Педсовет в ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников средствами живой и неживой природы"
методическая разработка по теме

Ситишкина Ольга Юрьевна

Педсовет в ДОУ

«Экологическое воспитание дошкольников средствами живой и неживой природы»

 

Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

 

Актуальность экологического воспитания  дошкольников сегодня имеет большое значение. Очень важно уже в детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное отношение как к ресурсам и объектам дикой природы, так и к достижениям цивилизации, этой “второй” природы, созданной руками и умом человека. Чтобы у ребенка появилось желание беречь другие живые существа, они должны существовать вокруг него в достаточном количестве: пищащие, порхающие, цветущие, вызывающие желание познакомиться с ними поближе, понять, помочь. Это могут быть живые обитатели в живых уголках в ДОУ (попугайчики, хомячки, черепахи, аквариумные рыбки и разнообразные растения) или дома, домашние животные в деревне или на даче, цирковые дрессированные звери или обитатели зоопарков, лесов и вод. Главное – они должны БЫТЬ. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появился интерес к жизни других обитателей нашей голубой и прекрасной планеты, сочувствие к заботам этих существ и готовность прийти к ним на помощь, если ребенок с детства в своем микроокружении был лишен общения с миром природы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_ekologicheskoe_vospitanie.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет в ДОУ

«Экологическое воспитание дошкольников средствами живой и неживой природы»

Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Актуальность экологического воспитания  дошкольников сегодня имеет большое значение. Очень важно уже в детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное отношение как к ресурсам и объектам дикой природы, так и к достижениям цивилизации, этой “второй” природы, созданной руками и умом человека. Чтобы у ребенка появилось желание беречь другие живые существа, они должны существовать вокруг него в достаточном количестве: пищащие, порхающие, цветущие, вызывающие желание познакомиться с ними поближе, понять, помочь. Это могут быть живые обитатели в живых уголках в ДОУ (попугайчики, хомячки, черепахи, аквариумные рыбки и разнообразные растения) или дома, домашние животные в деревне или на даче, цирковые дрессированные звери или обитатели зоопарков, лесов и вод. Главное – они должны БЫТЬ. Бесполезно ждать, чтобы у малыша появился интерес к жизни других обитателей нашей голубой и прекрасной планеты, сочувствие к заботам этих существ и готовность прийти к ним на помощь, если ребенок с детства в своем микроокружении был лишен общения с миром природы.

К сожалению, можно часто увидеть, как маленький ребенок пытается раздавить жука или червяка, оторвать крылья бабочке – именно поэтому задача взрослых – воспитать у малышей устойчивое негативное отношение к таким актам вандализма, как разрушение гнезд, муравейников, бессмысленному уничтожению живых существ. Даже назойливого комара или муху не стоит убивать: ведь можно просто прогнать их, сохранив жизнь.

Мы - педагоги, взрослые должны показать детям зависимость жизни других существ от человека, даже от маленького ребенка, хрупкость этой жизни. Эти уроки могут стать уроками нравственности для малышей.

В программе С.Н.Николаевой “Юный эколог” экологическое воспитание понимается как процесс формирования у детей осознанно правильного отношения к объектам природы, с которыми они контактируют. Это отношение принято формировать при помощи системы знаний, которые ребёнок должен усвоить. Но сами по себе эти знания не несут эмоциональной окраски и скорее всего не вызовут у ребёнка дошкольного возраста интереса и к самостоятельной познавательной активности, если они не соотнесены с потребностями самого ребёнка. С точки зрения психологов дети дошкольного возраста активно усваивают и добывают знания, только если они являются средством осуществления мотивационной деятельности, ярко окрашенной эмоциями.

Считаю ,что  педагогический коллектив ДОУ должен вести углублённую разнообразную по содержанию работу по воспитанию нравственности у дошкольников и понимания основ экологического сознания. Для решения задач экологического воспитания необходимо интегрировать различные виды деятельности  в режимных моментах пребывания детей в детском саду. Работа всех педагогов ДОУ должна строится с учётом воспитательно-образовательного  плана по экологии. Необходимо разработать планы или схемы интеграции экологической деятельности с творческой, трудовой, художественной деятельностями, схемы (планы) сотрудничества педагогов с родителями (законными представителями, а также всего образовательного процесса в ДОУ.

 

Подведение итогов смотра -  конкурса «Огород на окне» и анализ диагностики педагогов и воспитанников по экологическому воспитанию (старший воспитатель).

Экологическая разминка:

Вопросы раздаются каждому участнику (до педсовета - предварительная подготовка), на  ответ 2-3 минуты:

  • Что означает термин «экология»?
  • Проблема экологии во всем мире, нашей стране, поселке.
  • В чем сущность экологического воспитания детей? Почему, на ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?
  • Влияние экологии на здоровье детей?
  • В чём вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?
  • Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников.
  • В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать охране природы?
  • Перечислите классиков русской , зарубежной литературы, воспевавших природу в своих произведениях..
  • Назовите пословицы, поговорки, народные приметы о природе.

Подведение итогов предварительного задания (мнения педагогов, ст. воспитателя, заведующего)

Переходим к решению педагогических задач:

  1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «давайте поймаем бабочку и оторвем ей крылья!» Мужчина , идущий мимо и слышащий этот призыв останавливает мальчика и спрашивает : «зачем же вам отрывать бабочке крылышки?». Тот немного  молчит и отвечает: «Просто так…» . Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания дошкольников бережного отношения к природе?
  2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустарниками смородины и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

- Это еще что за капризы?! –вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила:

- Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (детьми)?

 4. Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику наблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появились завязи, как они стали расти, меняться по форме и окраске. Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, плодов огурцов.

Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения  и уход за растениями сада и огорода?. Что это дает?. Как вы считаете , если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

        Представление опыта работы Чернышовой О.С. по теме «Экологическое воспитание старших  дошкольников средствами живой природы»:

- что я делала, какую литературу изучила?

- для чего я это изучала (цель, задачи)?

- как я использую в своей работе ( алгоритм, формы, приемы)?

- результаты работы.

- советы, рекомендации  другим педагогам

         Игра вопрос-ответ «Ответь на детские вопросы»:

  1. Зачем белке длинный  и пушистый хвост?
  2. Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?
  3. Почему в зимний день на окнах появляются узоры?
  4. Отчего кошка часто умывается? А собака нет?
  5. Почему листья зимой зеленые, а осенью –желтые и багряные?
  6. Почему опадают листья?
  7. Лягушки расквакались – к чему?

(Предложить педагогам выбрать самый интересный вопрос  ребенка (2) . Ребенку подарить медаль «Самый любознательный»).

        Педагогический синквейн на тему «Экология». Педагоги  зачитывают вслух свои Синквейны

 например:

Экология,

Загрязненная, хрупкая

Охранять, беречь, создавать

Давайте будем  беречь планету

Жизнь.

Решение педсовета:

  1. Уделить должное внимание экологическому воспитанию дошкольников, организации воспитательно-образовательной работы в каждой группе - срок постоянно.
  2. Подготовить тематическую выставку для родителей (детских рисунков, литературы, консультаций, буклетов) в каждой возрастной группе  о природе, о правилах поведения в лесу, на реке – педагоги всех возрастных групп ( срок  до 30 апреля)
  3. Дополнить методический кабинет плакатами по экологической тематике, методической и познавательной литературой о природе –      (старший воспитатель) – срок  до 31 мая  2013;
  4. Разработать и составить план работы по оформлению участка в рамках смотра – конкурса «Лучший двор среди образовательных учреждений района». Сдать в письменном виде в методический кабинет (все возрастные группы) – срок до 30 апреля.

Диагностика педагогов

по теме

«Экологическое воспитание дошкольников»

№ п/п

Ф.И.О. воспитателя

проблемы

перечень проблем

1

2

3

4

5

6

1

Ушакова О.Г

2

Ерина Е.И.

3

Ржевская С.Н.

4.

Афанасьева Т.М.

5

Шалаева С.Б.

6

Зырянова С.П.

7

Подлесная С.Ф.

8

Чернышова О.С.

Проблемы:

  1. Создание экологической развивающей среды
  2. Планирование воспитательно- образовательной работы с детьми по экологическому воспитанию
  3. Проведение занятий по экологии
  4. Проведение наблюдений ха живой природой
  5. Ознакомление с неживой природой
  6. Работа с родителями

Условные обозначения:

С этим у меня всё отлично –

Теоретически я знаю, но на практике не всегда получается –

Испытываю затруднения, нужна помощь –

Представление опыта работы Чернышовой О.С. по теме «Экологическое воспитание старших  дошкольников средствами живой природы»:

- что я делала, какую литературу изучила?

- для чего я это изучала (цель, задачи)?

- как я использую в своей работе ( алгоритм работы, формы, приемы)?

- результаты работы (представить свои результаты наблюдений, диагностических исследований - указать какую методику использовали, фотографии, работы детей – индивидуальные , коллективные и тд.).

- советы, рекомендации  другим педагогам

  • Что означает термин «экология»?

Проблема экологии во всем мире, нашей стране, поселке.

  • В чем сущность экологического воспитания детей?

Почему, на ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?

  • Влияние экологии на здоровье детей?

  • В чём вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?

  • Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

  • В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать охране природы?

  • Перечислите классиков русской , зарубежной литературы, воспевавших природу в своих произведениях.
  • Назовите пословицы, поговорки, народные приметы о природе.

Дидактический синквейн

  1. Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово ( обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  2. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  3. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвертая строка - фраза их четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  5. Пятая строка – одно слово- резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Дидактический синквейн

1.  Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (  обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2.  Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4.  Четвертая строка - фраза их четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5.  Пятая строка – одно слово- резюме, характеризующее суть предмета или объекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических представлений как основы системы экологических знаний дошкольников о живой и неживой природе

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие эко...

Консультация для родителей «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МИРА ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ»

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со сред...

Экологическое воспитание дошкольников. Беседа «Живая и неживая природа»

Экологическое воспитание дошкольников. Беседа «Живая и неживая природа» Анна Климочкина Цель: Организовать познавательную деятельность детей, направленную на усвоение новых знаний: о приро...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Экологическое развитие средствами живой и неживой природы»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ«Экологическое развитие средствами живой и неживой природы»...

«Экологические макеты как средство ознакомления дошкольников с живой и неживой природой»

Данный материал подготовлен по теме "Экологические макеты как средство ознакомления дошкольников с живой и неживой природой". Использование экологических макетов  в непосредственной обр...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию на тему «Живая и неживая природа»

Данный конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста, который поможет детям сформировать представление о живой и неживой природе, об их взаимосвязи....