Главные вкладки

    Ознакомление детей с живой и неживой природой. конспект занятия для детей подготовительной группы
    план-конспект занятия на тему

    Структура занятия

     

    Тема:       «Ознакомление детей с живой и неживой природой»

    Возраст     6-7 лет

    Цель. Развивать интерес и любознательность к окружающему миру, учить логически мыслить, расширять словарный запас.

     

         Программное содержание. Знакомить детей с законами неживой природы, учить сравнивать происходящие явления, устанавливать простейшие связи между ними. Дать детям представления о том, что воздух - условие жизни растений и животных, живые существа не могут жить без воздуха. Сформировать конкретные представления о некоторых свойствах воздуха: есть везде (в земле, в комнате, на улице, воздух вокруг нас), невидим, прозрачен, может двигаться (ветер), перемещать другие предметы. Развивать интерес и любознательность к окружающему миру, учить логически мыслить, расширять словарный запас.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nezhivaya_priroda.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

    Ознакомление детей с живой и неживой природой.

    конспект занятия для детей подготовительной группы

    Авторы: воспитатель I квалификационной категории  Акимова  А.Н.

    воспитатель высшей квалификационной категории  Синдянкина Н.А.

    Структура занятия

    Тема:       «Ознакомление детей с живой и неживой природой»

    Возраст     6-7 лет

    Цель. Развивать интерес и любознательность к окружающему миру, учить логически мыслить, расширять словарный запас.

         Программное содержание. Знакомить детей с законами неживой природы, учить сравнивать происходящие явления, устанавливать простейшие связи между ними. Дать детям представления о том, что воздух - условие жизни растений и животных, живые существа не могут жить без воздуха. Сформировать конкретные представления о некоторых свойствах воздуха: есть везде (в земле, в комнате, на улице, воздух вокруг нас), невидим, прозрачен, может двигаться (ветер), перемещать другие предметы. Развивать интерес и любознательность к окружающему миру, учить логически мыслить, расширять словарный запас.

        Материал: наборное полотно, 2 фланелеграфа, картинки с живой и неживой природой, 2 пустых стакана, 2 стакана с водой, 1 кубик, комок земли, кирпичик, салфетка, аквариум с водой, полиэтиленовые пакеты с кубиками на каждого ребенка, по 1 полоске бумаги, парашют с кубиком, картинки: ветреная мельница, облако, парус, бумажный змей, парашютист.

    Структурный компонент

    Содержание

    Применяемые методы и приемы

    Цели и задачи

    Время

    Вводная часть

    Беседа с детьми о природе.

    Игра «Живая -  неживая природа».

    Загадка о воздухе.

    Словесные: беседы, вопросы и ответы;

    Наглядные: показ, отбор картинок

    Отгадывание загадок

    Формировать у детей знание о живой и неживой природе.

    Развивать наблюдательность, умение мыслить

    4 минут

    Основная часть

    Опыт с соломкой

    Опыт с землей, кирпичиком

    Опыт с пакетами

    Опыт со стаканом салфеткой на дне

    Опыт с полоской

    Опыт с парашютом и кубиком

    Опытно-экспериментальный

    Дать детям представления о том, что воздух - условие жизни растений и животных, живые существа не могут жить без воздуха. Сформировать конкретные представления о некоторых свойствах воздуха.

    Развивать интерес и любознательность к окружающему миру, учить логически мыслить.

    23 минут

    Заключительная часть

    Заключительная беседа о пользе чистого воздуха и вреде загрязненного для здоровья окружающих.

    Дыхательные упражнения

    Словесные и игровые

    Практический: выполнение упражнений

    Формировать у детей знания о вреде и пользе воздуха. Развивать познавательный интерес детей.

    Развитие, улучшение функции дыхательной системы, профилактику тонзиллита, бронхита, бронхиальной астмы, туберкулеза.

    1 минуты

    2 мин

    Ход непосредственно образовательной деятельности

    1. Организационный момент.

    Дети стоят в кругу.

    Вопросы

    1. Какое сейчас время года?
    2. Какие времена года ещё знаете?

    А теперь, ребята, закройте глаза и представьте себе, что вы на прогулке (кто летом, осенью, весной), (дети закрывают глаза и представляют).

    Что вы видели? Ответы.

    Как мы все это назовем? (Природа).

    Вот про природу мы с вами будем говорить.

    (Дети садятся)

    II. На наборном полотне вперемешку картинки с живой и неживой природой.

    Воспитатель. Дети, мы с вами знаем, что природа делится на живую и неживую. Вот у меня перепуталась живая природа с неживой. Давайте мы их разложим. На первый фланелеграф ставим картинки с живой, на другой – с неживой природой.

    Игра «Живая, неживая природа».

    Воспитатель. Теперь, скажите, почему это все отнесли к живой природе? Ответы детей.

    А почему это к неживой? Ответы детей.

    (Дети делают вывод)

    Воспитатель. А дом, стол, шкаф – это природа?

    Ответы детей.

    Почему не природа?

    Ответы детей.

    Воспитатель:   Значит, то, что растет, дышит, питается – это живая природа. А то, что не растет, не дышит, не создано человеком – это неживая природа. А небо, тучи, солнце, камень и т.д. мы все это видим?

    Ответы детей:

    А теперь вдохните носом глубоко и выдохните. Мы что – нибудь увидели? А что это, послушайте что – то невидимое, но всем знакомое:

               Через нос проходит груз

                и обратно держит путь

                Он невидимый, но все же

                Без него мы жить не можем. (воздух)

    Дети, а воздух есть везде? Ну например в человеке?

    Ответы детей:

    Основная часть

    III. Опыт с соломкой.

    (Дети рассуждают, почему на поверхности воды образовались пузыри)

    Воспитатель. Значит, во мне есть воздух. А теперь вы подуйте в ладошки. Что вы видели? А что ощутили? Значит в вас тоже есть воздух.

    Воспитатель. Ребята, в человеке есть воздух, так – же есть и в остальных существах. Мы живые, дышим, растем, а есть ли воздух в  неживых предметах? В земле, в снегу, в камнях?

    IV. Опыт с землей, с кирпичиком. (Делают дети)

    Показать детям 2 стакана. В одном из них кубик.

    Воспитатель. Дети, что в стаканах?  Ответы детей.

    Это не так, в стакане что-то есть, просто мы не можем увидеть.

    У вас на столах пакеты, возьмите в руки и скажите, что в них? (В пакетах кубики).

    Воспитатель. Вытащите кубики и скажите что осталось в пакетах?

    Ответы детей.

    Залезьте руками в пакеты, что там?

    Ребята, давайте проверим, может что – нибудь и осталось.

    V. Опыт с пакетами.

    (Дети скручивают пакеты со стороны отверстия).

    Сами доказывают, что в пакете остался воздух, значит и в пустом стакане он есть, но мы сейчас тоже проверим. Хотя мы его не видим, но обнаружить можем и кое – что о нем узнаем.

    VI. Опыт.

    Стакан с салфеткой на дне опускается в аквариум с водой.

    Сделали заключение, почему салфетка в стакане не намочилась.

    Воспитатель. Давайте, ребята, салфетку опустим в воду, будет ли она мокрая или нет?

    Дети делают выводы, почему сразу салфетка намокла.

    Воспитатель. Дети, мы увидели где – нибудь воздух? Могли потрогать руками? (Ответы).

    Значит воздух – невидимый, прозрачный.

    VII. Опыт с полоской.

    Дети дуют на неё, она отклоняется.

    Воспитатель. Почему полоска шевелится?  А  воздух может двигаться? Ответы.

    Ребята, воздух перемещается из одного места на другое и образует ветер. А ветер что двигает?

    Показать согнутое дерево.

    Дети – качает деревья.

    Давайте покажем, как ветер дует и качает деревья.

    Физкультминутка  «ветер дует нам в лицо».

    Воспитатель. А что может ещё двигать ветер?

    Ответы детей. (показать картинки с ветряной мельницей. змей). Показать детям картинку с парашютистом.

    Вопросы:

    Для чего нужен парашют?

    С парашютом удобно спускаться?

    С ним быстро или плавно спускается парашютист?

    А почему медленно?

    VIII. Опыт с парашютом и с кубиком.

    Ребенок встает на стул и опускает кубик. Затем опускает парашют с кубиком.

    Дети делают выводы, почему кубик упал быстро и с шумом. А с парашютистом плавно и тихо.

    VIIII. Заключительная часть 

    Воспитатель. Ребята, чем мы дышим? Каким воздухом мы должны дышать, чтобы были здоровыми?

    А что нужно делать, чтобы в комнате был чистый воздух? И на улице.

    Ответы детей.

    Дыхательная гимнастика.

    После разминки выполняются дыхательные упражнения.

    1. «К нам залетел теплый ветерок».

    Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох - удлиненный с мягким звуком «ха».

    2. «На нас подул холодный зимний ветер».

    Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох носом, выдох со звуком «у-у-у».

    3. «К нам в окно влетела пчела».

    Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з».

    4. «Щенок хочет с нами поиграть».

    Исходное положение - основная стойка. Глубокий вдох, выдох со звуком «рр-рр».

    Разминка с различными элементами двигательной активности. Дыхательные упражнения те же, только с добавлением диафрагмального дыхания.

    Литература:

    М. Яковлева, С. Болушевский – Большая книга научных опытов для детей и взрослых.

    Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова – Дети, взрослые и мир вокруг.

    А.А. Плешаков – Мир вокруг нас.

    Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина – Умственное воспитание детей дошкольного возраста.

    Н.Я. Дмитриева, И.П. Товпинец – Живая неживая природа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия для детей подготовительной группы«Земная жизнь Пресвятой Богородицы»

    Конспект комплексного занятия по позновательному развитию и изобразительной деятельности....

    Конспект занятия для детей подготовительной группы "Знакомство с кружевоплетением"

    Начиная со старшей группы происходит знакомство детей с декоративно - прикладным искусством - кружевоплетением. Это древнейшее народное  искусство. Чтобы побыть в роли мастеров - кружевниц, дети ...

    Конспект занятия для детей подготовительной группы по ознакомлению с русской народной куклой-скруткой

    занятие для детей 6-7 лет по ознакомлению с русской народной куклой-скруткой...

    Конспект занятия для детей подготовительной группы «Цветы – дети матери Земли»

    Предлагаю конспект познавательного экологического занятия о жизни цветов....

    Развитие познавательно-исследовательской деятельности через ознакомление детей с живой и неживой природой

    На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

    "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через ознакомление детей с живой и неживой природой".

    Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...

    Конспект занятия для детей подготовительной группы по правовому воспитанию «Маленьким детям — большие права»

    В занятии использованы разные приемы по ознакомлению детей с их провами....