Памятка для воспитателей «Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода»
консультация по теме

Киселева Елена Александровна

Термин «гендер» появился в трудах американского историка Д.Скотта(1991) Гендер по одним источникам – род, по другим – представление, презентация. Гендер указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве, в биологическом смысле пол – совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, которые обеспечивают половое размножение организмов. Гражданский пол своеобразная «перемычка» между физическими детерминантами, обуславливающими саму половую принадлежность и социально – психологическими, определяющими формы полового поведения.

       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablica_gend_vospitatniya.docx53.15 КБ

Предварительный просмотр:

Термин «гендер» появился в трудах американского историка Д.Скотта(1991) Гендер по одним источникам – род, по другим – представление, презентация. Гендер указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве, в биологическом смысле пол – совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, которые обеспечивают половое размножение организмов. Гражданский пол своеобразная «перемычка» между физическими детерминантами, обуславливающими саму половую принадлежность и социально – психологическими, определяющими формы полового поведения.        

Гендер

это сложный социокультурный конструкт включающий: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом

Пол

это термин, который обозначает те анатомо-биологические особенности людей (в основном - в репродуктивной системе), на основе которых люди определяются как мужчины или женщины. Его следует употреблять только в отношении характеристик и поведения, которое вытекает непосредственно из биологических различий между мужчинами и женщинами.

Психологический пол

определяется,  как совокупность знаний, представлений личности о себе, о своем сходстве или различиях с представителями своего пола, в отличие от противоположного, отождествление себя сними, эмоционально- ценностное отношение к своему полу способы поведения людей в зависимости от их позиции в полоролевой дифференциации.  Понятие психологического пола максимально приближает нас к социально- психологическому и социологическому понятию «гендер». Психологический пол, или гендер, содержит когнитивные (гендерное самосознание), эмоциональные (гендерная идентичность) и поведенческие (гендерные роли и особенности поведения) компоненты. Психологический пол, в отличие от пола биологического, - одна из существенных личностных характеристик человека. Эта система потребностей, мотивов, ценностей, характеризующая представления человека о себе как представителе определенного пола, а также способов поведения, реализующих эти представления. Ученые указывают, что «первая категория, в которой  ребенок начинает осознавать себя, - это половая принадлежность».

Гендерное самосознание

включает в себя следующие психологические образования:

  1. осознание своего тела, как человека определенного пола;
  2. осознание себя, своей личности, своего жизненного пути как представителя определенного пола;
  3. знания гендерных стереотипов (об атрибутах одежды, возможностях, играх, занятиях и др.) и ролей (личных, семейных, профессиональных и др.) своего пола;
  4. представления о своих гендерных статусах, ролях и стереотипах, мужских и женских идеалах и др.

Гендерная идентичность

предполагает психологическое отождествление себя с определенным полом; предпочтения, эмоциональные, мотивационные выборы, связанные с определенным гендером; эмоционально-ценностное отношение к определенным гендерам и т.п.

Гендерное поведение

предполагает соответствие поведения человека тем статусам, ролям, стереотипам, нормам и ценностям, которые соответствуют определенному гендеру.  

Гендер, таким образом, трактуется как одно из базовых измерений социальной структуры общества, который вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему. Во многих обществах женщин и мужчин не только воспринимают, но и оценивают по-разному, обосновывая гендерными особенностями и разницей в их способностях различия в распределении власти между ними. Осознание гендерной принадлежности - конституирующий элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами, а пол -это приоритетный способ выражения властных отношений.

Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения  труда  и  принятые  в  обществе  культурные  нормы,  роли  и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает вовсе не обладание определенными природными качествами, а выполнение той или иной роли.

В современных социальных и гуманитарных исследованиях гендер используется не как неизменная и универсальная конструкция. Понятие гендер означает не вещь или предмет, а комплексное переплетение отношений и процессов.

Маскулинный и феминный

в начале разработки концепции гендера стали активно использоваться понятия маскулинный и феминный, которые употребляются в гендерных исследованиях для обозначения культурно-символического смысла «женского» и «мужского».

Основными задачами гендерного подхода в педагогике являются

  1. выявление педагогических аспектов процесса гендерной идентификации (влияние сложных и много направленных взаимодействий с родителями, сверстниками, воспитателями, а также влияние СМИ, и программ на становление гендерной идентичности индивидов обоего пола);
  2. проведение гендерной экспертизы образовательных программ, с целью выяснения, каким образом они влияют на гендерную социализацию, какие гендерно -насыщенные понятия и образы для этого используют;
  3. анализ роли учебно-воспитательной среды в дошкольном учреждении в процессе гендерной идентификации девочек и мальчиков;
  4. изучение наиболее жестких, устойчивых и распространенных гендерных стереотипов, установок и предубеждений в педагогической практике, объяснение их природы, исторической изменчивости, социальной обусловленности, выявление закономерности педагогического влияния воспитателя на гендерные идентичностидетей;
  5. изучение гендерных аспектов педагогического взаимодействия и т.д.
  6. в последние годы специалисты обращают всё большее внимание на то, что воспитание и обучение детей без учёта их пола чревато многим погрешностями, сказывающимися не только на непосредственном состоянии мальчика или девочки, но и нередко - в последующей жизни. Эта актуальная сфера человеческой, в том числе и особенно детской жизни до недавнего времени не была предметом систематических научных исследований, и широко бытующие обыденные представления о ней искажены множеством предрассудков и ничем не обоснованных, но якобы научных, догм.

Анализ современных образовательных программ

 в дошкольных учреждениях целенаправленно гендерное воспитание чаще всего не осуществляется вообще. Лишь немногие воспитатели интуитивно реализуют дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, акцентируя внимание на обязанностях мальчиков уступить место девочкам, помогать им.

Анализ лицензированных программ « Программа воспитания и обучения в
детском саду» под ред. М.А.Васильевой, программа «Радуга»-1994, «Развитие»-1994, «Детство», «Истоки», «Из детства в отрочество», «Дружные ребята» и ряд других, показал «бесполость» ориентации  и отсутствие гендерного подхода к воспитательному процессу. Можно отметить лишь небольшое количество программ, где делается акцент на гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников с учетом пола:

  1. программа: «Я человек» (автор С.А.Козлова), куда включен раздел «Что я знаю о себе»;
  2. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (автор Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина), где есть направление «Ребенок и другие люди»;
  3. в программе «Здоровый ребенок» (автор Ю.Ф.Змановский), основными направлениями данной программы являются психолого-педагогические понятия сексуального развития и здоровья детей как комплекса физических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов полового поведения человека;
  4. программа «Мальчики и девочки» (автор И.П.Шелухина, 2006г.), где рассмотрен дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
  5. опыт работы «Мир движений мальчиков и девочек» (С.О.Филиппова, 2001г.) и др.
  6. В отечественной и зарубежной практике накоплен опыт по разработке программ полового воспитания дошкольников. Одна из первых экспериментальных программ определенный опыт по разработке сексуальному воспитанию пятилетних детей программа баварского ученого К.Думрауфа (1975г.). Содержание программы включает четыре тематических раздела, по таким проблемам, как различие полов, зачатие и оплодотворение, беременность и роды, ребенок в неполной семье. Авторы данной программы определяют и методические требования к воспитателю, организующему деятельность детей. Австрийские детские сады работают по программе «Воспитание и обучение в детском саду», в одиннадцати разделах которой представлены конкретные задачи, методические рекомендации и приметы из педагогической практики. В интересующем нас разделе «Сексуальное воспитание» содержание и формы работы определены следующим образом:
  1. - формирование естественного отношения к собственному телу;
  2. - идентификация с половой ролью;
  3. - ознакомление с процессом зарождения человеческой жизни;
  4. - осознание и развитие понимания партнерского характера жизни в семье.
  1. «Программа обязательного полового воспитания», разработанная  Эриком Джонсоном (1981), предлагает начинать половое просвещение в соответствии с возрастом. Например, в дошкольном учреждении, начальной школе лучше проводить половое воспитание примерно так же, как это делают родители:
  1. рассматривать вопросы по мере их возникновения;
  2. отвечать кратко и сообщать в основном факты (одному ребенку или группе
  3. по ситуации);
  4. выяснять, есть ли у детей другие вопросы;
  5. выбирать хорошие книги, написанные специально для дошкольников, читать их в слух, рассматривая вместе с детьми картинки и обсуждая, прочитанное  
  1. Дошкольное учреждение N51 «Белоснежка» г.Вологды углубленно работало по проблеме дифференцированного подхода в воспитании и обучении детей с учетом их пола по экспериментальной программе «Дифференцированный подход в воспитании и развитии детей дошкольного возраста с учетом их половой принадлежности» (авторы Лодкина Т.В., Лепихина И.В.).

Цель программы:

  1. формирование у детей представления о себе как о представителе

определенного пола;

  1. воспитание адекватной полу модели поведения;
  2. овладение культурой в сфере взаимоотношения полов.

Таким образом, изданные методики и пособия в большей степени затрагивают интеллектуальные и нравственные сферы ребенка, в них нет четкого описания всей деятельности ДОУ с оптимизацией гендерного подхода во всем воспитательном процессе.

Гендерное воспитание

это часть общего воспитания, наиболее сложное звено в системе нравственного воспитания.

Цельи и задачи организации воспитательного процесса с учетом гендерного подхода

целью является формирование понимания сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношения полов и потребности руководствоваться ими во всех сферах деятельности (В.Е.Коган, А.Г.Трушкин, В.В.Баташов, О.К.Лосева, И.С.Кон). Определив ее, воспитатель должен иметь представление о конечном результате своей деятельности: какие черты, качества личности должны образоваться в результате воспитательных усилий.

Задачи гендерного воспитания представлены по трем сферам личностного развития (когнитивной, эмоционально- чувственной и поведенческой).

Содержание гендерного воспитания

направлено на удовлетворение потребности ребенка в познании себя, как представителя определенного пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия, полоролевом самосовершенствовании, адаптации и саморегуляции.

Базовые компоненты

Ценностный (мировоззренческий) компонент имеет целью введение дошкольников в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентации, личностных смыслов (целей, мотивов, культурных потребностей, идеалов):

  1. культурно-познавательные ценности заключены в познании ребенком мира культуры, ее общечеловеческой ценности, общности и специфичности эталонных способов поведения и общения, отраженных в художественных образах и исторических фактах, освоении гуманистических традиций воспитания мальчиков и девочек, созданных народом, возрождении и воспроизводстве их в различных ситуациях жизнедеятельности;
  2. гуманистические ценности, выраженные в идеалах добра, красоты, любви, равенства, милосердия, терпимости, способствуют реализации ребенком своих нравственно-эстетических потребностей, выражению своих интересов, принятию интересов других, проявлению активности вне зависимости от пола, умению свободно выражать внутреннюю позицию посредством оценок и самооценок, приобретению собственного социального опыта самовыражения и полоролевой идентификации;
  3. гендерные ценности представлены в содержании воспитательного процесса нормами, правилами, культурными эталонами мужского и женского поведения, а также способами, знаками, символами, регулирующими действия мальчика (девочки) и мужчины (женщины) в сообществе. Приобретение в детском опыте гендерных способов коммуникации и общения обеспечивает воспитание чувств сострадания, сопереживания, охранительности, благородства, почитания, терпимости, сопричастности, рождающих нравственно-этическую гармонию в социальном взаимодействии — мальчик-девочка, мальчик-мальчик, девочка-девочка;
  4. эстетические ценности обеспечивают формирование у ребенка способности воспринимать, переживать и оценивать мир чувств человека своего и противоположного пола посредством произведений искусства. В процессе общения в искусстве и с искусством у ребенка формируются эстетические представления, интеллектуально-художественные способности, культура чувств.

Познавательный компонент содержания обеспечивает дошкольников научными знаниями о человеке (мужчине и женщине), семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях гендерного воспитания.

Поведенческий компонент способствует формированию разнообразного полоролевого репертуара, развитию у дошкольников способов мужского (женского) поведения, деятельности, становлению чисто сердечных и взаимодоверительных взаимоотношений между полами, формированию умений и навыков, необходимых для самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия: забота о женском (мужском) здоровье, общение с родителями и друзьями своего и противоположного пола, преодоление конфликтных ситуаций с учетом интересов людей своего и противоположного пола, овладение опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой и игровой деятельности, экскурсии и путешествия, художественное и техническое творчество и др.

Личностный компонент обеспечивает познание образа «Я» мальчика (девочки), развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самооценки, самосовершенствования мужской (женской) индивидуальности, нравственного самоопределения, формирует личностную позицию мальчика (девочки), способствует нравственно оправданному выбору линии поведения, поступков и принятию ответственности за свой выбор.

Содержание воспитательного процесса

представляет собой интеграцию культуры и истории как носителей культурно-познавательных, гуманистических, полоролевых, эстетических ценностей, определяющих особенности воспитательного процесса. Данные ценности являются ядром воспитательной системы, как в содержании воспитательного процесса, так и в личностных новообразованиях ребенка. Они представлены в содержании специально-организованных видов деятельности, обеспечивающих ребенку ознакомление с историей, бытом, традициями, обычаями своего народа. Содержание воспитательного процесса  строится, посредствам тематических модулей. Технологии гендерного воспитания представлены интеграцией средств, методов и форм организации деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста. Условиями усвоения детьми гендерного поведения являются: пространственно-предметная развивающая среда, познавательные и этические беседы, развивающие ситуации, чтение художественной литературы и др. Гендерный подход  предусматривает возможность использования содержания полоролевой культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной).

Л.Б. Розова и Н.Е.Татаринцева предлагает использовать в организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода для наибольшей эффективности следующие группы методов и приемов

  1. методов – познавательно/ развивающих ( проблемные ситуации, игровое моделирование, прогнозирование ситуации),
  2. диалогово/рефлексивных ( игровые диалоги, диалоги персонажей, диалоги взрослые-дети, диалоги мальчики- девочки),
  3. театрально- игровых (имитационные, сюжетно ролевые игры, игры- драматизации), двигательно- образных (подвижные, символические игры, игры- состязания, модели, схемы)

Формами организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода деятельности являются

форм организации деятельности (игровая, интеллектуально- познавательная, рефлексивная, экспериментальная.

В воспитательном процессе  используются технологий (по Н.Е. Татаринцевой):

Технологии, способствующие формированию представлений детей о различиях полов(физических, поведенческих и нравственно ценных)

  1. Специально – организованные проблемные ситуации;
  2. Этические беседы: «Мальчики-будущие мужчины», «Девочки маленькие принцессы»;
  3. Моделирование и прогнозирование жизненно значимой ситуации, где модели поведения имеют разграничения поведения мальчиков и девочек;
  4. Дидактические игры: «Кто, что носит?», «Наши прически»;
  5. Игры состязания: «Кто больше красивых слов скажет о маме, о папе?», «Кто больше назовет имен мальчиков и девочек?».

(2) Технологии, способствующие овладению способами гендерного поведения:

  1. Игры- занятия с куклами: «Накормим куклу Машу», «Куклы ждут гостей»;
  2. Подвижные игры: «Надень и попляши», «Голубка», «Утка и утята»;
  3. Схемы – действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола;
  4. «Сказка наоборот»- цель формирование умения войти в образ героя противоположного пола, понять интересы и ценности героев: «Карлсон», «Красная шапочка»;
  5. Моделирование ситуаций: «Я и моя семья».

(3) Технологии, способствующие воспитанию женственности и мужественности, совершенствованию женской (мужской) индивидуальности:

  1. Символические игры: «Кто живет в сердце мальчика (девочки)?»;
  2. Метод диалога с самим с собой, где содержанием выступают реальные детские проблемы: «Мне грустно, потому что…», «Когда я буду папой, я…»;
  3. Коммуникативные игры: «Посмотри в глаза», «Подарок»;
  4. Инсценировки по сюжетам произведений «Аленький цветочек», Морозко»;
  5. Имитационные игры: «Испуганный мальчик», «Ласковая девочка», «Уставшая бабушка».

Средствами гендерного воспитания выступают  (способствующие овладению гендерным опытом, ценностями, смыслами и способами гендерного поведения).

технологии гендерного воспитания представлены интеграцией средств  

 ( народная игра, сказка, пословицы, поговорки, материнский фольклор)

Целостный процесс гендерного воспитания представляет собой систему, выстроенную в определенной логике:

- систематическое и целенаправленное образование детей в области культурно-исторических знаний, самосознания и самоощещения себя в полоразвивающем социокультурном пространстве детского сада;

- овладение полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения в специально организованных, совместных и индивидуальных видах деятельности, где происходит осознание достоинств «Я» мальчика (девочки), проявление эмоционально-смысловых оценок, потребностей, способностей и мотивов;

открытие наследия предков в социуме, культуре и традициях как способов проявления мужественности и женственности;

- организации межполовых разновозрастных сообществ, как среды становления полоролевой идентификациии развития способности конструировать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками своего и противоположного пола.

Научно-методическое и кадровое обеспечение процесса гендерного воспитания в системе дошкольного образования:

  1. Методический материал,  как условие обеспечения качества процесса воспитания
  2. Определение народных гуманистических традиций гендерного воспитания дошкольников.
  3. Подбор произведений устного народного творчества, в которых отражаются особенности полоролевой, семейно-бытовой, нравственно-этической культуры русского народа: русские народные сказки; пословицы, поговорки; материнский фольклор: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.
  4. Накопление национальных игр, как средств гендерного воспитания мальчиков и девочек.
  5. Создание кукольного театра, позволяющего детям проигрывать различные социальные роли (кукла-мать, кукла-бабушка, кукла-дедушка, кукла-младенец, кукла-леди, кукла-джентльмен, кукла-мастер, кукла-военный, кукла-учительница и пр.).
  6. Создание мини-сред мужского и женского труда, содержащих оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (сельскохозяйственный инвентарь, швейные принадлежности, фрагменты кухонного блока и ванной комнаты и т.д.).
  7. Разработка дифференцированных критериев и показателей гендерной воспитанности детей дошкольного возраста.
  8. Разработка содержания гендерного воспитания дошкольников.
  9. Посещение краеведческого музея, музеев военной славы, экскурсии к памятникам, запечатлевшим подвиги мужественности и женственности в истории нашей страны и др.
  10. Систематические экскурсии с детьми в открытый социум: парк, магазин, кафе, сквер и т.п. с целью овладения способами мужского и женского поведения в обществе.

Одним из эффективных форм  в организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода является совместное выполнение мальчиками и девочками трудовых поручений

Одним из эффективных методов в организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода является совместное выполнение мальчиками и девочками трудовых поручений. Отличительной особенностью детского труда является его близость к игре. В этом случае очень важно, чтобы трудовая деятельность была под чутким руководством взрослого. Так же в трудовой деятельности детей для них очень важна оценка взрослого конечного результата. В педагогическом процессе существует несколько видов труда детей:

  1. самообслуживание - это труд ребёнка, направленного на обслуживание самого себя;
  2. хозяйственно-бытовой труд - это та деятельность детей, в которой они подражают взрослым;
  3. труд в природе - это уход за растениями и животными, выращивание овощей на грядках, участие в чистке аквариума и  т.д.
  4. ручной и художественный труд - это изготовление поделок из природного материала различного вида (этот вид труда способствует развитию фантазии у детей, а так же творческих способностей).

        Главное условие выполнения трудовых заданий - распределение ручного и хозяйственно-бытового труда с учётом пола ребёнка. Желательно педагогическую работу осуществлять по отношению к разнополым парам, куда войдёт и мальчик и девочка. Очень важно, чтобы дети научились распределять трудовые обязанности по принципу «взаимодополнения» при уборке помещения, при изготовлении простейших игрушек для малышей, при дежурствах по столовой и т.д. При организации такого вида труда необходимо у мальчиков формировать первые навыки владения такими инструментами, как молоток, ножовка, а у девочек - умение украшать интерьер, совершенствовать навыки шитья, умение ухаживать за малышами и т.д. Большое значение в поддержании интереса детей к этой деятельности имеет поощрение педагога: « Как хорошо у вас получается, когда вы стараетесь всё делать аккуратно!», «Приятно, когда вы заботитесь друг о друге!» и т.д. При обучении детей обоего пола «мужским» и «женским» умениям необходимо создать в детском саду определённые условия - отдельную комнату для труда девочек и мальчиков,  или  если  нет такой  возможности,  то  отдельный  уголок  с соответствующими орудиями труда для мальчиков и девочек. При осуществлении дифференцированного подхода к формированию у детей разного пола навыков ручного труда важно развивать у дошкольников уверенность в своих силах и гордость за то, что они являются носителями типичных для своего пола умений.

В игровой деятельности  -  развиваются все стороны личности доступным ей образом, ребенок буквально впитывает в себя гендерные стереотипы как мышления, так и поведения

Игра - ведущий вид деятельности дошкольников. В игре развиваются все стороны личности доступным ей образом, ребенок буквально впитывает в себя гендерные стереотипы как мышления, так и поведения.

      Различие в поведении, играх, деятельности, интересах мальчиков и девочек наблюдаются уже с младенчества. Мальчики, как правило, проявляют меньше интереса к домашним делам, тогда как девочки склонны к попечительной работе - ухаживать, нянчить, проявлять заботу и т.д. Склонность к попечительской работе, которую можно рассматривать как проявление материнского инстинкта, находит выражение в выборе игрушек, характере игр.

      Если девочки склонны к попечительству, то у мальчиков столь же отчетливо выражена склонность к конструктивной деятельной деятельности. Отсюда интерес мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям. Кроме того, мальчиков больше интересует устройство игрушек, чем их назначение. Отсюда вся та многочисленная разобранная и разломанная техника в «хозяйстве» мальчика. В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание, главным образом, самим конструкциям, тогда как в аналогичных условиях девочка строит не города, вокзалы, а зал, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями. Многие известные психологи и педагоги признают исключительное значение ролевой игры в воспитании ребенка и особенно ее воздействия на эмоциональную сферу, его чувства. Мальчик-«воин», сражаясь в игре с врагом, чувствует себя смелым, отважным героем. Девочка - «мама» испытывает нежность к своему «ребенку», кукле, тревогу за него, когда он болеет. Одна из функций ролевой игры в процессе гендерного развития ребенка связана с удовлетворением его желания «практиковать», пусть и в воображаемом плане, но он создает поведенческую модель, соответствующую его полу. А поскольку эти модели различны у мальчиков и девочек, то и игры их существенно отличаются, и особенно своими сюжетами. У мальчиков, как уже говорилось, эти игры героической тематики: «военные», в «спасателей», «пожарных», вертолетчиков» и т.п. У девочек большинство игр семейно-бытовой тематики: «Дочки-матери», «Больница», «Детский сад», «Парикмахерская». При руководстве военными играми, дошкольникам необходимо разъяснять их функции делать акцент на гуманных чувствах, на том, что они защищают свою Родину, оберегают тех, кто нуждается в их помощи, в том числе женщин и детей. При организации совместных игр мальчиков и девочек важно создать игровую ситуацию, требующую эмоциональное сотрудничество детей разного пола .

Детская художественная литература является одним из главных средств гендерного воспитания дошкольников

Детская художественная литература является одним из главных средств гендерного воспитания дошкольников. Как известно, художественный образ воздействует на маленького ребёнка гораздо сильнее, чем скучные объяснения взрослого. А.В. Запорожец писал о том, что дошкольник, воспринимая художественный образ литературного произведения, становится на позицию героя, мысленно ему содействует, радуется ему успехам и огорчается из-за его неудач. При отборе художественных произведений для использования в организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода воспитатели должны учитывать следующие требования:

  1. доступность произведения возрасту,
  2. эмоциональная привлекательность произведения,
  3. динамичность сюжета,
  4. эмоциональное и образное описание героев,
  5. наличие эпизодов, которые дети могут перенести в игру.

      При удовлетворении всех этих требований восприятие художественного произведения создаёт благоприятный настрой у детей. А это очень важно, так как формирование у дошкольников соответствующих представлений о качествах мужественности и женственности включает также и процесс переживания содержания этих представлений и чувства личной сопричастности.

      Восприятие художественного рассказа, сказки, ярких образных описаний взаимоотношений персонажей, их действий в различных ситуациях, влияние положительных и отрицательных поступков литературных героев на эмоциональное отношение к ним дошкольников имеет большое воспитательное значение.

Разрешение проблемных ситуаций

является средством реализации сформированных представлений. Моделирование ситуаций, связанных с различным жизненным опытом ребёнка, немало способствует формированию положительных взаимоотношений и взаимодействия между сверстниками разного пола. Такого рода упражнения вызывают у детей интерес, способствуют закреплению сформированных представлений, преодолению стеснительности, скованности при использовании слов, выражающих заботу и внимание.

Одно из самых важных и главных условий для гендерного поведения дошкольников, выражение ребенком мужского или женского образа - это пространственно-предметная развивающая среда

Одно из самых важных и главных условий для гендерного поведения дошкольников, выражение ребенком мужского или женского образа - это пространственно-предметная развивающая среда. Реализация специфических интересов мальчиков и девочек в игровой деятельности связана с организацией предметно-развивающей среды. Для мальчиков  подобрать  различные конструкторы, технические игрушки, подготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Военные», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарные», «Служба 911», «Богатыри».

      Для девочек нужно оборудовать кукольный уголок, расположить предметы домашнего обихода, кукол, наряды (юбки, косынки, фартуки, шляпки). Можно поместить больших мягких кукол мальчика и девочку, сшитых руками мам. Изготовляются атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь», «Дочки-матери», «Ателье».

      В книжном уголке предлагается сделать подборку книг, иллюстраций, фотографий по темам: «Моя семья», «Все работы хороши — выбирай на вкус», «Мальчики и девочки вместе».

      Пространственно-предметная развивающая среда создает ребенку условия для гендерного поведения, выражения им мужского или женского образа. При построении пространственно-предметной развивающей среды  учитывается: принцип эмоциогенности среды, дающий ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия; принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку определить свое отношение к среде, а также воспринимать, создавать, комбинировать среду по своему усмотрению; гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим предметным, социальным и природным миром, помогающий раскрыться сущностным силам ребенка.

      Элементами пространственно-предметной среды выступают: мини-среды мужского и женского труда, где представлено оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с наборами простых инструментов, гараж с машинами, фрагменты кухонного блока и ванной комнаты, столы для разделки продуктов и приготовления пищи, доски для глажения кукольного белья, салфеток и т.п., тазики для стирки белья, шкафы с посудой и др.); куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами для выполнения различных социальных ролей (кукла-мать, кукла-хозяйка, кукла-леди, кукла-мастер и др.); схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужчин и женщин; утолок красоты, где ребенок может самостоятельно, без посторонних Создание предметно – развивающей среды с учетом интересов, потребностей детей – необходимое условие гендерного воспитания дошкольников. Мы основываясь на своем практическом опыте, предлагают создать для девочек уголок кулинарии, рукоделия ( уголок «маленьких хозяюшек»), зону для сюжетно- ролевых игр («Дочки- матери», «Магазин», «Поликлиника», «Школа»), для мальчиков- уголок ручного труда, настольных игр , спортивных игр, строительный материал для постройки парохода, ракеты, машины. глаз навести порядок во внешнем виде. Мини-среда светского этикета - «театр», «званый обед», «концерт», «незнакомые люди», «прием гостей» и т.п., где сосредоточены костюмы, шляпки, «бабочки», галстуки, цветы, книги и др., дает возможность ребенку самостоятельно проигрывать ситуации, требующие выполнения правил хорошего тона, этикета и т.п.

У детей дошкольного возраста очень часто возникают объединения (общества).

Воспитатели должны способствовать возникновению таких объединений. Чаще всего это удается во время игры. Особое внимание в таких играх воспитатель должен направлять на отражение детьми одобряемых эталонов взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Желательно разработать для таких объединений правила, кодексы и т.д. Формирование детского общества, основанное на дружбе и равенстве девочек и мальчиков, объединение по общим интересам и делам этого общества одна из первых задач, которая стоит перед воспитателем дошкольного учреждения при организации воспитательного процесса с учетом гендерного подхода.

Требования к мальчикам и девочкам едины.

Требования к мальчикам должны быть чуть выше, чем к девочкам (например, мальчикам дается первым право пойти в кабинет врача, съехать с горки, перепрыгнуть через ручеек, показать пример храбрости, оказать услугу, подать, уступить); перспективнее, с учетом «на вырост», то есть способными оказать помощь в мужании растущему человеку. В детском саду должны существовать правила для мальчиков: не обижать девочек, так как это плохо, некрасиво, стыдно; при равных правах мальчик должен уступить игрушку девочке; более тяжелую работу брать на себя; всегда пропускать девочек вперед; помогать им снимать и надевать пальто и т.д.; правила для девочек: всегда благодарить мальчиков за проявленное внимание, помогать красиво и аккуратно заправлять постель, замечать непорядок во внешнем виде, помогать устранить его.

Но нельзя злоупотреблять по отношению к мальчикам такими требованиями, которые постоянно ставят их в положение подчинения. Полезно разъяснять нравственный смысл подобных требований: удел сильных поступать именно так, а не иначе.

Осуществление систематического контроля со стороны администрации

  1. за подготовкой учебно-тематических планов, содержания мероприятий по гендерному воспитанию дошкольников, отбором тестов, диагностических методик;
  2. выборочный контроль за уровнем полоролевой воспитанности детей, регулирование процесса воспитания по результатам выборочного контроля;
  3. со стороны педагогов: рефлексивный анализ применяемых методов гендерного  воспитания в образовательном процессе ДОУ;
  4. со стороны родителей: обмен мнениями по результатам процесса гендерного воспитания детей, оценка вклада родителей в решение проблемы.

Взаимодействие ДОУ с семьей по гендерному воспитанию дошкольников

Семья - «первый во временном аспекте и наиболее близкий к ребенку воспитатель». Поэтому вклад родителей в гендерное воспитание детей существенно зависит от общей атмосферы в семье, системы отношений взрослых членов семьи друг к другу и к ребенку. Известно, что профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь, когда родители становятся активными помощниками и единомышленниками. Воспитание базируется на положительных примерах поведения взрослых. Педагогам дошкольного учреждения необходимо это учитывать самим и пристальное вынимание уделять работе с родителями. Несогласованность требований, предъявляемых в детском саду и дома, вызывает у ребенка чувство растерянности, обиды или даже агрессии. Для наибольшей эффективности этой работы педагог должен решать следующие задачи взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй:

1.Установление обратной связи с родителями и согласование действий
семьи и дошкольного учреждения.

2.Ознакомление родителей с вопросами воспитания детей с учётом их

пола.

3.Повышение уровня педагогической культуры родителей.

4.Помощь родителям в воспитании детей с учётом их пола.

5.Обмен опытом между родителями.

Рассчитывать на успех можно в том случае, когда составным элементом организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода является тесное сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. Взаимная поддержка придаёт обеим сторонам уверенность, а возможность обсудить личные вопросы с воспитателем вселяет в родителей смелость и оптимизм.

Таким образом, необходимо заранее выделить содержание, которое потребует совместных усилий педагогов и родителей, выбрать адекватные формы.

Выводы: приведённые выше данные свидетельствуют о том, что организация воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учётом гендерного подхода может существенным образом влиять на качество развития личности, и игнорировать гендерный подход в организации нельзя. Данные условия обеспечивают не только усвоение детьми адекватных представлений о гендерных различиях, гендерных ролях, но и гармоничное личностное развитие мальчиков и девочек с учётом их возрастных и психологических характеристик.

Мы считаем, что следует прилагать все усилия для воспитания в мальчике маскулинных, а в девочке - фемининных качеств, не препятствуя при этом развитию в ребенке позитивных качеств, по традиции приписываемых другому полу, но и не навязывая их. При этом необходимо считаться с индивидуальными и возрастными закономерностями полоролевой социализации. Именно в среде сверстников ребёнок может испытать себя как представитель определённого пола, апробировать освоенные им гендерные установки в общении. Этому ребёнку может помочь воспитатель, обладающий необходимыми знаниями и умениями.

Дифференциация  педагогического процесса.

Например, на занятиях по математике, воспитатель предлагал мальчикам показать все круги, а девочкам — треугольники. На музыкальных занятиях также осуществлялся гендерный подход к мальчикам и девочкам, руководитель следил за красотой и правильностью исполнения характерных танцевальных движений, поощрял девочек за грациозность, мальчиков за ритмичность и правильность. Привлекал к исполнению любимых песен, слушанию музыкальных произведений по желанию. Обучал игре на шумовых и музыкальных инструментах: ложки, барабаны, гармони мальчиков; на бубнах, колокольчиках - девочек. Производил отбор танцевальных номеров для праздничных утренников: «бравые солдаты», «матросский танец», «танец клоунов» — для мальчиков, «танец с зонтиками (куклами)», «танец снежинок» — для девочек, а также танцы в парах: «гусары и барышни», «парный танец».

На занятиях по физическому воспитанию.

  1. Учет сензитивных этапов для формирования и совершенствования физических качеств, двигательных навыков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах.
  2. Осуществление общей физической подготовки с разной дозировкой нагрузок мальчиков и девочек в упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий. Более глубокая специальная подготовка может осуществляться через раздельную программу, основанную на использовании разных видов игр и упражнений, соревнований, элементов спортивной гимнастики и акробатики.

3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкость, ритмичность, дополнительные усилия — для мальчиков; пластичность, выразительность, грациозность — для девочек.

Эти направления мы реализовывали  на обычных физкультурных занятиях,  а также в общеразвивающих упражнениях  и подвижных играх проводятся фронтально, со всеми детьми. А обучение основным видам движений, спортивным упражнениям или элементам спортивных игр в основной части планируются отдельно для мальчиков и девочек. Достаточно эффективной является работа с подгруппой (по полоролевой принадлежности) детей на прогулке и в другие режимные моменты в форме подвижных игр, игровых упражнений и заданий. При работе по подгруппам  можно применять типичные занятия: для девочек - ритмические занятия с элементами художественной гимнастики «Каблучок», для мальчиков спортивные игры футбол и хоккей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурная НОД с учетом гендерного подхода.

Гендерный подход в физкультуре с детьми подготовительной группы....

Организация занятий по физическому воспитанию с учетом гендерного подхода

В выступлении раскрываются основные подходы к организации физкультурных занятий с учетом гендерного подхода...

Конспект НОД с учетом гендерного подхода в младшей группе

Конспект НОД с учетом гендерного подхода...

Конспект НОД с учетом гендерного подхода в младшей группе

Конспект НОД с учетом гендерного подхода...

Памятка для педагогов «Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода»

Все о гендерном воспитании в одном документе - очень удобен в работе...