Консультация по ознакомлению дошкольников с родным краем
методическая разработка по теме

Терешева Ольга Владимировна

Консультация составлена на основе теоретического и практического материалов. Предназначена для проведения старшим воспитателем, заместителем заведующего по методической работе с воспитателями ДОУ. В материале дан перечень методической литературы по разделу краеведческой работы с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_po_oznakomleniyu_s_rodnym_kraem.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Подготовила: Терешева О.В.,

заместитель заведующего по ВМР

МАДОУ д/с № 68 г. Калининграда

Методы и приёмы работы с детьми

по ознакомлению с историей и культурой родного края.

     В период смены экономических и общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. Ситуация в нашей стране не стала исключением. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, укреплением их здоровья. Но не менее важно заложить основы душевного здоровья.

     Сформированность нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём жизненном пути и реализовать его в реальных условиях и обстоятельствах.

     20 лет тому назад цели, содержание программ дошкольного образования совпадали с установками советской семьи и советского государства. То, о чём говорили детям воспитатели в детском саду, подкреплялось телевизионными передачами, детской литературой, которую детям читали родители. Пропагандировалась ценность высоких профессиональных качеств и достижений, нравственные качества – доброта, отзывчивость, внимание к другим людям.

     Современные родители растят ребёнка «для него самого». Они хотят, чтобы ребёнок был успешен, смог «чего-то добиться в жизни сам». Ребёнок привыкает рассматривать все явления жизни с позиций того, что ему нравится или не нравится, полезно или нужно. Однако индивидуализм иногда мешает научиться строить гармоничные отношения с другими людьми. Без понимания другого человека, без учёта его интересов и потребностей невозможна продуктивная совместная деятельность, сотрудничество, радостное общение.

     Личностно-ориентированный подход, применяемый без разумных и целесообразных ограничений, приводит к формированию бескультурного поведения, которое в конечном счёте становится проблемой не только окружающих людей, но и самого ребёнка. Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребёнок был внутренне свободным, а внешне – воспитанным?

     Раньше в средствах массовой информации героями были люди труда (космонавты, шахтёры, учёные) – люди действия.

     Сейчас герои экрана – политики, бизнесмены, артисты – это люди бездействия, люди внешнего вида.

     Раньше ребёнок хотел быть кем-то из знакомых профессий: врачом, учителем, пожарным. Сейчас дети хотят быть «звездой», президентом, банкиром, жить «хорошо». Понятие «жить хорошо» для  детей носит чисто внешние признаки: ездить на красивой машине, жить в большом доме и т.п. («хороший»  пример воспитания родителями, когда отец сажает восьмилетнюю девочку за руль своей машины и та разгоняется до ста километров в час.  А  в голове у ребёнка только одно: видели бы подружки, какая она крутая!) Образ взрослого будущего у современного ребёнка простирается лишь на сферу его потребностей, а не на сферу его деятельности.

     Поэтому задача современного педагога – это создание ситуаций для ребёнка, когда он будет задумываться, что он будет делать, в каких сферах деятельности он хочет себя проявить.

    Патриотическое воспитание, развитие интереса у детей к истории родного края, к его культуре неразрывно связано с воспитанием личности ребёнка, его социальной позиции.

Задачи патриотического воспитания:

  1. воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  2. формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  3. воспитание уважения к труду;
  4. развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
  5. формирование элементарных знаний о правах человека;
  6. расширение представлений о городах России;
  7. знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);
  8. развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  9. формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

     Патриотическое воспитание начинается с ознакомления ребёнка с ближайшим окружением: улица, на которой он живёт, участок детского сада, где он гуляет со своими друзьями, его самые близкие – семья (бабушки, дедушки, мама и папа).

     Знакомство с родным краем можно разделить на несколько направлений:

  1. история;
  2. культура;
  3. национальное своеобразие;
  4. географическое положение;
  5. природно-экологические особенности.

     В соответствии характерными особенностями дошкольного возраста педагоги могут использовать в работе различные методические приёмы:

  1. Рассказ воспитателя. Особенности при применении данного приёма:

- по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фото, репродукции картин, схемы и т.д.)

- составляя рассказ, воспитатель должен включить в него вопросы к детям – для активизации познавательной деятельности и внимания.

- рассказывая об исторических событиях, не употреблять в речи даты, так как детям недоступна хронология. Можно использовать выражения: «это было очень-очень давно», или: «когда ваши дедушки были маленькими».

- язык рассказа должен быть очень простым. При использовании в речи незнакомых детям слов, обязательно объяснить их значение (например, «князь», «полководец»). При этом предложения лучше использовать короткие.

- в процессе знакомства с достопримечательностями города не застревать на рассматривании особенностей архитектуры того или иного здания, достаточно выделить что-то главное, что отличает его от других (колонны у Драмтеатра, фигуры львов у Дворца моряков и т.п.)

  1. Соединение познавательного содержания с продуктивной творческой деятельностью. Наблюдения в природе, экскурсии различного характера (исторические, культурные, природоведческие), целевые и ежедневные прогулки, рассматривание книг, иллюстраций, беседы с детьми  сочетаем с продуктивной творческой деятельностью. В качестве продуктивной деятельности выступают: рисование, лепка, конструирование, сочинение сказок и рассказов, театрализация.

  1. Биографический метод. Заключается в том, что в рамках темы педагог знакомит детей с жизнеописанием выдающихся людей. Биографический материал подбирается таким образом, чтобы максимально заинтересовать и привлечь внимание именно детей дошкольного возраста. Поэтому рассказы должны включать много эпизодов, посвящённых детству, и описания наиболее ярких  подвигов.
  2. Опора на работу с художественной литературой.

      Здесь особая роль отводится сказкам. Сказки дают детям эталонные представления о добре и зле, «что такое хорошо и что такое плохо».  

      Русская сказка воспитывает в ребёнке:

- сострадание к ближнему и слабому;

- уважение к старшим;

- уважение к природе, растениям и животным;

- отсутствие корыстности и жадности;

- отсутствия честолюбия и амбициозности в любых формах;

- умение простить, незлопамятность и неспособность к мести – для юношей;

- терпение, трудолюбие, верность слову и постоянство в привязанностях – для девушек.

     Сказка формирует представление о необходимости учения (Буратино); утверждает ценность интеллекта (русская народная сказка «Вершки и корешки», Братья Гримм «Ёж и заяц»).

    Исторические произведения – былины – создают образ богатыря – носителя идеала мужества и смелости, преданного и бескорыстного служения своей Родине.

  1. Использование театральной творческой  деятельности детей. Воспитатель разучивает с ребёнком текст, музыкальный руководитель помогает ребёнку создать образ персонажа в движении и интонационно. Всё это помогает ребёнку усвоить и принять родную культуру.

Литература:

  1. Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников», М., ЦГЛ, 2005 г.
  2. Соловьёва Е., Царенко Л. «Наследие. И быль, и сказка.» М., Обруч, 2011 г.
  3. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?», М., ТЦ Сфера, 2004 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем

Во всех этих волшебных историях, таких разнообразных по своему характеру, отражается народная мечта о лучшей доле, добро побеждает зло, торжествует правда...

Перспективное тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с родным краем

Перспективное тематическое планирование по ознакомлению дошкольников с родным краем составлено в помощь педагогам, с учетом усложнения материала в соответствии с возрастом детей. Работа планируется со...

Консультация для воспитателй: «Сказка как способ ознакомления дошкольников с родным краем.»

Материал содержит рекомендации по использованию сказки при ознакомлении с родным краем и  воспитании патриотизма у  детей дошкольного возраста.....

Консультация для педагогов. Задачи ознакомления дошкольников с родным краем.

Ознакомление дошкольников с родным краем включает целый комплекс задач:-воспитание у ребенка любви к малой Родине;-формирование бережного отношения к природе и всему живому;- знакомство детей с символ...

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ

Описание  опыта работы по использованию проектного метода  в ознакомлении дошкольников с родным краем...

Дополнительная программа по ознакомлению дошкольников с родным краем "Краеведение - малышам"

Дополнительная программа по ознакомлению  с родным краем направлена на воспитание любви к своей "малой Родине" , обеспечивает знакомство дошкольников с самобытностью и культурой людей, проживающи...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....