Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Любимый овощ Антошки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Боровская Светлана Валентиновна

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе, направленную на расширение знаний детей о картофеле, его происхождении, пользе, условиях выращивания. Одна из задач разработки - познакомить с продуктом, получаемым из картофеля - крахмалом, с методом его определения экспериментальным путём.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Любимый овощ Антошки»

Цель: формирование у детей представлений о картофеле, как о продукте питания; развитие познавательного интереса.                                                                        Задачи:                                                                                                                                - Расширить знания детей о картофеле, его происхождении, пользе, условиях выращивания;                                                                                                                - Познакомить с продуктом, получаемым из картофеля – с крахмалом, с методом его определения экспериментальным путём;                                                                                                                                                                                                                                      - Развивать связную речь, логическое мышление;                                                                                                                                     - Упражнять в использовании предлогов (в, на, над, под, через);                                                                                                          - Обогащать и активизировать словарный запас детей (клубни, компресс, глазки, окучивание, сорт, раствор, крахмал);                                                                                                                                                                                                                    - Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, наблюдательность, мышление.                                                                                             Оборудование и материалы: игрушки Незнайка и Антошка, карточки-схемы алгоритма посадки картофеля, проведения опыта «Определение крахмала», фотографии блюд из картофеля, наглядный материал «Картофель», ноутбук, клубни картофеля с проклюнувшимися глазками, разных сортов, позеленевшие клубни, одноразовые стаканчики с водой на каждого ребёнка, крахмал, палочки от мороженого, йод, пипетка, раскраски.                                                      Методы и приёмы: игровая ситуация, диалог, беседа, художественное слово, рассматривание схем и иллюстраций, беседа по ним, дидактическая игра «Вершки-корешки», просмотр видеофильма, мультфильма, физминутка, опыт, продуктивная деятельность дошкольников, выводы, подведение итогов. 

Ход занятия:

Организационный момент:                                                                                «Ну-ка, дети, встаньте в круг! Ты – мой друг, и я – твой друг. Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. День начнётся с теплоты, с теплоты и доброты. Согревают нас улыбки и сбываются мечты!»

Воспитатель: ребята, сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Но пришёл не один, а со своим другом. (Демонстрация игрушек Незнайки и Антошки). Вы его узнаёте? Правильно, это герой нашего любимого мультфильма – Антошка. Антошка никогда не был в детском саду, ему здесь очень интересно. Но пришли они не только поэтому. Незнайка хочет вам рассказать, что с ним приключилось этим летом, когда он гостил у Антошки в деревне. Хотите узнать, что случилось с Незнайкой? Приехал Незнайка к Антошке в деревню и отправился окрестности осматривать, знакомиться со всеми. И попал на огород. Ребята, вы знаете, что такое огород? (Ответы детей). Да, это место, где выращивают разные овощи. У нас в детском саду тоже есть огород. Что мы с вами выращивали в этом году? Правильно, кабачки. Но Незнайка никогда не занимался выращиванием овощей, и совсем в них не разбирается. Увидел Незнайка, что на кустах висят маленькие зелёные ягоды. «Наверное, это яблоки», - подумал Незнайка, сорвал ягоды и съел. К вечеру у него так разболелся живот, что пришлось вызывать скорую помощь и везти Незнайку в больницу. Что случилось с Незнайкой, ребята, как вы думаете? Почему так произошло? И что за ягоды съел Незнайка? Есть один овощ, который мы очень хорошо знаем, но, как оказалось, недостаточно хорошо. У него много загадок. Отгадайте, о каком овоще пойдёт речь?                                                          Загадки:

- Он и в дождик, он и в зной прячет клубни под землёй.                                                                                                                                                                                         Клубни вытянешь на свет – вот и завтрак, и обед. (Картофель)

- Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире. (Картошка)

- Закопали в землю в мае и сто дней не вынимали.                                                                                                                          А когда копать пошли, сразу десять вдруг нашли. (Клубни картофеля)

Стихотворение-загадка                                                                                    Самый главный овощ этот. Расскажу вам по секрету,                                                                                                                                      С этим овощем рецептов, как загадок и ответов,                                                                                                                                          Больше тысячи, наверно, и все необыкновенны!                                                                                                                     И вареников начинка, и гарнир к филе-грудинке,                                        Каждый любит есть толчёнку и мальчишка, и девчонка.                                                                                                    И, конечно, всем приманкой станет с нею запеканка.                                                                                                             В суп любой положим смело! С ней, любимой, нет предела.                                                                                               С нею есть рецепт котлеты, вот такой вот овощ этот!                                                                                                                             Думать тут совсем немножко, все узнали вы картошку. (Е. Осипова)  

Воспитатель: правильно, ребята, речь пойдёт о картошке.  Есть такая поговорка «Картошка хлеб бережёт». Как вы думаете, почему так говорят? (Ответы детей). Картофель – очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его варят, жарят, запекают, делают из него котлеты, начинку для вареников и пирожков, картофельное пюре, добавляют в супы. (Воспитатель демонстрирует картинки с блюдами из картофеля. Рассматривание, обсуждение).                                                                                                                 Воспитатель: Вы запомнили, как можно приготовить картошку? Какие блюда из картофеля готовят в нашем детском саду?  (Ответы детей). Но картофель нужен людям не только для еды, он – хорошее лекарство. При простуде и кашле очень полезно дышать над паром сваренной картошки и прикладывать сваренный картофель к груди, делать компресс. Ещё картофель лечит ожоги и нарывы, смягчает кожу.

Воспитатель: Ребята, если картофель такой нужный и полезный овощ, почему тогда Незнайка заболел, когда съел ягоды картофеля? Вы не догадываетесь? Вы знали, что у картофеля тоже бывают ягоды? (Демонстрация иллюстрации кустов картофеля с ягодами. Обсуждение, версии детей). Это плоды, которые появляются на месте цветков, маленькие зелёные шарики, похожие на помидорки. Только есть их нельзя, потому что они содержат вещество соланин и поэтому достаточно ядовиты. Незнайка забыл одно главное правило. Какое, ребята? (Ответы детей). Правильно, нельзя есть незнакомые плоды и ягоды! Никогда не забывайте это правило!

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с Незнайкой и Антошкой в игру «Вершки-корешки». (Дидактическая игра). Какая часть у картофеля съедобная? Как она называется? (Воспитатель вводит новое понятие «клубни»).

Воспитатьель: Ребята, ни Незнайка, ни Антошка не знают, откуда появился картофель? Я предлагаю всем вместе отправиться ненадолго в прошлое, согласны? (Просмотр видеофильма «Откуда взялся картофель?»)

А теперь пора размяться.

Физминутка «Шли с картошкой пирожки…»                                                                                                       Шли с картошкой пирожки (ходьба на месте),                                                                                      Шли с морошкой пирожки (прыжки),                                                                                                             Шли окрошка и гуляш (приседания),                                                                                                                    Шли коржи (киваем головой) и шёл грильяж (прыжки на одной ноге) -                                                  Очень вкусная конфета (прыжки на одной ноге)                                                                                      После сытного обеда (садимся на места).                                                                                                          

Воспитатель: Пятьсот лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Да и откуда было знать, если до родины картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов еще не доплывал. (Демонстрация карты мира, на которой красной стрелкой обозначен путь от Южной Америки до Европы. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, были семена, клубни, зерна новых, не известных Европе растений, и среди них картошка. Люди не хотели выращивать картошку, так как считали, что она ядовитая. Цветки картофеля использовали в качестве украшения: нашивали на шляпы, платья; делали бусы, браслеты. Один английский богач решил угостить друзей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель отцветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебристом блюде были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосило лицо, кто-то выбежал из-за стола… Ведь ели гости картошку не с того конца. В Россию завёз картофель Пётр I. Раньше картошку в России не выращивали, люди не сразу поняли, что у картошки главное – клубни. Однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная.

Так картошка стала для нас вторым хлебом. Антошка говорит, что у них в деревне это самый любимый овощ. Все его выращивают. Вы знаете, ребята, как сажают картошку, сколько труда нужно вложить, чтобы вырастить картофель? Возьмите в руки по клубню и рассмотрите внимательно. Какого он цвета, формы? У него есть выемки – глазки, откуда появляются ростки. Сверху клубень покрыт кожурой. (Демонстрация клубня картофеля с наклюнувшимися ростками. Рассматривание и обсуждение алгоритма посадки картофеля.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нужно картофелю для роста? Когда люди сажают картофель? Почему? (Ответы детей). Правильно, картофель сажают весной, когда становится тепло. Ему нужен солнечный свет, полив, тёплая погода, прополка, рыхление и окучивание, защита от вредителей. (Показ схемы посадки картофеля и фаз его роста).

Физкультминутка

Из ведерка – прыг! – на грядку,

Все по делу, по порядку.

Ты, картошечка-картошка,

Посиди в земле немножко,

Только там не засыпай,

А быстрее прорастай!

И расти на радость нам,

Не по дням, а по часам.

Мы тебя затем сажаем,

Чтоб вернулась урожаем!

Прыжок вперёд

Поочерёдное выставление рук вперёд

Грозим пальцем одной руки

Присаживаемся на корточки

Грозим пальцем одной руки

Руки поднять

Медленно начинаем вставать

Встали

Обе руки вперёд

Руки полукругом перед собой.

Воспитатель: ребята, у вас одинаковые клубни или разные? Как вы думаете, почему они отличаются друг от друга. (Варианты ответов детей). Картофель имеет разный цвет и отличается по форме клубней, потому что существует много разных сортов картофеля. Это похоже на то, как люди отличаются друг от друга. У Карины тёмные волосы, а у Кати светлые, Саша высокий, а Мирон пониже. Так и клубни отличаются по вкусу и по цвету: есть жёлтые, белые, розовые, фиолетовые. У меня в руках зелёный клубень.  Как вы думаете, может, это особый сорт картофеля? Нет, такой позеленевший картофель ни в коем случае нельзя употреблять в пищу, потому что в нём тоже содержится соланин, он ядовит и опасен.                                                                                                                                                                

Воспитатель: Ребята, а что ещё содержится в клубнях картофеля, благодаря чему они такие вкусные, рассыпчатые и полезные? (Ответы детей). В картофеле содержится крахмал, его ещё называют картофельной мукой, потому что он такой же белый, как мука. У вас в стаканчиках находится крахмал. Рассмотрите его внимательно, понюхайте. На что похож крахмал? (Ответы детей). Люди научились выделять крахмал из картофеля и использовать его в разных целях, ведь крахмал обладает множеством полезных свойств. Его добавляют в чистящее средство для окон и мебели, крахмалят скатерти и бельё, чтобы они дольше сохраняли цвет и форму, используют в кулинарии. Крахмал хорошо успокаивает раздражения кожи, из него делают компрессы. Ребята, Незнайка и Антошка не верят, что это крахмал. Как же нам их убедить? Я знаю один верный способ. Он всегда позволяет точно определить, есть в продукте крахмал, или нет. Может быть, вы тоже знаете этот способ? (Ответы детей). Предлагаю вам провести опыт. Для этого нужно в стаканчик с водой насыпать немного крахмала и размешать. Какого цвета раствор у вас получился? (Ответы детей). Затем добавить в раствор несколько капель йода. Что произошло? (Ответы детей). Раствор посинел. Какой вывод мы можем сделать? (Обсуждение результатов опыта). Крахмал при добавлении йода синеет. Предлагаю вам зарисовать этапы опыта, опираясь на схему.

Подведение итогов:                                                                              Воспитатель: ребята, сегодня вы много нового узнали о таком обычном и привычном для нас растении, как картофель. Какую часть картофеля можно употреблять в пищу, а какую нельзя?                                                                                                  Воспитатель: какие блюда готовят из картофеля?                                                                                 Воспитатель: что вам запомнилось из истории появления картофеля?                                                                                                                  Воспитатель: что должен делать человек, чтобы вырастить хороший урожай картофеля? (Вскопать землю, посадить картошку, окучивать, удобрять, бороться с вредителями, поливать, потом выкопать картошку).                                                                                                                          Воспитатель: какое вещество получают из картошки? Где применяют крахмал? Какое мы сделали открытие, что смогли доказать?                                                                     Воспитатель: Незнайка и Антошка очень рады, что побывали у нас в саду и узнали столько нового и интересного. В благодарность за это Антошка предлагает вам посмотреть мультфильм «Антошка», а затем раскрасить картинки с изображением цветущих картофельных кустов.

Литература:

  • Н. Надеждина Где щи, там и нас ищи! – М.: Малыш, 1989., С. 13 – 15
  • Багрова Л.А. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения. –М.: АСТ, 1996. –512с.
  • Каука Р. «Медвежонок Миша». Открываем мир: Пособие для игрового обучения. Пер. с нем. М.В. Медведевой. М.:ЭКСМО, 1997. – 96 стр.
  • Фифилова Е. П., Поторочина Е. А. «Окружающий мир» изд.2-е, испр. и доп. Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. М:. «ВАКО», 2006, 320 стр.
  • Интеренет-ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=suxPZyYlOms, https://detskiychas.ru/stihi/pro_rasteniya/stihi_pro_kartofel/, https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-na-temu-kartoshka-eto-chudo-4439589.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ЗАНЯТИЯ – ТРЕНИРОВКИ непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы

- закреплять умение ходить на носках, пятках, на внешней стороне ступни, между расставленными на полу предметами, не касаясь их.  Бегать на носках, с ускорением, змейкой, с захлестыванием ног наз...

Конспект занятия по продуктивной (конструктивной) деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «В гости к звездам».

Цель:v    развивать у детей художественно – творческие способности;v    совершенствовать ранее полученные навыки;v    совершенствовать навыки работы с бума...

Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности для детей старшей группы: «Поможем лего-человечкам в строительстве города».

Данный материал поможет развитию способностей детей к моделированию с помощью лего-конструктора.Материал предназначен для детей старшей группы (5-6 лет)....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....