Семинар -практикум « Использование нетрадиционной техники рисования в работе по здоровьесбережению»
методическая разработка по рисованию

Новичкова Ирина Сергеевна

Актуальность использования нетрадиционной техники рисования в работе по здоровьесбережению

1.     Во время рисования решаются задачи всестороннего развития детей, которые необходимы  для успешного обучения.

2. В процессе изобразительной деятельности формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения и др.), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 9 "ПЕТУШОК"

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г. БЛАГОВЕЩЕНСК


     Семинар -практикум

« Использование нетрадиционной техники рисования в работе по здоровьесбережению»

 

Подготовила и провела:

воспитатель группы компенсирующего вида  

Новичкова И. С.

1. Актуальность использования нетрадиционной техники рисования в работе по здоровьесбережению

  1. Во время рисования решаются задачи всестороннего развития детей, которые необходимы  для успешного обучения.
  2. В процессе изобразительной деятельности формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения и др.), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Цель:

  1. Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
  2. Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

Задачи:

1. Познакомить участников семинара-практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ посредством развивающей среды.

2.  Познакомить педагогов с различными техниками рисования

3. Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, ткани и др.

4. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара.

Забота о здоровье- это

важнейший труд воспитателя

От жизнерадости, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировозрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

                            В.А. Сухомлинский.

 

.

2. Использование нетрадиционной техники рисования в работе по здоровьесбережению

 

В центре организации образовательного процесса в дошкольном учреждении сегодня - ребенок, его неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка. Особое место в образовательной работе детей в нашем учреждении отводится использованию нетрадиционной технике рисования, в процессе которой ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы, а также направлению усилий на оздоровление детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Именно эти задачи являются на сегодняшний день актуальными в программе модернизации российского образования.

Педагогический процесс современного дошкольного учреждения невозможен без здоровьесберегающих технологий. Организация образовательной области «Художественное творчество» и здоровьесберегающие технологии тесно взаимосвязаны. Можно сказать, что здоровьесберегающие технологии никак не связаны с изобразительной деятельностью, к сожалению это не так. Если рассмотреть данную проблему, то можно сказать, что важной характеристикой педагогических технологий есть воспроизводимость.

На непосредственно образовательной деятельности «Художественное творчество» осуществляются следующие подходы по здоровьесбережению в работе с дошкольниками:

- соблюдение требований к структуре образовательной деятельности;

- рациональная организация учебной непосредственно образовательной деятельности;

- двигательные и эмоциональные разгрузки на образовательной деятельности;

- выполнение ФГОС и требований СанПиН к созданию условий для проведения интегрированных мероприятий по изобразительной деятельности;

- гуманный стиль общения детей и взрослых;

- эмоционально положительный микроклимат.

 

Использование необычного и нестандартного материала позволяет деткам ощутить незабываемые эмоции, развиваются творческие способности, общий психический и личностный настрой ребят.

Дети получают возможность отразить свои впечатления, свое настроение в творческой деятельности.

Педагоги в работе с детьми по нетрадиционному рисованию используют следующие материалы:

- поролон;

- зубные щетки;

- нити;

- песок;

- соль;

- манку;

- листья деревьев, кустарников;

- пластилин и др.

 

В процессе работы также применяется бросовый материал как изобразительное средство:

- бусины;

- пуговицы;

- пробки и т.д.

Используем разные техники и приемы нетрадиционного рисования:

- рисование пальчиками рук;

- ладошками;

- водой;

- поролоном;

- набрызги (с помощью зубной щетки);

- кляксография;

- монотипия.

Нетрадиционные техники и приемы рисования благотворно влияют на состояние детей, а также развивают их творчество. Дети изображают свое мастерство свободно, ярко, неповторимо. Каждый ребенок незаметно для себя старается наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Использование в художественном творчестве поролона и зубной щетки у ребят проявляется интерес к данной работе, а рисование пальчиками и ладошкой вызывает бурный восторг. Такой подход к организации изобразительной деятельности восхищают детей.

Из практической деятельности замечено, что те детки, которые хоть один раз поработали с нетрадиционными приемами рисования, никогда уже не расстаются с ними. Нетрадиционное рисование играет важную роль в развитии ребенка. Ведь главное не конечный результат, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, своих способностях в творческой деятельности. Ведущая роль в становлении личности ребенка, формирование его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики дошкольника связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально - образного по своей сути.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых всем предметов в качестве художественных материалов. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги с помощью нетрадиционного рисования.

Целью и задачами нашей деятельности является - развитие умения видеть свои работы, фантазировать, создавать интересные композиции. Развитие яркой индивидуальности ребенка, оригинальности в творчестве.

Педагоги совершенствуют навыки пользования различными изобразительными, необычными материалами, развивают образное и пространственное мышление, ловкость рук и точность глазомера. Оказывают активное педагогическое воздействие на развитие изобразительных творческих способностей детей через изобразительную деятельность.

Поощряют стремление детей дополнить, изменить, преобразовать уже знакомое, создать новую комбинацию из освоенных старых элементов, подводят к самостоятельным поискам, развивают стремление находить оригинальные приемы решения творческих заданий. Каждый педагог старается направлять и развивать скрытые возможности детей к индивидуальной манере исполнения работы – индивидуальному почерку. Любой ребенок выражает свои мысли, переживания, эмоции, тем самым учится воображать, думать, фантазировать.

Используя инновационные методы обучения мы добиваемся, чтобы для ребенка изобразительное искусство стало радостным, вдохновенным трудом, к которому не нужно принуждать. Такое оригинальное обучение расковывает творческие возможности, позволяет почувствовать используемый материал (вата, соль, свеча, краски, листочки, и т.д.), их характер и настроение.

Конечно, дети, работая в необычной обстановке, могут перепачкаться, но это временные трудности, которые можно предусмотреть. Маленький художник узнает, что такое палитра, смешивание красок, как запомнить цвета, какой материал можно использовать, куда его можно применить. Каждый ребенок - творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к увлеченности искусством, возможно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Человек, развитый искусством, отличается более чуткими и умными органами чувств. Его глаза, в буквальном смысле, видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз. В этом отношении искусство участвует не только в развитии художественных, но и универсальных способностей человека, в частности, ребенка. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение и неординарное мышление. Учат ценить все красивое, целесообразное, хорошо выполненное.

А самое главное – он научится видеть красоту многоцветного мира, совершенств его форм и гармонию красок. Педагог вместе с ребенком должен радоваться его успехам и с благодарностью принимать полученные результаты.

Детство держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать люди своими мужественными руками и открытие которой составляет гордость дальнейших лет. 

 

3. Пластилинография как способ нетрадиционного рисования

        Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Это нетрадиционная техника рисования  называется пластилинографией. С помощью него изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Вот посмотрите на картинки, выполненные с помощью  пластилинографии.

        Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению; развивает  детское воображение, художественное и пространственное мышление, мелкую моторику рук; что очень важно для развития речи и интеллекта ребёнка, будит фантазию; побуждает дошкольников к самостоятельности; формирует  эстетический вкус; помогает воспитывать трудолюбие, ведь надо убирать рабочее место после рисования, желание доводить начатое дело до конца.

Существуют разные приёмы  рисования пластилином. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму. 
Скатывание - кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик. 
Слегка потянув щепоткой часть пластилина - оттягиванием - можно из оттянутого материала сформировать часть изображения. 
Изображение плоских и гладких поверхностей требует 
заглаживания, выполняемого кончиками пальцев. 
Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек, зубчатых колесиков и т. п. 
Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь. 

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и далее сочетать оба приема. Начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому примерно в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный настрой родителей и ребенка. Важно поощрять ребенка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ребенку радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

4. Практическая часть

Цель:  дать педагогам знания о пластилинографии , как нетрадиционном способе рисования,  с приемами и способами изображения. Сплочение педагогов  детского сада, поддержка развития творческих способностей их детей.

Для того чтобы попробовать себя в новом виде изобразительного искусства вам понадобятся следующие материалы: 

1) Плотный картон, 

2) Доска для лепки в качестве рабочего стола для раскатывания пластилина и лепки мелких деталей. 
3) 
Стакан с водой (руки необходимо периодически смачивать водой, чтобы пластилин к ним не прилипал). 
4)
салфетка для рук. 
5) 
Набор стеков различной формы. Стеки - это небольшие пластмассовые или деревянные ножечки для вырезания, выравнивания пластилина и деталировки изображаемых предметов.
6) 
Хороший пластилин (хороший - это тот, который имеет яркую окраску, тонко выкатывается и не липнет к рукам. Такими свойствами обладает флуоресцентный восковый пластилин). 

7) Шприц

А сейчас приглашаю вас попробовать выполнить работу в технике пластилинографии. Вы можете взять картонки с готовым рисунком или нарисовать свой. Рисовать пластилином можно разными способами. Это размазывание  основы пластилином нужного цвета. Можно«горошками». Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на поверхность картона, заполняя весь рисунок. Рисование  «жгутиками». Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка. Следующий способ – процарапывание. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой,  стеком, как в технике граттаж. Показываю картинки выполненные в технике пластилинографии разными способами. А так же разрезанием  это, когда несколько пластилиновых лепешек укладываются друг на друга в виде пирога, складываются пополам в виде книжечки. При помощи тонкой проволоки разрезаются на тонкие пластины, из которых можно составлять различные композиции (бабочки, цветы и т.д.).

Решение:

1. Продолжать работу педагогов в ДОУ по всестороннему развитию детей.

2. Направить усилия по оздоровлению детей, формирование привычки к ЗОЖ. Педагогам продолжать развивать свои знания в области здоровьесберегающих технологий.

3. Познакомить с методом нетрадиционного рисования - пластилинография. Использовать его в педагогической деятельности.

4. Способствовать развитию у педагогов интереса к нетрадиционным техникам рисования, как одному из методов здоровьесбережения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Материал содержит цель, задачи и план проведения семинара-практикума, а также краткое описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников...

«Использование нетрадиционной техники рисования в работе по здоровьесбережению»

«Использование нетрадиционной техники рисования в работе по здоровьесбережению»В центре организации образовательного процесса в дошкольном учреждении сегодня - ребенок, его неповторимый внутренн...

Использование нетрадиционной техники рисования в работе по здоровьесбережению

laquo;Использование нетрадиционной техники рисования в работе по здоровьесбережению»Каждый ребенок - творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда по...

Семинар-практикум «Использование нетрадиционных техник рисования» для воспитателей

Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных техниках рисования в изобразительной деятельности детей....

Выступление на семинаре для воспитателей на тему: "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с ОВЗ"

Выступление на семинаре для воспитателей на тему: "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с ОВЗ"...

Семинар – практикум: «Использование нетрадиционной техники рисования эбру в работе с детьми дошкольного возраста»

Занятия по рисованию — важная часть образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Кроме того, это любимое времяпрепровождение многих воспитанников детского сада. Чт...

Семинар - практикум «ВИДЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ. РИСОВАНИЕ НА КЛЕЕ ПВА»

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества....