Решение проблемы агрессивности у детей дошкольного возраста через игру и работу с семьёй.
статья по теме

Айдамирова Кристина Геннадьевна

В работе хорошо отражены два пункта:1. Игра, как средство преодоления агрессивности ребёнка дошкольного возраста.

                                                                  2. Работа детского сада и семьи в преодолении агрессивности детей дошкольного возраста, как важный компонент педагогического сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agressivnost_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                        ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ.

        РОЛЬ ИГРЫ В РЕШЕНИИ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ,

            РАБОТА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПРЕОДОЛЕНИИ АГРЕССИВНОСТИ. 

         Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, с которой все чаще приходится сталкиваться не только психологам и врачам, но и воспитателям в дошкольных учреждениях. Актуальность заявленной темы несомненна, т.к. число детей с проявлениями агрессивности стремительно растет, а методов и приемов преодоления подобного поведения для педагогического сопровождения такого ребенка в условиях группы детского сада, в настоящее время разработано недостаточно. Научный интерес к данной проблеме в последнее время существенно возрос, но все исследовательские работы, по большей части заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. Между тем, особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которого находится только в стадии становления.

Несмотря на всю активность и кажущуюся самодостаточность, которую проявляют дети в процессе освоения пространства окружающего мира, ни в коем случае нельзя сказать, что в этом деле они вполне могут обойтись без квалифицированной помощи взрослых.                                                                

Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стиля воспитания в семье если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.

Педагогическое сопровождение такого ребенка и сотрудничество с его семьей, имеет на наш взгляд, чрезвычайно важное значение, ведь ребенок, посещающий детский сад, проводит в нем большую часть дня и то, как он научится справляться со своими трудностями, во многом зависит не только от родителей, но и от педагога. И, здесь, основным средством, приходящим на помощь воспитателю в работе с агрессивным ребенком, является игра.

Игра, как средство преодоления агрессивности ребенка

                                    дошкольного возраста.

Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Исторически одной из целей игры являлась выработка необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей. Недаром, еще С.Л. Рубинштейн говорил, что игра для ребенка  - это школа жизни и практика развития (23, с 4).

Исходя из вышесказанного, мы убеждены, что именно игра является лучшим и наиболее эффективным способом преодоления различных нарушений в поведении детей, в частности их агрессивности.

Ребенок, посещающий детский сад, большую часть своего времени проводит именно среди воспитателей и своих сверстников, в детском саду. Это позволяет педагогу не просто своевременно выявить агрессивность в поведении своих воспитанников, но и оказать им своевременную помощь в её преодолении, используя при этом многочисленные игровые приемы и ситуации, специально разработанные игры и упражнения, вовлечь в них и других детей группы.

Напомним, что работа по преодолению агрессивности должна протекать в тесном сотрудничестве с родителями ребенка и носить систематический, целенаправленный характер. Работа с родителями проводится параллельно с работой с детьми и включает в себя беседы о причинах возникновения эмоционального неблагополучия (агрессивности) у их детей, консультации о путях преодоления подобного поведения, информирование о стилях взаимоотношения с ребенком, общие рекомендации. В связи с этим, нами были разработаны рекомендации для родителей агрессивных детей и подобран комплекс игр (см. приложение), позволяющий значительно снизить агрессивные проявления в поведении детей.

Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики родителям надо уделять больше внимание своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность. Эти рекомендации можно адресовать не только родителям, но и педагогам. Особое место в вышеприведенном высказывании занимает понятие «проявлять» - оно говорит о том, что задачей педагога является не выявление и устранение причин агрессии, а обучение ребенка конструктивным способам справиться с этой проблемой. И, здесь на помощь педагогу приходит игра, как способ влияния на всестороннее развитие личности ребенка и, соответственно на коррекцию, а лучше сказать, на преодоление различных трудностей, в частности агрессивности. В игре ребенка можно научить направлять свой гнев на безопасные предметы, распознавать свои и чужие эмоциональные состояния, контролировать их. В игре ребенок взаимодействует с другими детьми, что положительно сказывается на развитии его коммуникативных умений, обучает конструктивным выходам из конфликтных ситуаций.  

Помимо игр, агрессивному ребенку необходимо научиться снимать напряжение приемлемыми способами. Здесь, на помощь педагогу и родителям приходят различные дыхательные упражнения, релаксационные игры. Для развития у ребенка эмпатии – умения вставать на позицию другого, очень полезным и эффективным оказывается чтение и обсуждение художественной литературы. Понимание педагогом того, что специально-организованная игра является тем безопасным пространством, в котором ребенок может проявлять себя, дает возможность педагогу сформировать у ребенка те способы реакций и модели поведения, которыми ребенок будет пользоваться во взрослой жизни, тем самым преодолевая не только агрессивность, но и другие распространенные нарушения в поведении детей, такие как: тревожность, неуверенность в себе, страхи ребенка, гиперактивность и другие.

Таким образом, мы видим, что специально организованная педагогом игра является практически универсальным способом, неотъемлемой частью педагогического сопровождения ребенка, в его воспитании и развитии, преодолении разного рода трудностей.

       

            Работа детского сада и семьи в преодолении агрессивности  

        детей дошкольного возраста, как важный компонент  

                         педагогического сопровождения.

В дошкольном возрасте ещё не поздно предпринять своевременные меры, для преодоления этих тенденций. Мы полагаем, что приведённые выше данные дают  ориентиры для коррекционной работы с агрессивными детьми. Эта работа должна быть направлена не только на безопасный выход агрессии (эмоциональная разрядка),  повышение самооценки, и развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, но и на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. Эта задача требует отказа от некоторых привычных форм работы дошкольного педагога. Такие традиционные формы воздействия как убеждения и объяснения воспитателя, приведение положительных примеров и призывы не обижать других оказываются малоэффективны при работе с агрессивными дошкольниками. Они и так знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, которого приводят в качестве образца, может вызывать только неприязнь со стороны ребёнка (24, с 96). Необходимо отказаться также от соревновательного начала в играх и занятиях. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребёнка на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счёте, независимо от того, выигрывает ребёнок или проигрывает, это ведёт к разобщённости и отчуждённости детей.
Основной задачей в работе педагога и родителей с агрессивными детьми должно стать формирование общности с другими, возможности видеть и понимать своих сверстников. Главное здесь – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности. (25, с 72).

Для этого необходимо вовремя информировать родителей о существующих проблемах развития ребенка, давать им рекомендации, как преодолеть данные трудности.                                                                                                                                        

Педагогическое сопровождение должно носить комплексный и систематический характер – это является залогом эффективности проводимой работы. В работе с родителями воспитанников, воспитатель может столкнуться с определенными трудностями в налаживании контакта с матерью или отцом ребенка. В таких случаях, мы рекомендуем использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей. Наглядная информация может послужить отправным пунктом для размышления родителей о своем ребенке и трудностях, с которыми они сталкиваются в его поведении. Главная цель подобной информации – показать, что одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Возможно, что получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивности, родители сами обратятся с вопросом к воспитателю или другому специалисту. Таким образом, работа с родителями агрессивного ребенка может вестись в двух направлениях:

  1. Информирование;
  2. Обучение эффективным способам общения с ребенком.

При налаженном контакте с родителями детей, воспитатель получает возможность организовывать работу с родителями, приглашая их на консультации, тренинги, семинары, родительские вечера и т.д.

                              Библиографический список:

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004 – 336 с.
  2. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. – М.: Просвещение, 1999.- 202 с.
  3. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. — М.: Владос, 2001. —  512 с.
  4. Бреслав Г.Э. Коррекция детской и подростковой агрессивности. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. СПб, Речь, 2007
  5. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
  6. Бюттер К. Жить с агрессивными детьми. —  М.: Просвещение, 1997. — 122 с.
  7. Детская практическая психология: Учебник /Под ред. проф.Т.Д. Марцинковской./ – М.: Гардарика , 2004. – 255 с.
  8.  Жизнеустройство детей, находящихся в трудной жизненной ситуации /под ред. Н.П. Ивановой. М., Владос 2004 – 312с.
  9. Иванцова А. Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей. Воспитание школьника № 7, 2000, с 22 -25
  10.  Казакова Е.П. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. СПб, Питер, 1995, 129с.
  11.  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., академия, 2006
  12. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004, - 224 с.
  13.  Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии // Вопросы психологии - №6/1967. – с.18-21
  14.  Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М.:Педагогика., 1991. – С. 25-37.
  15.  Лоренц К. Агрессия (так называемое “зло”). — М.: Арко, 1994. —269 с
  16.  Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005,- 189с.
  17.  Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Питер, 1999. – 204 с.
  18.  Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004. — 687 с.
  19.  Олиференко Л.Я. Социально – педагогическая поддержка детей группы риска. М, Академия, 2005, 21с
  20.  Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2008
  21.  Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Юнити, 1997. — 125 с.
  22.  Психология человеческой агрессивности./ Под ред.К.В. Сельченок. —  

      М., 1999. — 656 с.

  1.  Психолого – педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка /под ред. Л.М. Шипициной. М., Владос, 2003, 312с.
  2.  Румянцева Т.Г.  Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. —  

        №5/6/1992. —  С.35-40.

  1.  Семенов Г. Изучать и просвещать (из опыта работы с семьей). Воспитание № 2, 2002г., с 49 – 56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

В стремительно меняющемся мире, где наблюдается обострение всех противоречий, дети особо остро испытывают потребность в ощущении эмоционального комфорта, в самовыражении и реализации творческих способ...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста через игру»

Содержание        Введение1. Формирование математических способностей через игру как фактор успешного развития познавательных способностей детей дошкольного во...

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».

Мастер –класс для родителей «Овладение приемами развития артикуляционной моторики детей в домашних условиях и решение проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»....

Доклад "Решение задач экологического воспитания детей дошкольного возраста через речевое развитие".

Экологическое воспитание дошкольников способствует формированию у ребёнка потребности в овладении речью....

опыт работы по теме: «Развитие чувства патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста через игру».

laquo;Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».С. Михалков...

«Мелкая моторика и ее эффективность в решении проблемы развития речи детей дошкольного возраста»

Условия современной жизни всё более требовательны к детям дошкольного возраста. Увеличиваются требования к необходимому объему знаний, который должен быть усвоен до школы. Причем знания должны быть ус...