан  примерный общий объем обязательной  части основной общеобразовательной программы. (слайд4)

Слайд 5.Когда мы познакомились с вышеизложенными понятиями, изучили возрастные особенности детей, учли сезонные изменения, смену деятельности ребенка, обеспечивающую  полное функциональное восстановление организма после разнообразных нагрузок, изучили  социальный  заказ родителей;

Можно корректировать режим дня:

1 шаг.

2 шаг

3 шаг.

4 шаг

5 шаг     

Слайд 6. В ДОУ МОГУТ БЫТЬ РАЗРАБОТАНЫ РЕЖИМЫ ДНЯ:

  1. -на холодный/теплый периоды года;
  2. щадящие режимы для детей III-IV группы здоровья и перенесших заболевание;
  3.  режим для на период адаптации;
  4. режим дня на период проведения праздников;
  5. Режим дня на период проведения каникул;

Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей и предусматривает личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности. 

Схема развития любого вида деятельности

сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Скоролупова и Федина, разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:

Двигательная  

·      

        Подвижные дидактические игры

·       Подвижные игры с правилами

·       Игровые упражнения

·       Соревнования

Игровая

·       Сюжетные игры 

·       Игры с правилами

Продуктивная

·       Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

·       Реализация проектов

Коммуникативная

·       Беседа ситуативный разговор

·       Речевая ситуация

·       Составление отгадывание загадок

·       Сюжетные игры

·       Игры с правилами

Трудовая

·       Совместные действия

·       Дежурство

·       Поручение

·       Реализация проекта

Познавательно-исследовательская

·       Наблюдение

·       Экскурсии

·       Решение проблемных ситуаций

·       Экспериментирование

·       Коллекционирование

·       Моделирование

·       Реализация проекта

·       Игры с правилами

Музыкально-художественная

·       Слушание

·       Исполнение

·       Импровизация

·       Экспериментирование

·       Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

·       Чтение

·       Обсуждение

·       Разучивание

Пояснения к режиму дня на период проведения каникул

 Данный режим вводится в каникулярный период.

  1.  Увеличение времени дневного сна.
  2.  Исключение организованных форм обучения.

Пояснения к режиму дня при проведении праздников

Данный вариант режима предназначен к использованию в дни проведения праздничных мероприятий в учреждении.

  1.   Смещено время проведения утренней прогулки.
  2.   Отменены организованные формы обучения.

Пояснения к щадящему режиму

 Данный режим назначается детям в период реконвалесценции после острых заболеваний как реабилитационный, для детей III-IV группы здоровья.

  Элементы щадящего режима

  1.   Сон.
    Увеличить продолжительность дневного сна. Для этого следует укладывать ребенка первым и поднимать последним. Обеспечить спокойную обстановку перед укладыванием, иногда перевести на режим, соответствующий более раннему возрасту.
  2.   Кормление.
    Исключить нелюбимое блюдо; не заставлять съедать целую порцию;  по показаниям соблюдать диету;  кормление детей с повышенной возбудимостью проводить отдельно от всей группы; увеличить время, необходимое для приёма пищи.
  1. Организация бодрствования

Во время непосредственно образовательной деятельности увеличить индивидуальное обращение к ребенку,  не допускать переутомления, разрешить отвлечься, сократить продолжительность занятия, освободить от третьего занятия, обеспечить рациональную двигательную активность в группе и на прогулке, следить за появлением симптомов переутомления (учащение дыхания и пульса, повышение потоотделения, появление бледности).

  1. Физическое воспитание.
    Исключить из физкультурных занятий бег, прыжки, подвижные игры (в это время может наблюдать за товарищами, помогать воспитателю);  во время гимнастических занятий учить правильно дышать носом, путем подбора соответствующих упражнений;  следить за рациональным использованием свежего воздуха (постепенно на 15-20 минут увеличивать время пребывания на воздухе при температуре воздуха от –10° до –15° С). Не отменять занятия утренней гимнастикой.



Подписи к слайдам:

Организация гибкого режима дня в ДОУ в соответствии с ФГТ

Первый этап: Изучение документов Создание нормативной базы ДОУ Обучение кадров Создание предметно-развивающей среды Новая образовательная программа ГМО
Изучение документов
Федеральный уровень.Закон Р.Ф. « Об образовании».САНПиН 2.4.1.2660 – 10, изменения СанПин № 1. 2.4.1. 2791-10.Приказ Министерства образования и науки РФ ( Минобрнауки России)от 27 октября 2011 г. № 2562 г. Москва « Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».Постановление правительства РФ от 12 сентября 2008 № 666 «Об утверждении положения о дошкольном образовательном учреждении» от 2012г.Приказ Минобрнауки РФ от 23 ноября 2009 г. № 6545 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011г. № 2151 « Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Письмо Минобрнауки РФ от 21 октября 2010 № 03-248 органам исполнительной власти субъектов РФ , осуществляющим управление в сфере образования « О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».Письмо Минобрнауки РФ от 22 июля 2010 № 03 – 13 органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования « О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования».

Создание нормативной базы ДОУ
Локальный уровень.- Приказ о переходе на ФГТ на 01.09.2011- План перехода на ФГТ- Положение о создании рабочей группы- Протокол Педагогического совета, об избрании рабочей группы- Приказ об утверждении рабочей группы

Второй этап  Обучение кадров Совершенствование предметно-развивающей среды Создание рабочих программ Переход на календарно-тематическое планирование ГМО, обучающие семинары, педагогические советы
Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей
Непосредственно образовательная деятельность Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.Решение образовательных задач в ходе режимных моментов 3) Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей
Актуальная предметно-развивающая среда
Организация пребывания детей в образовательном учреждении
Режим дня детского сада - чередование различных видов деятельности и отдыха детей дошкольного возраста, отвечающее педагогическим и гигиеническим требованиям.
Организация пребывания детей в образовательном учреждении в соответствии с ФГТ
«Гибкий режим» -вариативный, разработанный на основе системы быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию, но при этом неизменными остаются основные его компоненты(дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок). В. Алямовская
Основные аспекты гибкого режима:
- Динамичный режим для детей;- Гибкий график работы воспитателей, специалистов и всегообслуживающего персонала;- Разная длительность пребывания детей в группе.
Варианты гибкого режима
1. «Подвижное в неподвижном» , постоянная смена деятельности, в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объема и сложности предлагаемого детям обучающего материала.2. «Свободное посещение детского сада детьми по желанию родителей»3. «Мне хорошо», создание комфортного режима.4. «Мы одни», организация жизни детей в группе в отсутствие, например, няни.5. «Каникулы», организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующие снятию накопившейся усталости и предупреждению «энергетических кризисов»6. «Гибкий график работы сотрудников и администрации»
Примерный общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы
Структура обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Возрастная группа
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Удельный вес в режиме полного дня (12 часов)
Непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
14-17%
19-22%
26-29%
33-35%
Самостоятельная деятельность детей
25-30%
25-30%
25-30%
25-30%
Взаимодействие с семьями детей
5-10%
5-10%
5-10%
5-10%
Итого:
44-57%
49-62%
56-69%
63-75%
Коррекция режима дня проводится на основе следующих положений:-соответствие возрастным особенностям и психофизическим возможностям детей;-учет сезонных изменений;-смена деятельности ребенка, обеспечивающая полное функциональное восстановление организма;-социального заказа родителей;
При коррекции режима дня необходимо осуществить следующие шаги: ШАГ ПЕРВЫЙИзучить нормативные документы по организации режима дня
ШАГ ВТОРОЙОпределить формы образовательной деятельности для каждой возрастной группы по каждой из 10 образовательных областей;
Форма образовательной деятельности
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Непосредственно образовательная деятельность
Самостоятельная деятельность детей
Совместная деятельность с семьей
Формы организации
Индивидуальные, подгрупповые
Групповые,подгрупповые,индивидуальные,
Индивидуальные
Групповые,подгрупповые,индивидуальные,
НаблюденияИграПроблемная ситуацияСоздание коллекцийРассматриваниеи т.д.
*Рисование, лепка, аппликация, и т.д.*Экспериментирование*Досуги*Проектная деятельностьт т.д.
*Изобразительная*Двигательнаяи т.д.
*Прогулки*Экскурсии*Проектная деятельность*Создание коллекцияИ т.д.
Образовательная область
НОД
Длит-сть
ОД в РМ
Длит-сть
СДД
Длит-сть
Взаимодействие с семьями
Длит-сть
Физическое развитие
Здоровье
Познание
Чтение художественной литературы
Коммуникация
Социализация
Труд
Безопасность
Музыка
Художественное творчество
Формы образовательной деятельности во 2-ой младшей группе (возраст детей 3-4- года)
ШАГ ТРЕТИЙОпределить режимные моменты и их длительность для детей данного возраста;Длительность утреннего приема для детей старшего возраста составляет 80 минут, запускаем организацию взаимодействия с родителями (10-15 минут), СДВиР (20 минут), ОД в РМ (10 минут); оставшееся время целесообразно выделить для «Самостоятельной деятельности детей».
Режим дня старшей группы(примерный общий объем обязательной части образовательной программы)
Режимные моменты
Длительность
НОД
ОД в РМ
СДД
Взаимодействие с семьей
Утренний прием
70 минут
20 минут
10-15 минут
Утренняя гимнастика
10 минут
10 минут
Подготовка к завтраку, завтрак
25 минут
5 минут
Игры, подготовка к НОД
5 минут
НОД
90 минут
50 минут
Второй завтрак
10 минут
Подготовка к прогулке, прогулка
2 часа
45 минут
Самостоятельная деятельность, совместная деятельность воспитателя и детей
10 минут
Подготовка к обеду, обед
20 минут
5 минут
Подготовка ко сну, сон
2 часа
5 минут
Пробуждение, гигиенические процедуры
30 минут
Подготовка к полднику, полдник
20 минут
5 минут
Самостоятельная деятельность, совместная деятельность воспитателя и детей , НОД
70 минут
25 минут
15 минут
Прогулка, уход детей домой
2 часа
25 минут
25-60 минут
Итого:
720 минут (12 часов)
26-29%190-210 минут(3-3,5 часа)
25-30% 185-210 минут
5-10% 40-80 минут
Заполнение данной таблицы позволит соблюсти баланс моделей образовательного процесса:«Совместная деятельность взрослого и детей» (НОД, СДВиР, СДД)«Самостоятельная деятельность детей» (свободная деятельность детей и организованная воспитателем деятельность воспитанников)«Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного обраовоания»
ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙОпределение форм образовательной деятельности в процессе осуществления режимных моментов (в соответствии с моделью образовательной деятельности)
Время
Режимные моменты
Содержание образовательной деятельности
Физическое
Художественно-эстетическое
Социально-личностное
Познавательно-речевое
Ф
З
ХТ
М
С
Б
Т
К
П
ХЛ
7.00-8.30
Прием детей, самостоятельная деятельность
Общение с родителямиИгры малой подвижностиРассматриваниеБеседы
ШАГ ПЯТЫЙСоставление режима дня: определение времени, режимных моментов их содержания с учетом ФГТ и требований СанПиН.Прогулка 4-4,5 часаДневной сон – 2-2,5 часаСамостоятельная деятельность детей – 3-4 часа
В ДОУ МОГУТ БЫТЬ РАЗРАБОТАНЫ РЕЖИМЫ ДНЯ:-на холодный/теплый периоды года; щадящие режимы для детей III-IV группы здоровья и перенесших заболевание; режим для на период адаптации;режим дня на период проведения праздников;Режим дня на период проведения каникул;Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей и предусматривает личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план "каникул" с учетом гибкого режима дня

В плане прописаны  мероприятия на каждую возрастную группу, ответственные лица и сроки проведения...

Перспективное планирование по гибкому режиму на адаптационный период

Перспективное планирование  по гибкому режиму  на адаптационный период...

Представление опыта работы на ГМО заместителей по ВМР.Тема:"Организация Гибкого режима дня в ДОУ в соответствии с ФГТ"

Я работаю воспитателем в средней группе .И сейчас из опыта работы я вам расскажу ,как игровая деятельность-которая является самой ценной деятельностью для ребенка, позволяет мне интегрировать образова...

Представление опыта работы на ГМО заместителей по ВМР.Тема:"Организация Гибкого режима дня в ДОУ в соответствии с ФГТ"

Я работаю воспитателем в средней группе .И сейчас из опыта работы я вам расскажу ,как игровая деятельность-которая является самой ценной деятельностью для ребенка, позволяет мне интегрировать образова...

Организация Гибкого режима дня в ДОУ в соответствии с ФГТ

В ходе проведения режимных моментов по приему пищи реализуются интеграции следующих областей: труд, безопасность, познание, художественная литература, социализация, коммуникация, через самообслу...

План 3-х дневных каникул с гибким режимом дня для второй младшей группы детского сада

План 3-х дневных каникул с гибким режимом дня для второй младшей группы детского сада...

Организация гибкого режима дня в ДОУ

Режим дня детского сада - чередование различных видов  деятельности и отдыха детей дошкольного возраста, отвечающее педагогическим и гигиеническим требованиям....