Конспект занятия для детей подготовительной группы «Цветы – дети матери Земли»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кулагина Светлана Владимировна

Предлагаю конспект познавательного экологического занятия о жизни цветов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvety-deti.doc409.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей подготовительной группы

«Цветы – дети матери Земли»

по авторской программе И. Г. Белавиной «Планета – наш дом»

Автор конспекта:

 воспитатель высшей категории Кулагина Светлана Владимировна

г. Сланцы, Ленинградской обл.

Программные задачи:

Обучающие: 

  1. Формировать у детей экологическое мировоззрение, основываясь на эстетическом восприятии природы, восхищении и любовании её красотой.
  2. Продолжать знакомить детей с жизнью цветов, с процессом опыления.
  3. Учить детей видеть связь между цветами и насекомыми, их зависимость друг от друга.

Развивающие:

  1. Развивать умение детей делать самостоятельные выводы исходя из исследовательской  деятельности.
  2. Упражнять детей в грамотном построении предложений в своих ответах.
  3.  Активизировать словарь за счёт названий цветов, слов: пыльца, нектар, опыляют, невзрачные.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить  охранять мир цветов, насекомых и любоваться красотой окружающего мира.

Материал:

  • изображения цветов;
  •  модели-картинки развития цветка в электронном виде для демонстрации на медиаэкране;
  • пособия для опыта (плоскостные цветы, пудра, насекомое);
  •  бабочка;
  • эмблемы для упражнения;
  • музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

I ч.

  • Ребята, вы слышали слова: «Какая красота!»? А что такое красота? Где её можно найти в природе? (подвести детей к пониманию красоты цветов).

Чтение стихотворения П. Быкова «Дети полей (хрестоматия, стр.167).

  • О каких цветах говорится  в стихотворении? Какие цветы вы ещё знаете? А знаете ли вы, что цветы обладают волшебным даром волновать, очаровывать тонким ароматом, восхищать грациозной красотой. Они заставляют человека радоваться или грустить, переживать, вспоминать о чём-то своём.

II ч.

  • Откуда берутся цветы? (показать жизнь цветка в картинках на демонстрационном медиаэкране). Сначала семя попадает в землю, с помощью влаги и тепла оно прорастает нежным росточком. Росток растёт, вытягивая стебелёк, расправляя листочки. Со временем на стебле появляется бутон. Он  растёт, набухает и однажды лопается. И наконец, из бутона распускается цветок с нежными лепестками. Его яркий цвет и приятный запах привлекают насекомых (каких?). Что ищут насекомые в цветке? А ещё насекомые переносят из цветка на цветок пыльцу (маленькие пылинки).

III ч. Опыт с пудрой: на плоскостных цветах в центре (по кругу) находится пыльца (пудра). По цветам ползает «насекомое» и набирает на лапки и брюшко «пыльцу», перенося её с цветка на цветок. 

  • Когда такая пылинка попадает в середину цветка, в нём зарождается новая жизнь. Теперь цветку не нужны яркие и пахучие лепестки, и они постепенно увядают и опадают. А в цветке развивается коробочка с семенами. Когда семена созревают, коробочка раскрывается и зёрнышки падают  на землю, из них вырастут новые цветы. И так происходит ежегодно.

IV ч. Этюд «Цветы».

Наши алые цветки………….Соединяют чуть согнутые ладони –  «бутон».

Распускают лепестки,……..Разводят пальцы в сторону, запястья соединены – «раскрылся

                                                                                                                                             бутон».

Ветерок чуть дышит,………Тихонько дуют на «цветок».

Лепестки колышет…………Шевелят пальцами.

Наши алые цветки………….Соединяют пальцы рук, вновь – «бутон».

Закрывают лепестки,                                                                                                                                 

Головой качают, ……………Покачивают «бутоном» вправо-влево.

Тихо засыпают………………Сомкнутые соединённые ладони

                                               складывают в кулачки – «цветки спят».

Утром ранним все цветки…..Вновь делают «бутон», постепенно поднимают его вверх.

Вновь распустят лепестки….Разводят пальцы рук в стороны – «бутон расцвёл».

  • Так чем размножаются цветы? (семенами). Как вы думаете, у всех цветов одинаковые семена? (показ разновидностей семян, разговор о том, что помогает семенам путешествовать).
  • Кто же помогает цветам жить? (насекомые). Какие?  Как насекомые узнают, где они могут полакомиться сладким нектаром?

V ч.  Внезапно появляется бабочка.

 - Давайте спросим  бабочку, почему она летит на яркий или пахучий цветок?   

Б. - Яркие наряды и нежный аромат цветов – это опознавательный знак для нас, «Вот он я! Тот, кого ты ищешь» - зовёт цветок. Посмотрите, например, на незабудку! В центре её голубого венчика нарисовано ярко-жёлтое кольцо. Я устремляюсь прямо на него.

А если цветок невзрачен, то он сильно пахнет и привлекает нас запахом.

- Бабочка, а если цветок невзрачный и без запаха тебя он заинтересует?

Б. – Я даже не захочу близко подлетать к такому цветку.

  • Ребята, как вы думаете, образуются ли у такого цветка семена? Почему? Какой цветок вырастет на следующий год яркий или невзрачный? Почему?

- Насекомые сами того не ведая, отбирают самые красивые и душистые цветы.

А растения в свою очередь кормят нектаром и пыльцой множество пчёл, шмелей, бабочек, мушек и много всякой крылатой мелочи, которой мы с вами не замечаем и очень часто уничтожаем.

Рефлексия:

- Что интересного мы с вами узнали? Так скажите, ребята, смогут ли растения жить без насекомых? А насекомые могут обойтись без них? Они зависят друг от друга, и гибель одних  неизбежно приведёт к гибели других. Поэтому важно не рвать бесконтрольно цветы и не обижать полезных насекомых.

VI ч. Разделить детей с помощью эмблем на цветы и бабочек. Под музыку цветы растут, распускаются. Вокруг «летают» бабочки. По окончании цветы и бабочки вместе кружатся.