Справка по итогам тематического контроля: «Организация воспитательно-образовательного процесса по формированию навыков общения»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Справка по итогам тематического контроля:

«Организация  воспитательно-образовательного процесса по формированию навыков общения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dekabr_2017_proverka_prapro.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Справка по итогам тематического контроля:

«Организация  воспитательно-образовательного процесса по формированию навыков общения»

от 12.12.2017 года.

В соответствии с годовым планом в МБДОУ детском саду общеразвивающего вида № 6  проводилась проверка по теме «Организация  воспитательно-образовательного процесса по формированию навыков общения»

Срок проверки: с 8.12.2017 по 17.12.2017г.

Цель:

Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по социальному – личностному развитию детей; выявить уровень развития у детей социальных навыков; выяснить причины и факторы, определяющие качество работы по социальному развитию детей в ДОУ.

Вопросы, подлежащие проверке:

1. Оценка планирования работы: изучение перспективных и календарных планов работы.

2. Оценка профессиональных умений воспитателя: анализ занятия, самоанализ профессионального мастерства воспитателя.

3.Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме: анкетирование родителей по социально-коммуникативному развитию дошкольников, анализ наглядной информации для родителей по теме проверки.

4.Создание условий для социального развития детей, анализ предметно-пространственной среды в группах:

-методическое обеспечение, наличие разнообразных игр, пособий таблиц, схем, макетов, моделей, иллюстративного материала, фотоальбомы).

- сюжетно-ролевые игры - наличие худ. и познавательной литературы, соответствующей возрасту детей.

- уголки дежурств;

- уголки для мальчиков и девочек;

5. Диагностические карты обследования детей  старших групп по социально-личностному развитию детей.

Содержание культуры поведения:

- культура деятельности

- культура общения

-культурно-гигиенические навыки.

1. В ходе проверки были проанализированы перспективные и календарные планы индивидуальной работы с детьми по развитию социальных навыков. Обнаружено, что в плане педагоги не достаточно отражают индивидуальную работу по этому направлению, недостаточно указывают детей, с кем проводится индивидуальная работа по развитию навыков социального поведения, не акцентируется внимание на формирование взаимоотношений между детьми. Было отмечено, что в календарном планировании педагогов не достаточно уделяют внимание планированию досугов по социально-нравственному направлению. При планировании самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей педагоги не отражают приѐмы, влияющих на еѐ содержание (показ способов действий, обыгрывание и др.). Не планируется изменение РПП среды.

Рекомендации по планированию:

- тематические беседы проводить каждые 2 недели (прописывать название, цель);

- разнообразить планирование за счет игр, обеспечивающих формирование самостоятельной игровой деятельности: досуговые и обучающие игры, интеллектуальные;

- необходимо обратить особое внимание на приемы, влияющие на содержание самостоятельной сюжетной игры (показ способов действия, обыгрывание, обучение, беседы, игровые тренинги);

- акцентировать в планах формирование взаимоотношений детей: социализация, нравственные аспекты, воспитание взаимопомощи, поддержки, особенно в индивидуальном развитии детей;

-  в календарных планах, планировать изменения РПП среды (перестановка мебели, внесение атрибутов, модулей и т.д.)

2. Педагогами ДОУ был проведен самоанализ профессионального мастерства воспитателя по социально-нравственному направлению деятельности.

Самоанализ показал, что 42% педагогов не испытывают трудностей в социально-личностном воспитании детей и оценивают сою деятельность на высоком уровне. Трудности в умении ввести детей в тему занятия с помощью игры и создании проблемных ситуаций испытывают17% воспитателей.

Трудности в умении установить контакт с детьми с помощью вербальных и невербальных средств общения – 25%. Трудности в организации детей на занятии над решением заданий, требующих совместных усилий нескольких детей испытывают 33% педагогов. В организации свободного делового общения детей затруднения испытывают 42% воспитателей. Трудности в оценке деятельности детей на занятии, которая подчеркивает достижения каждого конкретного ребенка, сравнивая с его собственными успехами и неудачами, а не с достижениями других детей испытывают 17% педагогов.

Трудности в умении оказать моральную поддержку замкнутым, застенчивым детям, показать их социальную значимость перед другими детьми испытывают 33%. Затрудняются в привязке программного материала занятий к личному опыту детей и умении завершить занятие с логическим переходом к другим видам деятельности по 17% воспитателей.

Для формирования у воспитанников социальных навыков педагоги используют все доступные формы и методы работы:

дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, народные игры;

непосредственно образовательная деятельность;

беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;

рассматривание картин и иллюстраций;

организация выставок детского творчества;

развлечения и праздники;

метод проектов и др.

Наблюдение НОД, режимных моментов показал, что воспитателям необходимо больше использовать методов, направленных на повышение эмоциональной активности при усвоении знаний о социальном мире, а также игровые приемы - воображаемая ситуация, составление рассказов по пословицам и поговоркам, коллективные виды продуктивной деятельности (аппликация, коллаж), игры драматизации. В старших группах, чаще использовать метод коррекции и уточнения представлений о социальном мире.

Выводы и рекомендации:

1. Организовать педагогу-психологу  в  2018 учебном году  консультации  по социально-личностному воспитанию детей, в ходе которого рассмотреть вопросы, по которым педагоги испытывают трудности, выявленные в самоанализе профессионального мастерства воспитателя.

2. Продолжить работу по формированию социальных навыков детей дошкольного возраста.

3.Для оценки форм взаимодействия с родителями по данной проблеме было проведено анкетирование по социально-коммуникативному развитию дошкольников, проведѐн анализ наглядной информации для родителей.

Во всех группах присутствует наглядная информация для родителей, но не используются такие формы работы с родителями, как памятки и индивидуальные рекомендации по социально-нравственному воспитанию детей, консультации педагога-психолога по формированию взаимоотношений и по социально-личностному воспитанию.

Анкетирование родителей было проведено во всех возрастных группах.

1. На вопрос: С каким настроением ваш ребенок чаще всего идет в детский сад?

70% родителей ответили, что с хорошим, радостным настроением. 8% - ребѐнок идѐт в детский сад

спокойно, без эмоций. Ходит в детский сад по принципу «надо», как на работу – ответили 18% родителей. 4% - ответили, что с грустью, не желает идти.

2. На вопрос: Как, по-вашему, складываются отношения у ребенка с воспитателями и персоналом?

Все родители ответили, что очень хорошо.

3. На вопрос: Как бы вы оценили отношения вашего ребенка с детьми в группе?

81% родителей оценили отношения, как добрые, дружеские, много приятелей, 15% - как ровные, спокойные и 4% родителей не знают о взаимоотношениях своего ребѐнка со сверстниками в группе.

4. На вопрос: Информацией, какого рода вы обменивались с воспитателем чаще всего?

78% родителей ответили – преимущественно о достижениях ребѐнка. 22% - о содержании учебных занятий, прошедших за учебный день. 15% - ответили, что с ними беседуют только о плохом поведении ребѐнка и происшествиях в группе. 11% родителей ответили, что с ними педагоги обращаются

только с просьбами и сообщениями административно-хозяйственного характера. 4% - что ни какого общения, кроме официального минимума, не было.

5. На вопрос: Какие домашние задания ребенок выполнял чаще всего с желанием? Родители написали: уборка по дому, уход за домашними животными, рисует и лепит, делает поделки, раскрашивает, учит стихи, пишет буквы, выполняет задания учителя- логопеда.

6. На вопрос: По каким направлениям развития ваш ребенок достиг наибольших успехов? Родители ответили: пение и танцы, изучение окружающего мира, изучение стихов и сказок, обучение грамоте и речевое развитие, лепка и рисование.

Выводы и рекомендации:

1. Использовать в работе с родителями по социально-нравственному и социально-личностному воспитанию, такие формы работы, как индивидуальные памятки и консультации, рекомендации педагога-психолога по вопросам взаимоотношений детей.

2. Педагогам в группе создавать такую эмоциональные обстановку, чтобы все дети шли в детский сад с желанием, а не как на работу по принципу «надо».

3. Больше обмениваться с родителями информацией о достижениях ребѐнка и беседовать со всеми родителями, а не только по официальному минимуму.

4. Создание условий для социального развития детей.

В группах созданы условия для социального развития детей. Имеются разнообразные дидактические игры, но недостаточно настольно-печатных игр по социальному развитию. Во всех группах имеются картотеки подвижных игр с правилами и атрибутика к ним. Картотеки специальных игр, на формирование социальных навыков детей, имеются только в средней группе и группах старшего дошкольного возраста. Условия для развития сюжетно-ролевых игр, таких как «Семья», «Больница», «Сеть магазинов», « Салон-парикмахерская» и др. имеются во всех возрастных группах. В группах имеются различные виды спектаклей и атрибутика к ним, элементы костюма для ряженья и постановки спектаклей. Игровые зоны насыщенны по гендерному принципу. В  ДОУ имеется мини-центр кубанского быта, дидактический и наглядный материал по социаль-но-коммуникативному развитию детей. В группах и методическом кабинете в наличии методическая литература по социальному развитию детей, вопросам взаимодействия с семьями воспитанников.

Выводы и рекомендации:

1. Педагогам групп рекомендовано обновить и разнообразить настольно-печатные игры по социально-коммуникативному развитию детей.

2. Воспитателям младших групп рекомендовано разнообразить картотеку специальных игр на формирование социальных навыков детей.

3. Продолжить работу по театрализованной деятельности детей, т.к. она позволяет формировать опыт социальных навыков, через включение детей в систему социальных отношений через образы своих героев.

5. Мониторинг коммуникативных способнотстей, проведенный в старших группах № 08,09, 06, 05  .

Таблица № 1.

группы

уровень в баллах

низкий

средний

высокий

1.старшая логопедическая № 08

3 (21.3%)

11 (78.7%

-

2. старшая группа № 09

2 (25%)

6 (75%)

-

3. старшая логопедическая ЗПР № 06

6 (72%)

3 (28%)

-

4. старшая группа № 05

8 (34%)

14 (58%)

2 (8%)

итого

19 (34,6%)

34 (61.6%)

2 (3.8%)

Диагностик готовности ребенка к школе» (под.ред.Н.Е.Веракса – М. Мозайка-Синтез, 2007г.

цель: определить уровень коммуникативных способностей.

Диагностика проводилась по 4 методикам.

Методика № 1. Цель: определить уровень развития коммукативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).

Методика № 2. Цель:  выявить уровни развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).

Методика № 3. Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому).

Методика № 4. Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику.

Диагностика помогла выявить трудности отдельных детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, недостатки в знаниях социальной действительности. Детей с низким уровнем социально-нравственного развития – 19 дошкольников, это (34.6%), они все взяты на  динамический учѐт и с ними будет вестись индивидуальная  работа. Оказана помощь педагогом-психологом. В основном доминируют дети со среднем  уровнем развития социальных навыков – 34 дошкольника, это 61.6%, с высоким уровнем – 2 дошкольника , это (3.8%). Результаты диагностики представлены в таблице № 1.

ВЫВОД: Коммуникативное развитие старших дошкольников необходимо осуществлять в совместной деятельности педагога и детей с учетом их индивидуальной-возрастных и коммуникативных особенностей, присущих старшему дошкольному возрасту.  В игре развивается речевая активность детей, увеличивается объем словаря, вырабатывается и совершенствуется умение рассказывать и рассуждать; через игру дети знакомятся с нормами поведения, образцами межличностного общения, формируют свои знания о приемах и правилах общения.  Игра вызывает у дошкольника устойчивые положительные эмоции, и носит творческий характер, что немаловажно для коммуникативного развития детей. Работу по развитию социальных навыков у детей дошкольного возраста признать удовлетворительной.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Разнообразить использование в работе вариативных форм и методов по ознакомлению воспитанников с социальной действительностью.

2.Необходимо обеспечить сменяемость в игровых зонах для обеспечения интереса детей к сюжетно-ролевым играм. А также наполнить среду предметами заместителями.

4. Пополнить и обновить иллюстративный материал по данному направлению в группах.

5.Пополнить арсенал схемами для развития навыков самообслуживания (одевания, проведения КГН).

6. Педагогу -психологу провести семинар – практикум по социально-

коммуникативному развитию детей и вопросам взаимодействия ребѐнок - взрослый, ребѐнок - сверстники. Срок: в течение 2018 учебного года.

7. Принять к сведению выводы и рекомендации, данные выше, по вопросам тематической проверки и

реализовать их в срок: февраль- март  2018г.

Старший воспитатель___________/Прапро Е.А./

педагог-психолог ___________/Калашник А.В./

Анкетирование родителей МБДОУ д/с ОВ № 6

декабрь 2017г.

1. На вопрос: С каким настроением ваш ребенок чаще всего идет в детский сад?

- с хорошим,

- с радостным настроением

 - ребѐнок идѐт в детский сад спокойно, без эмоций

- ходит в детский сад по принципу «надо»

- как на работу

 - ответили, что с грустью, не желает идти.

2. На вопрос: Как, по-вашему, складываются отношения у ребенка с воспитателями и персоналом?

- очень хорошо

- плохо

- хорошо

3. На вопрос: Как бы вы оценили отношения вашего ребенка с детьми в группе?

- добрые, дружеские, много приятелей, друзей.

 - ровные, спокойные

- не знаю о взаимоотношениях своего ребѐнка со сверстниками в группе.

4. На вопрос: Информацией, какого рода вы обменивались с воспитателем чаще всего?

 – преимущественно о достижениях ребѐнка.

 - о содержании учебных занятий, прошедших за учебный день.

 -  о плохом поведении ребѐнка и происшествиях в группе.

- педагоги обращаются только с просьбами и сообщениями административно-хозяйственного характера.

- ни какого общения, кроме официального минимума, не было.

5. На вопрос: Какие домашние задания ребенок выполнял чаще всего с желанием?

-уборка по дому, уход за домашними животными, рисует и лепит, делает поделки, раскрашивает,учит стихи, пишет буквы, выполняет задания учителя-логопеда или.....

______________________________________________________________________

6. На вопрос: По каким направлениям развития ваш ребенок достиг наибольших успехов?

- пение и танцы, изучение окружающего мира, изучение стихов и сказок, обучение грамоте и речевое развитие, лепка и рисование..............

______________________________________________________________________

с уважением:  старший воспитатель Прапро Е.А.

педагог-психолог Калашник А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПРАВКА по итогам тематического контроля «Организация интеграции в процессе совместной организационной деятельности дошкольников в соответствии с ФГТ»

Цель контроля: -  изучить организацию интеграции в процессе совместной деятельности дошкольников  в соответствии с ФГТ;-оценить содержание работы воспитателей по интеграции област...

Справка об итогах тематического контроля «Психологические условия формирования тревожности у ребёнка»

Цель: разработать комплекс занятий, направленных на снижение или преодоление тревожности детей, в основе которых лежат игровые методы и приёмы психолого-педагогической коррекции и апробировать его в п...

Аналитическая справка по итогам тематического контроля в ДОУ "Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Цель: провести анализ организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО (анализ реализации дорожной карты)...

Справка по итогам тематического контроля "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о социальной значимости труда"

Справка по итогам тематического контроля "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о социальной значимости труда"...

Справка по итогам тематического контроля «Развитие речи и речевого общения детей посредством художественной литературы»

Согласно годовому плану на 2019-2020 учебный год, на основании приказа № 6 от 28 октября 2019 г.  в МАДОУ детский сад «Тополек» корпус 2 проведен тематический контроль по теме  ...

«Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни» Пример аналитической справки по итогам тематического контроля

laquo;Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни» Пример аналитической справки по итогам тематического контроля...