Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы ДОУ
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Аубекерова Алия Насибулаевна

Конспект организованной образовательной деятельности «Поможем Водяному». Старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

Тема: «Поможем Водяному»

Возраст: дети дошкольного возраста 5-6 лет

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Виды задач

Интеграция образовательных областей

  1. Обучающие
  1. Познакомить детей с разными способами очистки воды в бытовых условиях.
  2. Учить дошкольников делать выводы по результатам опытно-экспериментальной деятельности.
  3. Обогащать активный словарь детей новыми понятиями: «фильтрование», «фильтр», «лаборант», «лаборатория».
  4. Закреплять правила безопасного поведения во время эксперимента.
  5. Сформировать у дошкольников первоначальные представления о работе очистных сооружений.

Познавательное развитие, речевое развитие

  1. Развивающие
  1. Способствовать развитию мышления, умению сравнивать и обобщать результаты деятельности.

Познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие

  1. Воспитательные
  1. Воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу.
  2. Воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе.

Социально-коммуникативное развитие

Предварительная работа с детьми: цикл занятий по ознакомлению детей со свойствами воды, беседы о роли воды в жизни человека, животных, растений, наблюдения за водой, снегом, льдом на прогулках.

Виды детской деятельности в ходе ОД: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

 

Оборудование и материалы к ООД: мультимедийное оборудование, одноразовые стаканы, воронки, одноразовые ложки, материалы для фильтрации (марля, песок, гравий, древесный уголь), салфетки, клеёнки на столы, мольберт, указка, влажные салфетки.

Организация детей: групповая, индивидуальная

ОД:

Этапы ОД

Продолжительность

№ задачи

Методы, приемы, формы

Ход

1.Организационный этап (подготовка к ОД)

1 мин.

-

Игровое упражнение

Воспитатель: Ребята, поприветствуем друг друга и наших гостей.

  - Доброе утро! – птицы запели.

Добрые люди вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам,

Солнце встаёт и идёт по делам.

-Воспитатель: Нас тоже ждут интересные дела и новые открытия.

2.Мотивационный (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию)

5 мин.

   2.2

1.5

3.1

2.2

Отгадывание загадки

Беседа

Коллективная форма работы

Просмотр видеофрагмента

Сюрпризный момент

Беседа

Принятие единого решения

Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

Меня пьют, меня льют
Всем нужна я,

Кто я такая? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, что вы знаете о воде? (Ответы детей)

Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, почему в наших домах из крана льётся чистая вода? (Ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о том, какой путь проходит вода.

Воспитатель: Много людей трудятся чтобы мы пользовались чистой водой. Поэтому воду надо:

Дети: Беречь!

Воспитатель: - Ребята, мне на электронную почту пришло видео-письмо. Предлагаю вам его посмотреть

 Воспитатель: -Ребята, кто просит о помощи? (ответы детей)

- В какую беду он попал? (ответы детей) 

Воспитатель: Как вы считаете, пригодна ли такая вода для использования? (ответы детей)

- Почему? (ответы детей)

- Я согласна с вами.  Хотите ему помочь и подсказать как он может в своём водоёме очистить воду? (ответы детей) 

3.Этап создания проблемной ситуации (актуализации знаний)

3. Игровая деятельность

1 мин.

   

2.2

  Беседа- рассуждение

Проблемная ситуация

Обобщение ответов

 

Воспитатель: - Ребята, как вы считаете с помощью чего Водяной сможет очистить воду самостоятельно? (Ответы детей)

Воспитатель: Как это можно сделать? (Ответы детей)

4.Этап решения   проблемной ситуации.

15 мин.

3.2

1.3

1.4

1.3

2.2

3.2

1.1

3.2

1.2

2.2

1.2

2.2

1.2

2.2

3.2

 

Динамическая пауза

Игровая ситуация

Введение в активный словарь новых слов

Дид. упражнение «Можно-нельзя»

Проблемный вопрос

Опытно-экспериментальная деятельность

Объяснение

Сравнение результатов

Беседа (вопросы)

Обобщение ответов

Проблемная ситуация

Демонстрационный опыт

Обобщение ответов

Запись видеообращения

Звуковой сигнал

Просмотр видеофрагмента

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам стать учёными-исследователями и провести опыты по очистке воды. Согласны?

Но сначала отдохнём.

Физкультминутка:

Очень всем нужна вода,

Делай раз и делай два.

Звери у ручья напились,

Вправо, влево наклонились,

На носочки вместе встали,

Тучку лапками достали.

Дружно хлопнули в ладоши:

До чего же день хороший!

Дождик вдруг полил с утра,

На работу нам пора.

Воспитатель: Ребята, где мы будем проводить опыт? (Ответы детей)

Воспитатель: Для работы необходимо надеть специальную форму: это фартук и шапочка.

(Дети надевают форму. Воспитатель помогает)

Воспитатель: Теперь вы настоящие лаборанты. Прежде чем пройти на рабочие места вспомните правила поведения в лаборатории. (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям пройти к столу, на котором стоят тарелочки с материалами для фильтрации.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите содержимое тарелок.

 Расскажите, что лежит в тарелках?                                      

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, когда очищают воду, это значит её фильтруют, а материалы, через которые фильтруют называют фильтрами. Нашими фильтрами будут природные материалы – песок, камни и уголь.

Как вы думаете, какой фильтр очистит лучше?  (Ответы детей)

Воспитатель: Как можно это узнать? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Я предлагаю вам выбрать любую тарелку с фильтром и пройти на рабочее место.  

- Возьмите пустой стакан, вставьте воронку, положите в воронку марлю, на марлю (песок, камни, древесный уголь) и пропустите грязную воду.

Воспитатель: Понаблюдайте какая вода вытекает? (Ответы детей)

 Воспитатель: Теперь сравним полученные результаты.

(Дети сливают очищенную воду в три колбы)

Воспитатель: Получилось очистить воду? (Ответы детей)

Воспитатель: Везде ли вода одинаково чистая? (Ответы детей)

Воспитатель: Скажите, ребята, через какой фильтр очистил воду лучше? (Ответы детей)

Воспитатель- Ребята, как вы считаете, какая получится вода, если её пропустить через несколько фильтров? (Ответы детей) 

Почему?

Сделать тройную очистку: через марлю, песок, камни и древесный уголь.

Воспитатель: Ребята, что произошло с водой после очистки сразу несколькими фильтрами? (ответы детей)

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю записать ответное видео-сообщение Водяному. Научите его как можно очистить воду в водоёме. С помощью каких фильтров? (Один из детей рассказывает)

Воспитатель: Наша работа в лаборатории подошла к концу.

(Воспитатель предлагает детям снять фартуки и шапочки. В это время раздаётся сигнал о принятом СМС сообщении).

Воспитатель: Ребята, Водяной ответил на ваше видео- сообщение. Предлагаю вам его посмотреть.

(На экране Водяной со словами благодарности)

5.Этап закрепления знания в играх

1 мин.

1.2

2.2

Беседа

Обобщение знаний

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какое вы доброе дело сделали? (ответы детей)

 - Какие способы очистки запомнили?

6.Рефлексивный этап (подведения итогов ООД, самооценка детей).

2 мин.

2.2

Рассуждение

Беседа

 - Ребята, вам интересно сегодня было? (ответы детей)

- С кем поделитесь новыми знаниями?

- Что запомнилось больше всего?

- Ребята, как можно использовать воду, которую профильтровали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ЗАНЯТИЯ – ТРЕНИРОВКИ непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы

- закреплять умение ходить на носках, пятках, на внешней стороне ступни, между расставленными на полу предметами, не касаясь их.  Бегать на носках, с ускорением, змейкой, с захлестыванием ног наз...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Любимый овощ Антошки»

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе, направленную на расширение знаний детей о картофеле, его происхожде...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы на тему «Что такое воздух»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы на тему  «Что такое воздух» Цель занятия: формировать представления детей о воздухе...