Упражнения на сплочение кллектива
статья по теме

Шамонова Светлана Альбертовна

 

Коллектив сотруд­ников детского са­да очень сложен в управлении. Во-первых­, он жeнcкий, во-вторых, здесь обычно возникают более близкие отношения, чем, например, на заводе. А это не семья. Оценить реальный психологический климат и повлиять на него очень нелегко. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_splocheniya_kollektiva.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СПЛОЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА

Коллектив сотрудников детского сада очень сложен в управлении. Во-первых, он жeнcкий, во-вторых, здесь обычно возникают более близкие отношения, чем, например, на заводе. А это не семья. Оценить реальный психологический климат и повлиять на него очень нелегко.

Для оценки психологического климата в коллективе можно использовать опросники. Одна из самых известных методик - методика Ф. Фидлера, которая позволяет провести анонимную диагностику, что обеспечивает высокую достоверность информации. Вычислить автора по почерку невозможно, так как на листах проставляются галочки (крестики). Процедура сбора анкет тоже может быть анонимной (например, с использованием «почтового ящика»).

В опроснике приводятся противоположные по смыслу пары слов. Ответ на каждый из десяти пунктов оценивается по шкале от 1 до 8 баллов. Сотрудники выставляют свои оценки по каждому пункту, затем баллы суммируются. Итоговый показатель колеблется в пределах от 10 баллов (положительная оценка) до 80 баллов (отрицательная оценка). На основе индивидуальных профилей создается усредненный профиль, характеризующий психологическую атмосферу в коллективе.

Оценка психологической атмосферы и межличностных отношений в коллективе.


п/п

Характеристика атмосферы

в коллективе

баллы

Характеристика атмосферы

в коллективе

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Дружелюбие

Враждебность

2

Согласие

Несогласие

3

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

4

Продуктивность

Непродуктивность

5

Теплота

Холодность

6

Сотрудничество

Рассогласованность

7

Взаимоподдержка

Недоброжелательность

8

Увлеченность

Равнодушие

9

Занимательность

Скука

10

Успешность

Безуспешность

Если результаты диагностики показывают от 60 до 80 баллов, то психологическая атмосфера в ДОУ неблагоприятная.

Упражнения для сплочения коллектива

Хотя такие упражнения направлены на решение вполне серьезных задач, лучше всего выполнять их в непринужденной атмосфере и в шутливой форме.

1. Объединив усилия, придумать как можно больше способов нестандартного использования какого-либо обычного предмета (кирпича, скрепки, консервной банки и т. п.). Например, кирпич может быть использован в качестве подставки под горячее, гнета, якоря. С его помощью можно что-нибудь написать, а можно сделать надпись на его поверхности. Таких нестандартных применений кирпича, как и других предметов, может быть много.

Это упражнение можно предложить для релаксации во время обсуждения серьезной темы или же более активного вовлечения участников совещания в работу. Ведущий поощряет любое высказывание и записывает идеи на доске или на большом листе бумаги. В заключение он обращает внимание участников группы на то, как много вариантов они смогли предложить, работая вместе, отмечает их изобретательность.

2. Коллективные рисунки могут выполняться на разные темы, но лучше выбирать не слишком серьезные, например: «Наше приключение", «Наш коллектив прилетел на Марс», «Наш дом".

Для сплочения коллектива можно использовать совместные дела: оформление зала, подготовку раздаточных материалов. Но эта деятельность должна быть правильно организована. Во-первых, она имеет смысл только в том случае, если ее эффективность будет выше, чем у суммы индивидуально выполненных работ. Во-вторых, она должна учитывать интересы всех участников. В-третьих, она должна быть организована таким образом, чтобы никто не смог переложить свою часть работы на соседа. И, в-четвертых, она обязательно должна закончиться успехом. В такой работе нет необходимости задействовать всех членов коллектива. Количество участников определяется целесообразностью. В других делах будут участвовать другие сотрудники. Таким образом, рано или поздно все получат возможность поработать друг с другом.

Можно в ходе занятий с коллективом предлагать сотрудникам небольшие популярные тесты, которые позволят им задуматься о некоторых своих личностных особенностях и, может быть, по-новому взглянуть на свои отношения с людьми. Перед тем как сотрудники начнут отвечать на вопросы, необходимо объяснить им, что свои  баллы они подсчитывают сами, а результаты теста - это информация, которой они могут ни с кем не делиться.

«Наш дом»

Ведущий объясняет: «Давайте нарисуем для своего коллектива дом, в котором было бы всем хорошо. Для этого каждый участник выйдет к доске и нарисует линию или элемент дома и его окружения. To, что уже нарисовано, стирать нельзя, можно только дорисовывать». Он первым начинает выполнять задание, затем передает мел следующему сотруднику, и так далее. Кроме того, ведущий побуждает участников рисовать не только части дома, но и его внутpеннюю обстановку, заполнять пространство вокруг него. Можно рисовать «стеклянный» дом, как это делают дети. Задача ведущего - соблюдение правил и создание творческой атмосферы. Все, что делают участники, комментируется весело и доброжелательно. Каждый имеет право рисовать то, что считает нужным. Советы можно давать, но они не являются обязательными для исполнения. Задание выполняется до тех пор, пока на листе остается место, а у «художников» - энтузиазм. Если группа не слишком большая, каждый участник успевает изобразить несколько деталей.

Даже при выполнении этого простого задания в отношениях между участниками могут проявиться существующие противоречия, неприязнь. Например, группа обвинит кого-нибудь в том, что он испортил рисунок. Возникающие проблемы ведущий решает так же, как в реальной жизни. В игре это сделать проще, поскольку конфликт развивался у всех на глазах. Игровая ситуация не связана с бытовыми отношениями участников, и они теряют возможность аргументировать свои слова и действия тем, что происходило между ними раньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на сплоченность детей в средней группе

Упражнения на сплоченность детей в средней группе...

Методическая разработка "Упражнение для сплочения родителей группы"

Цель: сплочение коллектива и поддержание командного духа....

Упражнение на сплочение "Двое рисуют одним карандашом"

Упражнение «Двое рисуют одним карандашом» Объединение участников в пары. Детям раздаётся лист буги и один карандаш (фломастер) на двоих. Задание:Партнёры в парах, не договариваясь заранее, м...

ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СПЛОЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППЕ

Ввести ребенка в мир человеческих отношений -одна из важных задач воспитания личности ребенкадошкольного возраста. Детей надо приучать жить средилюдей,  формируя у них определенные психологически...

Игры, упражнения для сплочения детей и создания благоприятного психологического климата в группе

Кто из нас не сталкивался с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за него, неумением общаться, регулировать и контролировать сво...

Памятка "Игры и упражнения на сплочения детей и создания благоприятного психологического климата в группе"

В памятке представлены игры и упражнения на сплочение детей и создания благоприятного психологического климата в группе. Материал будет полезен воспитателям....