Консультация для педагогов
методическая разработка по теме

Кляпка Оксана Владимировна

Одной из годовых задач, стоящих перед коллективом ГБОУ детский сад №994:  Использование в работе с детьми по познавательно-речевому развитию технологии ТРИЗ. Как правильно организовать работу по использованию ТРИЗ в детском саду - задача старшего воспитателя,  которая заключается в подготовке материалов для изучения педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы детский сад комбинированного вида №994

Консультация для педагогов

Тема: Организация непосредственной образовательной деятельности (занятий) и других видов деятельности с дошкольниками, с  использованием элементов ТРИЗ

Подготовила:

Старший воспитатель ГБОУ д/с №994

Кляпка О.В.

Москва, 2013


           Одной из самых распространённых форм обучения в д/саду является непосредственная образовательная деятельность (занятие). Эта форма привычна и удобна тем, что охватывает целую группу детей. Однако нельзя не согласиться, что традиционные подходы к организации образовательной деятельности не всегда бывают интересными и увлекательными, но их можно сделать интересными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже слышал). Поэтому основной задачей, которую ставит перед собой педагог, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Одним из средства, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, является система творческих заданий на основе методов ТРИЗ – и РТВ-технологий.

Образовательная деятельность  будет интересней, если построить по следующим правилам.

  1. Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
  2. Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой штурм.
  3. Системный подход (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
  4. Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т. д.)
  5. Обязательная активация творческого воображения;

В процессе проектирования образовательной деятельности с дошкольниками рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
а) выбор темы на основе программы «От рождения до школы».  При этом не имеет значения, какая именно программа лежит в основе деятельности педагога;
б) определение вида образовательной деятельности (выбор определённой методики или комплексный вариант). Заметим, что комплексный подход – та форма работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой образовательная деятельность, носящая комплексный характер,  не обходится, происходит закрепление материала и рефлексия;
в) формулировка программного содержания;
г) выбор разнообразных инструментов обучения;
д)  составление конспекта.
Существуют различные подходы к построению образовательной деятельности  с использованием ТРИЗ РТВ-технологий: построение на основе одной алгоритмической цепочке (в этом случае основным содержанием образовательной деятельности является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.

Перечень приёмов, игр и тренингов для использования в индивидуальной работе с дошкольниками на протяжении дня.
(Утренний приём, время прогулки, перерывы между основными режимными моментами, вечер).

  1. Использование методов активации творческого мышления с целью развития речи:
  1. Сочинение сказок по методу каталога (для всех возрастных групп),
  2. Проведение игр и тренингов речевого характера по усвоению понятий о свойствах и структуре систем,
  3. Проведение игр и тренингов по усвоению сущности диалектических законов,
  4. Словесное описание фантастических образов, созданных на основе МФО,
  5. Словесное преобразование объекта материального мира с помощью типовых приёмов фантазирования,

Тренинги с маленькими подгруппами детей по обучению решения задач на сужение поля поиска.

2. Использование методов активации творческого мышления, игр и тренингов с элементами изобразительной деятельности в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста:

  1. Кляксография,
  2. Ниткография,
  3. Пальцеграфия,
  4. Рисование штампами и шаблонами,
  5. По каждому рисунку провести беседу с детьми: что нарисовано, на что похоже,
  6. Создание коллажей,

Рисование фантастических героев с использованием метода морфоанализа. (В мл. гр. Дети помогают придумать. Воспитатель рисует. Дети помогают раскрасить. В старшем возрасте дети сами рисуют или схематизируют).

  1. Проведение игр и тренингов с элементами рисования:
  1. «Спаси букву от буквоеда» (дорисовка букв и цифр до сюжетного изображения).
  2. «Фоторобот» - создание образа фантастического героя из комбинации частей других героев (для средней и старшей групп).
  3. «Чей след» - ассоциативные цепочки на основе случайных изображений.

«Каляка» - дорисовка линии или фигуры с последующим рассказыванием по содержанию.
Ситуативные задачи по сюжетам сказок.
Некто пострадал из-за собственной щедрости. («Заюшкина избушка» р.н.с.)
Он много хвалился -  за что и поплатился. («Колобок») р.н.с.
Он к ней пришёл, обманул и ушёл. («Каша из топора») р.н.с.
Он пострадал от её безответственности. («Гуси-лебеди» р.н.с.
Они вернули то, чего некто не смог удержать. («Из рога всего много») белорусская н. с.
Он был суров и справедлив, она – добра и беззащитна, поэтому он её наградил. («Морозко») р.н.с.
Он её освободил, потому что полюбил. («Царевна-лягушка» р.н.с.
Полюбив, она сделала невозможное. (А.Аксаков «Аленький цветочек»).
Она молчала, потому что любила. (Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»)
Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашёл. (Ш. Перро «Золушка»).
Она была слишком доверчивой, поэтому произошло несчастье.(Ш.Перро «Красная шапочка»).
Некто по земле ходил и с природой говорил. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин).
Они ушли, она пришла. Они пришли её нашли. («Три медведя»).
Он был добрым, поэтому имел много друзей. (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).

  1. Непосредственная образовательная деятельность  с элементами ТРИЗ в изодеятельности.


Принцип проведения  - от  простого  к сложному. Но, при  проведении такой образовательной деятельности, необходимо выполнять следующие правила:
Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно выбрать материал: цветные и простые карандаши, гуашь, цветные мелки, пластилин, глину, восковые свечи, камешки, ракушки, клей, бросовый материал и т. д. Ребёнка необходимо научить различной технике изображения на обучающих занятиях, учить применять каждый вид изображения.
1. Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью. Хорошо использовать «пальцевую живопись» - краска наносится пальцами, ладошкой.
2. Использовать монотипию – краска наносится на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек стекла, а уже потом этот кусочек прикладывается к бумаге.
3. Рисунок наносится свечой, получается «волшебный рисунок»
4. Рисовать можно по мокрой бумаге – сначала лист смачивается водой, а потом кистью или пальцами наносится рисунок.
5. Можно использовать щётки различного размера. Ими можно рисовать или разбрызгивать краску.
6. Применяется коллаж – сочетание аппликации и рисования.
7. Интересна объёмная аппликация постепенно переходящая в конструирование. Наклеивать можно картонные коробочки, бумагу, сжатую в комок, кусочки фанеры, дерева.
8. «Кляксография» - капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже и дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать изображение.
9. «Точечный рисунок» - весь рисунок состоит из отдельных точек – наносится кончиком кисти, пальцами. Точки могут быть разного размера.
10. Наносится любой жирный слой – свечой, просто ладошкой, мылом и др. А сверху уже наносится краска. Рисунок получается как бы ощетинившийся, пушистый.

 

  1. Непосредственная образовательная деятельность  с элементами ТРИЗ по ознакомлению ребенка с окружающим миром

Ознакомление с обувью.
Цель. Расширять знания детей об обуви, упражнять в образовании прилагательных от существительных, закреплять умение различать цифры, учить выявлять и разрешать противоречия.
Развивать творческое воображение.                                                          
Воспитывать взаимоуважение, терпеливо выслушивать ответы товарищей.
Методические приёмы.
1.Назвать обувь (по памяти).
-Для чего нужна обувь? Из чего обычно шьют обувь? Почему шьют из кожи? А из чего ещё можно изготовить обувь? Какая бывает
детская обувь? Да, из ниток можно связать тапочки. Из ткани сшить туфельки для балерины – пуанты. Обувь из резины – сапоги, туфли. Из металла – у рыцарей. Из дерева – сабо, гета. Из стекла – хрустальные туфельки Золушки. Из бумаги для карнавала, из лыка – лапти.
- Обувь  из дерева? (деревянная), из резины? (резиновая), из бумаги? (бумажная), из железа? (железная) и т. д.
2. Игра с детской туфелькой. – Мама купила сыну новые туфельки. Он решил с ними поиграть. Чем будет туфелька? (Машиной, лодкой, коробкой т. д.)
3. Посмотреть картинки, посчитать, где сколько обуви и поставить рядом соответствующую цифру. Посчитать сколько ботинок не хватает, чтобы везде были пары.
4. Игра «Хорошо - плохо». (Рассматриваем туфли, которые носит воспитатель).
Физкультминутка: походить как в туфлях, в больших ботинках.
5. Папа, мама и сын пошли в лес по ягоды. На обратном пути сын провалился в лужу. Ботинки и носки сильно промокли. Как быть?
Примечание: надо идти домой, потому что ягод уже набрали.   Невозможно идти домой, потому что ботинки промокли. (Варианты решения предлагают дети).
6. Используя метод фокальных объектов, придумать необыкновенные туфли.
Слова: птица  - поющая, летающая.
Цветы – разноцветные, ароматные.
7. Нарисовать эту необыкновенную обувь.

 

  1. Использование ТРИЗ и РТВ технологий в других видах деятельности.
  1. Придумывание сказки по предложенному началу.
  2. Составить сказку на свободно выбранную тему.
  3. Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.
  4. Учить «входить» в изображаемые обстоятельства.
  5. Учить использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства для воплощения образов.
  6. Наделять героев действиями (свойствами) фантастического характера.
  7. Изменять заимствованные из сказок ситуации.
  8. Наделять известные сказочные персонажи качествами, которые им не присущи (добрая Баба Яга, щедрая Лиса).
  9. За счёт использования новых приёмов преобразований создавать новый образ.
  10. Учить детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые (для ребёнка) образы и образные ситуации.
  11. Учить применять новые способы преобразования впечатлений – наделение людей действиями фантастического характера, заимствование из сказок отдельных фрагментов с незначительными их преобразованиями.
  12. Учит воспринимать образ средствами музыки, художественного слова, изобразительной деятельности.
  13. Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их и выявлять противоречивые свойства.
  14. Развивать умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели.
  15. Воспитывать любовь и интерес к музыке, живописи, литературе путём анализа сказок, рисунков, песен.
  16. Учить использовать схему талантливого мышления и игру «Хорошо - плохо» для сравнения признаков предметов, явлений, составлять модели, рисунки.

  

 

  1. Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления.
  1. Функциональное назначение объектов.

Цель: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.

«Метель»
Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:
Закружила метель, словно чудо карусель,
Все дорожки замела. Нам в подарок принесла…
И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.


«Повторяка»
Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:

  1. Я – лягушка. Я умею прыгать.
  2. Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
  3. Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д.

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

«Я еду в деревню».
Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т.д.


«Неумейка»
Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». Ит.д.


«Салат из сказок».
Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка.
Выбор героев может быть произвольным. Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке. 2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д.; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т.д.

«Сказка – калька»
С детьми составляется модель сказки и по этой модели сочиняется новая сказка, с различными степенями узнаваемости или полностью измененная.
Используя буквенное обозначение, цветовое или геометрическое обозначение. По составленной модели сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные.

«Сказка – наизнанку».
Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот».
Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот.
Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

 

«Разновидность фантастического бинома» или «метод картинок».
1 вариант.
Игра состоит в том, что детям даются слова из одной сказки и одно слово из другой сказки, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Или предлагаются картинки из одной сказки и одна карточка с изображением героя из другой сказки.
2 вариант.
Раздаются пронумерованные карточки. Дети должны разложить по порядку карточки и придумать свою сказку.

«Перевирание сказки». Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов. Например: «Жили – была девочка, звали её Желтая шапочка». Дети: «Не жёлтая, а Красная!». Взрослый: «Ах, да, Красная! Так назвал её папа и назвал…» Дети: «Не папа, а мама!»
1 вариант: после того, как дети Вас исправили, продолжаете рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняется, но линию настоящей сказки ведём до конца.
2 вариант: изменяя сказку в самом начале, ведёте её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

«Что было потом». Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки предложить детям подумать «А что было потом?» или, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать «А что было потом?» НАПРИМЕР: «а что стало с туфелькой Золушки после её замужества?»

«Сочиняем сказки по опорным схемам» Детям даются карточки с разными схематическими изображениями. Дети, пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку. Схемы могут быть разными.

 

«Сочинение сказок с предметами – заместителями». Детям предлагается придумать с помощью разных предметов – заместителей (палочки, кружочки, фигурки, человечки) разные сказки, предварительно разложив эти заместители по порядку на фланелеграфе. Фигурки можно менять местами и получится другая сказка.

 

 

Лжезагадки.

  1. Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?
  2. Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
  3. На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?
  4. Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
  5. Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?
  6. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
  7. Что едят крокодилы на северном полюсе?
  8. Что является второй подушкой для щеки?
  9. Кто громче замычит: петух или корова?
  10. Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?
  11. От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).
  12. Как лучше сорвать арбуз с дерева?
  13. Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?
  14. Когда собака бывает в конуре без головы?
  15. Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
  16. Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
  17. Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
  18. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?

Литература.
 1. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.
Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях.
Анна Валерьевна Корзун, 2000

2. «Сборник методических рекомендаций в помощь педагогу дошкольного воспитания». (для экспериментальной  проверки).

3. Центр детского творчества «Сибирячёк» Ангарск 1991г.

  1. Прохорова Н.Л.  Развиваем творческую активность дошкольников.
  2. Опыт работы и разработки занятий под редакцией Е. А. Артамоновой.  Владимир 1995.
  3. Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. Ростов – на – Дону 1992

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....