СПРАВКА по итогам тематического контроля «Организация интеграции в процессе совместной организационной деятельности дошкольников в соответствии с ФГТ»
рабочая программа по теме

Потапенко Светлана Валерьевна

 

Цель контроля:

 -  изучить организацию интеграции в процессе совместной деятельности дошкольников  в соответствии с ФГТ;

-оценить содержание работы воспитателей по интеграции областей и выявить трудности при планировании и проведении интегрированного цикла в ДОУ;

 - проанализировать формы организации педагогической деятельности с использованием интеграции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spravka_tk_integraciya.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

СПРАВКА

по итогам тематического контроля

«Организация интеграции в процессе совместной организационной деятельности дошкольников в соответствии с ФГТ»

 

Цель контроля:

 -  изучить организацию интеграции в процессе совместной деятельности дошкольников  в соответствии с ФГТ;

-оценить содержание работы воспитателей по интеграции областей и выявить трудности при планировании и проведении интегрированного цикла в ДОУ;

 - проанализировать формы организации педагогической деятельности с использованием интеграции.

Объект контроля: воспитанники всех возрастных  групп детского сада;

 инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, воспитатели групп.

Сроки контроля:  18.03. 2013 – 15.04.2013

Основание для контроля: план контрольно – аналитической деятельности;

 приказ  № 45 «а» от 5.03.2013г    

Согласно годового плана работы МБДОУ Комсомольского детский сад

«Ромашка» на 2012-2013 учебный год и приказа № 45 «а» от 5.03.2013 года «Организация интеграции в процессе совместной организационной деятельности дошкольников в соответствии с ФГТ»

В ходе контроля изучены:

  • изучение работы воспитателей, планирование работы;
  • обследование предметно-развивающей среды в группах;
  • работа с родителями в вопросах интеграции, анкетирование;
  • изучение образовательно-воспитательного процесса;
  • беседы с участниками образовательного процесса;

        Согласно ФГТ к структуре основной общеобразовательной  программы дошкольного образования, педагогическая работа в ДОУ должна строится на основе принципа интеграции образовательных областей  в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

        В качестве результата интеграции выступает как форма, которую обретают  объекты, вступая во взаимодействие друг с другом. Как форма могут быть представлены интегративные программы, интегративные виды детской деятельности, различные технологии.

        Однако как инновационное явление в педагогической практике ДОУ интеграция вызывает сложность при внедрении в практику в силу слабой теоретической, методической  обоснованности.

        Выделяется два способа интеграции образовательных областей: объединение и координирование (см. рис. 1)

        В соответствии с ФГТ мы определяем следующие основания для интеграции образовательных областей:

  1. виды детской деятельности;
  2. задачи образовательных областей.

        Во всех группах успешно внедряется интеграция в практику работы ДОУ, которая способствует решению комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных. Воспитатели используют различные способы интеграции образовательных  областей на основе различных видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, коммуникативной деятельности) и на основе задач в соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной деятельности.

        Мы рассматриваем актуальность интегрированных циклов с точки зрения существующих проблем в дошкольном образовании в целом и конкретно в нашем детском саду:

– предметная разобщенность, самостоятельность видов деятельности, их слабая связь друг с другом становятся одной из причин фрагментарности мировоззрения дошкольника, порождают серьезные трудности в формировании у детей целостной картины мира;

– на непосредственной образовательной деятельности для решения развивающих задач остается мало времени, так как приоритеты отдаются образовательным задачам; не всегда учение с интересом;

– формальное взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (а именно детей, педагогов, специалистов, родителей);

– основная обязательная деятельность – учебные занятия; не всегда используется все образовательное пространство ДОУ в целом;

– не прослеживается преемственность задач каждого раздела в различных видах деятельности или режимных моментах.

        Существует и ряд положительных моментов, которые мы и постарались учесть при выборе технологии интегрированных занятий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ:

– эффективное усвоение задач воспитательного, развивающего и обучающего направления.

– дифференциацию возможностей педагогического коллектива в подходах к построению оптимальной модели воспитательно-образовательного процесса.

– интегрированный подход является одним из путей совершенствования личности ребенка, что предполагает развитие у него разнообразных способностей, положительного отношения к миру, нравственных ценностей, разнообразных умений, которые в основе своей наиболее мощно развиваются в продуктивных видах деятельности.

– для педагогов и специалистов нашего ДОУ очевидно, что значительную часть знаний и умений ребенок будет осваивать без специально организованного обучения, т.е. в совместно организованных видах деятельности.

– используется все образовательное пространство не только группы, но и детского сада: метод.кабинет, музыкальный зал, группы, медицинский кабинет,  территория детского сада.

– включение в общеобразовательную программу регионального компонента (знания по знакомству детей с родным районом)

– проведение итоговых интегрированных циклов с целью обобщения знаний.                Следует отметить, что интегрированные циклы, НОД, в педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения являются эффективным средством формирования личности педагога и ребенка, средством повышения профессиональной компетентности педагогов. В силу специфики интегрированных занятий, объединяющих не только разные виды деятельности, но и виды художественного творчества происходит творческое единение детей и педагогов в рамках какого-либо вида деятельности.         

        В ходе контроля было выявлено, что воспитатели организуют, направляют деятельность, обучают детей, они выступают в роли ведущих, берут на себя сложные роли, активно включаются в подготовку развивающей среды (декорации, костюмы и др).         Формирование личности педагога и ребенка происходит в результате совместной творческой деятельности воспитателей и детей: сближает их, учит взаимодействию, взаимопомощи, способствует формированию содержательного творческого общения. И педагоги, и дети, при этом, приобретают опыт коллективной творческой деятельности и ее организации.        Такой творческой коллективной деятельностью в детском саду явилось проведение педагогами интегрированных циклов с детьми, записанными на видео и проанализированными  с педагогическим коллективом в работе творческой группы.                

На наш взгляд, очевидно, что организация интеграции в процессе совместной организационной деятельности дошкольников в соответствии с ФГТ использование данной технологии будет эффективно реализовываться в ДОУ и в дальнейшем.

        В ходе контроля посещены  и проанализированы  интегрированные циклы «Играем, рисуем, поем» в каждой возрастной группе, так же они записаны на видео и показаны всем воспитателям для проведения общего анализа интегрированной деятельности в ДОУ:

  • «Лучики для солнышка» - младшая группа (Щербина Т.В.)
  • «Люблю березку русскую» - средняя группа (Семилетова Г.Д.)
  • «Весенний натюрморт» - старшая группа (Осинцева Н.С.)
  • «Курочка с цыплятами» - подготовительная группа (Алфимова С.В.)

Интегрированные циклы:

  • «Наблюдаем, танцуем, лепим» в младшей группе «В гостях у птичек» (Бочкарева Е.В.)
  • «Литература, театр, аппликация» в средней группе «Путешествие в сказку» (Чеботова М.В.)
  • «Поэзия, музыка, живопись» в старшей группе «Весеннее настроение» (Якк Е.В.)
  • «Движение, здоровье, конструирование» в подготовительной группе «Путешествие к звездам» (Тарасова И.В.)

        Интегрированные видео-циклы проанализированы  по специфике анализа интегрированного занятия (по С.В. Кульневичу).

        Таким образом, интегрированные циклы – это прекрасная возможность дать детям знания, которых нет в программе, но которые требуют выполнения государственного стандарта, они дают возможность дать детям знания в комплексе, сформировать у детей целостную картину мира, применять разнообразные приемы работы с детьми, использовать индивидуально - дифференцированный подход к детям.

        Немаловажным условием организации интеграции в процессе совместной организационной деятельности дошкольников в соответствии с ФГТ является образовательный статус педагогов, их квалификация, творческий потенциал, наличие коллектива единомышленников.

         В нашем детском саду разрабатывались и проводились интегрированные проекты с детьми на различные темы, используя интеграцию образовательных областей «Художественное творчество» и «Коммуникация» в каждой возрастной группе:

  • «В гости к нам пришел зайчишка, длинноухий шалунишка» автор проекта: воспитатель младшей группы Бочкарева Е.В.
  • «Ложечка точеная – ручка золоченая» автор проекта: воспитатель средней группы Семилетова Г.Д.  
  • «Путешествие в город Мастеров» автор проекта: воспитатель старшей группы Якк Е.В.
  • «Мир в твоем доме» автор проекта воспитатель подготовительной группы Тарасова И.В.

        При реализации проекта «Путешествие в город Мастеров» (Якк Е.В.)  были проведены заочные экскурсии в музей народно-прикладного искусства, что способствовало расширению кругозора детей о народном костюме, кустарных промыслах, ремеслах. Это вызвало большую радость и гордость за свой народ. Во время свободной деятельности, прогулок читали стихи, разучивали физминутки, знакомились с дидактическими играми. Были проведены консультации для родителей и беседы по темам: «Народные игры в семье», «О значении дымковской игрушки в жизни детей», родительское собрание «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

        При реализации проекта  «Ложечка точеная – ручка золоченая» (Семилетова Г.Д.) сформировали умение создавать декоративные композиции при нанесении рисунка на ложечку. Развили основы эстетического восприятия прекрасного в создании узоров в стиле этих росписей. Научились в использовании приема вдавливания середины шара, для получения ложечки. Познакомились с приемами использования стеки, закрепили приемы аккуратной лепки, вырезания и наклеивания. В проекте использовалась познавательно-игровая ситуация «Путешествие во времени и пространстве», дети мысленно побывали в пещерах первобытных людей, которые не знали о посуде и ели сырую пищу. Проект интересен и актуален не только познавательным значением, но и художественным творчеством.

        При реализации проекта «Мир в твоем доме» (Тарасова И.В.) осуществление задач проекта проходило по основным видам деятельности.  Были созданы центры: познавательного развития, игровой деятельности, художественной деятельности. В центре познавательного развития проводились занятия и беседы и совместная деятельность: «На бабушкином дворе», «Наши добрые дела». Дети с удовольствием разучивали движения в соответствии с текстом песни «Ладушка», «Петушок». Игры, созданные  бабушками, дедушками это не только воспроизведение традиционной игры со всеми атрибутами, но и рассказ, демонстрация образцов игрового поведения и включение в ситуацию традиционной игровой ситуации. В совместной деятельности дети – родители - педагог были изготовлены игрушки для выставки «Наши руки не для скуки». Оригинальные творческие идеи детей, искренняя увлеченность родителей, создаваемые, интересные, востребованные игры – все это имело уникальный развивающий эффект, создавало в группе атмосферу творчества. Проект сплотил детей и родителей. Многие родители отметили: проект дал понять – надо чаще играть с детьми, делать что-то совместно. Это познавательно, интересно и помогает раскрыть в ребенке его лучшие качества, развивает фантазию, творчество, интеллект, помогает содержательно провести свободное время.

        На этапе планирования были определены основные цели в использовании интегрированных циклов, проектов, мероприятий  в воспитательно-образовательном процессе ДОУ:

– создание у детей целостной картины мира;

– учет здоровьесберегающих технологий;

– повышение качества образовательного процесса (образования);

– формирование личности педагога и ребенка;

– повышение профессиональной компетентности педагогов;

– освоение новой технологии интегрированного подхода.        

        В детском саду имеется достаточное методическое и дидактическое обеспечение для реализации основной  общеобразовательной программы.

Старший воспитатель составила анкеты для педагогов ДОУ, родителей воспитанников о заинтересованности данной темой.

Проведенное анкетирование педагогов ДОУ выявило их компетентность в вопросах интеграции дошкольного образования.

        В результате проведенного анкетирования, опроса родителей было выявлено, что родители предпочитают разностороннее развитие ребенка, подготовку ребенка не только к школе, но и к дальнейшей жизни в социуме.

Без тесного сотрудничества педагогов по этому направлению и родителей воспитанников обучение дошкольников было бы недостаточно эффективным.         

        Ребёнок, который сегодня возвращается из детского сада домой и с интересом рассказывает маме и папе о том, что он сегодня узнал нового и интересного в детском саду, и который не видит эмоционального отклика в глазах своих родителей, уже завтра не с таким воодушевлением пойдёт на занятие, которое ещё вчера было для него таким захватывающим.

        Основными формами такого сотрудничества в нашем ДОУ являются:        

1. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями;
2. Организация и участие детей и родителей в предварительной подготовке к интегрированным циклам;
3. Мониторинг знаний воспитанников (выявление интегративных качеств)
4. Совместное проведение интегрированных мероприятий, реализация интегрированных проектов.

        В результате анкетирования родителей выяснили:

– многие родители не умеют подбирать игры, занятия, задания для своего ребенка;
– часто родители не понимают важности совместной деятельности взрослого и ребенка;
– под обучением и воспитанием ребенка большинство семей понимает овладение им определенных знаний, умений и навыков и желательно в опережающем темпе;
– часто родители испытывают затруднения в том, чем занять своего ребенка в домашних условиях;
– родители испытывают затруднения в осуществлении подбора методов и приемов воспитания.

        Следовательно, перед педагогами стоит задача – обогатить педагогический воспитательный опыт родителей, совершенствовать формы взаимодействия и осуществить переход на качественно новый уровень взаимодействия и взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.

Создание и оснащение новых учебных и досуговых помещений, групповых комнат для проведения интегрированных циклов. Педагоги видят оптимальные возможности в использовании всех помещений и территории ДОУ.

        Задачи в работе воспитателя для внедрения интеграции в практику:

  • Активно использовать развивающие технологии
  • Создать условия для прочного усвоения знаний и их творческого использования в самостоятельной и совместной деятельности
  • Создание условий для установления благоприятного психологического микроклимата в группе
  • Создание методического и дидактического обеспечения для проведения интегрированных циклов, НОД, досугов…

        Задачи в работе с родителями:

  • Совершенствовать формы взаимодействия и осуществить переход на качественно новый уровень взаимодействия и взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.
  • Сформировать у родителей практические навыки взаимодействия с детьми.

Также необходимо было собрать коллектив единомышленников, спланировать цели и задачи в работе с детьми. При этом важно было разработать алгоритм подготовки к интегрированному циклу, тематические блоки, периодичность проведения интегрированных занятий и их подготовку.

        Содержание и тематику интегрированных занятий определять, исходя из потребности ДОУ. Эти потребности, на наш взгляд, заключаются, прежде всего, в выполнении государственного стандарта, подведении итогов в реализации годовых задач дошкольного образовательного учреждения, реализации регионального компонента, т.е. знакомства детей с обычаями, традициями своего народа, и какими-либо тематическими значимыми датами в истории государства.

Совместно с педагогами были определены тематические блоки: Региональный компонент; Итоговые занятия; Праздничные, значимые даты в истории государства.

        Подготовка к интегрированным занятиям требует от педагога дополнительных усилий, большой эрудиции, высокого профессионализма.

 В своей работе воспитатели  опирались на определенный алгоритм подготовки к интегрированным циклам: это изучение дополнительной как познавательную так и методической литературы; постановка цели интегрированного цикла (необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях детей, перераспределение приоритетов, провести итоговое занятие и др.); подбор объектов или источников информации (они должны отвечать целям); определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (идеи, явления, понятия или предмета); обсуждение плана мероприятий, распределение подготовки различного рода оборудования, костюмов, декораций, распределения ролей (происходит приобретение опыта коллективной творческой деятельности); создание новой структуры цикла, т.е. обеспечение чередования различных видов деятельности детей и логическое основание их последовательности; подбор содержания, то есть создание новых связей между отдельными элементами занятия и важным моментом в подготовке цикла является проживание эмоционального настроя всеми сотрудниками.

        В результате проведенной работы педагоги ДОУ, в ходе контроля увидели, что интегрированные циклы, мероприятия, проекты объединили детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствовали формированию коллективных взаимоотношений.

Интегрированные циклы занятий включали создание коллективных композиций в виде игр-драматизаций, театральных представлений, картин или литературно-музыкальных композиций.  Важно, чтобы  педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствовал более тесному контакту всех специалистов (методист, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и др).

Рекомендации:

  1. Воспитателям всех групп при планировании интегрированных циклов привлекать всех специалистов ДОУ.
  2. Включать в НОД интеграцию образовательных областей.
  3. Воспитателям всех групп разнообразить приемы и методы для развития интереса, воображения, творческой фантазии, формы  при  организации интеграции совместной деятельности воспитанников с педагогом.
  4. Воспитателям Бочкаревой Е.В., Чеботовой М.В., Щербиной Т.В. выполнять анализ интегрированного цикла, проекта  более подробно в соответствии со схемой анализа в условиях реализации ФГТ.
  5. Воспитателям Алфимовой С.В («Курочка с цыплятами»), Осинцевой Н.С («Весенний натюрморт»)., Тарасовой И.В.(проект «Мир в твоем доме») своевременно сдавать анализы интегрированных циклов и проектов!!!  
  6. Воспитателям всех групп обратить внимание на анализ интегрированного цикла и анализ проекта, выполненного Якк Е.В. по всем соответствующим требованиям в соответствии с ФГТ.
  7. Обогатить педагогический воспитательный опыт родителей, совершенствовать формы взаимодействия и осуществить переход на качественно новый уровень взаимодействия и взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями.

8.  Воспитателям всех групп обратить внимание на предложения и замечания во время записи видео-циклов, следить за собственной речью перед камерой (не использовать лишние фразы) и внешним видом, использовать эмоциональность, обратить внимание на манеру поведения во время записи, знакомить детей с правилами во время съемки.

9. Опыт работы воспитателей по интеграции  и проведению интегрированных циклов обобщить и использовать в профессиональной деятельности.

 

Справку составил:                                Потапенко С.В., старший воспитатель

Со справкой ознакомлены:

Объединение

Координирование (установление связи, соотношения)

Интегративные качества ребенка

Задачи образовательных областей

Результат – интегрированные задачи

Виды детской деятельности

Результат – интегрированные виды деятельности

Формы работы с детьми

Результат – интегрированные формы

 - физически развитый;
 - любознательный, активный;
- эмоционально отзывчивый;
 - овладевший средствами общения
и способами взаимодействия;

 - способный управлять своим поведением;

 - способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы);

-  имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

 - овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

 -  овладевший необходимыми умениями и навыками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по итогам тематического контроля : «Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста».

На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО метода проектов....

справка по итогам тематического контроля "Организация питания в группе"

Внутренний контроль – главный источник информации для анализа состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности ДОУ. Под внутренним контролем понимается проведение администрацией ...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля в ДОУ "Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Цель: провести анализ организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО (анализ реализации дорожной карты)...

Справка по итогам тематического контроля: «Организация воспитательно-образовательного процесса по формированию навыков общения»

Справка по итогам тематического контроля:«Организация  воспитательно-образовательного процесса по формированию навыков общения»...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ИТОГАМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ «Организация и эффективность физкультурно-оздоровительной работы с детьми в режиме ДОУ»

В  аналитической справке подробно описывается проведение тематической проверки, направления работы (с педагогами, с детьми, родителями, планирование воспитательно-образовательной работы, организа...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС»

План тематического контроля: Цель: Определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, вы...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля Организация образовательной деятельности с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Аналитическая справка по итогам тематического контроля Организация образовательной деятельности с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ...