использование здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в ДОУ
материал по теме

Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ. Особенностью организации воспитательно- образовательной работы должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove.docx49.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Использование здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий  в МДОУ «Детском саду «Солнышко» п. Знаменский»

         Человеческая жизнь и здоровье являются общепризнанной высшей ценностью и должны быть бесспорным приоритетом в решении любых проблем.

         Здоровье людей рассматривается современной наукой как комплексный интегральный показатель, отражающий состояние экологических, социально-экономических, физических, духовных и социальных факторов системы жизнеобеспечения и охраны здоровья населения. Тем самым состояние здоровья определяется как показатель зрелости, благополучия и гармонии общества и государства, их способности объединенными усилиями и средствами обеспечить социальную безопасность и социальное развитие, достойную жизнь Человека и семьи, трудоспособность и способность к воспроизводству здоровых поколений.

         За последнее десятилетие произошло значительное снижение уровня здоровья взрослого и, особенно, детского контингента населения нашей страны. В условиях современного реформирования общества и образования сложились системные предпосылки для критического ухудшения здоровья воспитанников. Причиной этого является снижение ниже нормальных показателей по социально-бытовым, духовно-нравственным, экологическим, гигиеническим, психологическим, физиологическим и другим условиям существования детей и подростков и населения в целом.

   Общество и вместе с ним образование должны принять мобилизационные меры по спасению здоровья детей, представляющих в своей сущности будущее любого государства, его демографические, трудовые и интеллектуальные ресурсы. В этом смысле сложившиеся угрозы для здоровья детей – реальные угрозы безопасного существования России. Меры предотвращения этих угроз и рисков многообразны и сложны по характеру и способам реализации.

В этой ситуации одним из ключевых вопросов является необходимость изменения подхода к формированию здоровья людей. Этот переход должен быть связан с  изменением отношений людей к своему здоровью, осознанием его уникальной ценности, возможности его активной коррекции, то есть управления процессом формирования здоровья и индивидуального стиля здорового образа жизни.

            Дошкольный возраст – очень важный период для раннего приобщения ребёнка к заботам о своём здоровье, для оздоровления детского организма, поэтому проблема сохранения здоровья и воспитания здорового образа жизни является для нашего ДОУ актуальной, так как ослабленное здоровье детей существенно влияет на развитие ребёнка: умственное, физическое, социально-личностное.

 

            Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми,  вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный  подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

            Коллектив пришёл к необходимости создания и реализации оздоровительной работы с детьми, начиная с раннего возраста.

           В связи с этим в 2008 году творческой группой была разработана и реализуется программа «Здоровье», по которой работают: воспитатель по физической культуре, старшая медсестра,  старший воспитатель, воспитатели, дети, родители.  

          Инновационными  идеями  программы являются:

-   Комплексный подход в организации образовательного процесса;

- Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

- Интеграция медицинских, педагогических, экологических подходов к вопросу оздоровления детей.

             Цель программы:

Создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

              Задачи программы:

  1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, улучшение физической и умственной работоспособности;
  2. Формирование у всех участников образовательного процесса осознанного отношения к своему здоровью;
  3. Воспитание в детях, родителях потребности в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры;
  4. Развитие основных физических способностей (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости) и умение рационально использовать их в различных условиях;
  5. Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, обучение новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений;
  6. Способствование усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта;
  7. Помочь родителям в организации с детьми оздоровительной работы, направленной на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков здорового образа жизни;
  8. Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.

С учётом целей и задач была разработана модель реализации программы «Здоровья», согласно которой работа в ДОУ по приобщению к ценностям здорового образа жизни осуществляется в нескольких направлениях: с детьми, их родителями воспитателями ДОУ. Так, например, с детьми организуются подвижные игры, кружковая деятельность, физкультурные занятия, гимнастики и др.  С родителями – совместная с воспитателями работа по укреплению здоровья, консультации. С воспитателями ДОУ проводятся мероприятия по формированию представлений о здоровом образе жизни, организации рациональной двигательной активности детей, созданию условий для реализации оздоровительных режимов.

Модель реализации программы «Здоровье»

Участники

Наименование мероприятий

Воспитатели

Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни; лечебно-профилактическая работа; диагностика; организация рациональной двигательной активности детей; создание условий для организации оздоровительных режимов; организация полноценного питания; коррекционная работа; система эффективного закаливания; летние оздоровительные мероприятия.(Приложение № 1)

Дети

Утренняя гимнастика, гимнастика после сна, точечный массаж, хождение по раздражающим коврикам, дыхательная гимнастика; подвижные игры, корригирующая гимнастика для профилактики плоскостопья; физкультурные занятия 3 раза в неделю (один раз на улице); физкультурные и музыкальные досуги; оздоровительный бег; беседы; экскурсии; занятий в спортивном уголке; мероприятия в летний оздоровительный период.(Приложение №3)

Родители

Совместная работа воспитателей и родителей по укреплению здоровья детей; родительские собрания; консультации; беседы; папки - передвижки; информационные уголки; семейные спортивные  праздники; развлечения; анкетирование. (приложение № 2)

   

  При поступлении детей в ДОУ врач-педиатр оценивает состояние здоровья детей и распределяет их по группам здоровья.

Группы здоровья

Количество детей

01.09.2011

1.05.2012

I группа (Д-1)

78

78

II группа (Д-2)

12

12

III группа (Д-3)

3

3

IV группа (Д-4)

-

-

Заболеваемость детей по нозологии

№ п/п

Нозология

Нозология

01.09.2010

01.05.2011

1

Заболевания органов дыхания

2

-

2

Болезни почек

2

2

3

Болезни ССС, ревматизм

1

1

4

Заболевания ЖКТ

1

1

5

Заболевания органов зрения

-

-

6

Хирургические заболевания

-

-

7

ЛОР

-

-

8

Заболевания крови

0

4

9

Эндокринные заболевания

-

-

10

Группа риска ЧДБ

-

-

11

Аллергические заболевания

2

2

12

Тубинфицированные дети

-

-

13

Заболевания печени

-

-

14

Заболевания ЦНС

-

-

15

Заболевания кожи

-

-

        В течение года проводились следующие оздоровительные мероприятия:

Наименование мероприятия.

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Йодированная соль.

      +

   +

   +

   +

  +

  +

  +

  +

 +

«С» витаминизация 3-го блюда (аскорбиновая кислота).

   +

  +

  +

   +

  +

   +  

 +

  +

 +

Поливитамизация

  +

   +

   +

   +

  +

  +

На сегодняшний день организация предметно развивающей среды строится на основе интеграции содержания и видов деятельности. Согласно намеченным задачам программы «Здоровье» в дошкольном учреждении созданы соответствующие условия.

В детском саду оборудован зал для физкультурных занятий, оснащенный гимнастическими скамейками, спортивными матами, массажными ковриками для профилактики плоскостопия, мячами, кеглями, обручами и тд. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятия. Спортивное оборудование используется для проведения эстафет, игр, общеразвивающих упражнений для развития основных видов движений, обогащает двигательный опыт детей. В зале проходят физкультурные занятия, досуговые мероприятия, спортивные праздники, кружки.

Спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём и оборудованием: ямой для прыжков в длину, «полосой препятствий» для развития выносливости, гимнастической стенкой и бревном и пр. На спортивной площадке раз в неделю проводятся физкультурные занятия, спортивные праздники, эстафеты, самостоятельная деятельность детей, «Неделя здоровья».

В методическом кабинете детского сада составлена картотека подвижных игр с необходимыми атрибутами: спортивные игры; игры с мячом; с бегом; с прыжками. Также создана картотека физминуток и пальчиковых игр.

В каждой возрастной группе оборудованы спортивные уголки, где дошкольники занимаются самостоятельно и под наблюдением воспитателей. В доступном месте расположены предметы для игр: игрушки, мелкий спортивный инвентарь для метания, прыжков, лазанья, ловли и бросания, упражнений на равновесие.

Для дыхательной гимнастики подобраны разнообразные пособия, картотеки упражнений. Для упражнений используются раздаточные изделия из бумаги.

Важнейшим условием  оздоровления является организация двигательной активности детей. Двигательная активность способствует:

- повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

- росту физической работоспособности;

- нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

- появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

                   Забота о здоровье детей в нашем ДОУ складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Активная двигательная деятельность способствует:

  1. повышению устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды
  2. совершенствованию реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям
  3. повышению физической работоспособности
  4. нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем, также возможной коррекции врождённых или приобретённых дефектов физического развития
  5. повышению тонуса коры головного мозга и созданию положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья

Режим двигательной активности воспитанников ДОУ

Продолжительность, мин

Вид занятий и форма двигательной активности

1 мл. гр.

2 мл. гр.

Сред. Гр.

Стар. Гр.

Подг. Гр.

Особенности организации

  1. Учебные занятия

Физическая культура

10

15

20

25

30

2 раза в неделю. В теплое время года проводятся на улице.

  1. Физкультурно-оздоровительные занятия

Утренняя гимнастика

5

5-7

6-8

8-10

10

Ежедневно в группах, в физкультурном и музыкальном залах. В теплое время года на улице.

Двигательная разминка во время перерыва между занятиями

1,5-2

3-5

5-7

5-7

Ежедневно. В 1-й и 2-й младших группах проводится общая разминка утром и вечером

Физкультминутка

1,5-2

3

3

3

Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, состояния здоровья детей.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулках

5-7

7-10

10-15

10-15

10-15

Ежедневно, во время прогулок, организуются воспитателем

Подвижные игры и физические упражнения в группе

5-7

7-10

10-15

10-15

10-15

Ежедневно утром и вечером по 1-2 подвижной игре

Индивидуальная работа с детьми по освоению основных видов движений

-

5-8

5-8

8-10

8-10

Ежедневно, во время вечерней прогулки

Упражнения на кроватях после дневного сна, дыхательная, самомассаж, закаливающие мероприятия

3-5

3-5

8-10

10-12

10-12

Дыхательная гимнастика – со средней группы, массаж и самомассаж – с 1-й младшей группы

Оздоровительный бег

-

-

-

3-7

8-10

1 раз в неделю, группами по 5-7 чел. Проводится во время утренней прогулки (с учётом погодных условий)

  1. Активный отдых

Целевые прогулки

-

10-15

15-20

25-30

25-30

Младшие, средние группы – 1 раз в 2 недели. Старшие, подготовительные группы – 1 раз в неделю

Физкультурно-спортивные праздники

-

-

20-30

30-40

30-40

2 раза в год на открытом воздухе или в зале

Дни здоровья, каникулы

-

-

-

-

-

Дни здоровья – 1 раз в квартал.

Каникулы – 2 раза в год (январь, июнь-август)

Самостоятельная двигательная деятельность

-

-

-

-

-

Ежедневно (в группе и на прогулке), под руководством воспитателя. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья.

Основная идея- здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в ДОУ способствует решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:

  1. Привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
  2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
  3. Формирование элементарных представлений об окружающей среде;
  4. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
  5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
  6. Формирование представлений о том, что полезно, и что вредно для организма;
  7. Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свое состояния и ощущения;
  8. Обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах;
  9. Вести систематическую работу по ОБЖ, выработки знаний и умений действовать в опасных ситуациях.

Лечебно-профилактическая работа взаимосвязана с физкультурно-оздоровительной работой и осуществляется в детском саду в тесной взаимосвязи между медиком и воспитателями.

Формы профилактической работы:

  1. Массаж
  2. Фитотерапия
  3. Витаминотерапия
  4. Оксолиновая мазь
  5. Глюконат кальция
  6. Подвижные игры и физические упражнения на улице
  7. Утренняя гимнастика
  8. Хождение на лыжах
  9. Дыхательная гимнастика
  10. Спортивные игры и соревнования
  11. Точечный массаж
  12. Пальчиковые упражнения
  13.            В детском саду в течение года проводились следующие лечебно – профилактические закаливающие процедуры:

Наименование процедур.

Сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Воздушные процедуры

   +

   +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

Гимнастика после сна

  +

  +

  +

   +

  +

  +

  +

  +

  +

Хождение босиком

   +

   +

  +

  +

  +

  +

  +

  +

 +

Хождение по раздражающим коврикам

  +

  +

  +

  +

  +

   +

  +

  +

 +

Полоскание горла солевым раствором.

  +

  +

   +

  +

   +

   +

  +

   +

 +

Полоскание горла йодовым раствором

  +

  +

   +

  +

   +

   +

  +

   +

  +

Полоскание горла лекарственными травами.

  +

   +

   +

   +

   +

   +

  +

   +

  +

Полоскание горла чесночным раствором.

  +

  +

  +

  +

  +

Летний отдых детей оказывает существенное влияние на укрепление организма, на сопротивляемость к заболеваниям, созданию положительных эмоций.

Формы организации оздоровительной работы:

  1. Закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;
  2. Физкультурные занятия в природных условиях;
  3. Физкультурные досуги и развлечения;
  4. Утренняя гимнастика на воздухе;
  5. Интенсивное закаливание стоп;
  6. Витаминизация: соки, фрукты, ягоды.

Воспитатели групп диагностируют знания, умения, навыки, предусмотренные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Вераксы, М. Васильевой.

          Таким образом,  в  детском саду создан благоприятный оздоровительный микроклимат и среда, которая повышает самочувствие воспитанников, способствует их личностному росту и мобилизирует творческие способности. Результаты реализации программы следующие:

Требования к организации питания:

  1. Выполнение режима питания;
  2. Гигиена приёма пищи;
  3. Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
  4. Эстетика организации питания;
  5. Индивидуальный подход к детям во время питания.

                Накопленный опыт позволил выстроить систему создания здоровье сберегающей среды в ДОУ, которая даёт возможность обогатить содержание воспитательно-образовательного процесса детского сада, сделать его современным и эффективным, повысить качество образования в целом. У воспитанников появился устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям. Они имеют возможность применять полученные знания на практике, проявлять творчество, активность и инициативность. Прослеживается динамика темпов развития физических качеств у детей. Воспитателями разработаны материалы по обучению дошкольников и родителей оздоровительно-развивающим технологиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении»

Внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы ДОУ....

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравс...

Отчёт. Использование здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности с детьми в старшей группе.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В словаре русского языка С. И. Ожегова записано: «Здоровье – это правильная, нор...

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

Пальчиковые и подвижные игры с использованием конструктора Лего как здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии с детьми младшего возраста.

Опыт работы  с детьми младшего возраста с использованием конструктора лего в пальчиковых и подвижных играх....

Пальчиковые и подвижные игры с использованием конструктора ЛЕГО как здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии с детьми младшего возраста.

Пальчиковые и подвижные игры с использованием конструктора ЛЕГО как здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технолологии с детьми младшего возраста....