Программа развития Муниципального дошкольного образовательного учреждениея детский сад компенсирующего вида №13 "Буратино" на 2011-2014г.г.
рабочая программа по теме

Инновационная идея - обобщить опыт и подойти комплексно к коррекционнму обучению, воспитанию и дополнительному образованию, объединить всех участников образовательного процесса для совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_dou_no13.doc313 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Отдел образования» администрации ГО «Город Волжск»

Согласовано:                        

Руководитель муниципального

учреждения «Отдел образования»

администрации ГО «Город Волжск»

________________/Е.Г. Филиппова/

«___»_____________20_____г.

Согласовано:                                                                                                                                                                                  Утверждаю:

Председатель профкома МДОУ №13                                                                                                                                Заведующая МДОУ № 13

________/ С.С. Лебедева /                                                                                                                                                 __________/ Морозова С.С./

 «____»_________20____г.                                                                                                                                                    «____»_________20____г

.                    

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №13 «БУРАТИНО» 2011-2014 г.г.

Разработчики программы:

С.С. Морозова - заведующая МДОУ № 13

Л.Н. Редькина - старший воспитатель МДОУ №13

Е.О. Алексейкина - учитель – логопед МДОУ №13

Проверила:

И.о. заведующий ГМК МУОО

администрации ГО «Город Волжск»

                                                                                                                                                                ___________/Ю.В. Сажина/                  

«____»_________20____г.

г. Волжск, РМЭ ул. Щорса 24а, тел 4-60-56


Содержание

1.  Введение.

2.  Пояснительная записка.

3.  Паспорт муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 13"Буратино" г. Волжска РМЭ

(аналитический этап).

4. Комплексный анализ проблем

5. Концепция  будущего дошкольного учреждения.

6. Паспорт Программы развития муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 13"Буратино" г. Волжска РМЭ на 2011-2014год (прогностический этап).

 

7. Исполнение целевых индикаторов (ожидаемые результаты по реализации Программы развития).

8. Ресурсное обеспечение Программы развития МДОУ №13.

9.  Реализация  Программы развития (этап планирования деятельности).

10.  Литература.

11.  Приложения.


Введение

Следует особо отметить, что в наше время любое дошкольное образовательное учреждение не может работать, не реагируя на прогрессивные изменения российского общества, изменяющиеся запросы к качеству дошкольного образования. На это указал Президент России Дмитрий Медведев в своём послании Федеральному Собранию от 30 ноября 2010года, который изложил свою позицию по основным направлениям образования: модернизация системы образования, создание проекта будущего – видение того, как может развиваться образовательное учреждение, раскрытие способностей каждого ребенка и максимальная подготовка его к взрослой жизни. Исходя из этого, педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения  пришли к выводу о необходимости создания Программы развития, предполагающей в будущем разработку проекта «Единая непрерывная система обучения и развития речи детей с ОВЗ в МДОУ №13». При разработке Программы развития мы основывались на том, что оптимизация развития системы дошкольного образования  возможна лишь при освоении  инноваций, изучении современных образовательных рекомендаций. Поэтому основой для  написания Программы развития нашего ДОУ стали разработки таких ученых, как В.С. Лазарев, М.М. Поташник, Р.М. Гайнутдинов, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др..

Пояснительная записка

Эффективность развития системы дошкольного учреждения напрямую зависит от стабильности функционирования каждого звена дошкольного учреждения. Однако стабильность – не только бескризисное существование, но и четкое видение своей перспективы в ближайшем будущем, уверенность в избранном курсе на развитие, прочная позиция на рынке образовательных услуг.

На сегодняшний день в нашем ДОУ имеется интересный опыт работы каждого из специалистов, способствующий  решению коррекционных задач.  Наша перспектива – обобщить этот опыт и подойти  комплексно к коррекционному обучению, воспитанию  и дополнительному образованию. Это и является инновационной идеей нашего ДОУ, новизна которой - объединение всех участников образовательного процесса для совместной деятельности,  так как комплексный подход к образовательной деятельности, сотрудничество и содружество в реальных, живых контактах – вот та среда, где   развивается личность ребенка, идет успешное  его обучение.

Целенаправленность поиска, его оптимизацию обеспечивает Программа развития нашего детского сада, которая способствует:

- адаптации учреждения к сложившейся социально - экономической обстановке;

- повышению социального статуса образовательного учреждения;

- сохранению рабочих мест и привлечению специалистов для расширения сферы образовательных услуг;

- изменению содержания образовательной работы с учетом новейших достижений науки и практики;

- созданию наиболее благоприятных условий для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и желания родителей.

В конечном итоге,  разработанная нами  Программа развития ориентирована на решение главной проблемы - повышение качества обучения, развития и воспитания детей с нарушениями  речи.

Программа развития составлена по технологии В.С. Лазарева,  М.М. Поташника и  представляет собой нормативную модель совместной деятельности педагогов, определяющую исходное состояние системы, образ желаемого будущего состояния, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

Мы считаем, что созданная Программа развития актуальна, реалистична, целостна, контролируемая на всех этапах, рациональна в определении цели и способов их достижения, прогнозируема и выполнима.

Аналитический этап.

 Цель: определение уровня работы дошкольного образовательного учреждения.

ПАСПОРТ

Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида №13 «Буратино» г.Волжска РМЭ

Общие сведения о ДОУ

Адрес: 425000, РМЭ, г.Волжск, ул.Щорса 24 а

Телефон: 4-60-56, 4-61-99,

электронный адрес: dou13buratino@yandex.ru.

Учредитель: МУОО администрации ГО «Город Волжск» -

 руководитель Филиппова Елена Григорьевна.

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение детский сад компенсирующего вида №13 «Буратино» является звеном  муниципальной системы образования г.Волжска, обеспечивающим помощь семье в воспитании  и обучении детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Из истории МДОУ № 13 «Буратино»:

13.06.1978г.- ясли-сад общеразвивающего вида;

31.11.1994г. - д/сад комбинированного вида;

28.11.2005г.- д/сад компенсирующего вида.

Муниципальное дошкольное образовательное   учреждение детский сад компенсирующего вида №13 «Буратино» функционирует на основе:

 Устава, зарегистрированного 22.04.2010г.;

лицензии серии «А» № 348811, зарегистрированной за № 982 от 16.04.2010г.  Срок действия лицензии: 16.04.2015г.

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение детский сад компенсирующего вида №13 «Буратино» находится в микрорайоне «Заря» в  кирпичном  двухэтажном здании, построенном по типовому проекту вблизи магистральной улицы, деревообрабатывающего предприятия,   в окружении жилых домов. Недалеко – лесной массив, берег р. Волги. Рядом расположены: ДОУ№12, кинотеатр «Родина», СОШ №5, городская поликлиника.


Здание детского сада рассчитано по проекту на 12 групп с численностью 280 детей.

В настоящее время функционирует 8 логопедических групп (ЗРР, ОНР, ЗПР, логоневроз) с численностью 120 детей;   фактический списочный состав -112 детей с  ОВЗ.

Режим работы                             

10,5 часов при 5-ти дневной рабочей неделе.                              

 Продолжительность занятий:

1 младшая группа – 10 мин.

2 младшая группа  – 10 мин.

средняя  группа – 15 мин.

старшая  группа – 20 мин.

подготовительная  группа – 25 мин.

Дополнительное        

образование (бесплатное)


Кружки:

- изобразительная деятельность – «Веселый карандаш», «Оригами»;

- речевая деятельность – «Коррекционная ритмика»;

- театральная деятельность – «Буратинка»;

- двигательная деятельность – «Сударушка», «Топотушки».

Уровень созданной развивающей среды






Создана предметно - развивающая среда.

Пространство групп зонировано в соответствии с требованиями коррекционно – развивающих и дополнительных программ. Зонирование способствует развитию индивидуально – личностных способностей детей и их положительного самоощущения, ориентированных на социально – адаптированного ребенка.

Обеспечено динамичное развитие предметно – пространственной среды в соответствии с меняющимися потребностями детей и родителей.

Наличие комфортных условий позволяет педагогам реализовывать задачи:

- формирование речевой активности (логопедические кабинеты, логоуголки в группах);

- развитие психофизического благополучия детей (физкультурный зал, спортивные уголки в группах);

- развитие художественно – эстетических и творческих способностей (музыкальный зал, изостудия);

- развитие сенсомоторных функций и эмоционально волевой сферы (сенсомоторные уголки в группах, кабинет психолога).

Мониторинг освоения образовательной программы

-Уровень познавательного развития   воспитанников:

развитие речи: 2008/09-51%, 2009/10-68%;

математика:2008/09-54%, 2009/10-62%;

развитие ВПФ:2008/09-35%, 2009/10-43%.

-Диагностика по видам деятельности:

ИЗО: 2008/09-1,9%, 2009/10-2,1%;

МУЗО: 2008/09-2,0%, 2009/10-2,3%;

игра: 2008/09-1,9%, 2009/10-2,2%;

труд: 2008/09-2,1%, 2009/10-2,3%;

духовно-нравственное воспитание:

2008/09-1,9%, 2009/10-2,1%.


Сведения

о сотрудниках            


Количество сотрудников по штатному      расписанию – 65, фактическое      количество – 53 сотрудника.

Не предусмотрены в штатном расписании спецмедработники (психоневролог, педиатр, массажист).


Сведения о педагогических        кадрах                                            

Общее количество педагогов:

2008/09:воспитатели – 16, специалисты - 13;

2009/10:воспитатели – 17, специалисты - 13.

Образование:

2008/09: высшее -13, средне-специальное – 16;                                                        

2009/10: высшее -15, средне-специальное – 15.                                                  

Аттестационные (квалификационные) категории:                            

2008/09: высшая - 6, первая - 20, вторая - 2,  

без категории - 1;

2009/10: высшая - 5, первая - 18, вторая - 2,  

без категории - 5.




Состав по стажу:

2008/09: 0 - 5 лет - 1ч.,   -10 лет – 3ч., 10-15 - 3ч., 15-20 – 8ч, свыше 20 лет – 14ч.;

 2009/10: 0-5 лет -2ч.,  5-10 лет – 1ч., 10-15 - 3ч., 15-20 – 9ч, свыше 20 лет – 15ч.

Отмечены наградами:                                               

«Заслуженный работник РМЭ» - 2ч.

«Отличник народного просвещения» - 5 ч.

Грамота Правительства РМЭ - 1 ч.

Грамота МО РМЭ - 4 ч.

Почетная грамота администрации города - 7 ч.

Грамота МУОО - 10 чел.

Творческие     контакты                     

Краеведческий музей,  художественная школа, дошкольное учреждение №12, СОШ №5, приют «Надежда», филиал детской  поликлиники, ЦПМСС «Лабиринт», ИАЦ, КДН.

Уровень             результативности инновационной деятельности

2008/09: проекты воспитателей по теме «Сюжетно – ролевая игра» по возрастным группам – 8;

«Конкурс на лучшую развивающую технологию, проект» 2009/10:  

проекты узких специалистов по теме: «Инновационный проект по речевому направлению» - 7;

конкурс «Лучший конспект занятия по направлениям работы ДОУ» - 16.

Итоги     работы с педагогами

Положительные:

- наличие нормативно – правовой базы;

- наличие единого перспективного планирования по разделам программ;

- возможность профессионального роста и творческого развития;

- использование Интернет – ресурсов.

Отрицательные:

- недостаточное финансирование;

- отсутствие единой образовательной коррекционно – развивающей программы для детей с ОВЗ (ЗПР, ОНР, логоневроз), утвержденной Министерством образования РФ, РМЭ и СЭС (СанПин);

- комплектование групп не по возрасту и не по заключению ЦПМСС «Лабиринт»;

-  недостаточное вливание молодых, творческих кадров и спецмедработников;

- родители - потребители предоставляемых      воспитательно-образовательных услуг.

Программы ДОУ:

основные (коррекционные)


-Т.Б.Филичева, Т.В.Чиркина «Программа коррекционного обучения и воспитания  детей с ОНР»;

-С.Г.Шевченко «Программно-методическое  оснащение коррекционно-развивающего  воспитания и обучения

дошкольников с ЗПР»;

-Н.В.Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР».

Дополнитель-

ные (парциальные)          

   

-Л.Д.Глазырина «Физическая культура дошкольника»;

 -«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С Комаровой;

-Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: программа,  конспекты»;

 -А.И.Буренина «Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста»;

-О.П. Радынова  «Музыкальные шедевры»;

-Е.В.Котова «В мире друзей: программа эмоционально-личностного развития детей».


Состояние учебно-методической базы





Наличие от потребностей:

современная учебно-методическая литературы:  2008/09-35%, 2009/10-45%;

игрушки: 2008/09-43%, 2009/10-50%

(недостаток развивающих, дидактических игр);

музыкальные инструменты: 2008/09-15%, 2009/10-25% (отсутствие музыкальных детских инструментов);

ТСО:  2008/09-38%, 2009/10-50% (отсутствие компьютеров в кабинетах, проекционного экрана, телевизора, проектора, видеокамеры, DVD-проигрывателя, цифрового фотоаппарата).

Состояние материально- технической базы           

8 логопедических кабинетов (отсутствие раковин, соответствующей мебели, инструментария для работы специалистов);

1 кабинет педагога-психолога (отсутствие сенсорного оборудования, соответствующей мебели);

1 кабинет музыкального руководителя;

1 кабинет изодеятельности (отсутствие специализированной мебели: столов, мольбертов);

1 кабинет старшего воспитателя (нехватка мебели, недостаточное количество учебных пособий к программам коррекционного воспитания и обучения);

1 кабинет медицинский (несоответствие мебели, оборудования по СанПину);

1 кабинет заведующей;

1 музыкальный зал;

1 физкультурный зал (замена полового покрытия, недостаток современного оборудования);

8 групповых комнат (замена сантехники, половых покрытий, штукатурно-малярные работы).


Анкетирование родителей

С целью выявления представлений родителей о работе ДОУ, степени их удовлетворенности этой работы проведены анкетирования. Анкетирование показало: 75% родителей считают, что педагоги обеспечивают ребенку всестороннее развитие способностей, качественную подготовку к школе и укрепляют здоровье.


Достижения



- 2007/08 - публикация в сборнике материалов Республиканской научно-практической конференции «Сопровождение педагогов в условиях специализированного МДОУ»;

- ежегодные проведения семинаров-практикумов в рамках городских и  республиканских курсов повышения квалификации при ГОУ ДПО (ПК) С «МИО»:

2008/09 - «Экспериментирование как основной метод обучения и воспитания детей с проблемами», «Инновационная деятельность в ДОУ»;

2009/10 - «Инновации в практике музыкального руководителя ДОУ», «Сопровождение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения»;

-2009/10 - участие на грант Главы администрации ГО «Город Волжск»;

-2009/10 - участие в российском конкурсе «Урок 21 века» в номинации «Школа чемпионов»;

-2009/10 – участие в российском конкурсе фестиваль педагогических идей «Открытый урок».


Конкурентные преимущества

- единственный в городе Волжске детский сад компенсирующего вида по коррекции речевых нарушений;

-ДОУ посещают дети со всех микрорайонов города;

-индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку, к каждому родителю, к каждому педагогу (планы индивидуальной работы, индивидуальные программы развития, еженедельные родительские часы, проведение «Часа специалиста»);

-создан стабильный, грамотный коллектив, оказывающий профессиональную коррекционно-профилактическую помощь детям;

-добиваемся высоких результатов при подготовке детей к школе (чистая речь – 80 %, снятие заключений специалистов, высокая мотивация к учебной деятельности, большинство детей занимаются по развивающим программам обучения – программа 2100, 12% выпускников занимаются в музыкальной школе, 9% - в спортивных секциях, 7%-в художественной школе, 15% - в танцевальных студиях, кружках школ),

-мобильность, гибкость (расширение и совершенствование образовательных услуг в соответствии с современными требованиями).

Комплексный анализ проблем

(выявление проблем на основе выполнения задач программы развития 2006-2011г.г.)

Задачи

Запланировано

Сделано

Выявленные проблемы

Повышение качества коррекционного образования детей

Модульный подход (система сопроводительных служб: управленческая,  коррекционно – педагогическая, медицинская,  психологическая)

Создали службу сопровождения ребенка

- скоординировали действия всех специалистов ДОУ

Недостаточная профессиональная готовность коллектива ДОУ к реализации программы развития является центральным препятствием на пути к достижению качества образования детей

Осуществление коррекционного  процесса с учетом новых достижений (инновационных программ, технологий)

Приобретение инновационных образовательных программ, технологий (изучение и апробация)

Изучили и апробировали в новом издании:

- программу Нищева Н.В., Шевченко С.Г.

Отсутствие (переиздание) программ, технологий:

- коррекционных (по логоневрозу, ЗРР, ОНР);

- художественно – эстетических;

- оздоровительных

Коррекция речевых нарушений  невозможна без модифицирования и внедрения  инновационных, образовательных программ и  технологий, учитывающих  индивидуальные и психологические особенности детей

Использование мониторинга по направлениям работы педагогов

Поиск и внедрение разнообразных видов мониторинга

Приобрели, апробировали, внедрили материалы по мониторингу МО РМЭ ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования».

Несовершенство  материалов по мониторингу по направлениям работы с детьми с ОВЗ.

Препятствие па пути решения задач качества коррекционного обучения и воспитания стоит несовершенство системы мониторинга.

Создание условий для коррекционно - развивающей работы с детьми

Создать материально – техническую базу и оснастить педагогический процесс методическими и дидактическими материалами

Частичное оснащение (отсутствие средств ТСО, мебели, спец оборудования, физкультурного оборудования, детских музыкальных инструментов, недостаточное количество методических пособий, дидактических игр).

Слабая материально-техническая база, методическое и дидактическое обеспечение учреждения сдерживает эффективное решение задач воспитания  и обучения детей с ОВЗ.

Сохранение и укрепление  здоровья воспитанников

Создание медико – психолого – педагогической службы для ведения экспериментальной деятельности

Создали медико – психолого – педагогическую службу, но экспериментальная деятельность отсутствовала.

Отсутствие целенаправленной работы по экспериментальной деятельности является существенным препятствием на пути решения задач сохранения и укрепления здоровья детей.

Тесное сотрудничество с семьями воспитанников с целью полноценного личностного развития ребенка

Применять такие формы работы как: дни открытых дверей, проведение совместных мероприятий, отчеты кружков, работу родительских комитетов.


Использовали запланированные формы работы с семьей, но они были недостаточно эффективны.




Полноценному личностному развитию ребенка противодействует недостаточное использование  новых форм работы с родителями.

Обеспечение всех детей социума коррекционной помощью

Выявление детей в социуме «м-н Заря»

Установили, что детей нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения, не выявлено (в социуме находятся ДОУ №12, 14,3).

Концепция «будущего»

муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад

компенсирующего вида № 13"Буратино"

       

 В связи с переходом деятельности дошкольного учреждения на инновационный режим развития, объективной необходимостью стала модернизация образовательного процесса в ДОУ. В Концепции дошкольного воспитания РФ, программах воспитания и обучения детей дошкольного  возраста, а так же в коррекционных программах подчеркивается, что реальной целью образования дошкольников является развитие индивидуальной личности каждого воспитанника.

Базовые ценности дошкольного образовательного учреждения:

- ребенок как уникальная развивающаяся личность, его здоровье, интересы, потребности;

- педагог как личность, носитель образования. Уважение и доверие к нему, предоставление возможности проявлять инициативу, самостоятельность;

          - забота о его социальном благополучии;

          - командная работа, как основа достижения успеха;

          - качество, как единственно возможная работа, постоянное стремление к совершенству;

          - культура организации, как культура жизнедеятельности ДОУ, культура взаимоотношений с родителями воспитанников и социально - педагогической средой, культура деловых и личных отношений;

          - семья, как основная среда личностного развития ребенка; ориентация на ее образовательные потребности и запросы, содружество с ней.

          Приоритетным направлением  муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида №13 "Буратино" является коррекция речевого развития воспитанников, что определяет его миссию: охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение  индивидуального развития на уровне федеральных государственных требований и превышение их в плане коррекционного речевого развития.  

        Причины, диктующие целесообразность выбора данной миссии:

- в системе образования города Волжска отсутствуют учреждения данного вида (компенсирующего вида с приоритетным осуществлением коррекции речевого развития). Проблемы коррекционного  речевого развития ребенка отражают интересы родительской общественности. Таким образом, система работы нашего учреждения обеспечивает удовлетворение потребностей населения в таком виде образовательных услуг;

   - запросы родителей воспитанников ДОУ (проведенные анкетирования показали, что большинство из них хотят видеть ребенка в развитым, умеющим читать, обучающимся в классах по развивающим программам, т.е. отдают предпочтение индивидуальному развитию детей на фоне сохранения и укрепления здоровья);

 - микросоциальный заказ общеобразовательных школ №3, №5,  имеющих классы, в которых дети обучаются по развивающим программам,  предъявляющих высокие требования к  индивидуальному развитию ребенка. Именно в эти школы поступает основное число воспитанников нашего учреждения. В связи  с этим особое значение приобретает организация работы по речевому развитию детей в целях обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования, которое позволит повысить успешность обучения выпускников  нашего ДОУ в школе.

        Тема  Программы развития нашего учреждения: «Комплексный подход к повышению качества коррекционного обучения, воспитания  и дополнительного образования»

        Цель:  создание условий для повышения качества коррекционного обучения, воспитания  и дополнительного образования, которые обеспечивают  развитие ребенка, формирование индивидуальной личности до уровня, соответствующего его возрастным возможностям, требованиям социального заказа государства и семьи.

Сформулированная  цель конкретизируется нами в портрете:

ребенка – выпускника:

- физически и психологически подготовленный,  со сформированной потребностью в здоровом образе жизни,

- ребенок – духовно-развитая личность (приобщенный к духовно-нравственным традициям и духовной культуре своего народа;

- социально-личностно развитый (со сформированными трудовыми навыками);

- с комплексным развитием всех сторон устной речи (произносительной, грамматической, лексической, связной),

- ребенок – интеллектуально-познавательная личность со сформированными предпосылками  культуры  чтения и письма, обучающийся по развивающим программам (любознательный, способный выполнять логические операции, проявляющий инициативу, способный связано выражать свои мысли),

- с развитой  индивидуальностью (эмоционально отзывчивый, с изобразительными, музыкальными, художественно – речевыми способностями).

педагога:

-имеющий  высшее специальное образование (дошкольное педагогическое, дефектологическое, физическое, музыкальное),

-  наличие категорийности  (высшая, первая),

- участвующий в экспериментальной, творческой, инновационной, конкурсной деятельности,

- увлеченный профессией с познавательной  и педагогической направленностью,

- коммуникабельный, требовательный к себе и окружающим, высоконравственный;

родители (основной заказчик образовательных услуг):

- родитель – партнер (полноправный участник образовательного процесса).

     

        Отличительными свойствами нового образовательного процесса являются:

- интегративная общность педагогов, родителей и детей;

- комплексная  система образовательной работы по развитию речи детей с учетом его индивидуальных физиологических и психологических особенностей.

       Ребенок в нашей системе рассматривается одновременно и объектом и активным субъектом образовательного процесса, целью и результатом деятельности. Мы считаем, что решить задачи развития индивидуальной личности можно только в процессе разносторонней деятельности детей, «внутри» которой каждый ребенок будет испытывать удовольствие ощущать себя индивидуальностью, чувствовать себя защищенным и уверенным.

       Основным средством развития индивидуальной личности каждого воспитанника является специально созданная речевая предметно – развивающая среда, которая направлена на развитие всех видов детской деятельности:

- духовно-нравственной;

- трудовой;

- художественно-речевой;

- игровой;

- художественно-эстетической;

- экспериментальной.

       Исходя из необходимости их обеспечения, была выбрана тема Программы развития МДОУ № 13, над решением которой ДОУ будет работать ближайшие 2011-2014г.г.

Для реализации данной темы администрации детского сада и педагогическому коллективу необходимо решить следующие задачи:

-  развивать личность ребенка дошкольного возраста;

- изучать и адаптировать инновационные программы, технологии, проекты по развитию речевых функций;

- создавать благоприятные условия для естественного эффективного развития и саморазвития ребенка, его личностного роста;

-  создавать условия для профессионального роста педагогов, экспериментальной деятельности по созданию в ДОУ здоровьесберегающего образовательного пространства;

- обеспечивать тесное сотрудничество семьи и ДОУ;

- решать вопросы финансирования и материально – технического обеспечения, устойчивого функционирования Программы развития.

Результатом выполнения  данных задач станет создание проекта «Комплексный подход к повышению качества коррекционного обучения и воспитания и  дополнительного образования» как инновационной идеей.

       Реализация инновационной идеи будет осуществлена при условиях:

1. Повышения профессионального уровня педагога за счет создания копилки инновационных проектов, технологий по коррекции психоречевых нарушений.

2. Поиска и приобретения (по возможности) диагностического материала по разделам коррекционно – развивающих программ для детей с ОВЗ.

3. Создания достаточных материально – технических и финансовых условий для развития и содержания непрерывной образовательной системы.

4. Разработки схемы перспективного развития системы работы в МДОУ №13 (прилагается).

       Таким образом, наша инновационная идея способствует решению основной цели Программы развития - повышение качества коррекционного обучения, воспитания и дополнительного образования (дополнительные образовательные услуги - кружки по профилактике и коррекции речевых нарушений).

Прогностический этап.

Цель:  определение модели «будущего» дошкольного учреждения

Паспорт

Программы развития муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида №13 «Буратино»

на 2011-2014г.г.

Наименование программы

Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 13"Буратино" на 2011-2014 г.г.

Основание

для разработки программы 

Закон  РФ от 10.07.1992 года      №3266-1 «Об образовании».

Закон РМЭ от 04.04.2001 года № 9-3 «О регулировании отношений в сфере образования на территории Республики Марий Эл».

 «Наша новая школа», утвержденная Президентом  РФ от 04.02.2010 года № Пр-271.

Послание Президента РФ Д.А. Медведева к Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010.

Концепция содержания непрерывного образования от17.06.2003 года  Мин. образования России.

Лазарев  В.С.,  Поташник М.М. «Как разработать программу развития школы», - Метод. пособие для руководителей образовательных учреждений. М., - 1993.

Гайнутдинов Р.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры управления и экономики  ИРО «Типичные ошибки и основные рекомендации по подготовке программы развития ОУ», Москва- 2011г.

Республиканская целевая программа «Развитие образования Республики Марий Эл на 2011-2015 годы» (проект).

Заказчик программы    

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида

№ 13"Буратино"

Основные разработчики                

программы




 Цель Программы

Основные задачи программы











Целевые индикаторы



Морозова Светлана Степановна – заведующая МДОУ № 13,

Редькина Людмила Николаевна – старший воспитатель МДОУ № 13,

Алексейкина Елена Олеговна – учитель-логопед МДОУ № 13,




Повышение качества коррекционного обучения,  воспитания и дополнительного образования.

  1. обеспечение разностороннего развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей  до уровня, соответствующего его возрастным возможностям;
  2. предоставление условий для повышения квалификации педагогических работников;
  3. модифицирование и внедрение инновационных программ и технологий по коррекции речевых нарушений;
  4. совершенствование системы мониторинга качества коррекционного обучения и воспитания;
  5. укрепление материально-технической базы, методического и дидактического обеспечения образовательного процесса;
  6. создание в ДОУ здоровьесберегающего образовательного пространства;
  7. организация консультативно-методического сопровождения родителей педагогами ДОУ;

организация  дополнительных образовательных услуг с целью профилактики речевых нарушений.

8. организация  дополнительных образовательных услуг с целью профилактики речевых нарушений

1.1. создание технологий, проектов, обеспечивающих развитие коррекционно-развивающей работы (не менее 1-го в год);

1.2. увеличение %  воспитанников, со снятыми диагнозами,  готовых к  обучению по развивающим программам;

2.1. увеличение доли педагогических работников,  имеющих первую и высшую квалификационные категории;

2.2. распространение передового педагогического опыта ДОУ на муниципальном, республиканском и российском уровнях не реже 1 раза в год (в том числе с использованием Интернет-ресурсов);

2.3. развитие инструмента вознаграждения педагогических кадров (увеличение поощрений не менее, чем на 5 %);

3.1.  адаптирование инновационных программ к условиям работы с детьми с ОВЗ (не менее 1- в год);

4.1. увеличение количества  видов  применяемых материалов по мониторингу  качества коррекционного воспитания и обучения (не менее одного вида в год);

5.1. оснащение кабинетов, групп средствами ТСО, методическими и дидактическими пособиями;

6.1. увеличение количества здоровьесберегающих технологий

7.1. организация новых форм работы с родителями (создание семейных клубов и педагогических гостиных во всех возрастных группах)

8.1. организация дополнительных образовательных услуг (кружки)

Сроки, планирование деятельности по реализации этапов

Программы развития

2011-2014 годы

I этап 2011-2012 годы - подготовительный: диагностический;

II этап 2012-2013 годы – организационный: осуществление мероприятий;

III этап 2013-2014 – заключительный: завершение реализации мероприятий, анализ, обобщение, и оценка эффективности реализации Программы развития.


Перечень основных мероприятий

для педагогов:

- создание возможностей выхода педагогов в Интернет для поиска и применения современных информационных и коммуникационных технологий;

- поиск, изучение и внедрение инновационных программ по коррекции речевых нарушений (методическая  литература, Интернет ресурсы);

- проведение семинаров – практикумов по проектированию и разработке технологий, проектов;

- проведение педчасов: - по знакомству с методикой оценки уровня квалификации педработников  первой и высшей категории (под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой),

- по обсуждению и апробации методики в условиях реальной аттестации пед. работников;

- проведение тематических педсоветов (не менее 3-х в год);

- конкурсное движение (не менее 2-х ежегодно);

- обучение компьютерной грамотности (при ИАЦ МУОО);

- использование современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

- индивидуальные консультации,

- «час логопеда», «час воспитателя», «час специалиста»;

- участие в работе ГМО;

- участие в городских, республиканских, российских мероприятиях (конкурсы, семинары-практикумы, не реже 1 раза в год);

- связь с телекоммуникационными службами, печатными издательствами;

- создание методической копилки по мониторингу качества коррекционного обучения и воспитания;

- приобретение методической литературы, современного оборудования (ТСО, тренажеры музыкальные диски);

- стимулирование за инновационную деятельность  не менее, чем на 5%;

для  детей:

- организация дополнительных образовательных услуг (кружков, студий) по развитию высших психических функций, творческих способностей, подготовке к школе;

-  сотрудничество со школой;

- работа по индивидуальным  программам развития ребенка;

 - организация службы медицинского сопровождения (терапевт, психоневролог, ЛОР, массажист);

- приобретение оборудования для комнаты психологической разгрузки;

- наполнить участки детского сада, спортивную  площадку физкультурными комплексами, игровым оборудованием.


для родителей:

- создание на базе каждой возрастной группы семейных клубов или педагогических гостиных:         «Островок безопасности», «Посмотри на мир внимательно», «Мамочкина школа», «Научите меня говорить правильно»;   

- создать библиотеку современной литературы по психическому оздоровлению детей.


Исполнители основных  мероприятий


Объемы и источники финансирования Программы

развития


Администрация и педагоги МДОУ № 13.




Общий объем финансирования Программы развития составляет 150000 рублей за счет местного бюджета (средств Учредителя) и  внебюджетных средств.

Система организации управления и контроля за исполнением              Программы

Механизм оценки эффективности реализации Программы развития






Ожидаемые

результаты реализации Программы развития

















Заключение








Контролирующая деятельность представляется нами в виде двух компонентов:

административного контроля (оперативный, промежуточный, итоговый) - администрация МДОУ,

ведущий специалист по дошкольному воспитанию МУОО  администрации ГО «Город Волжск»,

методист по дошкольному воспитанию МУОО администрации ГО «Город Волжск»,;    

самоконтроля (диагностика, тестирование, срезы знаний) - педагоги , старший воспитатель МДОУ

Результаты обсуждаются на педсоветах, совещаниях при заведующей, в индивидуальных беседах.

1. Выбираются объекты, подлежащие контролю (при их определении главным ориентиром будут основные задачи Программы).

2. Указываются показатели оценивания их состояния.

3. Устанавливаются ориентировочные значения показателей, после  сопоставления их с определенными нормами:

- социальная соотносительная норма (сравнение с Госстандартом, другими нормативными документами федерального, республиканского, городского уровней);

- индивидуальная  соотносительная норма (сравнение сегодняшних и прежних результатов ДОУ);

- целевая соотносительная норма (сопоставление результатов с поставленными задачами).


I и II этапы развития МДОУ № 13.

Предполагаемые результаты:

ожидается, что будут:

- созданы  речевые проекты, технологии, инновационные программы (по логопедическим диагнозам: ТНР, ОНР, ЗПР, логоневроз – 4шт.);

-увеличена на 4 %  доля воспитанников со снятым диагнозом;

- повышение квалификации педработников (увеличение количества педагогов с первой и высшей категориями,  курсовая переподготовка);

- внедрены 4 системы мониторинга по оценке  качества коррекционного обучения и воспитания;

- укреплена материально– техническая база по методическому и дидактическому обеспечению воспитательно – образовательного процесса на 15%;

- открыты 4 новых кружка для  выбора детьми и родителями дополнительных образовательных услуг в соответствии со способностями.  

- открыты 3 педагогических гостиных и 3 семейных клуба в каждой возрастной группе.

- внедрены 4 здоровьсберегающие технологии (для развития артаппарата, для укрепления  мелкой моторики рук);

III этап Программы развития  МДОУ № 13.

Предполагаемые результаты.

Ожидается:

- создание проекта «Комплексный подход к повышению качества коррекционного обучения, воспитания  и дополнительного образования»;

В конечном итоге произойдет превращение воспитательно-образовательного пространства ДОУ в благоприятную среду для развития индивидуальности каждого ребенка (в частности, для развития речи  детей) и перевод МДОУ в состояние развития и  совершенствование образовательной  деятельности.




























Исполнение целевых индикаторов

№ п/п

Целевые индикаторы

2010

2011

2012

2013

2014

1

Создание технологий, проектов, обеспечивающих развитие коррекционно-развивающей работы.

2

1

1

1

1

2

Увеличение %  воспитанников, со снятыми диагнозами, готовых к обучению по развивающим программам.

90%

92%

94%

96%

98%

3

Увеличение доли педработников,  имеющих первую и высшую квалификационные категории.

83%

84%

87%

90%

95%

4

Распространение передового педагогического опыта ДОУ на муниципальном, республиканском и российском уровнях не реже 1 раза в год, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.

1

1

1

1

1

5

Развитие инструмента вознаграждения педагогических кадров (увеличение поощрений не менее  чем на 5 %).

5%

6%

7%

8%

10%

6

Адаптирование инновационных программ к условиям работы с детьми с ОВЗ (не менее 1-ой в год).

1

1

1

1

7

Увеличение количества видов, применяемых материалов  по мониторингу  качества коррекционного воспитания и обучения (не менее одного вида в год).

1

1

1

1

1

8

Оснащение кабинетов, групп средствами ТСО, методическими и дидактическими пособиями.

50%

57%

65%

69%

78%

9

Увеличение количества здоровьесберегающих технологий.

10

1

1

1

1

10

Организация новых форм работы с родителями (создание семейных клубов и педагогических гостиных).

2

1

1

1

2

11

Организация дополнительных образовательных услуг для более успешного решения коррекционных задач (кружки).

5

1

1

1

1

Ресурсное обеспечение Программы развития МДОУ № 13

Организационные условия:

  • пересмотреть расписание занятий с целью выявления дополнительного резервного времени для индивидуальной работы с детьми по направления дошкольного образовательного учреждения.

Кадровые условия:

  • обеспечить научное консультирование и курирование по вновь внедряемым  коррекционно-образовательным  программам и по работе с детьми с ОВЗ.

Научно-методические условия:

  • провести консультации, деловые игры, семинары, маркетинговые исследования с педагогами, родителями согласно этапам  реализации Программы развития МДОУ № 13;
  • оснастить группы  дополнительным программно-методическим  материалом;
  • разработать рекомендации по созданию проекта «Единая непрерывная система обучения и развития детей с ОВЗ с МДОУ № 13.

Материально-технические условия.

Обеспечение  инновационного характера дошкольного образования:

  • пополнить техническую базу (компьютер для работы с детьми, видеокамеру, музыкальные инструменты для занятий с детьми, DVD - плеер, телевизор);
  • пополнить материальную базу (оборудование для сенсорной комнаты, водяные светильники, мольберты-столы по изодеятельности, сухой бассейн в спортивный зал).  

       

           Учебно-методические условия.

         Организация  образовательных услуг и оценка их качества:

  • пополнить методическую базу (инновационные программы коррекционного развивающего обучения, пособия к программам, оборудование);
  • приобрести  изобразительные средства (цветную бумагу, цветной пластилин, разновидности глины, станок для изодеятельности (для кружков «Веселый карандаш», «Оригами»);
  • приобрести театральные средства (костюмы народных сказок, декорации леса, луга и др., магнитофон (для кружка «Буратинка»);
  • приобрести танцевальные, спортивные костюмы, магнитофон, «шапочки» животного и растительного мира (для кружков «Логоритмика», «Сударушка»).

Финансовые условия:

  • расчет потребности в ресурсном обеспечении основан на оценке объемов средств, необходимых для реализации каждого мероприятия в рамках решаемых Программой задач.

Общий объем средств, предусмотренных на реализацию    Программы

развития, составляет:

Всего:                                                                                                              

Сумма: 150 000 рублей

в том числе за счет:

местного бюджета (средств Учредителя)

внебюджетных средств


50 000 рублей


100000 рублей

Финансирование Программы развития МДОУ № 13 осуществляется  в пределах средств, предусмотренных в бюджете администрации МДОУ.

Распределение денежных средств на реализацию задач,  поставленных в Программе развития МДОУ № 13.

Задача

Сумма

Обеспечение  инновационного характера дошкольного образования:

  • Пополнение технической базы (компьютер для работы с детьми, видеокамеру, музыкальные инструменты для занятий с детьми, DVD - плеер, телевизор);
  • Пополнение материальной базы (оборудование для сенсорной комнаты, водяные светильники, мольберты-столы по изодеятельности, сухой бассейн в спортивный зал).




60 000 рублей





50 000 рублей

Организация  образовательных услуг и оценка их качества:

  • Пополнение методической базы (инновационные программы коррекционного развивающего обучения, пособия к программам, оборудование);
  • Приобретение изобразительных средств: бумага цветная, цветной пластилин, разновидности глины, станок для изодеятельности (для кружков «Веселый карандаш», «Оригами»);
  • Приобретение театральных средств: костюмы народных сказок, декорации леса, луга и др. магнитофон (для кружка «Буратинка»);
  • Приобретение танцевальных, спортивных костюмов, магнитофона, «шапочек» животного и растительного мира (для кружков «Логоритмика», «Сударушка).



20 000 рублей





5 000 рублей




5 000 рублей



10 000 рублей

  • Организовать спонсорскую помощь.

Мотивационные условия:

  • использовать надтарифный фонд;
  • обеспечить благоприятные условия для повышения квалификационных категорий.

Нормативно-правовые условия основываются на:

  • законе РФ «Об образовании»;
  • законе РМЭ «О регулировании отношений в сфере образования на территории Республики Марий Эл»;
  • Конвенции о правах ребенка;

          -    коррекционно-развивающих  программах для детей с ОВЗ (Филичева Т.Б., Чиркина Т.В., Шевченко С.Г., Нищева Н.В.).


III этап - планирования деятельности

Цель: разработка мероприятий по реализации Программы развития

Реализация  Программы развития

муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида                                  №13"Буратино" на 2011-2014г.г.

Этап  

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственные

I этап – диагностический

    2011-2012 г.

1.Проанализировать эффективность работы МДОУ №13, определить направления, цели, задачи режима жизнедеятельности на ближайший период

Разработка Программы развития МДОУ №13, схемы перспективного развития системы работы в МДОУ №13 и ознакомление педагогического коллектива с этапами реализации Программы развития.

Январь -февраль

2011 г.

Заведующая

Проведение исследований семей воспитанников для выявления: уровня удовлетворенности родителей работой МДОУ№13 , основных ценностей семей, их образовательного уровня, социального и материального положения.

Октябрь - ноябрь

2011 г.

Старший воспитатель, воспитатели групп

Исследование «климата» в педагогическом и детском коллективах для определения уровня психологической комфортности в них.

Ноябрь –декабрь

2011 г

Старший воспитатель, педагог-психолог

Изучение и анализ материально-технической базы, методического и дидактического обеспечения образовательного процесса МДОУ №13  для выявления уровня материально-технического оснащения детского сада, для определения уровня обеспеченности образовательного процесса.

Декабрь

2011 г -январь

2012 г

Заведующая, завхоз,

 старший воспитатель, воспитатели групп, узкие специалисты

Изучение и определение уровня речевой предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе, кабинетах,  а также уровня комфортности пребывания детей в учреждении.

Февраль

2012 г

Старший воспитатель

Изучение и выявление уровня педагогического мастерства и степени удовлетворенности педагогической деятельностью через самоанализ педагогов и руководителя.

Февраль

 2012 г.

Старший воспитатель

Проведение деловой игры  с участием родителей и всего коллектива МДОУ №13  для выявления представлений, мнений и желаний об учреждении «будущего».



Май   2012 г.

Заведующая,

старший воспитатель

2.Определить динамику развития детей

Проведение диагностики уровня речевого, трудового, духовно-нравственного, интеллектуального, художественно-эстетического развития детей для оценки результативности образовательного процесса.

Сентябрь

2011 - 2014г.

Старший воспита-

тель, воспитатели, узкие специалисты,

Анализ результатов обследования  и диагностики развития детей для их обсуждения на педагогическом совете, принятие соответствующих решений и определение дальнейших задач работы на год.

Сентябрь

2011 г.

Заведующая, старший воспитатель

Проведение маркетинговых исследований среди родителей, педагогов, детей по изучению спроса на образовательные услуги для определения задач работы на год.

Сентябрь

2011 г. – 2014 г.

Старший воспита-

тель, воспитатели групп

3. Осмыслить полученные результаты и подтвердить необходимость создания непрерывной системы образования детей

Проведение совещания  при заведующей для педагогов с целью определения проблем, целей, принципов и содержания деятельности для формирования концептуальных путей развития МДОУ №13.

Сентябрь

2011 г.

Заведующая

Выступления на родительских групповых собраниях для разъяснения идей, ожидаемых результатов и внесение корректив.

Октябрь

2011 г. – 2014 г.

Заведующая

II этап - организационный

2012-2013г.

1. Повысить профессиональный уровень педагогов для разработки и внедрения непрерывной системы деятельности детей дошкольного возраста

Проведение инвентаризации учебно-методического оснащения в МДОУ №13 в соответствии с образовательной программой.

Октябрь

2011 г. – 2014 г..

Старший  воспита-тель, воспитатели групп, узкие специалисты

Проведение анкетирования педагогов для выявления затруднений в работе, изучение мотивов и потребностей деятельности.

Ноябрь

2011 г. – 2014 г.

Старший

воспитатель

Направление педагогов на курсы повышения квалификации, компьютерные курсы.




Согласно плана ГОУДПО (ПК)С МИО

Старший воспитатель

Организация консультативно-методического сопровождения педагогов для повышения профессионального уровня.


1 раз в квартал

2012-2013 г.г.

Старший воспитатель

Изучение профессионального мастерства педагогов: целевое посещение занятий, «Дни открытых дверей», анализ планирования, самоанализ педагогов, анкетирование педагогов и родителей, обобщение опыта для выявления уровня педагогического  мастерства и формирование заявок на курсы повышения квалификации.

В течение года

2012-2013 г.г.

Заведующая, старший воспитатель

2. Разработать, обосновать, скорректировать и апробировать непрерывную систему деятельности детей дошкольного возраста

Определение структуры и разработка проекта непрерывной системы деятельности детей в МДОУ № 13 при соблюдении преемственности возрастных групп.

Февраль

2013 г.

Заведующая, старший воспитатель,

узкие специалисты

Утверждение и реализация проекта «Комплексный подход к повышению качества коррекционного обучения, воспитания  и дополнительного образования».

Март 2013 г.

Заведующая, педагоги МДОУ

 № 13

3.Совершенствовать уровень диагностирования детей для определения динамики развития

Проведение диагностики уровня развития каждого ребенка (уровень развития познавательных способностей, уровень речевого развития, психических процессов,  уровень творческих способностей в различных видах деятельности, уровень физических качеств и способностей, уровень развития трудовых навыков, уровень развития духовных навыков) для получения исходных результатов реализации Программы развития  МДОУ № 13.  Ознакомление педагогов с особенностями развития детей и совершенствование методик диагностирования.

В течение года 2011-2014 г.г.

Педагоги

МДОУ  № 13

Проведение обследований, выявляющих уровень подготовки ребенка к школе для определения динамики развития детей подготовительных  групп. Выявление уровня мотивации к школьному обучению.

Апрель

2011-2014 г.г.

ЦПМСС «Лабиринт»

Углубленное обследование состояния психического и физического развития детей педагогом и выработки рекомендаций и экспертных заключений о  влиянии непрерывной системы  деятельности на  состояние здоровья детей. Отслеживание динамики психофизического здоровья детей.

2 раза в год

2012-2013г.г.

Педагог-психолог, инструктор по    ФИЗО

Анализ  деятельности  детей  в МДОУ № 13, анализ системы обучения речи в МДОУ №13 для уточнения концептуальных подходов к её развитию.





Сентябрь 2013г.

Педагоги

МДОУ №13

4. Создать материально – технические и финансовые условия для выполнения Программы развития

Анализ соответствия материальной базы      МДОУ № 13 планам и программам, скорректированным, используемым в МДОУ № 13 для создания условий, необходимых для реализации Программы развития.

2 раз в год   2012-2013

г.г.    

Заведующая, завхоз

Разработка механизмов морального и материального стимулирования для постоянного профессионального роста каждого педагога.

2012-2013 г.г.

Заведующая

Финансовое обеспечение материального стимулирования педагогов. Его использование для дальнейшего повышения профессионализма педагогов.

По мере необходимости

Заведующая

III этап заключительный    2013-2014

1.Проанализировать соответствие фактических и прогнозируемых результатов

Создание проекта «Комплексный подход к повышению качества коррекционного обучения, воспитания и дополнительного образования»



Изучение мнения педагогов, родителей о сущностях  и результатах реализации Программы развития.

Январь

2014



Февраль 2014 год

Старший воспитатель



Заведующая, педагоги

МДОУ № 13

Литература:

1. Республиканская целевая программа «Развитие образования Республики Марий Эл на 2011-2015 годы». Йошкар-Ола Министерство образования Республики Марий Эл. 2010 г.  

2. Маркова Л.С. Программа дошкольного образовательного учреждения:

    Практическое пособие. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 80с.

3. Майер А.А. Программа развития ДОУ: построение и реализация, ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.

4. Маханева М.Д. Управление развитием ДОУ: Проблемы, планирование, перспективы. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128ч – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

5. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Методические пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М. АРКТИ, 2006. -96 с.

6. Корепанова М.В. Программа развития ДОУ: Методические рекомендации: ТЦ Сфера, 2007.- 80 с.

7. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение: пособие для рук. и адм. Работников И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009. -320 с.

8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Призедент Российской Федерации Д. Медведев, 04.02.2010 г. – Пр-271

9. Гайнутдинов Р.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры управления и экономики  ИРО, Типичные ошибки и основные рекомендации по подготовке программы развития ОУ. Москва- 2011г.

10. Лазарев  В.С.,  Поташник М.М. Как разработать программу развития школы, - Метод. пособие для руководителей образовательных учреждений. М., - 1993.

11. Республиканская целевая программа «Развитие образования Республики Марий Эл на 2011-2015 годы» (проект).

12. Послание Президента РФ Д.А. Медведева к Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборник. (май 2011 год)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида № 7» Г.Усолье – Сибирское Учитель – дефектолог: Лущик Татьяна Михайловна. Преемственность детского сада и школы.

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда у ребёнка формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Всё это формируется при тесном взаимодействии школы и детского...

Программа развития Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 26 «Флажок» г. Красный Кут Саратовской области» на 2015-2016 г.г.

Программа Развития является организационной основой деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 26 «Флажок» г. Красный Кут Саратовской области...

Рабочая программа воспитателей в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №103» Заводского района г. Саратова на 2014-2015 учебный год.

ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНА:Решением педагогического совета Заведующим МДОУ «Детский садМДОУ «Детский сад комбинированного вида №103»комбинированного вида №103» Заводского района г. СаратоваЗаводского района ...

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ инструктора по физической культуре муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 52 «Самолетик» Девицкой Зои Владимировны на 2013-2014 учебный год

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ инструктора по физической культуре муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида № 52 «Самолетик» Девицко...