Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы «Я фокусничаю!» (предназначен для проведения занятия родителями для своих детей в домашних условиях)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Нуруллина Эльмира Хакимовна

Беседа о фокуснике и фокусах. Проведение родителями эксперементальных опытов в домашних условиях со своими детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://i.pinimg.com/originals/f1/f9/df/f1f9df697bcdf0954dbdea874a94a872.jpg

МАДОУ «Детский сад № 73 «Огонек»

Конспект занятия

по 

опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

«Я фокусничаю!»

   Составила:

                                  воспитатель группы № 3

                                              Нуруллина Эльмира Хакимовна

Набережные Челны, 2020 год

Конспект занятия

по опытно-экспериментальной деятельности

 в подготовительной группе

«Я фокусничаю!»

 

Цель: развивать у дошкольников интерес к опытно-экспериментальной деятельности, умение анализировать и выдвигать гипотезы на основе наблюдений.

Задачи:

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах различных предметов; формировать навыки проведения лабораторных опытов, умения работать, соблюдая необходимые меры безопасности.

2. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий, любознательность, потребность в получении различной информации; воспитывать познавательный интерес.

3. Развивать умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы, выдвижение предположений, отборов способов проверки и достижения результата; познавательный интерес воспитанников в процессе экспериментирования; самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Развивать у детей речь и фонематический слух. Расширять представления детей об окружающем мире через опытную деятельность.

Тип занятия: практический.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная.

Инструменты и материалы:

1 опыт: «Утонет или не утонет?» - 1 стакан с соленой водой, 1 стакан с чистой водой из-под крана, 2 сырых яйца;

2 опыт: «Утопи и съешь» - две банки, два апельсина;

3 опыт: «Чем пахнет вода?» - 1 стакан с чистой водой, 1 стакан с соленой водой, 1 стакан со сладкой водой;

4 опыт: «Узоры в молоке» - тарелка, пипетка, ватная палочка, жидкость для мытья посуды, стакан с водой, молоко, пищевые красители;

5 опыт: «Радуга на салфетке» - банка с водой и широким горлом (или контейнер), бумажная салфетка, фломастеры;

6 опыт: «Танцующая фольга» - фольга из-под шоколада, конфет или пищевая, расческа;

7 опыт: «Секретное письмо» - белый лист бумаги, кисть, утюг, молоко, лимонный сок или уксусная кислота.

Ход занятия в домашних условиях:

1. Организационный момент:

1. Загадка о фокуснике:

Кроликом вдруг лента стала,
Шляпа бабочек полна.
Просит зал: «Еще! Нам мало
Волшебства и колдовства».
Получается все просто,
Нету к мастеру вопросов.
Он давно не ученик,
Он — хороший….  (Фокусник)

2. Мотивация заинтересованности:

Родитель: - Кто такой фокусник?

Ребенок: - Волшебник, чародей, иллюзионист…

Родитель: - Где можно увидеть фокусника?

Ребенок: - В цирке.

Родитель: - Чем занимается фокусник в цирке?

Ребенок: - Показывает фокусы.

Родитель: - Что такое фокус?

Ребенок: - Фокус-это волшебство, когда что-то пропадает и появляется…

Родитель: - Как ты думаешь, фокусник раскрывает свои секреты фокусов?

Ребенок: - Нет.

Родитель: - Правильно фокусник не раскрывает свои секреты фокусов. А иногда так хочется повторить его фокусы. Мы тоже можем превратиться в фокусников и немного «пофокусничать». Но в отличие от цирковых фокусов с секретами, у наших фокусов есть определенные правила, которые ты должен выполнять: без разрешения ничего не трогать; слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я. Сначала отдохнем немного и сделаем физкультминутку.  

2. Физкультминутка

Мы вдохнули глубоко,           (сделать глубокий вдох носом)

Дышим мы легко-легко.        

Плавно руки вверх подняли   (поднять руки вверх)

И кистями помахали.              (помахать кистями)

Руки мы к плечам прижали    (прижать руки к плечам)

И локтями повращали.            (сделать вращательные движения локтями)

Сделали по пять прыжков.     (подпрыгнуть на носочках пять раз)

И к работе все готовы!

Родитель: - Отдохнули. Приступаем к «фокусам»?

Ребенок: - Да.

3. Практическая часть: выполнение опытов

1 опыт: «Утонет или не утонет?» 

Родитель: - Перед тобой два стакана с водой: в одном вода из-под крана, а в другом соленая. Попробуй? (Ребенок опускает палец в воду и пробует ее на вкус). Что у меня в руках?

Ребенок: - Яйцо.

Родитель: - Опусти яйцо в стакан с простой водой. Что происходит? Правильно оно утонуло. А теперь опусти яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды. Почему так происходит? (Объяснить ребенку).

Родитель: - Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. В Оренбургской области есть небольшой курортный город Соль-Илецк. Соль-Илецк-это город курорт с соляными озерами богатыми микроэлементами. В этих соляных озерах человек может спокойно лежать на поверхности воды, а соленая вода будет удерживать его на поверхности воды. Почему не тонет человек в соленой воде?

Ребенок: - Потому что вода очень соленая, плотная…

2 опыт: «Утопи и съешь» 

Родитель: - У нас на столе две банки, наполненные водой и два апельсина. Один из них положим в банку с водой. Что происходит?

Ребенок: - Плавает.

Родитель: - Даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Что произошло с этим апельсином?

Ребенок: - Утонул.

Родитель: - Апельсин утонул. Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет. Так почему же в первом случаи апельсин не утонул, а во втором - очищенный апельсин спустился на дно банки?

Ребенок: - Потому что на кожуре апельсина много пузырьков воздуха, они выталкивают апельсин на поверхность воды. Во втором случаи - без кожуры апельсин тяжелее воды, поэтому он тонет.

3 опыт: «Чем пахнет вода?» 

Перед ребенком стоят три стакана с чистой, с соленой, со сладкой водой.

Родитель: - Понюхай. Чем пахнет?

Ребенок: - Ничем?

Родитель: - А теперь закрой глаза (родитель капает в один из стаканов раствор валерианы). Открывай глаза и понюхай все стаканы еще раз. Ну, что? Запах есть?

Ребенок: - Есть.

Родитель: - Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например, яблоком, вишней или смородиной в компоте, мясом в бульоне… Почему иногда пахнет вода?

Ребенок: - Вода может пахнуть, если в нее что-нибудь в нее положить…

Родитель: - Давай сделаем пальчиковую гимнастику, чтобы наши руки отдохнули, а затем продолжим «фокусничать»

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это - мама,

Это – я,

Это - бабушка моя,

Это - папа,

Это - дед.

И у нас разлада нет.

4 опыт: «Узоры в молоке»

 Родитель: - В плоскую тарелку аккуратно налей немного молока и дождись, пока оно успокоится. В центр тарелки с молоком осторожно капни несколько капель пищевого красителя. Какой предмет можно использовать, чтобы отмерить каплю пищевого красителя и накапать в молоко?

Ребенок: - Пипетку.

Родитель: - Правильно пипетку, но после каждой краски пипетку ополаскиваем в стакане с водой. А теперь осторожно дотронься до центра тарелки ватной палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды. Мыло, расщепляя жиры, вызовет в тарелке настоящую бурю, которая заставит краски разметаться в разные стороны красивыми узорами. Почему капля жидкости для мытья посуды заставляет в тарелке двигаться краску?

Ребенок: - Мыло расщепляет жир, даже поэтому этим средством моют посуду.

5 опыт: «Радуга на салфетке»

C:\Users\Пользователь\Desktop\detsad-30954-1542199529.jpgРодитель: - Салфетку сложи несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем на прямоугольнике разноцветными фломастерами нарисуй небольшие круги или квадраты в одну линию, т.е. цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).  Конец салфетки опусти   в стакан с водой. Вода по салфетке начинает подниматься вверх, закрашивая свободное пространство на салфетке цветными полосками: появляются цветные дорожки. Почему закрашивается салфетка?

Ребенок: - Вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками, в виде радуги.

6 опыт: «Танцующая фольга»

Родитель: - Нарежь алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) узкими и длинными полосками. Проведи расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды -  как принцип работы магнита. Почему на столе танцует фольга?

Ребенок: - После того как расческой проведем по волосам, она магнитит фольгу, фольга начинает двигаться. Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

7 опыт: «Секретное письмо»

Родитель: - На чистом листе белой бумаги сделай рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Теперь необходимо нагреть лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и ты увидишь, как невидимая надпись или рисунок превратиться в видимое. Импровизированные чернила вскипят при нагревании, а вещества, содержащиеся в лимоне, молоке или уксусе при нагревании, разрушаются и приобретают коричневый цвет, буквы темнеют, и секретное письмо можно будет прочитать. Почему нарисованный рисунок молоком при нагревании стал видимым?

Ребенок: - Вещества, содержащиеся в лимоне и молоке при нагревании, разрушаются и приобретают коричневый цвет. 

4. Итоговая часть:

Родитель: - О ком и о чем мы с тобой сегодня беседовали?

Ребенок: - О фокуснике и фокусах?

Родитель: - Кто такой фокусник и где можно его встретить?

Ребенок: - Фокусник работает в цирке и показывает секретные фокусы…

Родитель: - Чем мы занимались сегодня?

Ребенок: - «Фокусничали»

Родитель: - Правильно, «фокусничали», проводили эксперименты, или по-другому можно сказать опыты. Тебе понравилось «фокусничать»?

Ребенок: - Да.

Родитель: - Что ты узнал интересного и полезного для себя из опытов, которые мы с тобой провели?

Ребенок: - Я узнал, что в сильно соленой воде нельзя утонуть, потому что вода держит человека. Мне было интересно, что рисунок из молока проявляется при нагревании. Я понял, что вода может иметь запах, если в нее что-нибудь положить…

5. Сюрпризный момент: «Чудесный мешочек», «Чудесная коробочка».

Родитель читает стихи: «Пусть удачи, неудачи,

Пусть полет и вверх, и вниз.

Только так, а не иначе.

Да здравствует сюрприз!»

Ребенок из мешочка или коробочки достает поощрительный сюрприз.

Родитель: - Сюрприз тебе за твои старания и успехи! Ты молодец!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Свойства воды»

Расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды (прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие)....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группе "Воздух-невидимка"

Задачи: - заЗадачи: - закрепить и уточнить представления о свойствах воздуха на основе элементарных   опытов;- развивать способность детей к умозаключениям, сравнениям, развивать...

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы "Город волшебства"

Цель: развитие интереса к исследовательской деятельности.Задачи: Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.Формировать эстетиче...

Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Как поймать электричество?»

В игровой форме дети узнают о том, где живет электричество, как оно помогает человеку. Познакомяться с причиной появления статического электричества..как сделать так, чтобы ток стал другом. Опытным пу...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей средней группы с ОВЗ «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»

Данный конспект разработан для детей среднего возраста с ОВЗ. В ходе занятия дети знакомятся с некоторыми свойсвами песка. Помогают изучить свойства песка -  дейсвия с предметами: лупа, коктейльн...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы ДОУ

Конспект организованной образовательной деятельности «Поможем Водяному». Старшая группа...