Конспект занятия для детей подготовительной группы «Цветы – дети матери Земли»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Предлагаю конспект познавательного экологического занятия о жизни цветов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvety-deti.doc | 409.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей подготовительной группы
«Цветы – дети матери Земли»
по авторской программе И. Г. Белавиной «Планета – наш дом»
Автор конспекта:
воспитатель высшей категории Кулагина Светлана Владимировна
г. Сланцы, Ленинградской обл.
Программные задачи:
Обучающие:
- Формировать у детей экологическое мировоззрение, основываясь на эстетическом восприятии природы, восхищении и любовании её красотой.
- Продолжать знакомить детей с жизнью цветов, с процессом опыления.
- Учить детей видеть связь между цветами и насекомыми, их зависимость друг от друга.
Развивающие:
- Развивать умение детей делать самостоятельные выводы исходя из исследовательской деятельности.
- Упражнять детей в грамотном построении предложений в своих ответах.
- Активизировать словарь за счёт названий цветов, слов: пыльца, нектар, опыляют, невзрачные.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить охранять мир цветов, насекомых и любоваться красотой окружающего мира.
Материал:
- изображения цветов;
- модели-картинки развития цветка в электронном виде для демонстрации на медиаэкране;
- пособия для опыта (плоскостные цветы, пудра, насекомое);
- бабочка;
- эмблемы для упражнения;
- музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
I ч.
- Ребята, вы слышали слова: «Какая красота!»? А что такое красота? Где её можно найти в природе? (подвести детей к пониманию красоты цветов).
Чтение стихотворения П. Быкова «Дети полей (хрестоматия, стр.167).
- О каких цветах говорится в стихотворении? Какие цветы вы ещё знаете? А знаете ли вы, что цветы обладают волшебным даром волновать, очаровывать тонким ароматом, восхищать грациозной красотой. Они заставляют человека радоваться или грустить, переживать, вспоминать о чём-то своём.
II ч.
- Откуда берутся цветы? (показать жизнь цветка в картинках на демонстрационном медиаэкране). Сначала семя попадает в землю, с помощью влаги и тепла оно прорастает нежным росточком. Росток растёт, вытягивая стебелёк, расправляя листочки. Со временем на стебле появляется бутон. Он растёт, набухает и однажды лопается. И наконец, из бутона распускается цветок с нежными лепестками. Его яркий цвет и приятный запах привлекают насекомых (каких?). Что ищут насекомые в цветке? А ещё насекомые переносят из цветка на цветок пыльцу (маленькие пылинки).
III ч. Опыт с пудрой: на плоскостных цветах в центре (по кругу) находится пыльца (пудра). По цветам ползает «насекомое» и набирает на лапки и брюшко «пыльцу», перенося её с цветка на цветок.
- Когда такая пылинка попадает в середину цветка, в нём зарождается новая жизнь. Теперь цветку не нужны яркие и пахучие лепестки, и они постепенно увядают и опадают. А в цветке развивается коробочка с семенами. Когда семена созревают, коробочка раскрывается и зёрнышки падают на землю, из них вырастут новые цветы. И так происходит ежегодно.
IV ч. Этюд «Цветы».
Наши алые цветки………….Соединяют чуть согнутые ладони – «бутон».
Распускают лепестки,……..Разводят пальцы в сторону, запястья соединены – «раскрылся
бутон».
Ветерок чуть дышит,………Тихонько дуют на «цветок».
Лепестки колышет…………Шевелят пальцами.
Наши алые цветки………….Соединяют пальцы рук, вновь – «бутон».
Закрывают лепестки,
Головой качают, ……………Покачивают «бутоном» вправо-влево.
Тихо засыпают………………Сомкнутые соединённые ладони
складывают в кулачки – «цветки спят».
Утром ранним все цветки…..Вновь делают «бутон», постепенно поднимают его вверх.
Вновь распустят лепестки….Разводят пальцы рук в стороны – «бутон расцвёл».
- Так чем размножаются цветы? (семенами). Как вы думаете, у всех цветов одинаковые семена? (показ разновидностей семян, разговор о том, что помогает семенам путешествовать).
- Кто же помогает цветам жить? (насекомые). Какие? Как насекомые узнают, где они могут полакомиться сладким нектаром?
V ч. Внезапно появляется бабочка.
- Давайте спросим бабочку, почему она летит на яркий или пахучий цветок?
Б. - Яркие наряды и нежный аромат цветов – это опознавательный знак для нас, «Вот он я! Тот, кого ты ищешь» - зовёт цветок. Посмотрите, например, на незабудку! В центре её голубого венчика нарисовано ярко-жёлтое кольцо. Я устремляюсь прямо на него.
А если цветок невзрачен, то он сильно пахнет и привлекает нас запахом.
- Бабочка, а если цветок невзрачный и без запаха тебя он заинтересует?
Б. – Я даже не захочу близко подлетать к такому цветку.
- Ребята, как вы думаете, образуются ли у такого цветка семена? Почему? Какой цветок вырастет на следующий год яркий или невзрачный? Почему?
- Насекомые сами того не ведая, отбирают самые красивые и душистые цветы.
А растения в свою очередь кормят нектаром и пыльцой множество пчёл, шмелей, бабочек, мушек и много всякой крылатой мелочи, которой мы с вами не замечаем и очень часто уничтожаем.
Рефлексия:
- Что интересного мы с вами узнали? Так скажите, ребята, смогут ли растения жить без насекомых? А насекомые могут обойтись без них? Они зависят друг от друга, и гибель одних неизбежно приведёт к гибели других. Поэтому важно не рвать бесконтрольно цветы и не обижать полезных насекомых.
VI ч. Разделить детей с помощью эмблем на цветы и бабочек. Под музыку цветы растут, распускаются. Вокруг «летают» бабочки. По окончании цветы и бабочки вместе кружатся.