ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - МНОГООБЕЩАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИТО.
статья по теме

Кудрявцева Наталия Владимировна

 

Сегодня дети растут в мире, в котором не только присутствуют ИКТ, но который во многом сформирован ими. Применение ИКТ в дошкольном образовании стало новым многообещающим направлением деятельности ИТО. Принимая интегрированный подход, где использование ИКТ формируется в процессе взаимодействия педагога и ученика, мы обеспечиваем детям широкие возможности развития во всех сферах обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_ikt_v_doshkolnom_obrazovanii.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - МНОГООБЕЩАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИТО.

Кудрявцева Наталия Владимировна (kd-natali@yandex.ru)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида второй категории №99 г. Таганрога (МБДОУ д/с № 99 г. Таганрога)

Аннотация

Сегодня дети растут в мире, в котором не только присутствуют ИКТ, но который во многом сформирован ими. Применение ИКТ в дошкольном образовании стало новым многообещающим направлением деятельности ИТО. Принимая интегрированный подход, где использование ИКТ формируется в процессе взаимодействия педагога и ученика, мы обеспечиваем детям широкие возможности развития во всех сферах обучения.

Средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей во всем мире. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании в аналитическом обзоре «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании» привел данные исследования, проводимые в США и Европе, которые показывают, что до 80% информации, получаемой детьми к 11 годам, они черпают из источников, не имеющих бумажных носителей.

Люди, относящиеся с недоверием к идее внедрения ИКТ в ДОУ, по мнению исследователей Адамса и Бриндли (цит. по Hayes and Whitebread) обычно представляют «пассивного ребенка, бездумно сидящего за компьютером и нажимающего кнопки, чтобы посмотреть забавные картинки на экране, и не совершающего никаких умственных усилий».

Мы утвердительно приходим к заключению, что нет уже больше необходимости пытаться понять, важны ли ИКТ в дошкольном образовании. Новые цифровые технологии уже вошли во все стороны реальности, в которой мы живем. ИКТ в любом случае оказывают влияние на игры и учение дошкольников. Трудно представить образовательное учреждение (любого уровня), в котором сегодня не было бы ИКТ. Да и все больше и больше детей знакомятся с компьютером еще до школы, зачастую даже раньше, чем приходят в ДОУ.

Применение ИКТ в дошкольном образовании стало новым многообещающим направлением деятельности ИТО.

Важно понимать, что, во-первых, система образования должна отражать неоспоримый факт сложившейся взаимозависимости медиа и образования. Во-вторых, необходимо изучать воздействие медиа на раскрытие человеческого потенциала и пытаться управлять этим воздействием. Наконец, в-третьих, надо четко понимать, что нет области более подверженной влиянию электронных медиа, как во благо, так и во вред, чем мышление ребенка.

Исследователи, изучающие развитие дошкольников, распространение ИКТ, культурные изменения в обществе, обучение в раннем возрасте, в своих работах описывают различные факторы и последствия воздействия новых технологий на жизнь детей младшего возраста. Сделанные ими выводы таковы:

• новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь детей;

• новые ИКТ в разной степени доступны детям младшего возраста;

• родители порой не осознают, в какой степени их дети уже живут в мире ИКТ и какого сорта материал доходит до них через ИКТ;

• возможности родителей обеспечить своим детям необходимый для их развития контекст и оказывать им поддержку не одинаковы;

• многие дети дома имеют гораздо больший доступ к новым ИКТ, чем в образовательных учреждениях;

• педагоги зачастую недостаточно осведомлены в вопросах ИКТ и неуверенно пользуются ими;

• уровень обеспечения ДОУ инструментами ИКТ различен и зачастую весьма низок;

• общение родителей и педагогов по вопросам использования ИКТ детьми чаще всего отсутствует.

Принимая интегрированный подход, где использование ИКТ формируется в процессе взаимодействия педагога и ученика, мы обеспечиваем детям широкие возможности развития во всех сферах обучения.

Выявляются в ДОУ четыре главные области обучения, в которых роль ИКТ может оказаться критической, в связи с чем высказываются свои соображения о том, как эту роль оптимально реализовать:

• Коммуникация и сотрудничество. Они возникают естественным образом при решении задач, рисовании, видеозаписи или конструировании, обсуждении того, что дети видят на экране, в экспериментах с программируемыми игрушками. Но для достижения максимальной пользы от применения ИКТ зачастую требуется участие взрослых.

• Творчество. Для того чтобы проявить творческие способности, детям необходимо освоить набор схем и настроиться на игру, в которой можно применить эти схемы в новых контекстах. Экранные микромиры могут предоставлять ребенку возможности для их исследования и открытий, в них можно использовать различные средства и инструменты для достижения цели, думается, при этом нет жесткого понятия «ошибки», а есть исследование свойств микромира при участии педагога для выполнения открытых заданий, решения задач, которые поставил сам ребенок. Педагог может постоянно «подбрасывать» вопросы: «что если…?» Как указывают Эдвардс и Хилер (Edwards and Hiler), чтобы поддержать креативность детей, следует их побуждать: в процессе игры находить альтернативные варианты действий, всегда видеть возможность выбора, устанавливать связи между вещами, проводить необычные сравнения и смотреть на вещи с точки зрения других.

• Социально-драматические игры. Существуют огромные возможности для интеграции ИКТ в ролевые игры дошкольников… Известны успешные эксперименты по играм детей, например с виртуальными моделями туристического агентства, в которых взаимодействие осуществляется в основном через сенсорный экран. Возможности здесь очень велики. Хотя существует явная необходимость большего развития средств ИКТ (как программных продуктов, так и оборудования), новаторы-педагоги, импровизирующие вместе с детьми, могут добиться очень многого.

• Обучение обучению. Есть веские доказательства того, что компьютеры можно применять, чтобы помогать даже очень маленьким детям думать о мышлении, как это предлагал Паперт (Papert), и что инструменты ИКТ, поддерживающие развитие универсальных учебных действий, в частности помогающие в обучении, это в основном те же средства, которые наиболее эффективным образом поддерживают коммуникацию, сотрудничество и социально-драматические игры, упомянутые выше.

Итак, сегодня следует сосредоточить внимание на вопросах обеспечения безопасности и повышения эффективности при работе с ИКТ в ДОУ, сотрудничестве с родителями и улучшении профессиональной подготовки педагогов.

Для этого необходимо создать развивающую среду, работать в союзе с родителями, осваивать массу новых идей и планировать учебные программы, отвечающие современным потребностям обучения детей дошкольного возраста.

Естественно, мы замечаем, что дети подвергаются как позитивному, так и негативному воздействию цифровых технологий. Соответственно в дошкольном образовании нельзя игнорировать ни одну из этих сторон. Необходимо найти такие механизмы использования информационных технологий, которые позволят достичь образовательных целей наиболее эффективным, естественным и творческим способом, когда их применение является обоснованным. Интегрированный подход с использованием ИКТ формируется в процессе взаимодействия педагога и ученика, в итоге которого мы обеспечиваем детям широкие возможности развития во всех сферах обучения.

Литература:

  1. Апатова Н. В. Информационные технологии в дошкольном образовании. М., 1994.
  2. Калаш И. «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании», Аналитический обзор, М., ЮНЕСКО, 2011
  3.  Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. / Под ред. И.М. Маркова - М.: Наука, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности

Результаты дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности применяются:...

Метод проектов и его применение в современном дошкольном образовании.

Л. Н. Толстой писал: « Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью». С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, ...

1.3. Применение результатов дополнительного профессионального образования в педагогической деятельности

По результатам дополнительного профессионального образования мною разработана и реализуется программа ДПОУ проведения занятий по обучению детей игре в шахматы "Белая ладья" http://ds54.edu-...

Доклад на тему: «Реализация воспитательного компонента дошкольного образования средствами кружковой деятельности художественно-эстетической направленности»

Доклад для педагогической конференции «Приоритетные проекты в сфере образования: от условий к качеству» на тему «Реализация воспитательного компонента дошкольного образования ср...

«Радуга» - примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования и направленная на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условия

laquo;Радуга» – отечественная программа, отражающая реалии российской культуры.Программа адресована массовому детскому саду и одновременно позволяет реализовать индивидуальный потен...

Рабочая программа дошкольного образования общеразвивающей направленности на 2022-2023 учебный год старшая разновозрастная группа от 5 до 7 лет составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

Рабочая программадошкольного образования общеразвивающей направленностина 2022-2023 учебный годстаршая разновозрастная группа от 5 до 7 лет составлена на основе образовательной программы дошкольн...

Рабочая программа дошкольного образования общеразвивающей направленности на 2019-2020 учебный год разновозрастная группа от 3 до 5 лет составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»

Рабочая программа дошкольного образования общеразвивающей направленности на 2019-2020 учебный год разновозрастная группа от 3 до 5 лет составлена на основе образовательной программы дош...