Конспект итоговой непосредственной организованной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе на тему: «Игра - путешествие на математическую планету Знание в город Математических загадок».
методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме

Лобарева Надежда Ивановна

При организации данной непосредственной организованной образовательной деятельности реализуются образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Социализация",  "Физическая культура".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_pod_gr.docx597.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Игра - путешествие на математическую планету Знание в город Математических загадок».

Программное содержание.

  1. Выявить и обобщить знания детей по изученным темам. Проверить прочность сформированных знаний, умений и навыков: устного счета в пределах 10, соотнесения количества предметов с цифрой, состава чисел первого десятка на наглядной основе, составления и решения примеров, простейших задач на нахождение суммы и остатка. Закрепить знания детей о геометрических фигурах и телах, временные представления: названия месяцев, дней недели.
  2. Выявить и обобщить результаты коррекции произвольности психических функций, навыков саморегуляции и самоконтроля, развития мелкой моторики и сформированности графо-моторных координаций, коррекции и развития мышления.
  3. Воспитывать положительные чувства и качества личности по отношению к животным. Формировать положительную учебную мотивацию.

Методы и приемы.

  1. Проблемная ситуация,  
  2. Игровая ситуация,  
  3. Дидактические упражнения и игры,
  4. Практическая деятельность (конструирование ракеты),
  5. Динамическая пауза,
  6. Беседа с детьми,
  7. Закрепление и обобщение,
  8. Игра с мячом,
  9. Стимулирование через оценочную ситуацию.

Материалы и оборудование.

  1. Стилизованный дверной замок,
  2. Таблица с пропущенными цифрами,
  3. Цифровые карточки и знаки,
  4. Фломастеры,
  5. Дидактическая игра “Найди свое место”,
  6. Индивидуальные тетради в клетку,
  7. Простые карандаши, подставки,
  8. Дидактический материал к игре «Дострой домики» и карточки с примерами,  
  9. Индивидуальные конверты с цифрами и знаками,
  10. Наборы печатных букв (А З Ч Д А А),
  11. Мягкая (резиновая) игрушка собачка, мяч,
  12. Индивидуальные карточки для составления и решения задач,
  13. Картонные фигурки “девочка” и “мальчик”.
  14. Стимулирующий оценочный материал “пятерки”, “двойка”,
  15. Модель ракеты для игры «Мозаика»,
  16. Геометрические тела: 2 цилиндра, 1 конус, 4 куба, 4 призмы,
  17. Модель планеты «Знание»,
  18. Пирамида «Части задачи»,
  19. Числовой отрезок.

Предварительная работа.

Беседа о космосе, решение примеров и задач, проведение дидактических игр и игровых упражнений: «Живая неделька», «Добавь до целого», «Чье это место», «Отгадай фигуру», «Назови число».

Ход непосредственной организованной образовательной деятельности:

I. Организационный момент.

Интригующая проблемная ситуация: на входной двери висит “замок”, чтобы попасть на непосредственную организованную образовательную деятельность нужно разгадать секрет замка через упражнение “Впиши пропущенные цифры”. (Дети вписывают пропущенные цифры.)

1…3…5…7…6 10

Упражнение “Найди ошибку”.

- Почему же не открывается замок?  (Надо 6 заменить на 9. “Цифра 9 акробатка, то шестерка, то девятка”.)

II. Сообщение темы и целей.

Знакомство с героями Павликом и Машей, которые обращаются к детям за помощью: найти собаку Шарика, которую злая двойка отправила на математическую планету Знание, в город Математических загадок.

- Вы умеете считать, знаете цифры, геометрические фигуры и тела, а главное, умеете решать математические примеры и задачи, а на математической планете нужна смекалка. Покажите сегодня ее.

“Кто найти нам Шарика поможет?

Он вернуться сам домой не сможет.
Мы найдем, нам друга очень жалко.
Пусть поможет в этом нам смекалка”.

III. Работа по теме.

3.1 - Чтобы быстрее добраться в страну математических загадок, понадобится транспорт, отгадайте какой:

Чудо птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд (Ракета.)

-Поиграем в игру «Мозаика» и разгадаем математический секрет, какие фигуры спрятались в рисунке ракеты. (Квадрат, два прямоугольника, круг, ромб, треугольник, два четырехугольника).

3.2 - Давайте построим ракету, только представьте, что детали корабля – геометрические тела. Начнем строительство. Из каких геометрических тел построим корпус ракеты? (Корпус ракеты построим из двух цилиндров.) А купол ракеты? (Купол ракеты построим из конуса.) Что будет вместо турбин? (Вместо турбин будет четыре куба и четыре призмы.) Вот и готов наш космический корабль к полету.

Ждет нас быстрая ракета

Для посадки на . . . планету,

На какую захотим, на такую . . . полетим.

3.3 Вход на космический корабль через упражнение “Найди свое место”. (Соотнесение индивидуальной цифры с количеством и правильное согласование числительного с существительным.)                        

- Попрошу раздать билеты на космический корабль «Дружба» и занять места согласно номеру на билете. Билеты с секретом, если хоть один из вас ошибется, то путешествие не состоится. Проверим.

- Какое место ты, Алена, заняла? (Первое, второе, третье, четвертое, . . . место и т. д.)

                                                                 

IV. Беседа с детьми.

- Перед полетом в космос необходимо пройти проверку:

  1. Какие бывают календари? (Настенный, отрывной, карманный, настольный, плакатный и др.)
  2. Для чего они нужны? Что с их помощью можно узнать? (Показывают число, месяц, дни рождения, выходные, рабочие и праздничные дни. )
  3. Какое сейчас время года? (Сейчас весна.)
  4. Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май.)
  5. Сколько месяцев в году? (В году 12 месяцев.)
  6. Назовите самые теплые месяцы. (Июнь, июль, август.)
  7. Назовите первый месяц года. (Первый месяц года январь.)
  8. Наше путешествие продлиться неделю. Сколько это дней? (Семь дней.)
  9. Какой сегодня день недели? (Сегодня вторник.)
  10. Назовите третий, пятый, седьмой день недели. (Третий день недели – среда. Пятый день недели – пятница. Седьмой день недели – воскресенье.)

V. Закрепление и обобщение знаний о составе числа, составлении и решении задач.

- Я буду стюардессой на корабле. Объявляю старт! Обратный счет: 10, 9, 8, 7, 6, 5. 4, 3, 2, 1. Старт!

Взлет прошел нормально. На корабле прошу соблюдать тишину и спокойствие. Мы находимся в открытом космосе. Посмотрите направо, что вы видите? (Мы видим планету.) Побывать на математической планете сможете, если выполните задания двойки.

Дети встречаются с двойкой, которая просит выполнить ее задания:

5.1 “Расшифруй слово”.

- Давайте вспомним, из каких частей состоит задача?  (Условие, вопрос, решение, ответ.)

- Приготовьтесь к решению задач. 

У пенечков шесть грибочков

И под елкой три.        

Сколько будет всех грибочков,

Ну-ка, говори?

- Что известно в задаче? (Части.) Что неизвестно? (Целое.) Как найти целое? (Сложить части.) Выполните решение и найдите ответ. (6 + 3 = 9) Проверяем.

Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали.

 Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет?

- Что известно в задаче? (Целое и одна часть.) Что неизвестно? (Другая часть.) Как найти другую часть? (Из целого вычесть одну часть.) Выполните решение и найдите ответ. (5 – 1 = 4) Проверяем.

5.2 Решение логической задачи. 

- Из-под забора выглядывают 4 собачьи лапы и 2 куриные. Сколько животных за забором? (За забором 2 животных.)

Динамическая пауза:

 Решили все задачи по порядку,

 Теперь всех приглашаем на зарядку. (Дети встают.)

Мелкие шажки – раз, два, три, (Дети шагают на месте.)

Мелкие прыжки – раз, два, три, (Дети прыгают на месте на двух ногах.)

Вот и вся зарядка – раз, два, три, (Дети выполняют наклоны.)

Мягкая посадка – раз, два, три. (Дети садятся на места.)

- Приготовьтесь к посадке: сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь.

- Вот мы и на математической планете Знание. Чтобы быстрее добраться в город Математических загадок, нам понадобится транспорт. Давайте его построим.

5.3 Упражнение “Слухомоторный диктант”.

2 клетки вниз, 2 влево, 2 вниз, 6 вправо, 2 вверх, 2 влево, 2 вверх, 2 влево. (Работа на листе в клетку.)

- Получился матемаход. Слово матемаход получилось из двух слов: математика и ходить. Это транспорт, на котором можно передвигаться по городу Математических загадок. Итак, на чем мы поедем? (Мы поедем на матемаходе.)

5.4 Упражнение “Найди ошибки и исправь их”.

- В этом городе необычные дороги – числовые отрезки. Чтобы по ним проехать, надо знать правила движения. Что происходит с числами при движении вправо (влево)? (При движении вправо числа увеличиваются, а при движении влево – уменьшаются.)

- Найдите ошибки и исправьте их.

Проводится работа по карточкам. Ответ дети обосновывают (6> 9 – неверно, потому что число 6 находится левее числа 9; 7> 4 – верно, потому что число 7 находится правее числа 4.)

- Вот мы и в городе! Наверное, на этой улице живет двойка, которая увела Шарика?

5.4 Упражнение “Дострой домики”. (Проводится для закрепления состава чисел из двух меньших.)

Появляется Шарик, который просит помочь достроить домики под номером 7, 8 по образцу.

- Посмотрите на домик под номером 6. Сколько синих кирпичиков в домике под номером 6? (В домике под номером 6 четыре синих кирпичика.) Сколько добавите красных кирпичиков, чтобы стало 6? (Добавим 2 красных кирпичика.) Значит 6 – это 4 и 2. (4+2=6)

- Давайте расскажем, как мы ремонтировали домики под номером 7 и 8, составим примеры. (Проводится аналогичная работа с домиками под номером 7 и 8.)

Предлагается проблемная ситуация для домика № 6.

– Правильно ли составлен пример 6 - 2 = 4? (Индивидуальное составление примеров по своему домику.)

Шарик благодарит детей и раскрывает секрет, где находится злая двойка: “Идите прямо и поверните налево”.

5.5. Игра с мячом “Назови соседей”.

Дети встречаются с двойкой, которая просит поиграть с ней в игру с мячом «Назови соседей чисел».

Воспитатель бросает мяч и называет число, а дети называют предыдущее и последующее число, бросают мяч обратно.

- Назови соседей числа 3 (Это 2 и 4), 5 (4 и 6), 7 (6 и 8), 8 (7 и 9) и т. д.  

Появление спасенного Шарика.

- Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться в детский сад. Предлагаю поудобнее занять места в ракете. Впереди по курсу Земля. Через 15 секунд приземлимся. (Проводится обратный отсчет.) Вот мы и снова на родной Земле.

VI. Итог занятия.

- На какой планете мы побывали? (Мы побывали на математической планете.)

- Почему полет прошел успешно? (Полет прошел успешно, потому что мы были дружными, внимательными, правильно выполнили задания.)

- Какие задания выполняли? (Дети вспоминают и перечисляют.)

Стимулирование через оценочную ситуацию (выдача пятерок).

 

Используемая литература

  1. «Развитие элементарных математических представлений – анализ программ дошкольного образования» Е.С. Демина М., 2009 г.;
  2. Новикова В. П. Математика в детском саду. – Москва: Мозаика-Синтез, 2009;
  3. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. - Москва: Баласс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Игра-путешествие в город Знаек»

При организации, данной непосредственной организованной образовательной деятельности реализуются образовательные области: "Социализация», «Познание", "Коммуникация", "Музыка"....

Конспект итоговой непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Путешествие на остров математики» ( «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье»)

Программное содержание.Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.Обучающие задачи:Упражнять в счёте в пределах 10.Закрепить знания детей о соседях чисел в предел...

КОНСПЕКТ итоговой непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательным областям «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» на тему: «Сказка в гости к нам спешит » (для детей 2 младшей группы )

КОНСПЕКТитоговой непосредственно   организованной образовательной деятельностипо образовательным областям«Чтение художественной литературы»,«Художественное творчество»на тему:  «Сказка ...

КОНСПЕКТ итоговой непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательным областям: «Познание» (ознакомление с природой), «Художественное творчество» (рисование) на тему: «Лесное путешествие» (для детей средней группы)

КОНСПЕКТитоговой непосредственно организованнойобразовательной деятельностипо образовательным областям:«Познание»  (ознакомление с природой),«Художественное творчество» (рисование)на тему: «Лесно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по теме: «Старинный город с крылатым именем Орел»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,   «Социально-коммуникативная развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическая культура»....

КОНСПЕКТ итоговой комплексной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе с приглашением родителей «Путешествие с куклой Катей»

Цель: обобщение знаний полученных на предыдущих занятиях.Закреплять знания о геометрических фигурах, основных цветов.Закрепление знаний о безопасном поведении дома.Задачи:Образовательные: - Продолжать...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в город мастеров»

Расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей. Помочь понять значимость разных профессий в жизни людей, упражнять в умении употреблять в речи обобщающие слова и выражен...