Справка по итогам тематической проверки "Выполнение требований СанПиН"
материал по теме

Вишнивецкая Людмила Федотовна

Проблемно-ориентированный анализ выполнения требований СанПиН по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ. Имеет практическую ценность для административных работников ДОУ при проведении контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vypolnenie_trebovaniy_sanpin.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнение требований СанПиН

Территория  участка ограждена забором высотой не менее 1,6 м и полосой зеленых насаждений.

Территория участка имеет наружное электрическое освещение.

Групповые площадки соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 по периметру участка (для езды на велосипеде, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения). Покрытие площадок предусмотрено травяным, утрамбованным грунтом, беспыльным.

Групповые площадки для детей ясельного возраста расположены в непосредственной близости от выхода из помещений этих групп.

Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки установлен теневой навес.

Игровые площадки для дошкольных групп оборудованы с учетом высокой активности детей в играх – турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами. Установлено серийно выпускаемое или выполненное по индивидуальному заказу стационарное игровое оборудование. Оно соответствует возрасту и росту детей и имеет документ, подтверждающий его качество и безопасность. Оборудование надежно закреплено. Поверхность оборудования не имеет острых выступов, шероховатостей и выступающих болтов.

Площадь озеленения территории ДОУ составляет не менее 50%. Для озеленения участка использованы зеленые насаждения, обеспечивающие наличие зелени в течение всего года. Нет деревьев и кустарников с ядовитыми плодами и колючками. Ежегодно (весной) проводят декоративную обрезку кустарника, вырубку сухих и низких веток деревьев и молодой поросли.

Общая физкультурная площадка состоит из:

- зоны с оборудованием для подвижных игр;

- зоны с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами;

- беговой дорожки;

- ямы для прыжков;

- полосы препятствий.

Ежегодно весной на игровых площадках проводят полную смену песка. Песочницы на ночь закрывают крышками.

Благодаря достаточной площади участка ДОУ в состав хозяйственной зоны включены площадки для огорода, ягодника, фруктового сада.

В планировочной структуре здания ДОУ соблюден принцип групповой изоляции.

Окна в каждом групповом помещении оборудованы откидными фрамугами или форточками.

В ДОУ предусмотрены два зала: музыкальный и физкультурный.

В ДОУ предусмотрен медицинский блок, состоящий из медицинского кабинета, процедурной и изолятора.

Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования.

Шкафы для одежды и обуви закреплены и оборудованы индивидуальными ячейками-полками для  головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждый индивидуальный шкаф промаркирован.

Стулья в комплекте со столом – одной группы мебели, которая промаркирована.

При оборудовании групповой были соблюдены следующие требования:

- столы для занятий установлены вблизи светонесущей стены при левостороннем освещении рабочего места;

- четырехместные столы установлены не более, чем в 2 ряда;

- двухместные столы – не более, чем в 3 ряда.

Мягконабивные и пеноплескательные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста используются только в качестве дидактических пособий.

При организации экологических пространств (уголки природы, комнаты природы, фитоогород, фитобар и др.) соблюдены следующие требования:

- животные и растения безопасны для детей и взрослых, неприхотливы по содержанию и уходу;

- размещение аквариума, клеток, цветов не уменьшает уровень естественной освещенности в помещении;

- подбор животных осуществлен с учетом возраста и состояния здоровья детей;

- предпочтение отдано растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены в помещении.

Основные помещения ДОУ имеют естественное освещение.

Шторы на окнах в групповых помещениях не снижают уровень естественного освещения. Зашторивание окон в спальных помещениях допускается лишь во время сна детей, в остальное время шторы задвигают, обеспечивая инсоляцию помещения.

На подоконниках размещены цветы (не широколистные, с высотой, не превышающей 15см ), не снижающие уровень естественного освещения. В основном цветы размещены в подвесных (на стене) и напольных цветочницах высотой 65-70см от пола и в уголках природы.

При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения  используется дополнительное искусственное освещение.

Учитывается длительность проветривания в зависимости от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы.

Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

Широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года допускается  в присутствии детей.

Питание обеспечивает в полной мере  растущий организм детей энергией и основными пищевыми веществами. При организации питания соблюдаются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах. В суточном рационе допускается отклонение калорийности на +/- 5%. В учреждении имеются примерное 10-дневное или 2-недельное меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания. Примерное меню согласовано с Роспотребнадзором. На основании примерного 10-дневного меню составляется меню-требование установленного образца с указанием выхода блюд разного возраста.

При отсутствии каких-либо продуктов проводится замена на равноценные по составу продукты  в соответствии с требованиями СанПиН.

В целях профилактики гиповитаминозов проводят искусственную витаминизацию холодных напитков аскорбиновой кислотой. Иногда используется поливитаминный напиток «Золотой шар» или поливитаминные препараты (1 драже в день во время или после еды).

Медицинский персонал ДОУ проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия. Медицинский персонал наряду с администрацией ДОУ контролирует режим и качество питания, соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм.

Профилактические медицинские осмотры детей проводят в соответствии с действующими нормативными документами.

Оценку физического развития детей проводят 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей и для детей дошкольного возраста дополняют результатами тестирования физической подготовленности. Состояние здоровья каждого ребенка оценивается комплексно с учетом уровня достигнутого физического и нервно-психического развития, острой заболеваемости за год, предшествующий осмотру, наличия или отсутствия в момент обследования хронических заболеваний и частоты их обострения, уровня функционального состояния основных систем организма.

Вначале учебно-воспитательного года для определения уровня развития школьно-необходимых функций у воспитанников подготовительной группы проводят диагностику функциональной готовности  к обучению в школе. Результаты первого и второго обследования, а также рекомендации в отношении начала школьного обучения заносятся в медицинскую карту.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей и способствует их гармоничному развитию. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом домой.

Детей с трудным засыпанием и чутким сном укладывают первыми и поднимают последними.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, соответствует требованиям СанПиН. В середине занятий проводят физкультминутки. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводят в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей.

Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия осуществляются с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года. Организованные формы двигательной деятельности включают: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах и т.п. Предусмотрен объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивной площадки.

Физкультурные занятия для дошкольников проводят 3 раза в неделю. В дождливые, ветреные  и морозные дни физкультурные занятия проводят в зале.

Моторная плотность занятия (отношение времени занятия, затраченного ребенком на движения, к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) составляет не менее 70 %; на воздухе – не менее 80 %.

Закаливание детей включает систему мероприятий:

- элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

- специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

Медицинский и педагогический контроль за организацией физического воспитания дошкольников включает:

- динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей, физической подготовленностью, функциональными возможностями детского организма;

- медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения различных форм занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка, контроль за осуществлением системы закаливания;

- контроль за санитарно-гигиеническим состоянием ест проведения занятий (помещение, участок), физкультурного оборудования, одежды и обуви детей;

- гигиеническое обучение и воспитание по вопросам физического воспитания дошкольников, формирование мотивации к регулярным занятиям физкультурой;

- профилактику травматизма.

При поступлении ребенка в ДОУ медицинский работник собирает дополнительные сведения об особенностях развития и поведения ребенка; дает оценку состояния здоровья, физического, нервно-психического развития, которые вносит в медицинскую карту ребенка и доводит до сведения воспитателей групп.

Ежедневный утренний прием дошкольников в учреждение проводят воспитатели, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей.

Физкультурно – оздоровительная  работа в ДОУ.

Двигательный режим: подвижная игра, спортивные упражнения, утренняя гимнастика, физкультурные занятия на улице и в зале, физкультминутки во время занятий, физические упражнения после дневного сна;

закаливание: воздушный режим помещений, одежда в помещении и на улице, воздушные ванны в режиме дня, полоскание горла, аэрация во время сна, интенсивный метод закаливания стоп, обмывание прохладной водой.

Лечебно – профилактическая работа: общий режим (сон, занятия, прогулки); витаминизация 2 раза в течение года; гидромассаж, массаж; правильный ортопедический режим, ЛФК, мебель; аэропрофилактика, фитотерапия, использование экологически чистой воды в питании детей.

Комплексная программа оздоравливания и физического развития детей обеспечивает сохранность их здоровья; показатели заболеваемости ниже аналогичных показателей ДОУ района.

Безболезненно проходит кризис 7 лет и адаптационный период при переходе детей в 1-й класс.

Старшие дошкольники имеют высокий уровень развития физических качеств личности, постоянно принимают активное участие в соревнованиях, эстафетах, товарищеских встречах по разным видам спорта (легкая атлетика, футбол, плавание, баскетбол и др.)

Педагоги отдают приоритет созданию здорового образа жизни для ребенка младшего возраста в детском саду, что является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Дети подвижны, жизнерадостны, любознательны, а, значит, здоровы, нормально физически развиты. Дети много играют, двигаются, с удовольствием принимают участие во всех делах.

Соблюдены все гигиенические нормы в подборе мебели, оборудования, светового и температурного режима в помещении возрастной группы, выбор наиболее целесообразного режима для детей, систематического закаливания.

Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение.

Предметом особого внимания является психическое самочувствие ребенка в детском саду. Педагоги поощряют положительные эмоции, выражают каждому ребенку участие, интерес к его замыслам и действиям.

Ребенок неохотно идет в детский сад, скучает, не проявляет активности, это значит, что воспитатель не сумел найти правильного подхода к малышу и следует увеличить «дозу» ласки, заботы и внимания, чтобы ребенок стал веселым и жизнерадостным. Отрицательные эмоции стали благоприятным фоном для соматических и психических нарушений, снижения детской самостоятельности.

В приобщении малышей к здоровому образу жизни педагоги помогают им овладеть основами гигиенической и двигательной культуры. Гигиеническая культура осваивается через приобретение детьми гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.

Организацию здорового образа жизни детей среднего дошкольного возраста взрослые обеспечивают через удовлетворение важнейших жизненных потребностей ребенка, создание условий для его полноценной жизнедеятельности, правильного режима активности и отдыха. Педагоги уделяют особое внимание систематическому проветриванию помещения, обеспечению достаточного времени пребывания детей на свежем воздухе и закаливанию.

Из-за пребывания в течение всего дня в помещении у детей снижается работоспособность, появляется раздражительность, плаксивость, нарушается сон. В заботе о постоянном доступе свежего воздуха в помещение воспитатель проявляет повышенное внимание: следит, чтобы не было сквозняков, чтобы играющие дети не находились под открытыми фрамугами, чтобы не позднее, чем за 10-15 минут до прихода детей сквозное проветривание было прекращено.

Педагоги обращают внимание на правильную освещенность помещения.

При  неправильной позе ребенка за столом (горбится, низко наклоняется) и недостаточном освещении во время рисования, рассматривания мелких изображений возникает перенапряженность зрения и может развиваться близорукость. Столы и игровые уголки располагаются близко к окнам, свет падает слева. В книжном уголке имеется дополнительное освещение в виде бра или настольной лампы. Воспитатель внимательно следит за позой каждого ребенка и условиями его деятельности. Имеются первые нарушения в осанке. Несмотря на интенсивность роста средних дошкольников, педагоги успевают контролировать соответствие высоты мебели росту детей, своевременно сменять столы и стулья.

Предметно-игровая среда группы организуется как зоновая. Все пособия,  игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей и создать условия для общения по интересам небольшими подгруппами. Предусмотрены места, где ребенок может на время уединиться, отойти от общения, подумать, помечтать. Воспитатели справляются со своей задачей создавать положительное настроение у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

Особое внимание уделяет воспитатель освоению основ гигиенической и двигательной культуры.

Образ жизни старших дошкольников строится с учетом важнейших социальных потребностей:

- в эмоциональной поддержке, любви и доброжелательности окружающих;

- в познании и информационном обмене;

- в активной самостоятельной деятельности и самоутверждении;

- в разнообразном, содержательном общении со сверстниками и взрослыми;

- в признании своих достижений со стороны окружающих людей;

- в обеспечении условий для регулярного питания, активности и отдыха.

Недостаточное удовлетворение данных потребностей нарушает гармонию психического и физического развития детей.

Воздушный и тепловой режим, освещенность групповой комнаты соответствуют принятым гигиеническим нормам.

Педагоги постоянно подбирают мебель соответственно росту детей.

Педагоги постоянно контролируют позу и осанку каждого ребенка.

Стараются предупреждать появление и закрепление плоскостопия. Воспитатели очень внимательны к жалобам отдельных детей на усталость и боль в ногах при ходьбе или стоянии.

Для развития мелких мышц, особенно кистей рук, воспитатели используют пальчиковую гимнастику, занятия рукоделием, изобразительную деятельность, разнообразные графические упражнения: штриховки, закрашивания контурных изображений, рисование узоров, копирование орнаментов и т.п.

Воспитатели следят за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозируют нагрузку, избегают разнообразия и монотонности детской деятельности.

Педагоги рационально организуют двигательный режим, в течение дня разнообразят двигательную деятельность детей. При этом учитывают новые возможности старших дошкольников в освоении движений и повышении требований к качественному их выполнению: следят за точным соблюдением исходного положения, четким выполнением промежуточных и конечных поз, соответствием выполнения движений заданному темпу.

Для быстроты формирования двигательных навыков упражнения повторяются многократно с незначительными перерывами. Закрепление навыков основных движений осуществляется в подвижных играх и эстафетах; но включается движение в игры только в том случае, если оно хорошо освоено детьми. Последовательность движений и условия игр меняются педагогами, что способствует развитию и воспитанию у детей ловкости и сообразительности.

Для развертывания самостоятельной двигательной деятельности имеется достаточное количество пособий и игр и специальное место, где дети упражняются в выполнении разнообразных движений. Воспитатель поощряет и стимулирует у детей желание соревноваться в движениях.

Один раз в квартал проводятся длительные прогулки за пределы участка детского сада: в парк, в лес, к озеру, реке. Продолжительность таких походов 2-2,5 часа, переход в одну сторону – в течение 30-40 минут.

Педагоги используют физкультурные праздники как своеобразную форму показа достижений детей в различных видах движений (2 раза в год).

Один раз в месяц для детей старшего возраста проводятся физкультурные развлечения – активная форма отдыха детей. Увлекательные игры, аттракционы, забавы составляют основное содержание таких досугов.

Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатели обогащают представления детей о здоровье,  об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливания.

Необходимым элементом организации образа жизни детей старшего дошкольного возраста является цикл занятий «Помощники, которые всегда с тобой». На этих занятиях дети приобретают ценные сведения о свое организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.

Предметно-игровая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). В оборудовании имеются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы – магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и пр;

большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Имеются материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек как в труде, так и в игре (инструменты для работы с деревом, наборы для рукоделия, для развития творческого замысла в игре – предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и пр., детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки и пр. Имеются так называемые «подручные» материалы (веревки, коробочки, проволока, колеса, ленты и пр.), которые творчески используются детьми для решения различных игровых проблем.

Определение двигательной активности (ДА)  дает возможность педагогам выделить группы детей с низкой, средней и высокой  ДА, что позволяет своевременно изменить подход в выборе упражнений, игр, основных движений во время проведения физкультурных занятий, различных режимных моментах. Создаются группы детей с высокой и низкой ДА, что позволяет обеспечить индивидуализацию нагрузок в ходе проведения физкультурных занятий.

К режиму ДА педагоги выполняют следующие требования:

- рационально сочетают разные виды занятий с таким двигательным режимом, в котором общая продолжительность ДА составляет менее 60 % от периода бодрствования;

- вводят дополнительные мероприятия;

- эффективно организуют учебные занятия (распределяют детей по подгруппам в зависимости от уровня ДА; изменяют условия проведения (в помещении, на воздухе); учитывают индивидуальные особенности детей; продумывают содержание занятий; организуют хорошую моторную плотность);

- учитывают индивидуальные особенности ДА детей в самостоятельной деятельности;

- осуществляют дифференцированный подход с учетом индивидуального уровня ДА;

- организуют активный отдых: дни здоровья, физкультурные праздники, олимпийские игры.

Комплексный подход к организации режима двигательной активности способствует укреплению физического, соматического, психического здоровья ребенка и снижению роста заболеваемости.

Закаливание.

Закаливание в ДОУ включает в себя систему мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетических механизмов защиты и приспособления организма. При организации соблюдается ряд требований.

  1. Проводится комплексная оценка здоровья ребенка.
  2. Определяются тип и дозировка закаливания.
  3. Выбирается метод.
  4. Корректируются действия педагогов и родителей по выбору средств и методов закаливания.
  5. Учитываются противопоказания к закаливанию организма:

- менее 5 дней после выздоровления или профилактической прививки;

- менее 2 недель после обострения хронического заболевания;

- высокая температура в вечерние часы;

- отсутствие полного контакта и сотрудничества семьей;

- протест и страх ребенка;

- температура окружающего воздуха ниже нормы.

Соблюдаются основные принципы закаливания – постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры.

К закаливанию часто болеющих, ослабленных детей педагоги подходят очень осторожно: наблюдают за ответными реакциями, консультируются с врачом. Но ни в коем случае не лишают ослабленного ребенка закаливания, так как именно ему оно необходимо для здоровья. Предпочтение отдается контрастному воздушному закаливанию.

Правильно организованная система закаливания:

- поддерживает температурный баланс тела (гомеостаз);

- нормализует поведенческие реакции ребенка;

- снижает инфекционно-воспалительные заболевания;

- повышает уровень физической подготовленности.

Для реализации комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий созданы условия: имеются стоматологический кабинет, сауна,  ЛФК, физиокабинет, кабинет психолога, кабинет массажа, кабинет неспецифической лекарственной профилактики, зал для ритмических занятий, ингаляторий, тренажерный зал, оборудование «Аконит» в зал ЛФК, кабинет кислородных коктейлей, физкультурный зал, изостудия, БОС – логотерапевтический, люстры Чижевского,  БОС – опорно-двигательный, БОС – тренажер, мягкие модули, сухие бассейны, компьютеры, логопункт, комплекс «Галокамера», оборудование для физической культуры, медицинское оборудование (аппарат УГН-1, аппарат «Солюкс», весы электронные едицинские, сухожарочный шкаф), группа кратковременного пребывания, галокомплекс «Солевая шахта».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по итогам тематического контроля «Анализ состояния речевой среды в ДОУ и коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГТ »

В МДОУ «Детский сад № 2» в период  22 по 30 ноября  2010г. был проведен тематический контроль по  теме: «Анализ состояния речевой среды в ДОУ и коммуникативного развития дошкольников в ...

СПРАВКА по итогам тематического контроля «Организация интеграции в процессе совместной организационной деятельности дошкольников в соответствии с ФГТ»

Цель контроля: -  изучить организацию интеграции в процессе совместной деятельности дошкольников  в соответствии с ФГТ;-оценить содержание работы воспитателей по интеграции област...

Справка по итогам тематической проверки по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Итоги тематической проверки по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ....

Справка по итогам тематической проверки «Создание условий для развития творческих способностей детей в соответствии с программой взаимодействия ДОУ, семьи и социума »

Справка  по  итогам  тематической  проверки«Создание условий для развития творческих способностей  детей в соответствии  с программой взаимодействия ДОУ, семьи и социума ...

СПРАВКА ПО ИТОГАМ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОВЕРКИ

,, Организация  работы по использованию проектного метода  в развитии и воспитании  дошкольников  в старшей  группе  ДОУ”....

Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей предметно - пространственной среды в МАДОУ «Солнышко» в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Справка  по итогам тематической проверки на тему: « Организация    развивающей  предметно -   пространственной среды  в МАДОУ «Солнышко»  в  соот...

Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация    развивающей  предметно -   пространственной среды в  соответствии  с  тре...