План сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Зимагулова Татьяна Михайловна

Планирование сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕНТЯБРЬ

1 неделя  «Магазин» (стр. 188, Краснощекова Н.В.)

2 неделя  «Почта» (стр. 190, Краснощекова Н.В.)

3 неделя  «Парикмахерская» (стр. 155, Краснощекова Н.В.)

4 неделя  «Поликлиника» (стр. 150, Краснощекова Н.В.)

ОКТЯБРЬ

1 неделя  «Библиотека» (стр. 200, Краснощекова Н.В.)

2 неделя  «Детский сад» (стр. 123, Краснощекова Н.В.)

3 неделя  «Семья» (стр. 125, Краснощекова Н.В.)

4 неделя  «Школа» (стр. 127, Краснощекова Н.В.)

НОЯБРЬ

1 неделя  «Гости» (стр. 165, Краснощекова Н.В.)

2 неделя  «День рождения» (стр. 167, Краснощекова Н.В.)

3 неделя  «Скорая помощь» (стр. 48, Виноградова Н.А.)

4 неделя  «Водители. Гараж» (стр. 49, Виноградова Н.А.)

ДЕКАБРЬ

1 неделя  «Кафе «Макдоналдс». Пиццерия» (стр. 60, Виноградова Н.А.)

2 неделя  «Цирк» (стр. 54, Виноградова Н.А.)

3 неделя  «Театр» (стр. 55, Виноградова Н.А.)

4 неделя  «Ателье. Дом мод» (стр. 50, Виноградова Н.А.)

ЯНВАРЬ

1 неделя  «Строительство» (стр. 146, Краснощекова Н.В.)

2 неделя  «Экологи» (стр. 63, Виноградова Н.А.)

3 неделя  «Путешествие» (стр. 129, Краснощекова Н.В.)

ФЕВРАЛЬ

1 неделя  «Путешествие по реке» (стр. 182, Краснощекова Н.В.)

2 неделя  «Летчики» (стр. 139, Краснощекова Н.В.)

3 неделя  «Пограничники» (стр. 214, Краснощекова Н.В.)

4 неделя  «Российская Армия» (стр. 142, Краснощекова Н.В.)

МАРТ

1 неделя  «ГИБДД» (стр. 51, Виноградова Н.А.)

2 неделя  «Служба спасения» (стр. 64, Виноградова Н.А.)

3 неделя  «Исследователи» (стр. 56, Виноградова Н.А.)

4 неделя  «Моряки. Рыбаки. Подводная лодка» (стр. 52, Виноградова Н.А.)

5 неделя  «Пираты» (стр. 53, Виноградова Н.А.)

АПРЕЛЬ

1 неделя  «Волшебники» (стр. 171, Краснощекова Н.В.)

2 неделя  «Космонавты» (стр. 218, Краснощекова Н.В.)

3 неделя  «Исследователи космоса» (стр. 62, Виноградова Н.А.)

4 неделя  «Завод» (стр. 135, Краснощекова Н.В.)

МАЙ

1 неделя  «Улица» (стр. 173, Краснощекова Н.В.)

2 неделя  «В лесу» (стр. 180, Краснощекова Н.В.)

3 неделя  «Зоопарк» (стр. 159, Виноградова Н.А.)

4 неделя  «Телевидение» (стр. 49, Виноградова Н.А.)

СЕНТЯБРЬ

1 неделя 

«Магазин» (стр. 188, Краснощекова Н.В.)

Цель:

Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закреплять знания о функционировании магазина. Формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

Подготовка к игре:

Этическая беседа о поведении ребят в общественных местах, в том числе в магазине. Экскурсия в магазин. Беседа с администрацией магазина. Сооружение прилавков и касс. Изготовление атрибутов для игры.

Игровой материал, оборудование:

Плакат «Магазин», прилавки, кассы, бумага, карандаши, несколько игрушечных весов, счеты, банки емкостью 0,5 л, 1 л, 2 л, пластилин, природный материал, предметы-заместители, одежда для продавцов, сумки, кошельки.

Игровые роли, действия:

Директор магазина, продавцы,  кассиры, покупатели, рабочие фабрики, шоферы.

2 неделя 

«Почта» (стр. 190, Краснощекова Н.В.)

Цель:

     Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры. Расширение и закрепление знаний детей о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио. Воспитывать чуткое и внимательное отношение к товарищам и близким.

Подготовка к игре:

     Экскурсия на почту, краткая беседа  с работниками почты, наблюдения за их трудом. Рассматривание и чтение детских книг: Н.Григорьева «Ты опустил письмо», Е. Мара «История одного пакета», А.Шейкина «Вести приходят так», С.Я.Маршака «Почта». Беседа по картине «На почте». Изготовление совместно с воспитателем игровых атрибутов: почтовой бумаги, маленьких конвертов, марок, почтового ящика для писем, сумки, денег, кошельков и др.

Игровой материал, оборудование:

     Плакат «Почта», прилавки, почтовый ящик, открытки, конверты, белая и цветная бумага, карандаши, деньги, кошельки, детские журналы и газеты.

Игровые роли, действия:

     Работники почты: сортировщица, почтальон, телеграфист, оператор по приему бандеролей и посылок, начальник почты, шофер, посетители.

СЕНТЯБРЬ

3 неделя 

«Парикмахерская» (стр. 155, Краснощекова Н.В.)

Цель:

     Раскрытие смысла деятельности парикмахера. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии парикмахера.

Подготовка к игре:

     Экскурсия в парикмахерскую. Беседа с работниками парикмахерской. Чтение произведений о работе парикмахера. Изготовление альбома «Модели причесок». Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры.

Игровой материал, оборудование:

     Самоделки, предметы-заменители (разные детали из строительного набора в условной роли: брусок в качестве расчески, цилиндры в качестве флаконов, плоская пластинка, прислоненная к призме, вместо зеркала, призма в качестве машинки, узкий брусок вместо бритвы), некоторые реальные предметы (простынка, зеркало, кисточка, флаконы, расческа), набор специальных игрушек «Детский парикмахер».

Игровые роли, действия:

     Парикмахер (мастер), клиенты, кассир, уборщица.

4 неделя 

 «Поликлиника» (стр. 150, Краснощекова Н.В.)

Цель:

     Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание уважения к профессии врача.

Подготовка к игре:

     Экскурсия в поликлинику. Беседа с медицинским персоналом поликлиники. Посещение медицинского кабинета в детском саду. Чтение произведений «Больной» Ю. Яковлева, «С человеком беда» Ю. Синицина, «Человек заболел» И.Туричина, сказки «Доктор Айболит» К.И. Чуковского. Просмотр фильма о докторах и мультфильма «Доктор Айболит». Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры.

Игровой материал, оборудование:

     Игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, шприц, пачка горчичников, шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, спирт для смазывания места укола, йод для прижигания ранок, капли, микстура, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь, самодельные игрушки из картона, предметы-заместители, некоторые реальные предметы.

Игровые роли, действия:

     Врачи различных специализаций, медсестра, пациенты.

ОКТЯБРЬ

1 неделя  

«Библиотека» (стр. 200, Краснощекова Н.В.)

Цель:

     Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Создание интереса к работе в библиотеке. Знакомство с правилами пользования книгой. Пробуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного к ним отношения.

Подготовка к игре:

     Экскурсия в библиотеку с последующей беседой. Рассматривание картины. «Библиотекарь» из серии картин «Кем быть?». Чтение произведения С. Жупанина «Я – библиотекарь». Открытие «Книжкиной мастерской» по ремонту книг. Изготовление карманчиков в книгах и формуляров. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

Игровой материал, оборудование:

     Книги, формуляры.

Игровые роли, действия:

          Библиотекарь, читатели.

2 неделя 

«Детский сад» (стр. 123, Краснощекова Н.В.)

Цель:

     Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

Подготовка к игре:

     Экскурсия в кабинет врача. Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача». Чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Наблюдение труда прачки. Организация труда детей – стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на эту тему. Внесение атрибутов для организации коллективной игры  в «детский сад».

Игровой материал, оборудование:

     Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заместители.

Игровые роли, действия:

     Врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, музыкальный работник, няня, повар.

ОКТЯБРЬ

3 неделя 

«Семья» (стр. 125, Краснощекова Н.В.)

Цель:

     Побуждение детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).

Подготовка к игре:

     Игры-занятия «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «День рождения куклы». Беседы о взаимоотношениях в семье. Совместные игры с детьми подготовительной и младшей групп.

Игровой материал, оборудование:

Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки), музыкальные инструменты, предметы-заместители.

Игровые роли, действия:

     Дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра.

4 неделя 

«Школа» (стр. 127, Краснощекова Н.В.)

Цель:

     Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей справедливо распределять роли в играх. Побуждение детей воспроизводить в играх бытовой и общественно полезный труд взрослых.

Подготовка к игре:

     Экскурсия в школу. Беседа с учителем 1-го класса. Чтение произведений Л. Воронковой  «Подружки идут в школу» или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др. Совместные игры с детьми подготовительной группы.

Игровой материал, оборудование:

     Куклы, мебель, строительный материал, игровые атрибуты (журнал, тетради, ручки, карандаши), предметы-заместители.

Игровые роли, действия:

     Учитель, ученики.

НОЯБРЬ

1 неделя 

 

«Гости» (стр. 165, Краснощекова Н.В.)

Цель:

     Закрепление культурных навыков, сообщение ребятам некоторых знаний по домоводству (уборка комнаты, сервировка стола).

Подготовка к игре:

     Этические беседы: «Ждем гостей» и «Идем в гости». Разучивание песенки «К нам гости пришли». Составление плана игры.

Игровой материал, оборудование:

     Кукольная посуда, воображаемое угощение, предметы-заместители; столы со скатертями, чайные приборы, вазы, чай, пироги.

Игровые роли, действия:

     Хозяева и гости.

2 неделя 

«День рождения» (стр. 167, Краснощекова Н.В.)

Цель:

     Воспитание чуткости, внимания. Закрепление культурных навыков.

Подготовка к игре:

     Беседа об организации дня рождения. Разучивание стихов, придумывание игр, аттракционов. Составление плана игры.

Игровой материал, оборудование:

     Игрушечная посуда, пластилин, кусочки материи, нитки, цветная бумага, природный материал.

Игровые роли, действия:

     Именинник, мама, папа, бабушка, дедушка, учительница, братья, сестры, гости.

НОЯБРЬ

3 неделя 

 «Скорая помощь» (стр. 48, Виноградова Н.А.)

Цель:

     Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

Подготовка к игре:

     Экскурсия в поликлинику. Беседа с медицинским персоналом поликлиники. Посещение медицинского кабинета в детском саду. Чтение произведений «Больной» Ю. Яковлева, «С человеком беда» Ю. Синицина, «Человек заболел» И.Туричина, сказки «Доктор Айболит» К.И. Чуковского. Просмотр фильма о докторах и мультфильма «Доктор Айболит». Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры.

Игровой материал, оборудование:

     Халаты, шапочки врачей, карточки больных, рецепты, направления, наборы «Маленький доктор», «лекарства», телефон, компьютер, носилки.

Игровые роли, действия:

     Приход в поликлинику, регистратура, прием у врача, выписка лекарства, вызов «Скорой помощи», госпитализация, размещение в палате, назначение лечения, обследования, посещение больных, выписка.

4 неделя 

 «Водители. Гараж» (стр. 49, Виноградова Н.А.)

Цель:

     Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, пробуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники, закреплять знание правил дорожного движения. Развивать память, речь детей.

Подготовка к игре:

     Беседа о работе водителей. Рассматривание иллюстраций по теме «Водители. Гараж». Чтение литературы по теме. Изготовление атрибутов к игре.

Игровой материал, оборудование:

     Рули, планы, карты, схемы дорог, различные документы (права, технические паспорта автомобилей), наборы инструментов для ремонта автомобилей, дорожные знаки, светофор, страховые карточки, автомобильные аптечки, телефоны.

Игровые роли, действия:

     Диспетчер выдает путевые листы водителям; водитель отправляется в рейс, проверяет готовность машины, заправляет машину; при необходимости механиком производятся ремонтные работы; оказывает необходимую помощь товарищу; доставляет груз по назначению; приводит машину в порядок; возвращается в гараж.

ДЕКАБРЬ

1 неделя 

 «Кафе «Макдоналдс». Пиццерия» (стр. 60, Виноградова Н.А.)

Цель:

     Научить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формулировать навыки доброжелательного отношения детей. побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

Подготовка к игре:

     Рассматривание сюжетных картинок, разыгрывание миниатюр, словесная игра «Вежливые слова».

Игровой материал, оборудование:

     Фартуки, наборы посуды, подносы, меню, скатерти, полотенца, салфетки, наборы продуктов, пиццерия.

Игровые роли, действия:

     Выбор столика, знакомство с меню, прием заказа, приготовление заказа, прием пищи, работа с менеджером при необходимости (жалоба, благодарность), оплата заказа, уборка столика, мойка посуды.

2 неделя 

«Цирк» (стр. 54, Виноградова Н.А.)

Цель:

     Научить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, воспитывать дружеское отношение друг к другу. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах. Закреплять знания о цирке и его работниках.

Подготовка к игре:

     Рассматривание иллюстраций о цирке, чтение художественной литературы, разыгрывание миниатюр.

Игровой материал, оборудование:

     Афиши, билеты, программки, элементы костюмов, атрибуты: носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки», гирлянды, фигурки клоунов, флажки, атрибуты для цирковых артистов: канаты, обручи, шары, булавы, грим, косметические наборы, спецодежда для билетеров, работников буфета.

Игровые роли, действия:

     Изготовление билетов, программок циркового представления, подготовка костюмов, покупка атрибутов, подготовка артистов к представлению, составление программы, цирковое представление с антрактом, фотографирование.

ДЕКАБРЬ

3 неделя 

«Театр» (стр. 55, Виноградова Н.А.)

Цель:

     Научить действовать детей в соответствии с принятой на себя на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости. Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи.

Подготовка к игре:

     Рассматривание иллюстраций о театре, беседа, чтение художественной литературы, изготовление атрибутов к игре.

Игровой материал, оборудование:

     Ширма, различные виды театров, афиши, билеты, программки, элементы костюмов.

Игровые роли, действия:

     Выбор театра, изготовление афиши, билетов, приход в театр зрителей, подготовка к спектаклю актеров, подготовка сцены к представлению работниками театра, спектакль с антрактом.

4 неделя 

«Ателье. Дом мод» (стр. 50, Виноградова Н.А.)

Цель:

      Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения. Развивать диалогическую речь детей.

Подготовка к игре:

      Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, разыгрывание сценок, изготовление атрибутов к игре.

Игровой материал, оборудование:

     Швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани, и др.), фурнитура, выкройки, бланки заказов, «манекены».

Игровые роли, действия:

     Выбор и обсуждение модели с модельером, подбор материала, закройщики снимают мерки, делают выкройку, приемщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения заказа, швея выполняет заказ, проводит примерку изделия, заведующая ателье следит за выполнением заказа, разрешает конфликтные ситуации при их возникновении, кассир получает деньги за выполненный заказ, может действовать служба доставки.

ЯНВАРЬ

1 неделя 

«Строительство» (стр. 146, Краснощекова Н.В.)

Цель:

     Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о строительстве, о его этапах. Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважения к труду строителей.

Подготовка к игре:

    Экскурсия на стройку. Беседа со строителем. Чтение сказки «Теремок», произведений «Кто построил этот дом?» С.Баруздина, «Здесь будет город» А.Маркуши, «Как метро строили» Ф.Лева. Просмотр фильма о строителях. Рисование на тему: «Строительство дома», изготовление атрибутов для игр.

Игровой материал, оборудование:

     Строительный материал, каски, предметы-заместители.

Игровые роли, действия:

     Строитель, каменщик, шофер, грузчик.

2 неделя 

 «Экологи» (стр. 63, Виноградова Н.А.)

Цель:

     Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, формировать навыки речевого этикета. Расширять представления детей о гуманной направленности  работы экологов, ее необходимости для сохранения природы, социальной значимости.

Подготовка к игре:

     Чтение художественной литературы, проведение опытов, беседы, изготовление атрибутов.

Игровой материал, оборудование:

     Планы, карты, схемы местности; «Красная книга»; халаты; путеводители; видеокамера; паспорта различных животных и растений.

Игровые роли, действия:

     Выбор объекта, работа с картами, планами местности; изучение экологических паспортов; изучение экологической обстановки (пробы воды, воздуха, почвы и т.д.); предъявление штрафных санкций; работы по исправлению экологической ситуации; фотографирование, съемка нарушений.

ЯНВАРЬ

3 неделя 

 

«Путешествие» (стр. 129, Краснощекова Н.В.)

Цель:

     Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Знакомство с трудом постового. Закрепление представлений детей о труде взрослых на речном вокзале, на теплоходе. Закрепление и обобщение знаний о труде работников села. Воспитание уважительного отношения к труду. Знакомство с жизнью людей на Севере и на юге нашей страны.

Подготовка к игре:

     Чтение произведений М.Ильина, Е.Сегала «Машины на нашей улице»; А.Соколовского «Здравствуйте, товарищ, милиционер!»; М.Маркова «Про Топку-моряка»; Ф.Льва «Мы плывем на самоходке»; Л.Воронковой «Таня въезжает в деревню»; П.Донченко «Петрусь и золотое яичко»; Г.Юрмина «Все работы хороши!»; С.Баруздина «Страна, где мы живем»; А.Членова «Как Алешка жил на Севере»; Б.Житкова «Что я видел?». Изготовление атрибутов для игры: погоны милицейские, повязки дежурного, нагрудные (нарукавные) знаки, вывески «Милиция», «Пост ГАИ», «Бюро находок»; лепка из разноцветного пластилина судов с разными «огнями».

Игровой материал, оборудование:

     Строительный материал, технические игрушки: заводные машины, катера, теплоходы, руль, одежда для моряков, набор «Дорожные знаки», набор игрушечных животных и птиц, предметы-заместители.

Игровые роли, действия:

     Милиционер, начальник порта, кассир, продавец, дежурный, капитан, боцман, матрос, кок, судовой врач, доярка, птичница, оленеводы, лесорубы, геологи, пограничники, садоводы и т.д.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя 

«Путешествие по реке» (стр. 182, Краснощекова Н.В.)

Цель:

     Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представлений о видах речного транспорта, о значимости труда взрослых – работников речного порта для городов и сел страны.

Подготовка к игре:

     Экскурсия в порт. Беседа о порте с использованием иллюстративного материала. Чтение отрывков из книги Ф.Лева «Мы плывем на самоходке». Сооружение из строительного материала причалов и судов. Рисование различных кораблей. Изготовление карты-схемы реки. Лепка подарков для отправки в другие города. Подготовка выставки рисунков. Рассматривание картины «Морской порт». Изготовление совместно с воспитателем атрибутов игры. Просмотри фильмов и фрагментов на тему «В порту».

Игровой материал, оборудование:

     Строительный материал, пластилин, картон и др. материалы; атрибуты для игры: тельняшки, фуражка капитана, руль.

Игровые роли, действия:

     Капитан, матросы, грузчики, пассажиры, жители города, директор завода, рабочие.

2 неделя 

 

«Летчики» (стр. 139, Краснощекова Н.В.)

Цель:

 Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Закрепление знаний о воздушном транспорте. Расширение знаний о работе летчиков. Знакомство ребят с работой аэропорта.    

Подготовка к игре:

     Беседа о работе аэропорта. Чтение произведений «На аэродроме» И. Винокурова. Просмотр фильма о летчиках. Рисование самолета. Лепка самолета. Изготовление атрибутов для игры.

Игровой материал, оборудование:

     Строительный материал, игрушка-самолет, пропеллер, крылья, куклы, предметы-заместители.

Игровые роли, действия:

     Летчик, стюардесса, контролер, пассажиры.

ФЕВРАЛЬ

3 неделя 

«Пограничники» (стр. 214, Краснощекова Н.В.)

Цель:

     Способствование военно-патриотической подготовке дошкольников. Воспитание у них смелости и выносливости.

Подготовка к игре:

     Встреча детей с пограничником, беседа о трудной и почетной службе в пограничных войсках. Чтение нескольких рассказов о пограничниках, просмотр кинофильма. Рисование на тему «Граница». Разучивание и драматизация песен о границе. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры.

Игровой материал, оборудование:

     Игрушки: пистолеты, автоматы; погоны, знаки различия, палатка (для оборудования санчасти), санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, бинокли, котел, кружки.

Игровые роли, действия:

     Командующий армией, командир заставы и наряда, шпионы, разведчики, связные, снайперы, врач, санитарки, рядовые пограничники, повар и др.

4 неделя 

«Российская Армия» (стр. 142, Краснощекова Н.В.)

Цель:

     Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков в родном городе. Расширение представлений детей о типах военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.

Подготовка к игре:

     Экскурсии к памятникам, к местам боевой славы. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Чтение произведений Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В. Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», Я. Длугаленского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя». Составление альбома о воинах-героях. Изготовление атрибутов для игр. Лепка танка, военного корабля. Конструирование из строительного материала боевой техники.

Игровой материал, оборудование:

     Строительный материал, пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестер, мешочки с песком, шлемы, предметы-заместители.

Игровые роли, действия:

     Танкист, солдат, медсестра, капитан, матрос.

МАРТ

1 неделя 

«ГИБДД» (стр. 51, Виноградова Н.А.)

Цель:

     Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представления об их значении для жизни города, условия труда и взаимоотношениях «инспектор – водитель», «инспектор – пешеход». Развивать диалогическую речь.

Подготовка к игре:

     Экскурсия к проезжей части, рассматривание иллюстраций по теме, чтение художественной литературы, п/и «Красный, желтый, зеленый», д/и «На дороге».

Игровой материал, оборудование:

     Жезлы, свистки, дорожные знаки, светофоры, водительские права.

Игровые роли, действия:

     Определение места работы инспекторов, работа с планами; инспектор – водитель; инспектор – пешеход; оформление документов на машину; отчет инспекторов начальнику ГИБДД.

2 неделя 

 «Служба спасения» (стр. 64, Виноградова Н.А.)

Цель:

     Создавать условия и поощрять социальное творчество. Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее  необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Развивать речь детей.

Подготовка к игре:

     Беседа по теме, рассматривание иллюстраций о работе спасателей, чтение художественной литературы.

Игровой материал, оборудование:

     Набор техники специального назначения, рации, телефоны, планы, карты, символика службы спасения, инструменты, защитные каски, перчатки, фонари, использование атрибутов из других игр, например «Скорая помощь».

Игровые роли, действия:

     Вызов по тревоге; осмотр места происшествия, ориентировка на местности; распределение спасательных работ между разными группами; использование техники специального назначения; спасение пострадавших; оказание первой медицинской помощи; доставка необходимых предметов в район происшествия; возвращение на базу.

МАРТ

3 неделя 

«Исследователи» (стр. 56, Виноградова Н.А.)

Цель:

     Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять знания детей о научных работниках, об их интересном и нелегком труде, специфических условиях труда. Учить моделировать игровой диалог.

Подготовка к игре:

     Беседа по теме, рассматривание иллюстраций о работе спасателей, чтение художественной литературы.

Игровой материал, оборудование:

     Наборы для лаборатории, микроскопы, увеличительные стекла, различные насекомые (пластм.), природные материалы, стаканчики, пробирки, насос.

Игровые роли, действия:

     Выбор объекта исследований, создание лаборатории, проведение опытной работы, фотографирование, съемки промежуточных  результатов, научный совет, подведение итогов исследований.

4 неделя 

 «Моряки. Рыбаки. Подводная лодка» (стр. 52, Виноградова Н.А.)

Цель:

     Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки. Отображать в игре знания детей об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательного отношения в группе.

Подготовка к игре:

          Беседа по теме, рассматривание иллюстраций о работе спасателей, чтение художественной литературы.

Игровой материал, оборудование:

     Флаги, спасательные жилеты, акваланги, матросские воротники, экран слежения, перископ, веревочная лестница.

Игровые роли, действия:

     Постройка корабля, подводной лодки, подготовка к плаванию, выбор маршрута,  плавание, ремонт судна, работа водолазов, подъем флага на корабле, возвращение в порт (док).

МАРТ

5 неделя 

«Пираты» (стр. 53, Виноградова Н.А.)

Цель:

     Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами-заместителями, понимать игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Отображать в игре впечатления от прочитанной литературы, просмотренных мультфильмов, фильмов. Развивать творческое воображение, активизировать речь детей.

Подготовка к игре:

          Беседа по теме, рассматривание иллюстраций о работе спасателей, чтение художественной литературы.

Игровой материал, оборудование:

     Флаг, сундук, шкатулки, «сокровища».

Игровые роли, действия:

     Постройка пиратского корабля, поиски сокровища, встреча двух судов, разрешение конфликта.

АПРЕЛЬ

1 неделя 

 

«Волшебники» (стр. 171, Краснощекова Н.В.)

Цель:

     Воспитание у детей чуткости, стремления проявить заботу и внимание к окружающим.

Подготовка к игре:

     Чтение сказок. Этическая беседа «Добрые волшебники». Изготовление подарков для малышей. Подготовка к концерту.

Игровой материал, оборудование:

     Карандаши, бумага, картон, пластилин и др.

Игровые роли, действия:

     Волшебники.

2 неделя 

«Космонавты» (стр. 218, Краснощекова Н.В.)

Цель:

     Способствование военно-патриотической подготовке дошкольников. Воспитание ответственного отношения к учению. Совершенствование физической подготовки. Обучение самостоятельно развивать сюжет игры.

Подготовка к игре:

     Рассматривание иллюстративного материала. Чтение художественной литературы (А. Андреев «Звездный») и очерков о космонавтах. Просмотр фильма о космонавтах. Рисование на тему «Космос». Разучивание песен о космонавтах. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры.

Игровой материал, оборудование:

     Строительный материал, эмблемы, игрушки, атрибуты для игры.

Игровые роли, действия:

     Командир отряда космонавтов (педагог), бортинженер, диспетчер, командиры космических экипажей, космонавт номер 1, космонавт номер 2, космонавт номер 3.

АПРЕЛЬ

3 неделя 

«Исследователи космоса» (стр. 62, Виноградова Н.А.)

Цель:

     Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительный материалы, предметы-заместители. Развивать творческое воображение, связную речь детей.

Подготовка к игре:

          Беседа по теме, рассматривание иллюстраций о работе спасателей, чтение художественной литературы.

Игровой материал, оборудование:

     Карта космического неба, карта созвездий, элементы космических кораблей, бинокли, рации, журнал наблюдений, телескоп.

Игровые роли, действия:

     Выбор объекта исследования (планета, звезда, грунт с другой планеты и т.д., создание лаборатории, работа в обсерватории, проведение опытной работы, изучение фоторграфий, видеосъемки из космоса, использование космических научных станций, ученый совет, подведение итогов исследований.

4 неделя 

«Завод» (стр. 135, Краснощекова Н.В.)

Цель:

     Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Закрепление знаний о различных видах транспорта: наземном, водном, воздушном. Расширение знаний о работе водителей, моряков, летчиков. Ознакомление ребят с работой автовокзала, речного вокзала, железнодорожного вокзала, аэропорта, расширение знаний детей о рабочих профессиях.

Подготовка к игре:

          Беседа по теме, рассматривание иллюстраций о работе спасателей, чтение произведений «На аэродроме» И. Винокурова, «Вертолет» Ф. Лева, «Дом в космосе» М.Реброва, «Человек поднялся в небо» К.Арона. Изготовление атрибутов для игр. Лепка транспорта.

Игровой материал, оборудование:

     Строительный материал, технические игрушки: заводные машины, автобусы, катера, теплоходы, самолеты, вертолеты, поезда, предметы-заместители.

Игровые роли, действия:

     Шофер, пассажир, старший строитель, газорезчик, инженеры, механики, монтажники, техник, радист, бензозаправщик, мойщик, шофер сопроводительной машины, диспетчер пульта управления полетом и др.

МАЙ

1 неделя 

«Улица» (стр. 173, Краснощекова Н.В.)

Цель:

     Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление названий машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте.

Подготовка к игре:

     Тематические прогулки – экскурсии по улице. Беседы с использованием иллюстративного материала. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов игры. Просмотр фильмов и фрагментов на тему «Улица».

Игровой материал, оборудование:

     Картонные дома, вывески, фигурки людей, игрушки-машины, светофор, рули.

Игровые роли, действия:

     Пешеходы, шоферы, милиционер, дворник и др.

2 неделя 

 

«В лесу» (стр. 180, Краснощекова Н.В.)

Цель:

     Закрепление названий различных видов растений, семян, грибов. Воспитание интереса и любви к природе.

Подготовка к игре:

     Экскурсия в лес. Изготовление совместно с родителями костюмов для игры. Разучивание лесных танцев. Выставка коллекций семян, листьев, цветов, грибов. Подготовка игр и аттракционов для лесного карнавала.

Игровой материал, оборудование:

     Коллекции цветов, листьев, семян, грибов. Рисунки стволов деревьев. Костюмы для детей. ключ из картона. Угощение.

Игровые роли, действия:

     Хозяева лесных опушек, гости леса.

МАЙ

3 неделя 

 «Зоопарк» (стр. 159, Виноградова Н.А.)

Цель:

     Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание доброго отношения к животным.

Подготовка к игре:

     Беседа о работе зоопарка. Чтение стихотворений С.Я. Маршака «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?, В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица». Изготовление альбома «Зоопарк». Рисование и лепка животных. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры.

Игровой материал, оборудование:

     Самоделки, предметы-заместители, игрушки животных, набор «Зоопарк, куклы, проволока для изготовления клеток, природный материал и др.

Игровые роли, действия:

     Воспитатель, кассир, контролер, уборщица, ветеринар и др.

4 неделя 

 

«Телевидение» (стр. 49, Виноградова Н.А.)

Цель:

     Закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд – коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива. Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни  людей.

Подготовка к игре:

     Беседа по теме, рассматривание иллюстраций о работе на телевидение, чтение художественной литературы.

Игровой материал, оборудование:

     Компьютеры, рации, микрофоны, фотоаппараты, «хлопушка», программы (тексты), символика различных программ, элементы костюмов, грим, косметические наборы, элементы интерьера, декорации, сценарии, фотографии.

Игровые роли, действия:

     Выбор программы, составление программы редакторами; составление текстов для новостей, других программ, подготовка ведущих, зрителей, оформление студии, работа осветителей и звукооператоров, показ программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

В данном пособии были использованы различные темы для сюжетно-ролевых игр, с постепенным усложнением сюжетной линии на весь учебный год. Надеюсь, что данное пособие будет интересным для педагогов....

примерное планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

   Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Также зде...

Сборник сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Сборник игр  призван помочь развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль....

Перспективный план сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование разработано в соответствии с прораммой "От рождения до школы"...

Методическая разработка "Сценарии сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка для воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте...