Формы и методы работы по формированию у дошкольников основ экологической безопасности
консультация по теме

Кустова Евстолия Анатольевна

 

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Вместе с тем она становится проблемой безопасности человека. Природа умеет залечивать свои раны. Но это удается с каждым годом все труднее и труднее. К тому же восстановление природных ресурсов возможно только тогда, когда соотношение сил самой Природы сопоставимо с величиной нанесенного ей ущерба. Поэтому так важно оценить влияние человека на окружающую среду и не допускать нанесения ей «смертельных ударов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_i_metody_raboty_po_formirovaniyu_u_doshkolnikov.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Формы и методы работы по формированию у дошкольников

основ экологической безопасности»

«Ты пришел в гости в природу –

       не делай ничего, что бы счел

неприличным сделать в гостях»

       Д.Л. Арманд

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Вместе с тем она становится проблемой безопасности человека. Природа умеет залечивать свои раны. Но это удается с каждым годом все труднее и труднее. К тому же восстановление природных ресурсов возможно только тогда, когда соотношение сил самой Природы сопоставимо с величиной нанесенного ей ущерба. Поэтому так важно оценить влияние человека на окружающую среду и не допускать нанесения ей «смертельных ударов».

Термин «экология» с греческого «эйкос» или «ойкос» - дом, «логос» - знание, наука) был введен в 1866г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккеле, который определил ее как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой».

С.И. Ожегов трактует экологию как науку «об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде».

В «Советском энциклопедическом словаре» дается определение: «Экология – наука об отношениях  растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой  и окружающей средой».

В дошкольной педагогической науке экологическое образование определяется как система представлений ребенка о мире, в которых природа и все природное воспринимается как полноправный субъект  по взаимодействию с человеком.

Экологическое образование – это один  из важнейших факторов  общего развития и формирования личности ребенка, подразумевающей конечный результат,  итоговую сумму знаний по экологии, которой должен овладеть человек на каждом этапе обучения  и которая предусмотрена Государственным стандартом и является частью экологической культуры.

Экологическая культура в толковом словаре – есть совокупность производственных, общественных  и духовных достижений, относящихся к природной среде, к среде обитания всего живого. Это часть общечеловеческой культуры, она тесно связана с развитием цивилизации и человеческого общества.

Исследователи проблемы Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков,  

Н.А. Ветлугина. Л.Н. Прохорова и др. определяют экологическую культуру как неотъемлемую часть общей культуры человека, которая включает различные виды деятельности  (восприятие природы, овладение знаниями, умениями и навыками, природоохранная деятельность), а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы…).

В учебном пособии «Экологическое развитие детей дошкольного возраста» экологическое воспитание определяется как процесс формирования у детей осознанно правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.

Будущее зависит от экологической культуры каждого из нас. В дошкольном возрасте дети восприимчивы и послушны, поэтому есть уникальная возможность для выработки правильных привычек. Именно  в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатств, разнообразию ее красок и форм целесообразно  формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.

Важно  стремиться к тому, чтобы дети усвоили не только знания о влиянии человека на окружающую среду, но и об охране природы, то есть той деятельности, которая направлена не только на разумное использование природных ресурсов – леса, воздуха, полезных ископаемых, - но и на их восстановление.

Пристальное внимание необходимо уделять формированию у дошкольников сознательной  установки на здоровый образ жизни, умение  детей жить в гармонии с собой и окружающим, выработки эмоционально- нравственного и действенного отношения к миру.

 Формируя экологическую культуру, важно обращать внимание воспитанников на три проблемы:

  1. Разъяснение последствий загрязнения окружающей среды;
  2. Использование экологически безопасной  практической деятельности;
  3. Формирование экологического сознания.

В современных условиях успешное решение задач экологической безопасности и благополучия в обществе связано с экологическим образованием, формированием, развитием экологической культуры каждого человека.

Педагогический процесс экологического развития, осуществляемый в детском саду  предусматривает:

  1. Экологическое образование - освоение воспитанниками  объема

знаний о природных объектах и их экологической зависимости;

  1. Экологическое воспитание -  воспитание экологической

культуры личности, формирование основ экологической безопасности, способности и желания поступать в соответствии с законами экологии.

Формирование основ экологической  безопасности предполагает осознание детьми опасности своих необдуманных действий в природе, провоцирующих  экологическую опасность и умение соблюдать личную экологическую безопасность.

В процессе работы  с детьми необходимо решать комплекс задач:

  1. Показать многогранную природу здоровья;
  2. Обеспечить детей необходимой информацией, позволяющей сохранить

и укрепить здоровье, соблюдая правила экологической безопасности;

  1. Сформировать систему знаний, умений и навыков экологически целе

сообразного поведения.

  1. Вызывать желание принимать участие в природоохранных мероприя

тиях.

Важно сформировать осознание детьми существования связи между своим здоровьем и состоянием окружающей среды, развивать умение  ограничивать свои желания и потребности, если они могут нанести вред окружающей природе.  

Необходимо подвести воспитанников к осознанию детьми опасности своих необдуманных действий в природе в случае:

- загрязнения мест отдыха в природе: леса, луга, водоема;

- разведения в лесу костров (строго с соблюдением правил пожарной безопасности);

- разорения гнезд, муравейников;

- безжалостный сбор грибов и ягод…

Еще одним из направлений  данной работы является развитие навыков экологически грамотного поведения в быту (умение своевременно закрывать краны, выключать свет…).

        Вместе с этим задача взрослых состоит в развитии у детей умения выделять и распознавать экологическую опасность (знать, где можно играть и отдыхать, а где – нет, способы определения загрязненности воды и воздуха).

Для этого в детском саду в рамках специально-организованных занятий (по развитию речи,  ознакомлению с окружающим, экологии, рисованию и лепке) и совместной деятельности с детьми необходимо пристальное внимание уделять развитию навыков безопасного взаимодействия с природой.

    В увлекательной наглядно - практической форме необходимо:

- обогащать  представления детей о здоровье, его потребностях, влиянии природы на состояние здоровья, о предупреждении травматизма;

- разучивать  пословицы и поговорки о природе и здоровье;

- проводить  циклы познавательных занятий:

  1. «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»,
  2. «Прежде чем за стол мне сесть я подумаю, что съесть»,
  3. «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»,
  4. «Как люди вредят природе»,
  5. «Как бережно относиться к природе»,
  6. «Как можно восстанавливать природу»,
  7. «Человек – часть окружающего мира»;
  1. уроки Мойдодыра и Айболита, которые помогают им расти здоровыми.

Для обогащения знаний детей можно использовать различные формы организации детской деятельности:

- беседы: «Вода – источник здоровья»; «Не расходуйте  воду напрасно»; «Откуда приходят кислотные дожди?»; «Как защитить воду от загрязнений»;  «Загрязнение воздуха»; «Как защитить воздух Земли от загрязнений»; «Муравьи – санитары леса»; «Правила друзей леса»; «Сохраним нашу планету», «Для чего нужны лесу дятлы (муравьи, червяки…)… ;

- наблюдения: за осадками; дымящимися  трубами котельных; выхлопными газами машин;

- экскурсии: «Озеро Ковдозеро»; «Залив Белого моря»; «Родник»; «Сосновый бор»; «ГЭС»; «Транспорт на наших улицах»;

- опыты: «Какая бывает вода?»; «Свойства воды», «Свойства воздуха»; «Путешествие Капельки»; « Как можно очистить воду»; «Как определить чистоту воды»; «Как определить чистоту воздуха»…;

- природоохранные мероприятия: трудовые десанты: «Снежное одеяло для сосенки», «Помощники природы»; экологические акции «Друзья природы», «Весенняя теплица», «Украсим Землю цветами», «Зеленая аптека»…,

изготовление и размещение кормушек; подкормка птиц; уборка снега с веток после сильного снегопада; утепление нижней части ствола дерева снегом; заготовка корма для подкормки птиц зимой.

Дидактические игры « Что лишнее», «Лесные цепочки», «Природа и человек», «Живое - неживое», «Что было, если бы …»…;

- чтение художественной литературы:

  1. В.Танасийчук «Экология в картинках»,
  2. И.Акимушкин «Жил – был Бобр»,
  3. Н.Сладков «Рыбы»,М.Горький «Случай с Евсейкой»,В.Кашо «Путешествие на дно морское»,
  4. Г.Снегирёв «Про птиц», В. Бианки «Птичьи разговоры», «Стая птиц под снегом», Н. Сладков  «Друг или враг», Ф.Троицкий «От чего зацвёл цветок», П.Молчанов «Спасительница», М.Пришвин «Этажи леса», О.Герасимов «Сказка о споре Огня, Воды и Ветра», П.Синявский «Зелёная аптека».

Приобщая детей к здоровому образу жизни, необходимо обращать внимание на что, только бережное отношение каждого человека к каждому растению и животному поможет сохранить нашу планету красивой и уютной. Необходимо объяснять детям, что после себя мы должны оставить Землю такой же и даже лучше, чем она была до нас, формировать осознание детьми, что мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранялась везде: в лесу, в реке, в городе. Мы должны заботиться о себе, своем здоровье, других людях, воздухе, которым дышим, воде, которую пьем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности

дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...

Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности

дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения ...

Методы и приемы работы по формированию у дошкольников основ правовой культуры.

Методы и приемы работы  по формированию у дошкольников  основ правовой культуры....

Формы и методы работы по формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Данная методическая разработка поможет педагогам ДОО выбрать оптимальные формы и методы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников....

Консультация для воспитателей «Формы и методы работы по формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков».

В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требовани...

Из опыта образовательной деятельности «Виды образовательных ситуаций, формы и методы работы по формированию основ культуры здоровья у детей среднего возраста»

Раскрыты виды образоватеьных ситуаций, формы и методы работы по формированию основ культуры и здоровья у детей среднего возраста....