консультация РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
методическая разработка по теме

Савина Елена Константиновна

 консультация для педагогов при проведении педсовета или педчаса на тему «Роль игры в развитии дошкольника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx24.16 КБ
Файл umnye_mysli_ob_igre.docx16.35 КБ
Файл prez_igra.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Роль игры в развитии дошкольника»

Цель :

Задачи:

Ход консультации:

Слайд 1

 Прежде чем говорить о роли игр ,я хочу задать вопрос – что такое игра!   Попробуйте сформулировать. Получилось? Теперь можно сравнить с тем, как понималось ее значение в разные времена.

Упоминание об игре встречается в индийских Ведах, в Библии, сочинениях древних философов (Платона, Аристотеля). Интересно взглянуть на корни слова «игра» в древних языках.

У греков им назывались действия, свойственные детям (т.е. то, что называется «предаваться ребячеству»).

У римлян смысл слова происходил от понятий радости, веселья.

У  евреев – от шутки, смеха.

И санскрит обозначал игру как радость.

А у древних германцев она связывалась с легким, плавным движением наподобие качания маятника, доставляющим удовольствие.

Слайд 2

В XIX веке начала складываться теория игр. Первым ученым, занявшимся этим, был итальянец Д.Колонца, но честью первооткрывателя науки в этой области история удостоила не его, а немецкого исследователя К.Гросса.. Гросс  считал: «Мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть».

Но вот что забавно: в словарях наших это понятие трактуется так по-разному! К примеру, в Словаре русского языка прочтем, что «игра – тот или иной способ, каким развлекаются, как комплект предметов для игры».

 В Педагогической энциклопедии она определяется как «вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности».

В Педагогическом словаре слово «игра» отсутствует (есть только «игры детские»), а в Психологическом значится: «Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий».

Слайд 3

Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Это Лесгафт Петр Францевич и  Надежда Константиновна Крупская ,

Слайд 4

С. Л. Новосёлова , Януш Корчак –польский  педагог и психолог

Слайд 5

Благодаря их трудам и исследованиям Организация Объединенных Наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Ребенка, выходящего на «жизненную дорогу», обозначаемую словом «век».

Слайд 6

Игра – центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением. Игра - необходимая составляющая здорового развития ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование.  

Слайд 7

Игра - это способ ребенка справиться со своими страхами. Игра – это специфический язык самовыражения. Психоаналитики утверждают, что ребенок, который проиграл про себя страшную, неприятную ситуацию, который выместил через игру свои негативные эмоции, как бы самоочищается. Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе. Игрушки для детей – это слова, а игра – это речь.

В книге "Дети и война" Анна Фрейд и Берлигхэм ярко описывают различия в способе выражения реакций на бомбежку Лондона детей и взрослых. После налета взрослые снова и снова описывали, какой ужас они пережили. Дети же почти никогда не говорили об этом. Их реакция выражалась в игре. Дети строили домики из кубиков и сбрасывали на них бомбы. Дома горели, сирены завывали, кругом были убитые и раненые, "скорая помощь" возила людей в больницы. Такого рода игры продолжались несколько недель (Лэндрэт Г.Л. игровая терапия: искусство отношений. М.: международная педагогическая академия. 1994. С. 18).

Например, девочка, которая боится темноты, может подолгу успокаивать свою куклу, уверяя, что ничего страшного нету. Ребенок как бы берет ситуацию под свой контроль. . В процессе игры ребенок запоминает невероятно много и с большим удовольствием.

 Слайд 8

Развиваются буквально все познавательные сферы ребенка – воображение (в первую очередь), мышление, память, представление и т.д. О детях, которые не могут разносторонне рассказать в первом классе о птичке, дереве, которые не достаточно наблюдательны, говорят, что они "не доиграли", рано стали взрослыми.

Слайд 9

Игра – это важное звено в общении между детьми. Взрослые могут формировать коллектив дошкольников, предлагая играть всем вместе и разрешая конфликты между ребятами. В дальнейшем таким детям будет проще заводить друзей в школе, разрешать свои проблемы при помощи общения.

Слайд 10

Интересны новые исследования в области гендерных взаимоотношений, формирующихся в процессе игры. Игра рассматривается как один из важных факторов в формировании половых стереотипов. Довольно рано дети начинают понимать, чем представители разных полов друг от друга отличаются, и подражать взрослым. Так, мальчика с куклой наверняка засмеют в детском саду. В этом плане многие современные ученые высказываются против разделения полов в игре, то есть попытке прекратить навязывание устаревших гендерных ролей с самого детства. Они говорят, что взрослые должны воспитывать в ребенке не мальчика или девочку, а, прежде всего, нормального человека. Безусловно, игра – это способ формирования правильного понятия о поле, гендерных отношениях и равноправии.

Слайд 11

Дети воспроизводят в игре то, что каждый день видят дома или, наоборот, то, что хотели бы видеть.

Очень интересно понаблюдать за тем, как дети распределяют роли в игре. Думаете, как придется? Ничего подобного! Есть дети, которые всегда хотят быть «мамами» или «папами». Скорее всего, это потенциальные лидеры, они готовы брать на себя ответственность за решения, всегда знают «как надо». Любопытно также, что движет детьми, выбирающими себе «роли второго плана» — бабушек, дедушек, друзей семьи и так далее. Скорее всего, это созерцатели, предпочитающие наблюдать и делать выводы. один тревожный симптом, говорящий о том, что малышу не хватает внимания, — его стремление выбрать отрицательную роль в игре.

Слайд 12

Мяч и другие спортивные игрушкипредпочитают деятельные натуры, не склонные к долгим размышлениям: задумано – сделано. Такие дети любят соревноваться. Они всегда участники событий, а не пассивные наблюдатели. Им в жизни особенно необходимы друзья- единомышленники, которые разделят их увлеченность.

Куклы, солдатики, зверюшки и прочие копии живых существ и сказочных героев – это любимые игрушки тех ребятишек, которые настроены на активное эмоциональное общение с окружающим миром.

Мягкие игрушки – особая статья. Еще задолго до того, как на Земле появился Человек Разумный, детеныш обезьяны искал защиты у своей матери, цепляясь за ее густую шерсть. Человеческие дети унаследовали этот инстинкт от животных предков. Что-то мягкое и пушистое рядом означает тепло, безопасность, защиту. Недаром многие детишки так любят брать с собой в постель любимых мишек, собачек и зайчиков. И даже подростки, утверждая свою взрослость и самостоятельность, нередко продолжают беречь любимые игрушки своего детства. И эти любимые игрушки чаще всего оказываются мягкими и пушистыми.

А вот если ребенок мягкую игрушку буквально из рук не выпускает– это тревожный сигнал. Такому малышу не хватает ласки, он испытывает так называемый тактильный голод от недостатка прикосновений. Так ведут себя дети, которых взрослые не берут на руки, не обнимают, не сажают на колени. Вот и приходится ребенку искать тепла и защиты у …игрушки.

Увлечение игрушечным оружием и военными играми, вопреки мнению многих, вовсе не свидетельствует о формирующейся агрессивности и тем более жестокости. Нравится нам это или нет, но воин – утвержденный веками идеал мужчины. Мальчишкам нужно вдоволь наиграться с “военными” игрушками – тогда они, повзрослев, вряд ли потянутся к настоящему оружию. Но, конечно, во всем нужна мера. Плохо, если ребенок только и делает, что щелкает затвором игрушечного автомата, крича: “Пиф-паф, ты убит!” В таких случаях психологи говорят о внутреннем конфликте. Ребенок неосознанно воспринимает мир как враждебный и стремится ответить встречной “упреждающей” агрессией. Если маленький стрелок целится в сверстников, значит, у него не складываются отношения с ними. Если в родителей – недоволен мамой и папой. И уж совсем печально, если ствол игрушечного автомата или пистолет направляется на все подряд.

Слайд 13

Да, игра во многом претерпевает в наше время существенные изменения. Это не только появление новых игр – компьютерных, видеоигр.  Ещё в 1960 г. в журнале «Дошкольное воспитание» в статье Александры Платоновны Усовой – специалиста по дошкольной педагогике, доктора педагогических наук затрагивалась  тема нежелательных явлений в практике –«В детском саду игры детей иногда вытесняются организацией питания, занятиями, за счёт игры вносятся поправки в режим дня. Поэтому нередки случаи, когда дети не успевают по настоящему играть» (книга А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей».)    И сейчас эта проблема остаётся такой же актуальной, и порой и мы остаёмся в ней виноватой поднимая позже положенного детей со сна, или организуем питание раньше.

По новым ФГТ игра – ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЙ ФОРМОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ВЕДУЩИМ ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ! И об этом нельзя забывать

Дошкольное детство должно быть радостным воспоминанием каждого ребенка, молодого человека. Принудительный труд – чтение, счет, письмо - все это придет к детям в свое время. А до семи лет, до начала школьной жизни ребенку нужно дать возможность наиграться.

Слайд 14

Итак, какова роль игры в развитии ребенка? Огромна! Масштабна! Поэтому не надо смотреть на игру как на забаву или пустое время препровождения, по принципу «чем бы дитя не тешилось…».

Игра в жизни ребенка играет роль основного инструмента развития и воспитания

Слайд 15

Неизвестный поэт писал:

Я пытался достичь сердца ребенка словами,

Они часто проходили мимо него неуслышанными.

Я пытался достичь его сердца книгами.

Он бросал на меня озадаченные взгляды.

В отчаянии я отвернулся от него.

«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - закричал я.

Он прошептал мне на ухо

«Приди, - сказал он, - поиграй со мной».

Слайд 16

Используемый материал для консультации:



Предварительный просмотр:

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок».

  В.А.Сухомлинский        

«Игра имеет важное  значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре…»

А.С. Макаренко  

Детская игра «...оказывает важное воздействие на оптимистическое ощущение ребенка в дне сегодняшнем»

С. А. Шмаков

«В игре детей есть часто смысл глубокий»

 Иоганн Фридрих Шиллер

«Игра и игрушка - обязательные спутники детства».

Н. К. Крупская

 

«Ребенок любит свою игру не за то, что она легкая, а за то, что она трудная».

Сухомлинский В. А.

«Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых».

Корчак Я.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Корчак Я.

 

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Сухомлинский В. А.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Сухомлинский В. А.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы

всегда у них было что делать».

Коменский Я.

«С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми».

Крупская Н. К

«В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения. Такие игры вырабатывают детей – организаторов, умеющих упорно стремиться к цели, увлекать за собой других, организовывать их.»

Н.К.Крупская

Процесс игры – это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок познает божественное начало, законы мировоззрения и самого себя. Игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является наиболее типичной деятельностью детей.

 ( по Фребелю).

«Игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так « дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления в действительной жизни».

 К.Д.Ушинский

« Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка…».

К.Д.Ушинский

« Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее: а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание…В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

К.Д.Ушинский

« Чем же все-таки отличается игра от работы? Это отличие лежит только в одном: работа есть участие человека в общественном производстве…в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы»

 А.С.Макаренко

«Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть, и как в них играть»

Э. Берна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОЛЬ ИГРЫ в жизни детей дошкольного возраста

Слайд 2

« Мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть». К. Гросс

Слайд 3

Лесгафт Петр Францевич Надежда Константиновна Крупская

Слайд 4

С. Л. Новосёлова Януш Корчак

Слайд 5

« Игра - универсальное и неотъемлемое право ребенка. Ребенка, выходящего на «жизненную дорогу», обозначаемую словом «век ». ООН

Слайд 6

Игра – центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением. Игра - необходимая составляющая здорового развития ребенка.

Слайд 7

Игра – это способ ребенка справиться со своими страхами.

Слайд 8

В игре развиваются буквально все познавательные сферы ребенка

Слайд 9

Игра – это важное звено в общении между детьми

Слайд 10

Игра – это способ формирования правильного понятия о поле , гендерных отношениях и равноправии

Слайд 11

«Мамы» или «папы» это потенциальные лидеры, они готовы брать на себя ответственность за решения, всегда знают «как надо». Бабушка, дедушка, друзья семьи созерцатели, предпочитающие наблюдать и делать выводы Отрицательная роль в игре малышу не хватает внимания

Слайд 12

Мяч и другие спортивные игрушки деятельные натуры, не склонные к долгим размышлениям: задумано – сделано. Такие дети любят соревноваться. Куклы, солдатики, зверюшки и прочие копии живых существ и сказочных героев – любимые игрушки тех ребятишек, которые настроены на активное эмоциональное общение с окружающим миром. Мягкие игрушки Означает тепло, безопасность, защиту. А вот если ребенок мягкую игрушку буквально из рук не выпускает– это тревожный сигнал. Такому малышу не хватает ласки, он испытывает так называемый тактильный голод от недостатка прикосновений Увлечение игрушечным оружием и военными играми Если маленький стрелок целится в сверстников, значит, у него не складываются отношения с ними. Если в родителей – недоволен мамой и папой. И уж совсем печально, если ствол игрушечного автомата или пистолет направляется на все подряд.

Слайд 13

Игра – это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра – это потребность растущего организма. Игра – это благоприятные условия психического и физического развития ребенка . Игра – это приближение ребенка к миру взрослых . Игра – одно из условий становления человека. Игра – это приобретение опыта общественного поведения. Игра – это моделирование «взрослого» поведения. Игра - это социальное развитие ребенка. Игра - это проявление самостоятельности дошкольника. Игра – это самоутверждение ребенка в среде сверстников. Игра – это воспитание нравственных чувств и положительного отношения к окружающему. Игра – это возможность влияния на черты характера ребенка . Игра – это интеллектуальное развитие дошкольника. Игра – развитие произвольности, внимания, памяти, познавательных способностей, усвоение знаний. Игра – это важный показатель общего развития ребенка.

Слайд 14

Игра в жизни ребенка играет роль основного инструмента развития и воспитания

Слайд 15

Я пытался достичь сердца ребенка словами, Они часто проходили мимо него неуслышанными . Я пытался достичь его сердца книгами. Он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - закричал я. Он прошептал мне на ухо «Приди, - сказал он, - поиграй со мной». Неизвестный поэт

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль игры в развитии дошкольника"

quot;Роль игры в развитии дошкольника"...

Консультация "Роль рисования в развитии дошкольника"

Консультация для родителей "Роль рисования в развитии дошкольника"...

Консультация:"Роль игры в жизни дошкольника"

Игра ведущая деятельность дошкольника....

«Роль игры в развитии дошкольников»

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максималь...

Консультация для родителей на тему: «Роль игры в развитии дошкольников»

Данная консультация содержит полезную информацию для родителей....

Консультация "Роль игры в жизни дошкольника. Классификация игр"

Игра для ребенка – достаточно серьезная работа.  Это не развлечение и не отдых, а так же не учеба. Организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и ...