Выполнение требований СанПиН, физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ.
учебно-методический материал на тему

Вишнивецкая Людмила Федотовна

Справка по результатам тематического контроля содержит анализ выполнения требований СанПиН. Имеет практическую ценность для руководящих работников ДОУ при подведении итогов контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sanpin_no1_p._veydelevka.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Справка

по итогам тематической проверки

ДОУ        №1 п.Вейделевка.

Тема: Выполнение требований СанПиН, физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ.

Цель: Определить систему и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ; выявить уровень соответствия требованиям СанПиН условий функционирования ДОУ в направлении сохранения здоровья детей.

Сроки проверки: 11 –13 февраля 2009г.

Формы и методы: наблюдение и анализ физкультурных занятий, двигательной активности детей в процессе режимных моментов, свободной деятельности ; изучение предметно-развивающей среды, беседы с воспитателями и детьми, анализ документации.

    Проверка осуществлялась планово в ДОУ №1 п. Вейделевка. Были организованы наблюдения за детьми и педагогами на занятии по физической культуре в средней, старшей  группе; в процессе подвижных игр, прогулки , свободной деятельности детей, режимных моментов во 2 младшей, средней, подготовительной группах (воспитатель подготовительной группы. Кузьмина З.М., воспитатель средней группы Чумак Л.К., воспитатель младшей группы Кубрак Н.П.). Присутствовало 15 детей в мл. гр., 16 детей в ср.гр.,  детей в подготовительной группе.

   В ходе проверки было установлено: территория  участка ограждена

забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений. Территория участка имеет наружное электрическое освещение. Групповые площадки соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 по периметру участка (для езды на велосипеде, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения). Покрытие площадок предусмотрено травяным, утрамбованным, беспыльным грунтом. Групповые площадки для детей ясельного возраста расположены в непосредственной близости от выхода из помещений этих групп. Однако, для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки отсутствует теневой навес.

   Игровые площадки для дошкольных групп оборудованы с учетом высокой активности детей в играх – турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами. Установлено выполненное по индивидуальному заказу стационарное игровое оборудование. Оно соответствует возрасту и росту детей. Оборудование надежно закреплено. Поверхность оборудования не имеет острых выступов, шероховатостей и выступающих болтов.

Площадь озеленения территории ДОУ составляет не менее 45%. Для озеленения участка использованы зеленые насаждения, обеспечивающие наличие зелени в течение всего года. Нет деревьев и кустарников с ядовитыми плодами и колючками. Ежегодно (весной) проводят декоративную обрезку кустарника, вырубку сухих и низких веток деревьев и молодой поросли.

Общая физкультурная площадка состоит из:

- зоны с оборудованием для подвижных игр;

- зоны с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами;

- беговой дорожки;

- ямы для прыжков;

- полосы препятствий.

Ежегодно весной на игровых площадках проводят полную смену песка. Но песочницы не имеют крышек для закрытия на ночь.

   Благодаря достаточной площади участка ДОУ в состав хозяйственной зоны включены площадки для огорода, ягодника, фруктового сада.

   В планировочной структуре здания ДОУ соблюден принцип групповой изоляции. Окна в каждом групповом помещении оборудованы открывающимися створками. В ДОУ предусмотрен один зал, совмещающий музыкальную и физкультурную деятельность детей. В ДОУ предусмотрен медицинский блок, состоящий из медицинского кабинета и процедурной.

   Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования. Шкафы для одежды и обуви закреплены и оборудованы индивидуальными ячейками-полками для  головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждый индивидуальный шкаф промаркирован. Стулья в комплекте со столом – одной группы мебели, которая промаркирована. При оборудовании групповых были соблюдены следующие требования:

- столы для занятий установлены вблизи светонесущей стены при левостороннем освещении рабочего места;

- четырехместные столы установлены не более, чем в 2 ряда;

- двухместные столы – не более, чем в 3 ряда.

Мягконабивные и пеноплескательные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста используются только в качестве дидактических пособий.

   При организации экологических пространств (уголки природы, фитоогород, и др.) соблюдены следующие требования:

- животные (хомяки, черепаха, аквариумные рыбки) и растения безопасны для детей и взрослых, неприхотливы по содержанию и уходу;

- размещение аквариума, клеток, цветов не уменьшает уровень естественной освещенности в помещении.

Однако,  не отдано предпочтение растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены в помещении.

   Основные помещения ДОУ имеют естественное освещение. Шторы на окнах в групповых помещениях не снижают уровень естественного освещения. Однако зашторивание окон в спальных помещениях допускается не только во время сна детей, тем самым не обеспечивая инсоляцию помещения. В основном,  цветы размещены в подвесных (на стене) и напольных цветочницах высотой 65-70см от пола и в уголках природы.

При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения  используется дополнительное искусственное освещение.

Учитывается длительность проветривания в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

Питание обеспечивает в полной мере  растущий организм детей энергией и основными пищевыми веществами. При организации питания соблюдаются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах. В суточном рационе допускается отклонение калорийности на +/- 5%. В учреждении имеются примерное 10-дневное меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания. Примерное меню согласовано с Роспотребнадзором. На основании примерного 10-дневного меню составляется меню-требование установленного образца с указанием выхода блюд разного возраста.

При отсутствии каких-либо продуктов проводится замена на равноценные по составу продукты  в соответствии с требованиями СанПиН.

В целях профилактики гиповитаминозов проводят искусственную витаминизацию холодных напитков аскорбиновой кислотой. Иногда используется поливитаминные препараты (1 драже в день во время или после еды).

Медицинский персонал ДОУ проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия. Медицинский персонал наряду с администрацией ДОУ контролирует режим и качество питания, соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм.

Профилактические медицинские осмотры детей проводят в соответствии с действующими нормативными документами.

Оценку физического развития детей проводят 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей и для детей дошкольного возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности. Однако, отсутствует комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка с учетом уровня достигнутого физического и нервно-психического развития, острой заболеваемости за год, предшествующий осмотру, наличия или отсутствия в момент обследования хронических заболеваний и частоты их обострения, уровня функционального состояния основных систем организма. В начале учебно-воспитательного года для определения уровня развития школьно-необходимых функций у воспитанников подготовительной группы проводят диагностику функциональной готовности  к обучению в школе. Результаты первого и второго обследования, а также рекомендации в отношении начала школьного обучения заносятся в медицинскую карту.

   Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом домой.

   Детей с трудным засыпанием и чутким сном укладывают первыми и поднимают последними.

   Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, соответствует требованиям СанПиН. В середине занятий проводят физкультминутки. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводят в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года. Организованные формы двигательной деятельности включают: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, физические упражнения после дневного сна и т.п. Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивной площадки. Физкультурные занятия для дошкольников проводят 3 раза в неделю. В дождливые, ветреные  и морозные дни физкультурные занятия проводят в зале. Моторная плотность занятия (отношение времени занятия, затраченного ребенком на движения, к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) составляет не менее 70 %; на воздухе – не менее

80 %.

Закаливание детей включает систему мероприятий:

- элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

- специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

Ежедневный утренний прием дошкольников в учреждение проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей.

Лечебно – профилактическая работа включает в себя: общий режим (сон, занятия, прогулки); витаминизация 2 раза в течение года; правильный ортопедический режим, ЛФК, мебель; аэропрофилактика, фитотерапия.

Комплексная программа оздоравливания и физического развития детей обеспечивает сохранность их здоровья; показатели заболеваемости не выше аналогичных показателей ДОУ района.

Безболезненно проходит кризис 7 лет и адаптационный период при переходе детей в 1-й класс.

   Педагог Кубрак Н.П.  отдает приоритет созданию здорового образа жизни для детей младшего возраста в детском саду, что является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Дети подвижны, жизнерадостны, любознательны, а, значит, здоровы, нормально физически развиты. Дети много играют, двигаются, с удовольствием принимают участие во всех делах.

Соблюдены все гигиенические нормы в подборе мебели, оборудования, светового и температурного режима в помещении возрастной группы, выбор наиболее целесообразного режима для детей, систематического закаливания.

Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение.

Предметом особого внимания является психическое самочувствие ребенка в детском саду. Педагог поощряет положительные эмоции, выражает каждому ребенку участие, интерес к его замыслам и действиям.

В приобщении малышей к здоровому образу жизни педагог помогает им овладеть основами гигиенической и двигательной культуры. Гигиеническая культура осваивается через приобретение детьми гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.

   Организацию здорового образа жизни детей среднего дошкольного возраста взрослые обеспечивают через удовлетворение важнейших жизненных потребностей ребенка, создание условий для его полноценной жизнедеятельности, правильного режима активности и отдыха. Педагоги уделяют особое внимание систематическому проветриванию помещения, обеспечению достаточного времени пребывания детей на свежем воздухе и закаливанию.

   В заботе о постоянном доступе свежего воздуха в помещение воспитатель Чумак Л.К. проявляет повышенное внимание: следит, чтобы не позднее, чем за 10-15 минут до прихода детей сквозное проветривание было прекращено.

Педагог обращает внимание на правильную освещенность помещения.

Столы и игровые уголки располагаются близко к окнам, свет падает слева. Воспитатель внимательно следит за позой каждого ребенка и условиями его деятельности. Несмотря на интенсивность роста средних дошкольников, педагог успевает контролировать соответствие высоты мебели росту детей, своевременно сменять столы и стулья.

Предметно-игровая среда группы организуется как зоновая. Все пособия,  игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей и создать условия для общения по интересам небольшими подгруппами. Предусмотрены места, где ребенок может на время уединиться, отойти от общения, подумать, помечтать. Но  воспитатель не всегда  справляется со своей задачей создавать положительное настроение у детей, организовывать рациональный двигательный режим отдельным детям, хотя чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха общей массы детей воспитателю удается  предупреждать детское утомление.

   Особое внимание уделяет воспитатель освоению основ гигиенической и двигательной культуры.

   Старшие дошкольники имеют высокий уровень развития физических качеств личности, постоянно принимают активное участие в соревнованиях, эстафетах. Образ жизни старших дошкольников строится с учетом важнейших социальных потребностей:

- в эмоциональной поддержке, любви и доброжелательности окружающих;

- в познании и информационном обмене;

- в активной самостоятельной деятельности и самоутверждении;

- в разнообразном, содержательном общении со сверстниками и взрослыми;

- в признании своих достижений со стороны окружающих людей;

- в обеспечении условий для регулярного питания, активности и отдыха.

Воздушный и тепловой режим соответствуют принятым гигиеническим нормам, однако освещенность групповой комнаты требует корректировки в плане расположения мебели и игрового оборудования.

Педагоги постоянно подбирают мебель соответственно росту детей.

Педагог Кузьмина З.М.  постоянно контролирует позу и осанку каждого ребенка. Старается предупреждать появление и закрепление плоскостопия. Воспитатель очень внимательна к жалобам отдельных детей на усталость и боль в ногах при ходьбе или стоянии. Для развития мелких мышц, особенно кистей рук, воспитатель использует пальчиковую гимнастику, занятия рукоделием, изобразительную деятельность, разнообразные графические упражнения: штриховки, закрашивания контурных изображений, рисование узоров, копирование орнаментов и т.п.

Воспитатель вместе с руководителем по физической культуре Голевко Е.А. следят за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозируют нагрузку, избегают однообразия и монотонности детской деятельности.

Педагоги рационально организуют двигательный режим, в течение дня разнообразят двигательную деятельность детей. При этом учитывают новые возможности старших дошкольников в освоении движений и повышении требований к качественному их выполнению: следят за точным соблюдением исходного положения, четким выполнением промежуточных и конечных поз, соответствием выполнения движений заданному темпу (хотя, иногда словесные установки требуют более четкой формулировки). Для быстроты формирования двигательных навыков упражнения повторяются многократно с незначительными перерывами. Закрепление навыков основных движений осуществляется в подвижных играх и эстафетах; но включается движение в игры только в том случае, если оно хорошо освоено детьми. Последовательность движений и условия игр меняются педагогами, что способствует развитию и воспитанию у детей ловкости и сообразительности.

Для развертывания самостоятельной двигательной деятельности имеется достаточное количество пособий и игр и специальное место, где дети упражняются в выполнении разнообразных движений. Воспитатель поощряет и стимулирует у детей желание соревноваться в движениях.

Педагоги используют физкультурные праздники как своеобразную форму показа достижений детей в различных видах движений (4 раза в год).

Один раз в месяц для детей среднего и старшего возраста проводятся физкультурные развлечения – активная форма отдыха детей. Увлекательные игры, аттракционы, забавы составляют основное содержание таких досугов.

Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатели обогащают представления детей о здоровье,  об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливания на занятиях по ОБЖ.

Предметно-игровая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование), однако, оно требует корректировки для соблюдения норм освещенности. В оборудовании имеются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, модели, предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и пр; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций; однако недостаточно технических устройств и игрушек. Имеются материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре (инструменты для работы с деревом, наборы для рукоделия, для развития творческого замысла в игре – предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и пр., детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения русских богатырей и пр. Имеются так называемые «подручные» материалы (веревки, коробочки, проволока, колеса, ленты и пр.), которые творчески используются детьми для решения различных игровых проблем.

Однако, педагоги не осуществляют определение двигательной активности детей (ДА), что не  дает возможности педагогам выделить группы детей с низкой, средней и высокой  ДА, что позволило бы своевременно изменить подход в выборе упражнений, игр, основных движений во время проведения физкультурных занятий, различных режимных моментах. А так как не создаются группы детей с высокой и низкой ДА, это не позволяет обеспечить индивидуализацию нагрузок в ходе проведения физкультурных занятий.

Но в общем, комплексный подход к организации режима двигательной активности способствует укреплению физического, соматического, психического здоровья ребенка и снижению роста заболеваемости.

Закаливание в ДОУ включает в себя систему мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетических механизмов защиты и приспособления организма. При организации соблюдается ряд требований.

  1. Учитываются противопоказания к закаливанию организма:

- менее 5 дней после выздоровления или профилактической прививки;

- менее 2 недель после обострения хронического заболевания;

- высокая температура в вечерние часы;

- отсутствие полного контакта и сотрудничества семьей;

- протест и страх ребенка;

  1. - температура окружающего воздуха ниже нормы.

Но из-за отсутствия комплексной оценки здоровья ребенка не определяется   дозировка закаливания.

Для реализации комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий созданы условия: имеются ЛФК, совещенный зал для ритмических занятий и  физкультурный зал, люстры Чижевского,  компьютеры, логопункт, оборудование для физической культуры, медицинское оборудование (аппарат УГН-1, аппарат «Солюкс», весы электронные медицинские,), группа кратковременного пребывания (7 детей).

Рекомендации:

  1. Оборудовать каждую групповую площадку теневым навесом для защиты детей от солнца и осадков на территории ДОУ.
  2. Оборудовать песочницы крышками для закрытия на ночь.
  3. Откорректировать размещение оборудования по секторам в старшей группе, чтобы оно  не снижало уровень естественного освещения
  4. При оформлении  экологических зон отдать предпочтение растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены в помещении.
  5. Не допускать зашторивание окон в спальных помещениях до и после  сна детей, тем самым  обеспечить качественную инсоляцию помещения.
  6. Осуществлять комплексную оценку состояния здоровья каждого ребенка с учетом уровня достигнутого физического и нервно-психического развития. Фиксировать документально результаты комплексной оценки каждого отдельного ребенка и использовать эти данные при выборе физической нагрузки.
  7. Осуществлять личностный подход в создании положительного настроения у детей, быть более внимательными в организации рационального двигательного режима  отдельным детям.
  8. Осуществить определение двигательной активности детей (ДА), что даст возможность педагогам выделить группы детей с низкой, средней и высокой  ДА и позволит  своевременно изменить подход в выборе упражнений, игр, основных движений во время проведения физкультурных занятий, различных режимных моментов.
  9. Организовать закаливание детей в системе.

Методист РМК:                                  Л.Ф.Вишнивецкая

Ознакомлена:                                В.И.Поддубная, заведующая ДОУ №1

п. Вейделевка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выполнение требований СанПиН

Методические рекомендации с конкретными критериями и позициями анализа выполнения требований СанПиН. Материал имеет практическую ценность при определении недостатков в выполнении предъявляемых требова...

Справка по итогам тематической проверки "Выполнение требований СанПиН"

Проблемно-ориентированный анализ выполнения требований СанПиН по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ. Имеет практическую ценность для административных работников ДОУ при проведении контроля....

«Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками согласно требованиям ФГОС ДО»

Потребности современного общества, отраженные во ФГОС ДО, диктуют   необходимость  всестороннего развития личности. Это возможно при использовании разнообразных подходов к воспитанию и ...

«Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками согласно требованиям ФГОС ДО»

Потребности современного общества, отраженные во ФГОС ДО, диктуют   необходимость  всестороннего развития личности. Это возможно при использовании разнообразных подходов к воспитанию и ...

Карта изучения выполнения требований СанПиН

Карта изучения выполнения требований СанПиН...

Карта изучения выполнения требований СанПиН

Карта изучения выполнения требований СанПиН...

Памятка для родителей "Основные правила выполнения дыхательных упражнений как формы физкультурно- оздоровительной работы"

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное носовое дыхание спо...