Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной логопедической группе «Весеннее путешествие в Оренбургскую степь»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Знакомство с природой Оренбуржья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 106 «Анютины глазки» комбинированного вида г.Орска
Конспект
занятия по опытно-экспериментальной
деятельности в подготовительной
логопедической группе
«Весеннее путешествие в Оренбургскую степь»
Подготовила:
Витько Т.Н.
2020 г.
Занятие по опытно - экспериментальной
деятельности в подготовительной группе
"Весеннее путешествие в Оренбургскую степь"
Программное содержание:
- закрепить представления детей о характерных признаках весны;
- закрепить и систематизировать знания о пройденных природных зонах России;
- познакомить с особенностями природных условий степи;
- опытным путем подтвердить невозможность роста деревьев в степи;
- развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы,
- развивать речь детей при описании увиденного и установлении причинно- следственных связей;
- грамотно строить предположения с союзом "потому что"
- воспитывать у детей чувство любви к родной природе;
- развивать умение работать сообща (парами), оказывать помощь и поддержку друг другу в трудной ситуации.
Материал:
- ковер - самолет;
- картины природных зон (ледовая пустыня, тундра, тайга, смешанный лес, лиственный лес, степь);
- картины растительного и животного мира степи;
- горшок с сухой землей, сосуд с водой, лопатка, схема корневой системы дерева, куста и травы.
- тканевые салфетки по количеству детей, батарея, пластиковый мешочек, схематичное изображение листочков дерева, куста и травы и развернутых и свернутых тканевых салфеток.
План занятия
1. Закрепление пройденного материала:
- Весна и ее приметы.
- Природно-климатические зоны Оренбургской области.
2. Новый материал:
- Степь: климат, растительный и животный мир.
- Установление причинно-следственных связей для степи.
З. Закрепление нового материала в эксперименте:
- Постановка задачи.
- Опыт 1 "Определение уровня промокания при поливе сухой почвы".
- Опыт 2 "Определение скорости высыхания (испарения) влаги с листьев различной площади".
- Формулировка выводов.
Ход занятия:
Весна и ее приметы
Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами отметили наступление весны и по календарю, и по природно-климатическим показателям у нас в городе. В начале учебного года мы с вами начали путешествие по природным зонам Оренбуржья, тогда была осень. Но прервали путешествие на основании веских причин. Вспомните, каких?
Дети: Наступила зима, стало холодно, сугробы снега, лед, холодный
ветер, вьюги - возникла опасность заболеть, травмироваться в пути; животный и растительный мир "уснул" или притаился.
Воспитатель: А сегодня я предлагаю вам вновь продолжить путешествие. Почему?
Дети: Наступила весна, стало тепло, одеваемся легче - двигаемся
быстрее, меньше вероятность заболеть, травмироваться; животный и растительный мир просыпается, есть, на что посмотреть в пути.
Воспитатель: Мы с вами путешествовали на различных видах транспорта. Какой вы помните?
Дети: Автомобиль, самолет, вертолет, корабль,
поезд.
Воспитатель: Но сегодня, чтобы быстро очутиться там, где мы уже бывали, я предлагаю волшебный ковер-самолет, на который вам надо заслужить билет, отгадав весеннюю загадку.
Воспитатель: Приходит с добром,
Веет теплом,
Светом солнечным красна,
А зовут ее...
(Ответ: весна.)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а весною,
Но солнце ее припечет
Заплачет она и умрет.
(Ответ: сосулька.)
К маме-речке я бегу и молчать не могу.
Я ей сын родной, а родился весной.
(Ответ: ручей.)
Первый вылез из землицы на проталинке,
Он мороза не боится, хоть и маленький.
(Ответ: подснежник.)
Один льет, другой пьет,
Третий зеленеет и растет.
(Ответ: дождь, земля, растение.)
Был тугим он кулачком,
А разжался - стал листком.
(Ответ: почка.)
На шесте дворец из доски смолистой.
Там живет певец самый голосистый.
(Ответ: скворечник, скворец.)
Весной вырастают,
Осенью опадают.
(Ответ: листья.)
Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Ответ: гнездо.)
Воспитатель: Ребята, теперь в умывальной комнате намочите и отожмите свои "билетики". Одни дети пусть скатают «билетик» в плотную трубочку, другие просто расправят его.
Воспитатель: А теперь положим все наши "билеты" на теплую батарею в прихожей - они в таком виде нам очень пригодятся. Я свою трубочку положу еще в пластиковый мешочек.
(Пока дети выполняют задание, воспитатель расстилает небольшой коврик
для путешествия. Дети занимают места.)
Природно - климатические зоны России
(Дети сидят на ковре — самолете.)
Воспитатель: Посмотрите налево! Что перед вами?
(Воспитатель показывает пейзаж ледовой пустыни.
Дети отвечают на вопрос.)
Воспитатель: Какие особенности климата, растительного и животного мира пустыни вы помните?
(Дети отвечают на вопрос.
Аналогично предлагается узнать и описать следующие зоны:
- тундра;
- тайга (хвойный лес);
- смешанный лес;
- лиственный лес.)
Воспитатель: Посмотрите вперед! Что перед вами?
(Воспитатель показывает пейзаж степи, где дети еще "не бывали".
Они не могут ответить на вопрос.)
Воспитатель: Тогда попробуйте ответить: На лес похоже? Почему? На ледовую пустыню похоже?
Почему? А на тундру похоже? Чем?
Дети: Нет высоких деревьев, растительность травянистая,
территория равнинная или холмистая.
Степь: климат, растительный и животный мир
Воспитатель (рассказ ведется с демонстрацией картинок):
Вы все верно подметили, и эта природная зона называется степью, наша Оренбургская область находиться в этой природной зоне. Она сменяет зону лиственных лесов. Сначала изредка попадаются деревья - группами или по одному. Это переходная зона - лесостепь. А потом деревья растут только там, где их посадил человек и ухаживает за ними. Также они встречаются по берегам рек и озер, где достаточно влаги. Огромные равнинные или холмистые пространства занимают земли, на которых произрастают травы: многолетние, у которых зимуют луковицы или корневища; однолетние, у которых зимуют созревшие и осыпавшиеся семена.
Весенние и летние температуры здесь высоки. Но зимой морозы бывают до -20-30 градусов. А в сибирских степях - до -40.
Снежный покров зависит от количества выпавшего снега, но часто животные могут копытами разбивать его до самой земли и питаться засохшей травой. Весной влаги достаточно от тающего снега. Тогда степь представляет собой зеленый океан трав и цветов: ковыль, пырей, тюльпаны, степные гиацинты, ирисы. Но летом осадки редки, и недостаток влаги и высокие температуры ведут к высыханию трав прямо на корню.
Обилие трав дает возможность здесь жить травоядным копытным животным. Раньше они паслись огромными стадами. Сегодня мы уже не встретим диких лошадей-тарпанов, бизонов, туров. Совсем мало осталось сайгаков, косуль, оленей. На копытных охотятся шакалы, лисы, корсаки. Очень много здесь мелких грызунов, которые питаются травами и их семенами. А живут они в норках, спасаясь там от жары, мороза, хищников. Это суслики, тушканчики, хомяки, мыши-полевки. Встречаются зайцы, ежи. Из птиц водятся куропатки, фазаны, дрофы, на которых могут охотиться ястребиные, обитающие на немногочисленных деревьях. Можно встретить черепах, ящериц, змей. Многочисленны и разнообразны насекомые. Вот так протекает жизнь в степи.
Воспитатель: Ребята, мы не раз делали вывод, что в природе все взаимосвязано: в зависимости от климата растут соответствующие ...
Дети: Растения.
Воспитатель: В зависимости от произрастающих растений водятся соответствующие ...
Дети: Травоядные животные.
Воспитатель: В зависимости от имеющейся животной пищи живут соответствующие ...
Дети: Хищники.
Воспитатель: для степи мы отметили обилие трав и отсутствие деревьев. Но, может быть, стоит просто посадить их как можно больше и пусть себе растут и разрастаются? Стоит ли это делать в степи?
(Дети строят предположения. Если будет выдвинута версия о том, что
деревья не выживут, так как они большие и им надо много воды, а в степи ее
мало, то можно приступать к опытно-экспериментальной части занятия.
Если нет, то воспитатель сам предлагает детям такой вариант, который
можно подтвердить опытным путем.)
Постановка задачи
Воспитатель: Что нам нужно доказать в ходе опыта? Какова наша цель?
Дети: Деревья не могут расти в степи, так как там мало влаги (воды).
Воспитатель: С чем будут наши опыты, каков их главный компонент?
Дети: Вода.
Опыт 1
’’Определение уровня промокания почвы при ее поливе”
Воспитатель: После чего растения всасывают ее с помощью ...
Дети: Корней.
Воспитатель: Значит, нам надо полить почву и посмотреть, какие корни достанут эту воду.
(В горшок с сухой землей выливается немного воды, так как дожди в степи
редкие и необильные. Вода впитывается. После этого земля раскапывается
лопаткой, и дети определяют, насколько глубоко пропиталась земля. Земля
пропиталась неглубоко. Полив в виде дождя и промокание почвы дети
зарисовывают на соответствующей схеме. Травам, кустам и деревьям
подбираются выполненные из ниток корневые системы, выбор
аргументируется. Корневые системы дети также зарисовывают на
соответствующей схеме.)
Воспитатель: Какие корни имеют доступ к воде в степи, если помнить, что корень всасывает воду окончаниями своих корешков?
Дети: Это травы. Их корни короткие, находятся у поверхности почвы,
где земля от дождя мокрая. Корни трав смогут всосать дождевую воду. Корни кустов и деревьев большие, уходят глубоко в почву, куда дождевая вода не доходит. Корни кустов и деревьев не смогут всосать, эту воду, поэтому засохнут без дополнительного искусственного полива.
Опыт 2
’’Определение скорости испарения влаги с листьев различной площади”
(Опыт проводится при помощи "билетиков", заготовленных в начале занятия.
Развернутые "билетики" соответствуют листьям деревьев, свернутые -
листьям трав. Салфетка воспитателя - в пластиковом мешочке -
изображает лист, покрытый восковым налетом.)
Воспитатель: Вода не только впитывается, но и испаряется у растений через ...
Дети: Листья.
Воспитатель: Листья бывают разной ...
Воспитатель: На схеме соединим ниточками листья с соответствующей формой салфетки. Когда лист живой, он полон влаги, т. е ... (воды). Вода постоянно испаряется с поверхности листьев. Растения, с листьев которых вода испаряется быстрее, неэкономно расходуют воду. Значит, надо взять наши листья- салфетки и посмотреть, в каком они состоянии. Какой из них мокрее, т. е ... (живее)?
(Дети попарно берут свои салфетки и проверяют их на сухость, ощупывая
развернутую и свернутую в трубочку салфетки. Расправленная салфетка
оказывается почти высохшей, а трубочка сырая. Значит, деревья испаряют
влагу быстрее, чем травы. Травы лучше приспособлены к недостатку воды.
Салфетка воспитателя, изображавшая лист с восковым налетом, остается
совершенно мокрой. Растения с такими листьями еще медленнее испаряют
влагу и лучше приспособлены к недостатку воды. На основании проделанного
опыта делается вывод: деревья не могут расти в степи.)
Воспитатель: Деревья в степи не растут из-за недостатка влаги - их корням недоступна дождевая вода, их листья быстро испаряют имеющуюся влагу. Травы в степи растут хорошо - их многочисленным коротким корешкам доступна дождевая вода, их узкие листья медленно испаряют имеющуюся влагу. А теперь давайте вернемся домой.
Воспитатель: А пока летим, вспомним:
- В какой новой природной зоне мы побывали?
- Какие в степи климатические особенности?
- Что там растет?
- Кто там живет?
- Что нам подтвердил опыт с поливом сухой земли?
- Что нам подтвердил опыт с высушиванием салфеток?
- Какой вывод мы сделали относительно жизнеспособности деревьев в степи?
- Трав в степи?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы! Запомните все. Это нам поможет на следующем занятии при исследовании с человеческой деятельности в степи. Вот мы и дома! До следующего путешествия. Длительность -35 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Тема: Путешествие в мир профессий.
Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Автор: Воспитатель МДОУ Детский сад «Аленка» г. Абакан, ...
Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Тема: Путешествие в мир профессий.
Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Автор: Воспитатель МДОУ Детский сад «Аленка» г. Абакан, ...
Конспект итоговой непосредственной организованной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе на тему: «Игра - путешествие на математическую планету Знание в город Математических загадок».
При организации данной непосредственной организованной образовательной деятельности реализуются образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Физическая культура"....
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе "Весенняя сказка"
В занимательной форме у детей закрепляются знания о весених явлениях,жизни птиц животных весной.Дети учатся звуковому анализу и синтезу,навыкам чения.А также формируются навыки диалогической реч...
Конспект занятия по логоритмике для детей с ОВЗ средней группы "Весеннее путешествие с паровозиком".
Представлена методическая разработка по логоритмике для детей с ДЦП средней группы. Занятие поводится совместно с муз. руководителем и воспитателем. Цель занятия: обобщение знаний детей о признаках ве...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной логопедической группе Тема: «Домашние животные – друзья человека»
Цель: систематизировать представления детей о домашних животных....
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе "Осень золотая"
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группеРассказывание по теме «Золотая осень» Подготовила и провела: учитель – логопед Ефимова Н.С...