Семинар-практикум для воспитателей "Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ"
методическая разработка по теме

Калиянц Людмила Сабировна

Материад в копилку старшего воспитателя. Представлена структура физкультурного занятия и утренней гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkult.ozdorov.rabota_v_dou.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Физкультурно-оздоровительная  работа в ДОУ»

Физкультурные занятия. Утренняя гимнастика.

Основные понятия физического воспитания.

  1. Физическое развитие – процесс изменения форм и функций организма человека, который осуществляется под воздействием внешней среды и воспитания и характеризуется антропометрическими и биометрическими показателями (пример – рост, вес, сила мышц рук и ног, качество слуха и зрения)
  2. Физическая подготовленность – уровень двигательных навыков, умений, физических качеств, который определяется нормами и требованиями (пример -  пробежать 100м за определенное количество секунд)
  3. Физическое совершенство -  высокий уровень физического развития и высокая степень здоровья и физическая подготовленность к жизни (пример – подготовка космонавтов к полету)
  4. Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на воспитание и формирование двигательных навыков и умений и связанных с ними знаний о физическом воспитании ( пример - уроки физкультуры в школе, занятия физкультурой в детском саду)
  5. Физические упражнения -  это движения и двигательная деятельность, отобранная в качестве средств физического воспитания (ходьба, бег, прыжки, наклоны, приседания, метание, лазание и др.)
  6. Спорт – специальная деятельность, направленная на достижение высоких результатов по каким-либо физическим упражнениям (легкая атлетика, гимнастика, плавание, футбол и др.)

Задачи физического воспитания в ДОУ.

  1. Оздоровительная.

                Охрана жизни и здоровья, укрепление здоровья, улучшение                         физического развития, повышение работоспособности организма,                 закаливание.

  1. Образовательная.

                Формирование двигательных навыков и умений, развитие                                 физических качеств, привитие навыков правильной осанки.

  1. Воспитательная.

                Воспитание привычки к строгому соблюдению режима,                                 потребность в ежедневных занятиях физическими упражнениями,                 воспитание организаторских способностей.

Средства физического воспитания в ДОУ

  1. Гигиенические факторы

                Соблюдение режима

                Соблюдение личной гигиены

                Гигиена одежды и обуви

  1. Использование сил природы

                Солнце

                Воздух

                Вода

  1. Физические упражнения

                Гимнастика

                Подвижные игры

                Спортивные упражнения

                Туризм (пеший, лыжный, велосипедный)

  1. Движения в других видах деятельности

                Музыкально-ритмические движения

                Движения в лепке, рисовании, аппликации

                Движения в режимных процессах (умывание, одевание-раздевание, причесывание)

                Движения в элементарно-трудовой деятельности.

Основной формой организованного  систематического обучения физическим упражнениям в ДОУ является физкультурное занятие.

Структура физкультурного занятия.

Занятие состоит из 3 частей.

1 часть – Вводная

Длительность по времени – 3-6 мин.

Построение, равнение, размыкание, поворот, ходьба, виды ходьбы, игры и упражнения на внимание, бег ( 1-2 мин.), ходьба, перестроение.

2 часть  - Основная

Длительность по времени :

младшая гр.

средняя гр.

старшая  гр.

подготовит.гр.

10-15 мин.

15-18 мин.

18-20 мин.

23-25 мин.

а) Комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ)

Последовательность: а). для рук         б).  для рук

                                        для туловища                для ног

                                        для ног                           для туловища

Проводится с предметами (флажки, мячи, палки) и без них.

Исходное положение: стоя, сидя, лежа, с колен

Методика проведения: дать название упражнения, показать, принять исходное положение, выполнить.

Количество и дозировка  упражнений:

младшая группа

средняя группа

старшая группа

подготовит.группа

3-4 упр.

(по 4-5 раз)

4-5 упр.
(по 5-6 раз)

5-6 упр.

(по 6-8 раз)

6-8 упр.

(по 8-10 раз)

подскоки и прыжки

2 раза по 10-15

2-3 раза по 20

2-3 раза по 30

3-4 раза по 40

б) Основные виды движений (ОВД)

Проводится 2-3 упражнения с разными видами движений. Используется имеющееся физкультурное оборудование и атрибутика.

Например:

1. Прыжки на двух ногах через шнуры с продвижением вперед

2. Перебрасывание мячей двумя руками снизу (расстояние - 1,5 м)

3. Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове

в) Подвижная игра

Проводится хорошо знакомая детям игра.

Не должно повторяться движение из числа основных видов движений

3 часть – Заключительная

Длительность по времени – 2-4 мин.

Построение, ходьба, виды ходьбы, упражнения для рук и плечевого пояса, зрительная гимнастика, упражнения на дыхание.

Типы физкультурных занятий:

  1. Классический
  2. Сюжетный

                Структура классическая, но проводится по единому сюжету, например «Прогулка в лес», «Моряки», «В зоопарке».

  1. Игровой

                В каждой части вместо упражнений подбираются подвижные игры с различными видами движений.

В подготовительной группе за одно занятие используется до 7-8 подвижных игр.

        

Способы организации детей на физкультурном занятии.

  1. Фронтальный

                 В

а)        б)

Подбрасывание и ловля мяча                        

                                                Бросание мешочков в обруч

  1. Индивидуальный

         

            Прыжок в длину

     

Прыжок в длину

 3. Поточный                                     4.  Посменно-поточный

Подлезание под 3 дуги

                                                Перепрыгивание через  веревочки по  3                                                                                 человека

5. Круговой

        6. Групповой

        

                                                                       а. подбрасывание и ловля мяча

                                                                      б. ходьба по гимнаст.скамейке

                                                                    в. прыжки из обруча в обруч

Основные виды движений

ХОДЬБА

  1. обычная
  2. на носках
  3. на пятках
  4. на наружных краях стопы
  5. с высоким подниманием колен
  6. широким шагом
  7. приставным шагом
  8. гимнастическая ходьба
  9. в полуприседе
  10.  в приседе
  11.  спиной вперед

БЕГ

  1. обычный
  2. на носках
  3. с высоким подниманием колен
  4. широким шагом
  5. прыжками
  6. бег скрестным шагом
  7. с захлестом назад

РАВНОВЕСИЕ

  1. ходьба по бревну, по буму
  2. ходьба по скамейке
  3. ходьба с грузом на голове
  4. ходьба с перешагиванием через предметы, препятствия

ПРЫЖКИ

  1. подпрыгивания
  2. подскоки (на 1 ноге, на 2-х ногах)
  3. в длину с места
  4. в длину с разбега (разбег 6-12 м)
  5. в высоту с места
  6. в высоту с разбега (разбег 9-12 шагов, только с 5 лет)
  7. прыжок с высоты (мл. возраст – 10-15 см, старший возраст – 35-40 см)
  8. через короткую скакалку
  9. через длинную скакалку
  10.  впрыгивание

МЕТАНИЕ

  1. катание мячей (младшая группа)
  2. прокатывание мячей в воротики (младшая группа)
  3. подбрасывание и ловля мяча
  4. метание одной рукой:
  • из-за спины через плечо
  • снизу
  • сверху
  • сбоку
  • от груди
  1. метание двумя руками:
  • из-за головы
  • от груди
  • снизу
  • сбоку
  • от плеча

ЛАЗАНИЕ

  1. Ползание
  • на спине
  • на животе
  • на четвереньках
  • по веревке
  • по бревну, по скамейке
  1. Подлезание (без помощи рук)
  • комочком
  • боком
  • лицом вперед
  • спиной
  1. Пролезание в обруч (диаметр 50 см)
  • боком
  • сверху вниз
  • снизу вверх
  1. Влезание
  • с помощью рук
  • без помощи рук
  1. Лазание
  • по шведской стенке
  • по канату

СТРОЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

  1. Построение (по росту – со средней группы)
  • в колонну(строй, в котором дети расположены в затылок друг другу на дистанции 1 шага)
  • в шеренгу (строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии  лицом к воспитателю на расстоянии 1 ладони)
  • в пары
  • в круг
  • врассыпную

Равнение по росту. У ведущих - цветной флажок. Каждая колонна идет за своим ведущим к ориентиру. Можно повернуть колонну, тогда маленькие окажутся первыми.

  1. Перестроение
  • из колонны (в пары по 2,  в колонны по 3, 4)
  • из шеренги (в 2-3 колонны, в пары)
  1. Повороты:
  • переступанием (младшая гр.)
  • прыжком (средняя гр.)
  • носком с приставлением другой ноги (старшая и подгот.гр)
  1. Размыкание и смыкание

                Соблюдается интервал (на расстоянии вытянутой руки) показывается способ (обычный шаг, приставной  или прыжок), направление (вперед, назад)  и соблюдается  счет.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Структура

1 часть – Вводная

        Построение в шеренгу, равнение, повороты, ходьба, виды ходьбы,         бег, виды бега, ходьба, перестроение в 2-3 колонны.

2 часть -  Комплекс ОРУ

        а) с предметами  (2 комплекса в месяц с разными предметами)

        б) без предметов  (2 комплекса в месяц)

3 часть – Заключительная

        Построение, ходьба, упражнения для плечевого пояса, упражнение         на дыхание. Можно провести несложную знакомую игру.

*   *    *                                 *   *    *                В

*   *    *

 *   *   *   *         *

 *       *    *  *  *        *      

*        *

*  *   *   *   *   *  *

*                                           

         В  

  *  *  *  *  *  *   *  *  *  *

     )            )            )

            В

*  *  *  *  *   *   *  *  *   *  *

      *                    

      *

      *                                    

                 В

*                                                                                      

*                                                              

*                                                                

*                    В                                              

*                                                              

*

                                

                                

           В                         В                             В

      а                          б                           в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...

Семинар-практикум для воспитателей "Нетрадиционные формы работы со сказкой"

Использование в работе со народной сказкой методов и приемов ТРИЗ-ТРВ....

Семинар -практикум «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно-речевому развитию»

Семинар-практикум «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно-речевому развитию»Арт-педагогика. Сказкотерапия (дидактическая сказка).Арт-педагогика (художественная педагогика)...

Семинар – практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО».

Семинар – практикум«Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО»...

Презентация к семинару - практикуму "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми".

В презентации раскрывается цель и виды здоровьесберегающих технологий....

Семинар – практикум «Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками »

Семинар – практикум«Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками »...

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Работа детей с красками- начало творческой деятельности»

Семинар-практикум для воспитателей по теме:      «Работа детей с красками- начало творческой деятельности»...