Принципы построения развивающей среды в ДОУ
статья по теме

Михайлова Вера Сергеевна

В помощь молодому специалисту

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon в помощь молодому специалисту41 КБ

Предварительный просмотр:

В помощь  молодому воспитателю.

Построение  развивающей  среды  в  детском   дошкольном    учреждении.

 На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда- это окружающее  человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия...

   Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любознательности, индивидуальных возможностей (без принуждения и натаскивания); способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления¸ события в жизни; стремлением личности к творческому отображению накопленного опыта восприятия, познания в играх, общении, рисунках, поделках и т.д.

 В общем, обогащенное развитие- это развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка....

  Каковы же характеристики развивающей среды и как их создать.

Комфортность  и безопасность обстановки  чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка общественного образовательного учреждения, создает чувство уверенности и безопасности...

Эффект домашней обстановки достигается путем замены казенной мебели и парт, столов, расставленных по стандартным школьным правилам, с количеством стульев, равным количеству детей; стола воспитателя) на более привычные столы, стулья, диваны, подушки, коврики; устранения границ между зоной учебной деятельности и зонами для других видов активности. Нет необходимости иметь в комнатах большое количество столов и стульев- рисовать, лепить, раскладывать мозаику, решать головоломку ребенок может сидя на полу, стоя около подоконника или стола....

     Если позволяют условия учреждения, можно организовать общую столовую, обустроить места для самостоятельной деятельности детей не только в групповых помещениях, но и в спальнях, раздевалках, холлах...

 С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия.....

      Большое внимание должно уделяться  световому освещению комнаты: желательно иметь разнообразные осветительные приборы... При этом желательно иметь обычные лампы накаливания, а не лампы дневного света.

       Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали  многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Для этого, как правило,  много места отводится естественному природному  и различному бросовому материалу. Наряду с этим в группы дошкольников  часто вносятся  разнообразные бытовые предметы, а в атрибутике сюжетно- ролевых игр используются  естественные вещи ( например, в игре "Путешествие": фотоаппарат, чемоданы, темные очки, шлем, бинокль и т.п.). Разнообразная деятельность детей  в такой  обстановке является эффективным условием развитием сенсорных способностей, которые, в свою очередь, являются базовыми в системе интеллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста.

         Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными материалами.....

      Развивающее содержание в такой среде выступает в роли естественного фона жизни ребенка, предъявляет ему познавательные задачи в привлекательном виде и вне структурированной  ситуации обучения. Например, в небольшом простенке в средней группе укреплен "Веселый поезд", который         может перевозить людей, сказочных персонажей, животных. Здесь же имеется станционный журнал, в котором дети по ходу игры фиксируют количество пассажиров, отправляющихся в путешествие, среди них- взрослых и детей, мальчиков и девочек и т.д. Запись в журнале производится  с помощью условных знаков, цифр, схематических рисунков...

   Возможно расширение развивающего содержание через включение в игру географической карты города, области ¸ края; способ фиксации расстояния, предоставление пассажирам возможности зарисовать путешествия, рассказать о нем.

   Обеспечение возможности для исследования и научения.

 Исходя из этого положения, развивающую среду можно назвать "обучающей". Современные исследователи определили, что прямое обучение не всегда ведёт к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. Ребенок прекращает демонстрировать понимание этого содержания, как только исчезает ситуация обучения.

    Детское экспериментирование- один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее ввиде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте.  ....

   Для развертывания этой деятельности необходимы материалы: мерные кружки, формочки, нестандартные мерки¸ учебные пособия и приборы, вода, глина, речной песок.

          Таким образом, под развивающей средой следует понимать, естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.....

   Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст дошкольников, уровень из развития, интересы, склонности, способности¸ половой состав, личностные особенности и прочие...

  Развивающее обучение предполагает перспективу саморазвития ребенка и расширение его сознания на основе познавательно- творческой деятельности. Такое обучение невозможно без рефлексии, без познания самого себя, своих возможностей....

        Взрослый в общении  с детьми придерживается правила: "не рядом, не 'над', а вместе!". Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. Способы общения – понимание, признание и принятие личности ребенка¸ основанные на способности взрослых встать на позиции ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения- сотрудничество. Взгляд на ребенка- как на полноправного партнера.

  Принципы построения развивающей среды в группе детского сада.

  1. Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка.

У ребенка дошкольного возраста есть трио основные потребности: в движении, общении, познании. Среда группы должна эти потребности удовлетворять. Она организуется так, чтобы у каждого ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Поэтому необходимо включать горки, большие мячи, велосипеды, простые сюжетные картинки, прочные книжки ( 3 год жизни). В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, поэтому оборудование необходимо размещать так, чтобы детям было удобно организовать совместную деятельность.

   Высота мебели должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки ( примерно 75 см). Поэтому в группах желательно иметь стеллажи без дверей, прозрачные.

   При планировании интерьера целесообразно придерживаться нежесткого центрирования  . Так , возможен следующих подход к организации среды:

  1. Центр сюжетно- ролевой игры;
  2. Центр грамотности, куда включается книжный уголок и все  игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка для освоения чтения и письма , здесь же могут быть и театрализованные игры;
  3. Центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами;
  4. Центр строительно- конструктивных игр;
  5. Центр математики (игротека);
  6. Центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению  с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.

Кроме того, в группе желательно иметь спортивный комплекс: он не занимает много места и в тоже время многофункционален.

   Возможно иное построение среды- "кабинетное ". В любом случае при решении этих целей и задач воспитатель может выбрать собственный вариант построения среды- вместе с детьми определяет, что, где и  как располагать.

  1. Принцип уважения к мнению ребенка.

Организуя среду, необходимо учитывать мнение каждого ребенка, выслушивать их предложения и по возможности их удовлетворять или же тактично объяснить причину отказа. Целесообразно перед первым приходом ребенка в детский сад или после летнего перерыва спросить родителей о том, чем увлекается их сын или дочь¸ к чему проявляются их склонности, способности; какие любит игрушки.

  1. Принцип функциональности  означает, что в обстановки помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию .

                Игры и пособия, которые вносятся в группу, должны быть многофункциональны, комбинаторны, вариативны.

  1. Принцип опережающего характера содержания образования.

Правомерно, что воспитатель подбирает в группу те материалы¸которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку приблизительно 15 % материалов ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год).

  1. Принцип динамичности- статичности среды.

Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим, а также требует изменений.

          Первоначальный период построения среды- 2 месяца, а далее- ее насыщение и реорганизация. Примерно один раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование. Если есть возможность, мебель лучше приобретать на колесиках, чтобы дети сами могли ее передвигать¸ конструируя пространство.

    Выстраивая развивающую среду ¸ воспитатель всегда должен помнить ¸ ".....какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут...." ( Е. И. Тихеева).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды

организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды.  роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее на основны...

Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитания детей раннего возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении, реализующем Программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью...

Принципы построения развивающей предметно — пространственной среды:   (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова)

Принципы построения развивающей предметно — пространственной среды:  (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова)принцип дистанции при взаимодействии(в группах предусмотрены угол...

"Основные принципы построения развивающей речевой среды"

Организация развивающей речевой среды ДОУ стало важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Под развивающей речевой средой понимается не только предме...

Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитания детей раннего возраста.

Конаева С.В., воспитатель ГБДОУ детского сада №114 Центрального района Санкт-Петербурга Реализация принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в практике обучения и воспитан...

Фотоотчет "Организация зоны сюжетно-ролевых игр с учетом принципов построения развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС"

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре знания ребенка пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это дел...

Развивающая среда. Принципы построения развивающей среды.

Развивающая среда. Принципы построения развивающей среды.«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством...