Развитие эмоционального мира детей
учебно-методический материал по теме

Аникина Татьяна Владимировна

 

                                                                                              

 

Проектный метод

«Развитие эмоционального мира детей»

                                                                        Научись любить и понимать людей,

                                                                            И рядом с тобой всегда будут друзья.

 

             В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Как справедливо указали Л.С.Выготский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем – эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

 Умственное развитие ребенка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоциональная и интеллектуальная  линии– две разные линии развития. Безусловно, они взаимосвязаны. Развития обеих обязательна приведет к расцвету и той и другой. Однако отставание по линии эмоционального развития неизбежно влечет за собой обеднение и интеллектуальных  функций.

       Цель: повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений и тем самым обеспечить всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Задачи: способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения; развивать навыки социального поведения; учить ребенка выражать свою любовь к близким;  воспитывать заботливое отношение к животным; вырабатывать у ребенка положительные черты характера; развивать творческие способности и воображения в процессе игрового общения.

 

Актуальность проекта

 

         Сегодня лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие-просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна  и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

   В последние годы интерес к проблеме эмоций и чувств как фундаментальной сфере психического развития человека, как базису его душевной жизни значительно вырос. Безусловно, это сопряжено с большими переменами в жизни нашего общества, с переменами в науках о человеке, активно открывающих закрытые прежде проблемы: внутреннего мира, сознания, свободы, духовности, творчества и т.д.

Эмоции и чувства - одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без них была бы так же невозможна, как и без ощущений. Не зря часто эмоции путают с ощущениями, т.к. это базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях - субъективное отношение к различным аспектам этого бытия.

 

 

 

Научно- методическое обеспечение

 

 Психолог Н.Н.Ланге называет чувства - Золушкой психологии, считая, что они незаслуженно обойдены вниманием исследователей в пользу «сестер» - «ума» и «воли».

   В 1924 г. в книге «Психология детства» психолог и педагог, богослов и философ В.В. Зеньковский отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их значению в развитии ребенка: «Вопреки обычному порядку в изложении психической жизни ребенка в течение раннего детства (первые семь лет жизни) мы выдвинем на первый план изучение эмоциональной жизни его в это время, исходя из указанного уже принципа, что эмоциональная сфера имеет в это время центральное значение в системе психических сил»

   Эмоции, по В.В.Зеньковскому, - это, прежде всего сама естественность поведения ребенка, непосредственность, грация и свобода. Когда же, как считает этот исследователь, в душе ребенка утверждается интерес к внешнему миру, тогда уже кончается период раннего детства, эмоциональная сфера перестает играть прежнюю роль, исчезает понемногу и непосредственность, грация детской души.

  Психолог Л.С. Выготский писал в «Педагогической психологии»: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как и открытие дифференциального исчисления».

     Наиболее распространенное и наиболее устоявшееся в психологической литературе понимание и определение, что эмоция - своеобразный индикатор потребности окружающего для человека. «Эмоция - отражение какой-нибудь актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения» (П.В.Симонов).

  Наиболее распространенное и наиболее устоявшееся в психологической литературе понимание и определение, что эмоция - своеобразный индикатор потребности окружающего для человека. «Эмоция - отражение какой-нибудь актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения» (П.В.Симонов).

   Однако можно встретить и другие определения эмоций, хотя и близкие к только что данному, но отражающие их иные функции.

  По мнению П.Я.Гальперина, чувства и эмоции можно рассматривать как «своеобразные и притом могущественные способы ориентировки в жизненно важных обстоятельствах... Этого рода ориентировку нельзя заменить ни интеллектуальным решением, ни волевым усилием». По П.Я.Гальперину, «появление чувства означает резкое изменение оценки предмета, на котором сосредоточивается чувство, а в связи с этим изменения в оценке остальных предметов и, следовательно, ситуации в целом». Таким образом, кардинальная оценка и переоценка явления, события, предмета - вот основной смысл возникновения эмоционального процесса и его основная функция.

   С точки зрения В. К.Вилюнаса эмоции указывают: нужно приближаться, стремиться, достигать или же, наоборот, прятаться, отступать, избегать. В самой краткой формулировке В.К.Вилюнаса: «Эмоции - субъективный носитель мотивации поведения» - подчеркивается, таким образом, одна из важнейших функций эмоций. И в этой своей функции эмоции являются важнейшим психологическим механизмом психической регуляции поведения, особенно на ранних этапах развития.

  Работы Е. Ю.Артемьевой, С.Д. Смирнова и их учеников теоретически и экспериментально подтверждают сформулированный еще раньше Дж. Брунером тезис о том, что эмоции «прокладывают путь для других психических процессов». В частности, это путь для процессов познавательных.

   Применительно к детской психике сходные мысли высказаны в трудах французского психолога А. Валлона «Именно эмоции... осуществляют первые связи ребенка с его социальной средой и становятся основой для формирования намерения и рассудочной способности... Смысл ситуации переживается до всякого анализа благодаря вызываемым ею действиям, предрасположениям и установкам. Эта практическая интуиция в психическом развитии задолго предшествует способности различения и сравнения. Она является первой формой понимания.»

   Большое значение проблеме эмоциональных переживаний в психическом развитии ребенка придавала Л.И. Божович. Подчеркивая важность понимания аффективного отношения ребенка к среде, она писала: «Мы рассматриваем аффективные состояния как длительные, глубокие эмоциональные переживания, непосредственно связанные с активно действующими потребностями и стремлениями, имеющими для субъекта жизненно важное значение». В этом смысле Л.И. Божович как бы солидаризируется с позицией Л.С. Выготского, который ввел понятие переживания для анализа роли среды в развитии ребенка.

  Раскрывая психологическую природу переживания, Л.И. Божович пишет: «...За переживанием, как мы думаем, лежит мир потребностей ребенка - его стремлений, желаний, намерений в их сложном переплетении между собой и в их соотношении с возможностями их удовлетворения. И вся эта сложная система связей, весь этот мир потребностей и стремлений должен быть расшифрован для того, чтобы мы могли понять характер влияния внешних обстоятельств на психическое развитие ребенка».

Ожидаемые результаты;

          Знания, полученные детьми на занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям у детей сформируются эмоционально- мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Они приобретут навыки,  умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

       Проект должен убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

 

Этапы проектной деятельности

 

 

Процесс

 

Совместная деятельность психолога и детей

Деятельность педагога-

психолога

       1

                               2

                      3

Подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика:

Эмоциональной сферы личности детей;

форм общения;

внутрисемейных отношений;

Тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада. (автор Г.Люблина)

Методика исследования межличностных отношений. (по Ряне Жилю)

Методика исследования эмоционального состояния

( по Э. Т. Дорофеевой)

Методика исследования внутрисемейных отношений

 ( по тесту - рисунок семьи)

Обрисовка

сюжетной

канвы

 

Изучение литературы

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста(Г.А Широкова, «Фенекс»  2005.)

Азбука общения:развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова, «ДЕТСТВО- ПРЕСС» 2008)

Давай познакомимся! Тренинговое развития и коррекция эмоцианального мира дошкольников (И.А. Пазухина, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»  2004)

В мире друзей: Программа эмоционального- личностного развития детей (Е.В. Котова- М.: ТЦ Сфера, 2007)

Организа-

ционная

работа

Занятия строятся доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются:

  • развивающие игры (игры- драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
  • упражнения  (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
  • этюды;
  • рассматривание рисунков и фотографий;
  • чтение художественных произведений;
  • рассказ психолога и рассказы детей;
  • сочинение историй;
  • беседы;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • слушание музыки;
  • рисование;
  • мини-конкурсы, игры-соревнования.

Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка. Детский рисунок- итог работы на занятие, которое объединяет в себе все эмоции, впечатление, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребенком и родителями.

Атрибуты к играм и упражнениям:

   Картинки к игре «Азбука настроения»;

пиктограммы с изображениями основных эмоций;

аудио записи: «звуки леса, детских песен, звуки природы, моря»;

 видео слайды: основных эмоций;

мягкие игрушки, куклы, мячи.

сюжетные картинки;

альбомы, цветные карандаши, кубик эмоций.

 

 

Работа с родителями

Информационные листы для родителей:

«Эмоционально-психологический комфорт детей»

«Игры, в которые играют…»

«Индивидуальные особенности детей»

Анкеты для родителей:

-выявления  детско-родительских отношений.

- выявления объекта и причин эмоционального неблагополучия ребенка (Е.Г.Юдина; Г.Б.Степанова).

 - определения динамики, самоощущений ребенка в детском саду.

(Е.Г.Юдина; Г.Б.Степанова).

 

 

Основной

Система-тизация

информа-ции

Создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

 

Обеспечение руководства

Создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Игровая деяте-

льность

детей

Виды психоразвивающих игр: игры-забавы, игры-задачи, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования.

Развитие в игре различных средств общения: движений, жестов, мимики, пантомимики, эмоций, внимания, памяти, мышления и речи.

Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций

Заключительный

Итог

Проведение недели психологии

 

 

Открытые мероприятия с детьми

1.«Смотрит солнышко в окошко» - 2мл.гр.

2. «На что похоже настроение» - средняя гр.

3. «Мы родились для радости»- тренинг для

детей старшей и подготовительной групп

4. Форум «Что такое радость?»

5. Психологическая акция «Цветонастроение»

6.Коллаж «Калейдоскоп настроений»

 

Коммукативный тренинг с педагогами -«Подари улыбку миру»

Социологический опрос для родителей «Детский сад для наших детей»

Семинар для родителей

«Эмоциональная готовность ребёнка к школе»

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального мира детей через театральную деятельность

В процессе театрализованной деятельности у детей развиваются способности распозновать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуац...

Проект по теме: «Развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности»

В основе художественно – эстетического воспитания лежит приобщение ребёнка к великому духовному эмоциональному опыту, вложенному в искусстве народов земли, через полноценное творчество и сотворчества ...

" Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста"

В статье говорится какую роль играют эмоции в жизни ребёнка...

Картотека игр по саморегуляции и снятию психо¬эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста (технология Н.Л. Кряжевой «Игротерапия - развитие эмоционального мира детей»)

Картотека игр по саморегуляции   и   снятиюпсихо­эмоционального  напряжения  у детей дошкольного возраста (технология Н.Л. Кряжевой «Игротерапия -  развитие эмо...

Игра-драматизация и её роль в развитии эмоционального мира детей

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни. Через приобщение к искусству в человеке активизируется тво...

Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста

Эмоция — это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интерес...

"Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста". Мастер - класс для педагогов.

Как сделать так, чтобы в каждом ребёнке вызвать  искренность его эмоций?Практика работы показывает, что поведение ребёнка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании...