Главные вкладки

    Семинар -практикум «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно-речевому развитию»
    консультация на тему

    коробкова любовь александровна

    Семинар-практикум «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно-речевому развитию»

    Арт-педагогика. Сказкотерапия (дидактическая сказка).

    Арт-педагогика (художественная педагогика) – это понятие не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Арт-педагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках дошкольного воспитания не только художественное воспитание, но и все компоненты учебно – воспитательного процесса, а при необходимости и коррекционного воздействия, средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребёнка.

    В настоящее время артпедагогика в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства); библиотератию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки);вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (лечебное воздействие движением) т.д.

    В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия.  Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Издавна жизненный опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определённый вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории являются терапевтическими. Именно они являются основой сказкотерапии.

    Выделяют пять видов сказок:

    ·         художественные сказки – это народные и авторские;

    ·         дидактические сказки создаются педагогом для подачи учебного материала;

    ·         психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка, имеют ограничение по возрасту (примерно 11- 13 лет);

    ·         психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий;

    ·         медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.

    Я предлагаю более подробно остановиться на дидактических сказках.

    Дидактические сказки создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

    Алгоритм дидактической сказки – задания:

    1. Создания образа сказочной страны, в которой живёт одушевлённый символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.

    2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые   сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень),   тяжёлое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).

    3. Восстановление страны: чтобы восстановить страну нужно выполнить определённое задание (упаковка учебного задания).

    При работе со сказками у детей значительно повышается мотивация, появляется смысл выполнения задания. Мы используем и сочиняем сказки, чтобы ребёнок проникся учебным материалом, чтобы восприятия и усвоение материала проходило на более высоком уровне. Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными. И это очень важно! Занимательная сторона занятия принесёт радость и детям, и вам.

    Важнейшее место в организации совместной деятельности по сочинению (передаче) сказочного сюжета отводиться коммуникативной, диалогической составляющей. Взрослый ведёт сказку, задаёт интонацию: выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя эталонов, заинтересованного слушателя. Подхватывает, воспроизводит ситуацию ребёнок – рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребёнка в мир знаний, успеха, добра и красоты.

    ПРИМЕР использования дидактической сказки – формирование элементарных экологических представлений (сезонные изменения, развитие речи)

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

    Материал содержит цель, задачи и план проведения семинара-практикума, а также краткое описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников...

    Семинар – практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО».

    Семинар – практикум«Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО»...

    Презентация к семинару - практикуму "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми".

    В презентации раскрывается цель и виды здоровьесберегающих технологий....

    Семинар – практикум «Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками »

    Семинар – практикум«Использование мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками »...

    Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно - речевому развитию дошкольников»

    Артпедагогика (художественная педагогика) – это понятие не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках д...

    Семинар-практикум «Использование нетрадиционных техник рисования» для воспитателей

    Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных техниках рисования в изобразительной деятельности детей....

    Доклад на городском семинаре- практикуме "Использование ИКТ в индивидуальной работе с дошкольниками"

    Активное введение в практику работы ДОУ информационных средств развития, позволяет рассматривать их в качестве дополнительных средовых ресурсов, способствующих созданию новой развивающей среды обучени...