Концепция развития системы помощи детям с нарушениями зрения Приморского р-на
методическая разработка по теме

Генкина Сима Григорьевна

Целью разработки данной концепции является научное обоснование путей развития ДОУ № 36 Приморского района Санкт-Петербурга, определение реальных перспектив перестройки системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Генкина Сима Григорьевна,

тифлопедагог ГБОУ ЦДК, методист

Концепция развития системы помощи детям с нарушениями  зрения  Приморского р-на

Целью разработки данной концепции является научное обоснование путей развития ДОУ № 36 Приморского района Санкт-Петербурга, определение реальных перспектив перестройки системы.

Исходными при подготовке концепции являются следующие:

1. Важнейшая цель развития личности дошкольника с ОВЗ.

2. В поисках эффективных путей решения задач разработана и реализована концепция внедрения службы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им специальной помощи.

Это позволило предоставить равные права и возможности всем детям на получение полноценного образования и развития.

1. Обоснование необходимости создания системы помощи детям с нарушениями зрения и социализации.

2. Теоретические основы создания системы помощи детям с нарушениями зрения.

3. Практические основы создания системы помощи детям с нарушениями зрения.

4. Модель и этапы формирования системы помощи.

5. Смысл и цели деятельности.

6. Принципы организации деятельности.

7. Содержание деятельности.

8. Структурная модель.

9. Управление.

10. Основные направления деятельности.

11. Комплексная диагностика и консультирование.

12. Медицинское направление деятельности.

13. Психологическое направление.  

14. Социально-педагогическое направление.

15. Коррекционно-педагогическое направление.

16. Критерии оценки.

Создание районной системы помощи детям с проблемами в физическом развитии должно базироваться на антропоцентрической сущности, проявляющейся в укреплении системных связей педагогики с медициной и психологией. В современных условиях требуется новая стратегия поиска приоритетов и перехода на комплексный (полипрофильный) вариант психолого-медико-социально-педагогической модели.

Система помощи, находясь в неразрывной и постоянной  связи с системой образования в целом, педагогической, психологической, медицинской, тифлопедагогической и др., отражает все их особенности, этапы развития и поэтому может рассматриваться как развивающая и развивающаяся система-комплекс.

Наиболее перспективной оказывается ориентация системы помощи на возможность формировать развивающие среды. Такой подход и ранее рассматривался. Как показывает анализ, начал он доминировать с начала 90-х годов и катализирован в связи с резким ухудшением физического здоровья детей.

Новизна нашего подхода по данному вопросу состоит в том, что дальнейшее функционирование и развитие коррекционных дошкольных образовательных учреждений требует изменения традиционного взгляда на образование, взгляда на дискретность оказания тифлопедагогической, психологической и медицинской помощи ребёнку.

В создании коррекционной службы центра сопровождения детей с нарушениями зрения на базе ДОУ № 36 интегрирующими компонентами образовательной деятельности являются технологии психологической, педагогической, тифлопедагогической, логопедической помощи наряду с технологиями медицинской коррекции органа зрения.

Районная программа помощи как условие интегрированной реабилитационной деятельности представляет собой комплекс технологий, который обеспечивает формирование личностного комфорта ребёнка. Личностный комфорт может обеспечиваться только целостностью в пространстве и времени этого комплекса и исключается при разобщённости образовательных и психолого-педагогических технологий, несоответствия окружающей среды на всех уровнях её организации.

Организация центра помощи детям со зрительной депривацией требует объединения усилий всех участников образовательного процесса на единой концептуальной основе и задаёт те самые оптимальные условия и оптимальную среду, которые необходимы для формирования полноценной личности и функционирования своеобразного центра развития и здоровья ребёнка.

Комплексная абилитация проблемного ребёнка ставит своей целью восстановление нарушенных   механизмов   индивидуальной   адаптации   и  формирование  оптимального состояния социальной и биологической адаптированности. Адаптация рассматривается как социально-психологический процесс развития личности, способной жить, развиваться и функционировать в окружающей среде, что возможно только в условиях центра, обеспечивающего комплексность процесса.

На наш взгляд, такими элементами являются: развитие когнитивной сферы, формирование положительного эмоционального тонуса, коммуникабельности, восстановление структуры и функций сенсорных органов, коррекция двигательной активности.

Это может быть достигнуто при взаимодействии педагогов, воспитателей, медицинских работников, психологов. Практически речь идёт о педагогических, психологических и медицинских технологиях абилитации проблемного ребёнка и работе с его семьёй.

Вывод:

1. Видение человека, личности как целостной, развивающейся и динамической системы даёт основания определить методологические ориентиры формирования центра помощи детям с проблемами в зрении по сущности антропоцентрической, развивающей, задающей и создающей условия для формирования личности системы образования в целом.        

Модель и этапы формирования центра

Как социально-педагогическая система помощи в качестве стержневой функциональной цели деятельности, раскрывающей сущностное назначение педагогической системы, предполагает оказание помощи:

- родителям, лицам, их заменяющим и другим взрослым в семье;

- учителям классов «Охраны зрения» в выборе адекватных уровню развития учащихся способов организации их деятельности, в формировании собственного педагогического опыта;

- педагогическим коллективам, администрации образовательных учреждений по научному обоснованию выбора образовательного маршрута для каждого конкретного учащегося.

Принципы организации и деятельности центра:

  1. Методологические.
  2. Принципы построения системы как формы по оказанию помощи клиентам.
  3. Принципы комплексного подхода учитывать интересы конкретной личности с её потребностями, ценностными ориентациями.
  4. Субъектное профессиональное взаимодействие, выражающее координацию усилий тифлопедагогов, воспитателей, медиков и психологов центра.
  5. Информационное обеспечение.
  6. Единство действий всех участников коррекционно-педагогического процесса.

Система помощи в своей работе должна исходить из гуманизации психолого-педагогических влияний на детей и взрослых, признавать приоритет  индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка.

Центр помощи, выполняя функции сопровождения образовательного процесса, должен максимально способствовать общему личностному и психическому развитию ребёнка.

Суть реабилитационного подхода в деятельности центра определяется как комбинированное и координированное применение медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на компенсацию нарушения зрения.

Качественный анализ состояния работы ДОУ № 36 строится на основе систематического анализа количественных показателей, характеризующих её деятельность. Для этого систематически проводится мониторинг, отражающий деятельность учреждения.    

Работа центра должна быть направлена на решение следующих основных задач:

  1. создание и апробация банка методик для комплексного изучения детей с нарушениями зрения;
  2. комплексная диагностика, мониторинг состояния зрения детей, разработка индивидуальных   программ   по   оказанию  медико-психолого-педагогической помощи;
  3. создание условий и обеспечение конкретных мероприятий по коррекции   нарушений зрения;
  4. научно-методическая и практическая помощь педагогам общеобразовательных школ и детских садов;
  5. соотношение достигнутого и планируемого уровня развития центра;
  6. соответствие предлагаемых специальных услуг потребностям и запросам родителей и детей;
  7. соответствие целей и системы специального образования динамике потребностей родителей.

Содержание деятельности центра

Система работы центра сориентирована на многопрофильную и многофункциональную деятельность в следующих направлениях:

а) по объекту деятельности: работа с детьми и их родителями, с профессионалами, с учреждениями образования на договорной основе;

б) по виду помощи: медицинская, тифлопедагогическая, психологическая;

в) по содержанию деятельности: диагностика, коррекционная работа, профилактика, консультирование, просвещение, методическое обеспечение.

Данные направления деятельности составляют компоненты для разработки целевых комплексных программ.

Структурная модель центра

В соответствии концепций и содержанием деятельности, система помощи детям с нарушениями зрения является неотъемлемым компонентом образовательной системы. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих субъектов деятельности.

Цель и задачи системы направлены на развитие следующих ресурсных потенциалов: научного, организационно-управленческого, педагогического, медицинского, информационного.

  1. Постоянно действующий коллектив с привлечением ведущих педагогов и психологов профильных ВУЗов обеспечивает разработку и апробацию медико-психолого-педагогических технологий, развитие системы помощи, проведение педагогического мониторинга.
  2. ГБОУ ЦДК входит в блок центра, уделяя большое внимание на взаимодействие с органами социального и медицинского обеспечения при осуществлении диагностики, консультации и реабилитации.
  3. Исследовательская и научно-методическая лаборатория центра должна осуществлять исследования, связанные с проблемами центра и его повседневной деятельностью.

На основе этих исследований разрабатываются методические материалы и   методические сборники. Создаётся банк данных с целью получения информации о детях «группы риска по зрению».

  1. Центр организует совместно с АППО специальное обучение учителей общеобразовательных   школ   по   развивающим   технологиям   в   области

тифлологии.

  1. Консилиум специалистов центра является основной формой профессионального сотрудничества в вопросах принятия квалифицированных решений, связанных с оказанием практической помощи детям с нарушениями зрения и их родителям в воспитании детей с ОВЗ.
  2. Информационный комплекс управления центром с возможностью выхода в компьютерные сети формирует: банк данных о детях с нарушениями зрения района, единое информационное пространство центра (конференции, семинары, консультации), систему обучающих и коррекционных программ.
  3. Издательский комплекс центра обобщает и выпускает научно-методические и просветительские материалы по различным вопросам деятельности центра.

Подразделения центра комплектуются кадрами по вариативному штатному расписанию. По нашему проекту должно происходить постепенное включение индивидуальных  и  групповых  отношений  в  систему работы центра через актуализацию

того опыта профессиональной деятельности, который был накоплен на предшествующем этапе лаборатории.  

Стратегический уровень

Координационный совет при (АППО, РОНО…)?

Районный отдел

образования

  Глазной центр

ГБОУ ЦДК

Общественные организации

Тактический уровень

Научно-методические объединения специалистов                         

Медицинские  Психологические  Педагогические  Коррекц.-педагогические

Учреждения здравоохранения, образования

                

Глазной центр,  Общеобразовательные    Специальные    Реабилитационные

    детские             школы, массовые          школы III-IV вида,           центры

поликлиники         дошкольные                          специальные

                             учреждения                    детские сады  

Основные направления деятельности Центра помощи детям с нарушениями зрения и социализации

Направления работы в зависимости от цели и задач, содержания деятельности включают следующее:

1. Комплексная диагностика и консультирование.

2. Медицинское.

3. Психологическое.

4. Коррекционно-педагогическое.

Критерии деятельности центра

Система критериев оценки эффективности и результативности деятельности служб центра определяется совокупностью показателей, отвечающих целям развития ребёнка.

В ближайшей перспективе показателями для определения эффективности деятельности центра являются результаты развития, социализации, воспитания детей, позитивные изменения в состоянии зрения.

Структура центра

Развитие социального дошкольного образования на перспективу требует прогностического подхода, мониторинг результатов, коррекции системы работы центра в случае необходимости.

Модель центра определяется задачами развития и совершенствования системы тифлопедагогической помощи детям с проблемами Приморского района  Санкт-Петербурга. В него войдут:

1. Административно-управленческий комплекс.

2. Научно-методический комплекс.

3. Комплекс информационного обеспечения.

4. Экспериментальный комплекс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через изобразительное искусство

В литературе неоднократно отмечалось значение изобразительной деятельности как мощного средства эстетического и  нравственного воспитания ребенка (Л.С.Выготский, Г.Г.Григорьева,...

Особенности развития памяти у детей с нарушениями зрения

Методический материал педагогам-дефектологам по коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения...

Статья: «Современные здоровьесберегающие технологии в комплексной помощи детям с нарушением зрения.»

В общей системе всестороннего и гармонического развития человека, физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в этот период закладываются основы здоровья и правиль...

Сенсорная интеграция в системе помощи детям с нарушениями развития

В нашем городе проходило обучение специалистами ЦЛП г. Москва, нейропсихологом Ермолаевым Д.В. и детским и семейным психологом Ратынской Т.М. по теме "Сенсорная интеграция в системе помощи детям с нар...

Развитие системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Россиии

Развитие системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Россиии.Авторы статьи Арланова В. М., Кожанова Т. М, Иванова Е. П.В статье рассмотрены особенности психолого-педагогического...

Доклад "Организация и содержание психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения"

В данном докладе представлен опыт работы и организация психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения...