Теоретико-практический семинар с педагогами ДОУ "Технология системы закаливания в ДОУ"
методическая разработка по теме

Нестерук Евгения Анатольевна

Одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений является здоровье воспитанников. Необходимым становится поиск эффективных путей сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из них является - закаливание организма.

Данный материал включает теретические основы  по закаливанию  дошкольников в условиях ДОУ. Раскрыта технология контрастного водного закаливания.

В практической части  семинара описан  игровой массаж с использованием адаптированного варианта спецзакаливания детей по методике А.Уманской и К.Динейки:

  • Закаливающее дыхание
  • Массаж рук
  • Массаж ушных раковин
  • Закаливающий массаж ступней ног
  • Обширное умывание
  • Босохождение

Приложение к семинару включает методические рекомендации по проведению закаливающих процедур в ДОУ.

Материалы семинара будут полезны старшим воспитателям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений в работе по оздоровлению воспитанников ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_tehnologiya_sistemy_zakalivaniya_v_dou_.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 26 «МАЯЧОК» Г.ВОРКУТЫ

ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Тема: «Технология системы закаливания в ДОУ»

                                                                               Е.А.Нестерук

                                                                                                         старший воспитатель МБДОУ

 «ЦРР-детский сад №26» г.Воркуты

СОДЕРЖАНИЕ:

I ч. Теоретическая:

- Вступление.

- Стратегия и тактика системы закаливания (медиапрезентация)

- Технология контрастного водного закаливания.

 - Вариативные методики спецзакаливания  А.Уманской и К.Динейки.

II ч. Практическая:

- Методы закаливания (творческие группы).

- Игровой массаж (по А.Уманской и К.Динейки»)

III ч. Подведение итогов «Росток»

          Медиа-презентация «Простые правила здоровья»

Приложение к семинару:

  1. Медиапрезентация
  2. Методические рекомендации по проведению закаливающих процедур в ДОУ.
  3. Памятка для воспитателей «Закаливание дошкольников с использованием игрового массажа».

I ч. Теоретическая:

Вступление.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя, от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.Л. Сухомлинский

Одной из важнейших задач ОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Не секрет, что экстремальные климатические условия – продолжительная зима с сильными морозами, полярная ночь полярный день, резкие перепады атмосферного давления, нехватка кислорода не позволяет наиболее рационально реализовать двигательную активность детей в зимний период на улице, наличие промышленных предприятий (шахт, цементного завода), выделяющих вредные вещества, наносят вред здоровью жителям нашего города.

Все вышеназванные факторы влияют и на здоровье наших детей, вызывая рост показателей заболеваемости. Необходимым становится поиск эффективных путей сохранения и укрепления дошкольников. Одним из них является  - закаливание организма. Сегодня мы возвращаемся к вопросам технологии системы закаливания, рассмотрим методы, вспомним принципы, познакомимся с методикой игрового массажа. Работа семинара предполагает ваше активное участие.

Стратегия и тактика системы закаливания (медиапрезентация)

Закаливание по праву считается одним из средств физического воспитания детей.

Закаливание - это система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам

внешней среды. Закаливание является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма.

Выделяют специфическое и неспецифическое действие закаливания на организм.

Специфическое действие проявляется в повышении устойчивости к метеорологическим факторам, совершенствовании реакции гомеостаза.

Неспецифическое действие закаливания обеспечивает общий оздоровительный эффект: повышается белковый и углеводный обмен, увеличивается содержание гемоглобина и

эритроцитов в крови, возрастает фагоцитарная активность лейкоцитов, количество кальция и фосфора, усиливается процесс свертывания крови, увеличивается выработка антител,

витаминов А, Д, уравновешиваются процессы торможения и возбуждения нервной системы.

В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы: воздух, вода, рассеянные лучи солнца.

Организация и методы использования факторов внешней среды с целью закаливания должны обязательно учитывать состояние здоровья детей, их предшествующую закаленность, уровень подготовки в вопросах закаливания персонала (медицинского и педагогического), состояние материально-технической базы дошкольного учреждения.

При проведении закаливания дети по состоянию здоровья делятся на 3 группы:

I группа – дети здоровые, редко болеющие. Таким детям показаны все формы закаливания и физического воспитания.

II группа – дети с функциональными изменениями со стороны сердца, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, с физическим развитием ниже среднего, анемией, рахитом, гипертрофией небных миндалин 1-й и 2-й степени, с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации и редкими обострениями (хронический бронхит, хроническая пневмония, астматический бронхит, хронический холецистит, хронический отит).

       Для таких детей температура воды при проведении водных процедур выше на 2°С, чем для детей I подгруппы. Показано закаливание воздухом.

III группа – дети с органическими заболеваниями сердца (врожденный порок сердца), хроническим и острым пиелонефритом, обострением хронических заболеваний (печени, легких), хроническим отитом, бронхиальной астмой. Для них проводятся только местные водные процедуры и воздушные процедуры умеренного действия. При выборе системы закаливания, с одной стороны следует учитывать степень ее эффективности, а с другой – организационные

сложности проведения процедуры. В организационном плане сложны процедуры, требующие строгой индивидуализации в дозировке. Учитывая неоднородность детского коллектива по уровню закаленности, состоянию здоровья, преимущество имеют воздушное закаливание, полоскание горла холодной водой, контрастное обливание ног.

Принципы закаливания:

1) комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур;

2) индивидуализация закаливающих воздействий с учетом состояния здоровья, степени закаленности ребенка;

3) постепенное увеличение силы воздействия природного фактора;

4) систематичность закаливания – должно осуществляться круглый год, а виды и методики меняться в зависимости от сезона и погодных условий;

5) спокойное радостное настроение ребенка во время закаливающих процедур.

Закаливание детей в дошкольном учреждении состоит из системы мероприятий, включающих элементы закаливания в повседневной жизни и специальные мероприятия: воздушные ванны, водные процедуры, правильно организованные прогулки, физические упражнения, проводимые в облегченной (спортивной) форме одежды в помещении и на открытом воз-

духе.

Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным, практически круглосуточным ее воздействием на организм ребенка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур.

Основным требованием для проведения закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений. Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Продолжительность проветривания определяется в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы и должно заканчиваться за 30 минут до возвращения детей в групповые. Одностороннее проветривание используется для поддержания нормативной температуры воздуха в групповых.

Оно проводится в присутствии детей, в теплое время года –непрерывно, в холодное время – до снижения температуры воздуха до +19° С.

К специальным закаливающим процедурам относятся - закаливание воздухом, водой, хождение босиком и др.

Закаливание воздухом является наиболее «мягкой» закаливающей процедурой. Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна.

Состояние теплового комфорта во время сна обеспечивается правильным подбором одежды и температуры воздуха помещений. Обязательным условием такого сна является хранение постельных принадлежностей в теплом помещении. Температуру воздуха снижают после укладывания детей, а за 20-30 мин до подъема проветривание прекращают.

Одним из важных моментов закаливания детей являются прогулки на свежем воздухе. Продолжительность прогулок регламентируется возрастом детей, временем года, погодными условиями. Дети до 3-х лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре наружного воздуха не ниже -15°С, а 4–7 летние – при температуре не ниже –18 –-22°С. При низких температурах время прогулки допускается сокращать.

Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при проведении физических упражнений (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры) на открытом воздухе. В ненастные дни занятия проводятся в физкультурном зале при открытых окнах.

Хорошим средством закаливания, укрепления свода стопы является хождение босиком. Утром и после дневного сна проводят контрастные воздушные ванны. Ребенок в трусах и майке, в обуви или босой (не потный) перебегает из прохладной (+18˚С) комнаты в теплую (+23˚С) и обратно в течение 5- 6 мин.

Закаливание водой - всегда сочетается с закаливанием воздухом, так как выполняется в закрытом или открытом воздушном пространстве, что усиливает закаливающий эффект.

К местным закаливающим процедурам относятся умывание лица холодной водой, промывание носа, полоскание горла, питье холодной воды, обливание ног, хождение по воде, игры

с водой.

К общим закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание всего тела, холодный и контрастный душ, купание в открытых водоемах. К общим закаливающим процедурам переходят тогда, когда ребенок хорошо переносит местное закаливание.

Общие схемы закаливающих процедур представлены в приложении 11.

К числу закаливающих процедур можно отнести метод закаливания в сауне, который помимо оздоравливающих процедур обладает выраженным седативным (успокаивающим) эффектом. Банные процедуры снижают уровень молочной кислоты в мышцах - одного из основных факторов усталости. Под влиянием жаропаровых процедур происходит тренировка сердечно-сосудистой системы за счет усиления кровообращения. Улучшается газообмен и вентиляционная способность легких. Горячая баня является великолепным тренажером кожи, способствует усилению процессов торможения в центральной нервной системе - развивает успокаивающий эффект. Данный физкультурно-оздоровительный комплекс осуществляется 1 раз в неделю после дневного сна.

Время пребывания детей в сауне при первых посещениях должно быть ограничено 4–5 минутами, температура воздуха – +60˚С. Постепенно, после адаптации, время пребывания в помещении обогревочной камеры детей 3–4-х лет может быть увеличено до 6–7 минут, 5–7 летних – до 7-10 мин.

Пребывание в сауне чередуется с разнообразными видами охлаждения:- плаванием в бассейне с температурой воды 25˚С в течение 1-1,5 мин (обязательно в медленном темпе);

- пребыванием в более прохладном помещении (температура воздуха +20 – +25˚С) в течение 5-7 мин в махровом халате или полотенце;

- обливанием в душе (температура воды 25˚С) без сильного напора.

При обливании из шланга вначале поливают ноги, а затем - руки в направлении от кисти к плечу.

По мере закаливания по согласованию с врачом-педиатром температура воздуха или воды в период охлаждения может быть снижена.

Выбор вида охлаждения определяется в зависимости от планировки помещений теплопроцедур в сауне и степени подготовленности и закаленности детей.    

Закаливание, которое проводится в системе и постоянно – укрепляет не только нервную систему, но и сердце, легкие, улучшает обмен веществ, словом, активизирует работу всех органов и систем.

Методика закаливания.

  1. Умывание.
  1. Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
  2. Намочить обе ладошки и умыть лицо.
  3. Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.

ПРИМЕЧАНИЕ: через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно, каждую руку дети обмывают по 2 раза, проговаривая «раз, два».

  1. Полоскание полости рта.

Хорошим средством закаливания и предупреждением заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и носоглотки является систематическое полоскание рта водой комнатной температуры. Для полоскания используется 1/3 стакана воды.

Обучают детей постепенно. Для этого приглашают не более 2-3 ребят. Ставят на стол тазик, дают им стаканчики с кипяченой водой, сажают напротив игрушку («зайчик смотрит, как надо полоскать ротик, учится у нас») и воспитатель показывает, сколько нужно набрать в рот воды, как сжать челюсти, как работать щечками, чтобы водичка «урчала», как «выпустить ее на свободу». Когда ребенок научен этой процедуре, он выполняет ее под наблюдением младшего воспитателя в умывальной комнате каждый раз после еды.

    Вода готовится заранее и ставится на отведенное для этого место. Использованные стаканчики дети оставляют в специальном пластмассовом ведерке.

  1. Ходьба босиком.

В начале детей приучают некоторое время ходить в носочках по ковру или паласу. Затем просто по полу. Лучше делать это во время ежедневных физических упражнений.

   Затем дети ходят босиком. Обычно на это затрачивается от 2-х до 3-х месяцев в зависимости от подбора детей.

Технология контрастного водного закаливания

(топтание в ванночках с водой контрастной температуры)

Закаливание основано на методике контрастного обливания ног.

   Ставится три ёмкости. На дно ёмкости с прохладной водой насыпаны камушки небольшого размера. Начальная температура воды 360С –  240С – 360С. Количество воды не должно превышать высоты ступни ног ребенка.

   Дети друг за другом, поточным способом проходят по «Дорожке здоровья» (коврики массажные, ребристая доска) + все три емкости, топая ножками в каждой из них. Затем наступают на сухое покрытие (одеяло) или резиновый коврик с шипами. Дети после ванночек растирают ноги полотенцем.  Закаливание проводится после сна.

ДОЗИРОВКА:

      Первые три дня начальная температура воды для закаливания 360С – 240С– 360С. Дети проходят один круг и топают ножками в ёмкостях с водой 2 раза. Через каждые три дня температура теплой воды повышается на 10С; температура холодной воды снижается на 10С. Температуру теплой воды доводят до 400С; температуру холодной воды снижают до 160С. Количество кругов увеличивается до 3-4.

Т.С.Казаковцева «Здоровье с детства» г.Киров рекомендует следующую схему:

Возрастные группы

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Начальная t

+360С -+240С -+260С

Длительность

10с-10с-10 сек.

Начальная t

+360С -+240С -+360С

Длительность

 10с-9с-10сек

Начальная t

+320С -+180С -+320С

Длительность

30с-30с-30 сек.

Начальная t

+280С -+170С -+280С

Длительность

30с-30с-30 сек.

Конец года

+320С -+180С -+320С 


Довести до 2-х раз

 15 сек - 30 сек.

Конец года

+300С -+160С -+300С 


Длительность

 10с-9с-10сек

Конец года

+280С -+170С -+280С 

+260С -+150С -+260С

Длительность

30с-30с-30 сек.

Конец года

+260С -+160С -+260С

+240С -+150С -+240С

Длительность

30с-30с-30 сек.

40с-40с-40 сек.

Если ребенок по какой–либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2–3 дня после болезни с ребенком не проводится интенсивное закаливание

II часть: практическая.

Игровой массаж (по А.Уманской и К.Динейки»)

Игровой массаж включает адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А.Уманской и К.Динейки:

  1. Закаливающее дыхание.
  2. Массаж рук.
  3. Массаж ушных раковин.
  4. Закаливающий массаж ступней ног.
  5. Обширное умывание
  6. Босохождение.

ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

а)  «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в)  «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г)  «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д)  «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е)  «Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж)  «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

3. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

—  Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди, Тете покажи.

— Надо носик очищать, На прогулку собирать.

—  Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй.

— Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык.

— Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши.

— Хорошо гулять в саду  И поет нос: «Ба-бо-бу».

— Надо носик нам погреть, Его немного потереть.

— Нагулялся носик мой, Возвращается домой.

МАССАЖ  РУК

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем — растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в)  Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г)  Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д)  Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

3. Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду.

С ноготками поиграю, Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю», Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора.

МАССАЖ  ВОЛШЕБНЫХ ТОЧЕК УШЕК.

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела.

Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2—3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

 1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2. Основная часть

Упражнения с ушками.

а)  «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в)  «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г)  «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.

д)  «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количествоповторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7—8 раз, для малышей достаточно 5—6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

—  Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.

— Ушки ты свои найди И скорей их покажи.

— Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами.

— А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!

— А потом, а потом Покрутили козелком.

— Ушко, кажется, замерзло, Отогреть его так можно.

—  Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.

— А раз кончилась игра, Наступила ти-ши-на!

ЗАКАЛИВАЮЩИЙ МАССАЖ ПОДОШВ.

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3—10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

«Поиграем с ножками»

1. Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

б)  Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1—2 капли на ладошку).

2. Основная часть

а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

г)  Похлопать подошву ладонью.

д)  Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

е)  Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

ж) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

3. Заключительный этап

а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:

— Мы ходили, мы скакали, Наши ноженьки устали. Сядем все мы, отдохнем

И массаж подошв начнем.

— На каждую ножку крема понемножку. Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

— Проведем по ножке нежно, Будет ноженька прилежной. Ласка всем, друзья, нужна. Это помни ты всегда!

— Разминка тоже обязательна, Выполняй ее старательно.

Растирай, старайся И не отвлекайся.

— По подошве, как граблями, Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно — Это всем давно понятно.

— Рук своих ты не жалей И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они, Потом попробуй догони!

—  Гибкость тоже нам нужна, Без нее мы никуда.

Раз — сгибай, два — выпрямляй Ну, активнее давай!

— Вот работа, так работа, Палочку катать охота. Веселее ты катай

Да за нею поспевай.

— В центре зону мы найдем, Хорошенько разотрем. Надо с нею нам дружить, Чтобы всем здоровым быть.

— Скажем все: «Спасибо!» Ноженькам своим. Будем их беречь мы И всегда любить.

ОБШИРНОЕ УМЫВАНИЕ

Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

Проводится после сна.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

«Умывайка»

«Раз» — обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» — обмывает левой рукой правую кисть.

«Три» — мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» — мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» — мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.                                                  

«Шесть» мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» — мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» — ополаскивает руки.

«Девять» — отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» — вытирает руки насухо.

Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

Раз — обмоем кисть руки,

Два — с другою повтори.

Три — до локтя намочили,

Четыре — с другою повторили.

Пять по шее провели,

Шесть — смелее по груди.

Семь — лицо свое обмоем,

Восемь — с рук усталость смоем. Девять — воду отжимай, Десять — сухо вытирай.

«Босоножье»

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

Группа

Виды ходьбы и дозировка


Теплый период

Время

Холодный период

Время

Ранний возраст

2-3 лет

Ходьба и бег по одеялу и полу

5—30 мин

Ходьба и бег по ковру в носках

5:—30 мин

Младшая группа

3-4 г.

Ходьба и бег по теплому песку, траве

545 мин

Ходьба по ковру босиком

5—30 мин

Средняя группа

4-5 лет

Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве

5—60 мин

Ходьба босиком по

ковру и в носках по

полу

Бег босиком по полу

5—30 мин

Старшая группа

5-6 лет

Ходьба и бег по

 земле, воде

5—90 мин

Ходьба и бег босиком по комнатному полу

5—30 мин

Подготовительная к школе группа

6-7 лет

Ходьба и бег по

различным видам

почвы, покрытиям

От 5 мин

 и

неограни-

ченно

Свободный бег и

ходьба в группе

5—30 мин

ТИПЫ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ БИОРИТМОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

 «Жаворонки» - рано встают. У них хорошее настроение. Они веселы, бодры, активны. В первой половине дня они легко справляются со сложностями жизни, охотно занимаются, быстро усваивают материал. Во второй половине дня наблюдается снижение активности. Дети быстро устают, с трудом воспринимают происходящее. К вечеру они вялы, сонливы, капризны, рано ложатся спать.

«Совы» - полная противоположность «жаворонкам». Эти дети с трудом просыпаются и с трудом встают. Им тяжело настроиться на ритм дня. Они вялы, апатичны, малоактивны. Сложный материл усваивают с трудом. Но во второй половине дня активность их возрастает, они преображаются, охотно выполняют задания, легко с ними справляются. Вечером они возбуждены, трудно засыпают.

«Голуби» - у «голубей» отсутствуют ярко выраженные черты, характерные для «сов» и «жаворонков». У этих детей наиболее устойчивое настроение. Если они здоровы, они веселы и подвижны целый день. Смена частей суток не отражается на их активности. Для «голубей» редкими являются проблемы пробуждения и засыпания.

III ч. Подведение итогов «Росток»

Педагогам предлагается выразить свое мнение по результатам семинара в игровой форме «Росток».

А в заключение хочется подарить вам «Простые правила здоровья. (медиапрезентация «Простые правила здоровья»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"

Выступление на семинаре-практикуме на тему "Эффективность использования пальчиковых игр и физкультурных минуток в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"...

Городской теоретико-практический семинар "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

Городской теоретико-практический семинар "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"...

Буклет теоретико-практического семинара "Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"

Буклет теоретико-практического семинара "Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"...

Городской теоретико-практический семинар "Ребёнок и Педагог в высокотехнологичном обществе: секреты интерактивной доски".

Городской теоретико-практический семинар "Ребёнок и Педагог в высокотехнологичном обществе: секреты интерактивной доски"....

Городской теоретико-практический семинар " Ребенок и Педагог в высокотехнологическом обществе: секреты интерактивной доски"

Городской теоретико-практический семинар: " Ребенок и педагог в высокотехнологическом обществе: секреты интерактивной доски"...

Теоретико-практический семинар "Технология закаливания в ДОУ"

Теоретико-практический семинар для педагогов ДОУ и раздаточный материал для педагогов, участвующих в семинаре....


 

Комментарии

Меркулова Юлия Вячеславовна

Спасибо за материал!Мне он очень пригодился