Ранняя социализация? Мы "за"!
статья по теме

 Зосимова Наталья Александровна

В статье описана  система работы дошкольного учреждения по комплексному сопровождению семьи в условиях ДОУ, воспитывающих детей от 3-х мес. до 2 лет, не посещающих детский сад.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ранняя социализация? Мы «за»!

Анализ теории и практики по вопросам социализации детей дошколнго возраста и их адаптации к ДОУ свидетельствует о том, остается мало изученной проблема повышения адаптивных возможностей ребенка перед приходом в детский сад посредством раннего сопровождения семьи и ребенка, обеспечения параллельно с традиционным (семейным) механизмом социализации детей младенческого и раннего возраста, еще и институционального механизма, реализуемого в условиях ДОУ.  [1,4]

Институциональная социализация детей младенческого и раннего возраста понимается как целенаправленный и педагогически организованный процесс расширения возможностей семейной социализации ребенка, с целью создания предпосылок для повышения уровня его адаптированности к ДОУ, посредством:

  1. последовательного, возрастосообразного включения ребенка и родителей во взаимодействие с другими детьми и педагогами в условиях ДОУ;
  2. расширения сферы коммуникации ребенка;
  3. опережающего включения ребенка в продуктивные виды деятельности в рамках вариативных форм развития и воспитания детей в ДОУ;
  4. оказания помощи семье в развитии и воспитании ребенка в период младенческого и раннего возраста. [4]

Социологический опрос, проведенный среди семей поселка Новоорловск, имеющих детей в возрасте двух месяцев, показал, что трудности в воспитании ребенка испытывают 82 % родителей. В связи с этим от педагогов детского сада родители хотели бы получить максимально полную информацию о развитии и воспитание ребенка, советы по общению с ребенком, советы различных специалистов по отдельным вопросам детской психологии, медицины, коррекционно-развивающей помощи и др.

В целях решения данной проблемы был разработан проект «Комплексное сопровождение семьи в условиях институциональной модели социализации детей  младенческого и раннего возраста (от 3-х месяцев до 2-х лет)», который является частью общего инновационного проекта «Проектирование институциональной модели социализации детей младенческого и раннего возраста», реализуемого нашим учреждением в статусе краевой опытно-экспериментальной площадки. Отличительной стороной инновационного проекта является категория его участников – семьи с детьми младенческого и раннего возраста, для которых в рамках ДОУ предлагаются вариативные формы развития и воспитания детей.

На сегодняшний день в условиях нашего клуба «Росток» востребованы следующие формы по взаимодействию с семьей:

  - Группы кратковременного пребывания;

  - Консультативный  центр;

  - Система визитирования;  консультативный центр.

- Мамина школа;

- Служба психологической помощи -  сопровождение ребенка по указанным родителями целям и задачам;

  - Игровая группа «Играя, обучаюсь»;

  - Адаптационная группа «Пирамидка»;

  - Беседы с родителями через телефон и электронную почту – общение с семьями посредством интернет - ресурсов и телефонной связи.

Организационно реализация инновационного проекта обеспечивается в рамках созданного в ДОУ клуба «Росток» для семей, имеющих детей младенческого и раннего возраста на основе:

  1. Долговременных целевых программ и проектов:
  1. Образовательная программа клуба «Росток» - «Первые шаги»
  2. Создание модели психолого-педагогической поддержки семьи в развитии и воспитании детей раннего возраста, не посещающих детский сад (от 3-х мес. до 2-х лет)»;
  1. «Проектирование институциональной модели социализации детей младенческого и раннего возраста»;
  1. Краткосрочных целевых программ  и проектов:
  1. программа социального развития детей раннего возраста;
  2. программа физического развития детей раннего возраста;
  3. программа психоэмоционального развития;
  4. программа музыкального развития детей;
  5. программа речевого развития детей раннего возраста;
  6. программа воспитания здорового малыша (с 3-х мес. до 2-х лет).
  7. план-программа адаптационной группы «Пирамидка».
  1.  «Проект «Оптимизация нормативно-правовых, материально-технических и кадровых ресурсов»,
  1. Проект «Развитие вариативных форм дошкольного образования по воспитанию и развитию детей младенческого и раннего возраста»;
  1. Проект адаптационной группы  «Пирамидка».

Родители вместе с детьми посещают клуб «Росток». Встречи со специалистами проходят в группе, где имеется специальное оборудование, игрушки, что способствует индивидуально-личностному развитию ребенка. Педагогами разработаны целевые программы и проекты, подобран методический комплекс, предполагающий использование сенситивных периодов развития младенческого и раннего возраста детей.  [4,5]

Комплексное сопровождение осуществляется по взаимодействию родителей с широким кругом консультантов. Основными формами этого взаимодействия являются  беседы, консультации, тренинги, игровые занятия, семинары-практикумы. [5]

Для повышения компетентности родителей мы создаем различные брошюры, буклеты, пособия, где помещены статьи, рекомендации различных консультантов, а также дополнительная информация и ссылки на сайты других специалистов, работающих в области раннего детства (это и врач-диетолог, педиатр, юрист, эколог, дизайнер – оформитель и др.).

Для родителей выпускаются памятки, электронные учебники,  журнал «Росток», работает телефон доверия и электронная почта.

Развивающие занятия с детьми проводятся один раз в неделю с учетом индивидуального запроса родителей в группе кратковременного пребывания,  адаптационной группе «Пирамидка», игровой группе «Играя, обучаюсь». Длительность пребывания родителей с детьми в клубе – 1 час.  [5]

Развивающие занятия с детьми учитывают индивидуальные особенности развитии ребенка и предусматривают социальное, физическое, сенсорное и речевое развитие. Главная цель занятия – настрой на общение и последовательное включение ребенка во взаимодействие с родителями, детьми и специалистами для  его позитивной адаптации к ДОУ. [5]

Цикл теоретических занятий  чередуется с циклом практических занятий. Цель данных циклов – нарастающее накопление ребенком и родителями соответствующих знаний и социального опыта.

В рамках нашего клуба функционирует координационный совет для координации работы всех участников проекта.

Проект демонстрирует возможности эффективной помощи семьям в развитии и воспитании детей младенческого и раннего возраста в условиях институциональной модели социализации детей младенческого и раннего возраста.

Мы надеемся, что реализация данного проекта поможет понять педагогическому и родительскому сообществу, что комплексное сопровождение семьи в условиях институциональной социализации детей младенческого и раннего возраста является необходимой предпосылкой не только позитивной адаптации ребенка к ДОУ, но и повышения качества дошкольного образования.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1988.
  2. Семья: Проб.учеб.пособие для учащихся сред.учеб.заведений./ Афанасьева Т.М. -М.: Просвещение, 1985.-224с.
  3. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1998.
  4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997.
  5. Пошва Г.И. Адаптационный клуб «Гнездышко». // «Управление ДОУ» 2006 №3./

6.     Первые шаги: Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста)./ Белая К.Ю. - М.: Линка-Пресс, 2002.-392 с.

7.    Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра./ Буянов М.И. -М.: Просвещение, 1988.-207 с.

8.   Г.Г.Григорьева, Н.Д. Кочетова, Д.В.Сергеева. «Кроха». Москва «Просвещение» 2004.

9.       Воспитатели и родители: Из опыта работы./ Загик Л.В., Иванова В.М. -М.: Просвещение, 1985 .-96 с.

10.      Родители и дети: кн. для родителей./ Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. -М.: Просвещение: АО «Учеблит.», 1996. -191 с.

11.        Камертон: Программа музыкального образования детей раннего возраста./ Костина ЭЛ. - М.: Линка-Пресс, 2008.-320 с.

12.         Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения./Князева О.Л. -М.: Линка-Пресс, 1998.-72с.

13.      Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Часть: 1, 2.: Практическое пособие./Колодяжина Т.П. - М.: ЦТ Л, 2004.-160с.

14.        Педагогические    знания    -    родителям :    материалы    семинаров    доя родителей./Островская Л.Ф. -М.: Просвещение, 1983 .-176 с.

15. Раннее детство: развитие речи и мышления : Методическое пособие./Павлова Л.Н. -М.: Мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера 2003.-168.

16. Книга о здоровье детей - 5-е изд../Студеникин М.Я. -М.: Медицина, 1988.-256 с.

17.  Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольного учреждения./ Теплюк С.Н. - М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС,

2005.-157с.

18. Кроха ./Григорьева ГГ., КочетоваНЛ., Сергеева Д.В. - М.: Просвещение, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»

практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...

Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"

Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се

quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...