«Экологические макеты как средство ознакомления дошкольников с живой и неживой природой»
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Федосова Лилия Витальевна

Данный материал подготовлен по теме "Экологические макеты как средство ознакомления дошкольников с живой и неживой природой". Использование экологических макетов  в непосредственной образовательной деятельности  в доу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический педсовет «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста»

Чуенкова Лилия Витальевна

Воспитатель ГБОУ 2120 Москва

Тематический педсовет «Экологическое развитие детей дошкольного возраста посредством живой и неживой природы»

Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры, повышение профессионального уровня педагогов.

Мое выступление на тему «Экологические макеты как средство ознакомления детей с живой и неживой природой»

Какая цель?

Цель - вызвать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к наглядным макетам, с их помощью познавать явления окружающего мира.

Формирование экологической культуры у ребенка

Требования ФГОС.

Согласно требованиям ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Такими материалами являются макеты.

Какие задачи?

- научить при помощи наглядных макетов формировать элементарные экологические знания.

-формировать навыки использования макетов.

-научить детей создавать новые образы объектов природы с помощью наглядных макетов

Что такое «макет»?

Макеты  – это модель чего –либо воспроизведенная в уменьшенном виде.

 

Что представляет собой экологический макет?

Макет включает съёмные элементы рельефа: склон, равнину, возвышенность, низменность, песчаную пустыню, каменистую пустыню, море, большое озеро, растущий овраг и болото, и переносные детали: вулкан, река с притоками, сопка, холм, гора с пещерой.

Макет может состоять из двух частей

Нижняя часть макета является нишей, где хранятся элементы, мелкие предметы, необходимые для проведения исследовательской деятельности

Правила и техника безопасности.

Перед работой воспитатель обязательно проводит с детьми инструктаж по технике безопасности.

Варианты использования экологического макета в образовательной организации самостоятельной и организованной деятельности дошкольников.

«Зона ПУСТЫНЯ, ЛЕС и ЛЕСОСТЕПЬ»

Педагог, используя изображения деревьев и кустарников, активизирует словарь дошкольников. Например, много берёз – берёзовая роща, елей – ельник, смешанный лиственный лес создают клён, дуб, рябина, осина, липа, ива.

«Зона «Болото»

Материал: мелкая ёмкость, изображения растений и животных, связанные с данной зоной (мох, лягушки, рогоз, цапля и т.п.).

Опыт

Опыт. Мелкая ёмкость заливается водой. Предлагается два вида кочек: одни - легко проваливающиеся, так что при нажатии палец ребёнка намокает и второй вид - плотные, палец остается сухим. На практике дети получают подтверждение понятия «зыбкости» системы «БОЛОТО», педагог обращает внимание на опасность этого природного объекта для человека, предлагает запомнить правила безопасного поведения в топи. Воспитатель уточняет, что расположено болото в низине (подложка сделана из глины для подтверждения особенностей этого материала: задерживать воду, а не пропускать, как песок).

Примеры макетов для старших дошкольников

Природная зона – «Тундра»

Содержание: 1.Тундра-край вечной мерзлоты. 2. Растения тундры. 3.Животные тундры. 4.Народы севера и их быт. 5. Полярное сияние. 6 . Загадки о севере.

Тундра-край вечной мерзлоты. Земля, промёрзшая за долгую и холодную зиму,только чуть-чуть успевает оттаять и прогреться за короткое лето.

«ЗОНА ГОРЫ»

Мы – туристы

Снег на горных вершинах

Русло реки

«ЗОНА ОЗЕРО»

Дно водоёма

«ЗОНА ОВРАГ»

«ЗОНА ВУЛКАН»

Младший дошкольный возраст.

В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Простые макеты и модели, созданные руками педагогов формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует не наличие макета, а возможность общения с ним, игра. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании готовой продукции, манипулировании с ней. Беседа о природе или объекте природы, который изображает макет.

«Животные леса»

«Животные на ферме»

«Времена года»

Создание макета «Муравейник» по сказкам В. Бианки и т.д.

Где можно использовать?

Макеты можно использовать по следующим направлениям:     

- в наблюдении.

- на занятиях непосредственной образовательной деятельности.

- в трудовой деятельности

В работе с макетами можно использовать разные формы НОД по характеру и содержанию:

-Первично – ознакомительные:

(знакомство, рассматривание объектов природы, рассказ воспитателя, составление описательных рассказов об объектах природы и др.)

- углубленно-познавательные (беседы, занятия по рассматриванию и сравнению объектов природы, рассказ воспитателя, нод в форме путешествий, экологических сказок, клуба знатоков и др.)

- обобщающего характера (беседы, игровые, итоговые, экологические викторины, уроки доброты, уроки мышления и др.)

так же  комплексный вид занятий.

Какие выводы?

Таким образом, макетирование мы рассматриваем, как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. С помощью макетов мы формируем у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологические макеты как средство ознакомления детей с живой и неживой природой Воспитатель ГБОУ 2120 Группа «Кораблик» Чуенкова Л.В. Москва

Слайд 2

Макеты – это модель чего –либо воспроизведенная в уменьшенном виде. Что такое «макет»?

Слайд 3

Цель - вызвать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к наглядным макетам, с их помощью познавать явления окружающего мира . Формирование экологической культуры у ребенка. Какая цель?

Слайд 4

Согласно требованиям ФГОС предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Такими материалами являются макеты Требования ФГОС

Слайд 5

- научить при помощи наглядных макетов формировать элементарные экологические знания. -формировать навыки использования макетов. -научить детей создавать новые образы объектов природы с помощью наглядных макетов Какие задачи?

Слайд 6

Что представляет собой экологический макет? Макет включает съёмные элементы рельефа: склон, равнину, возвышенность, низменность, песчаную пустыню, каменистую пустыню, море, большое озеро, растущий овраг и болото, и переносные детали: вулкан, река с притоками, сопка, холм, гора с пещерой.

Слайд 7

Макет может состоять из 2-х частей Нижняя часть макета является нишей, где хранятся элементы, мелкие предметы, необходимые для проведения исследовательской деятельности

Слайд 8

Перед работой воспитатель обязательно проводит с детьми инструктаж по технике безопасности . Правила и техника безопасности

Слайд 9

«Зона ПУСТЫНЯ, ЛЕС и ЛЕСОСТЕПЬ» Варианты использования экологического макета в образовательной организации самостоятельной деятельности дошкольников

Слайд 10

Педагог, используя изображения деревьев и кустарников, активизирует словарь дошкольников. Например, много берёз – берёзовая роща, елей – ельник, смешанный лиственный лес создают клён, дуб, рябина, осина, липа, ива. Обязательное условие – на каждом дереве обозначение листа на кроне

Слайд 11

«ЗОНА БОЛОТО» Материал: мелкая ёмкость, изображения растений и животных, связанные с данной зоной (мох, лягушки, рогоз, цапля и т.п.).

Слайд 12

Опыт. Мелкая ёмкость заливается водой. Предлагается два вида кочек: одни - легко проваливающиеся, так что при нажатии палец ребёнка намокает и второй вид - плотные, палец остается сухим. На практике дети получают подтверждение понятия «зыбкости» системы «БОЛОТО», педагог обращает внимание на опасность этого природного объекта для человека, предлагает запомнить правила безопасного поведения в топи. Воспитатель уточняет, что расположено болото в низине (подложка сделана из глины для подтверждения особенностей этого материала: задерживать воду, а не пропускать, как песок). Опыт

Слайд 13

Природная зона- «Тундра» Содержание: 1.Тундра-край вечной мерзлоты. 2. Растения тундры. 3.Животные тундры. 4.Народы севера и их быт. 5. Полярное сияние. 6 . Загадки о севере . Тундра-край вечной мерзлоты. Земля, промёрзшая за долгую и холодную зиму,только чуть-чуть успевает оттаять и прогреться за короткое лето.

Слайд 14

«ЗОНА ГОРЫ» Мы – туристы Снег на горных вершинах Русло реки «ЗОНА ОЗЕРО» Дно водоёма «ЗОНА ОВРАГ» «ЗОНА ВУЛКАН» Примеры макетов для старших дошкольников

Слайд 15

В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Простые макеты и модели, созданные руками педагогов формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует не наличие макета, а возможность общения с ним, игра. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании готовой продукции, манипулировании с ней. Беседа о природе или объекте природы, который изображает макет Младший дошкольный возраст

Слайд 16

Жизнь на ферме

Слайд 17

Животные леса

Слайд 18

Времена года

Слайд 19

Где можно использовать? макеты можно использовать по следующим направлениям: - в наблюдении. - на занятиях. - в трудовой деятельности

Слайд 20

Создание макета «Муравейник»

Слайд 22

В работе используются разные формы занятий по характеру и содержанию: - первично-ознакомительные (знакомство, рассматривание объектов природы, рассказ воспитателя, составление описательных рассказов об объектах природы и др.) - углубленно-познавательные (беседы, занятия по рассматриванию и сравнению объектов природы, рассказ воспитателя, занятия в форме путешествий, экологических сказок, клуба знатоков и др.) - обобщающего характера (беседы, игровые, итоговые, экологические викторины, уроки доброты, уроки мышления и др.) так же комплексный вид занятий.

Слайд 23

Таким образом, макетирование мы рассматриваем, как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. С помощью макетов мы формируем у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. Какие Выводы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологических представлений как основы системы экологических знаний дошкольников о живой и неживой природе

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятие эко...

Ознакомление детей с живой и неживой природой. конспект занятия для детей подготовительной группы

Структура занятия Тема:       «Ознакомление детей с живой и неживой природой»Возраст     6-7 летЦель. Развивать интерес и любознательность к окру...

Макеты как средство ознакомления дошкольников с живой природой

Макеты, которые можно использовать для обогащения развающей предметно-пространственной среды в группе...

НОД по ознакомлению с объектами живой и неживой природы "Доброе дело"

Занятие для детей подготовительной группы. По теме: "Птицы. Доброе дело"...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через ознакомление детей с живой и неживой природой

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

"Развитие познавательно-исследовательской деятельности через ознакомление детей с живой и неживой природой".

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...

Экологическое воспитание дошкольников. Беседа «Живая и неживая природа»

Экологическое воспитание дошкольников. Беседа «Живая и неживая природа» Анна Климочкина Цель: Организовать познавательную деятельность детей, направленную на усвоение новых знаний: о приро...