Коммуникативный тренинг «СЧАСТЬЕ, КОГДА ТЕБЯ ПОНИМАЮТ!»
материал по теме

Панина Валентина Владимировна

 

Ориентация на гуманизацию межличностных отношений, гуманизацию педагогического процесса, на установление субъект-субъектных взаимоотношений между его участниками определяет актуальность коммуникативной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnyy_trening_schaste_kogda_tebya_ponimayut.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДСКВ №7

Коммуникативный тренинг «СЧАСТЬЕ, КОГДА ТЕБЯ ПОНИМАЮТ!»

Педагог-психолог: Панина В.В.

Сосновоборск 2012

        

Ориентация на гуманизацию межличностных отношений, гуманизацию педагогического процесса, на установление субъект-субъектных взаимоотношений между его участниками определяет актуальность коммуникативной компетентности.

        Коммуникативная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе.

  • умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
  • умение убеждать, аргументировать свою позицию;
  •  владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
  • умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
  • умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.
  • готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект); владение знанием  содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);
  • опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.
  • владение эффективными техниками общения, способность быстро и правильно ориентироваться в социальном контексте; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • потребности и ценностные ориентации, перцептивные (стойкие) убеждения; готовность воспринимать новое во внешней среде.

Прежде чем говорить о коммуникативной компетентности, мы изучили уровень коммуникабельности педагогов.

        Коммуникабельность происходит от прилагательного коммуникабельный от позднелат. communicabilis — «соединимый, сообщающийся» и далее от лат. communicatio — «связь, общение»
Значение = свойство, качество, описываемое прилагательным коммуникабельный, — свободное вступление в контакт; общительность.

52% педагогического коллектива -  9 - 13 очков -  Весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

38% педагогического коллектива - 14 - 18 очков - у Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

10% педагогического коллектива - 4 - 8 очков - Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

        По результатам опросника на определение уровня коммуникабельности, было выявлено, что большинство педагогов весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Бывает, вспыльчивы, но быстро отходят. Не достает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, могут себя заставить не отступать.

        Насколько данный результат помогает или мешает в формировании коммуникативной компетентности, одной из важных составляющих которой является умение слушать другого человека.

        Было проведено анкетирование -  методика на определение степени выраженности умения слушать другого человека. По результатам были выявлены ответы, которые свидетельствуют о низкой степени выраженности умения слушать других, о направленности в ходе общения на себя (т.е. удовлетворение своих притязаний вне зависимости от интересов партнера). Снижена чувствительность в оценке текущей ситуации — когда молчать и слушать, а когда говорить.

        На основании проведенной работы и полученных результатов, был подготовлен  коммуникативный тренинг «Формирование у педагогов навыков конструктивного общения»

Цель:  Формирование коммуникативных навыков.

Задачи:

  1. расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
  2. отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
  3. овладение навыками эффективного слушания;
  4. активизация процесса самопознания и самоактуализации;

расширение диапазона творческих способностей.

  1. Приветствие.

Упражнение «Поздороваться частями тела»

Цель:повышение эмоционального фона, установление тактильного контакта, психологическая разгрузка.

Выполнение

Ведущий говорит «Словами мы с вами поздоровались, а теперь поздороваемся частями тела». Поздороваться нужно со всеми участниками, но сделать это нужно как можно быстрее. Последовательность: ладонь-локоть-плечо-колено-бедро-спина-ухо.

  1. Вступительное слово ведущего.

Байка «Страшный сон»

«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, что сказать, но и от того, как сказать»»

3.Упражнение  «7 богатырей»

Одна участница будет играть роль царевны. Остальные поделятся на команды примерно по 4- 5 ч-к.

Давайте, для того, чтобы потренировать умение убеждать вспомним сказку А. С. Пушкина

О мёртвой царевне и 7 богатырях. В частности, тот эпизод, где 7 богатырей, у которых жила царевна, уговаривают её выйти замуж за одного из них и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое. Наши богатыри должны будут убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме.

Каждая мини группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

Вам даётся 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами. А после выступлений царевна скажет нам о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы она увидела в выступлениях.

4.Невербальное общение.

Общение составляет суть нашей профессии и поэтому, я думаю, эта тема актуальна для нас. Ведущую роль в общении несут не только то, что говорит человек, не лингвистические способности, а то, что он при этом делает. То есть ведущим являются невербальные каналы коммуникации: глаза и контакт с помощью глаз, лицо и лицевая экспрессия, жесты, позы, тактильные ощущения (касания), дистанция во время общения.

Давайте потренеруем  умение понимать невербальное общение.

Упражнение «За стеклом»

Передать текст команде, как будто между вами стекло, Вас видят, но не слышат.

5. Упражнение на доверие.  « Леопольд».

 Мне нужна одна мышка и 3 кота. Каждый кот получает бумажку со своим именем( никому её не показывает), но только одного зовут Леопольд.

Вы все помните, что в этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, кот постоянно устраивают ему пакости.

В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны. Фокус в том, что только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

Коты должны объяснить мыши – почему они безобидны, а мышь в конце скажет, кому она поверила.

Рефлексия.

6. Упражнение на установление контакта, тактильные ощущения, понимание инструкции и умение ее четко донести.

«Робот и оператор»

7. Упражнение «Пересказ текста». Навык активного слушания. Группа выходит за дверь, один участник остается. Ему зачитывается текст, он должен пересказать его следующему участнику, и так до последнего.

Текст: Евгений Петрович попросил Людмилу Сергеевну, чтобы она передала Татьяне Александровне, чтобы материалы по новой проектной деятельности были готовы к 14:00 последней пятницы января. Информацию необходимо сообщить Виктории Сергеевне до вечера 11 января.

8. «Психологическая зарядка»

Цель: помочь овладеть приемами релаксации и концентрации, повышение энергетического потенциала.

Выполнение:

  1. Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: «Я одобряю себя!»
  2. Ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: «Я думаю о хорошем!»
  3. Ноги на ширине плеч, локти сведены, делать наклоны туловища вправо-влево, повторить: «Каждый день чудесен!»
  4. Принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: «Я – королева!» (правая нога, левая нога).
  5. Ноги на ширине плеч, делая круговые движения руками, повторить: «Мои мечты сбываются!»
  6. Лопатки сведены, приседая и выпрямляясь, повторить: «Я решаю любые проблемы!»
  7. Массируя мочки ушей, зажмуривая, попеременно левый и правый глаз, повторить: «Будущее прекрасно!»
  8. Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить: «Я любима!» (затем левой рукой – правый локоть)
  9. Перекатываясь с носка на пятку, повторить: «Мне все удается!»
  10. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, попеременно напрягая и расслабляя ягодицы, повторить: «Я спокойна!»

9.Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Счастье-когда тебя понимают

общение и отношение с людми является одной из основ человеческой жизни....

КВН «Счастье, когда тебя понимают» (для воспитателей ДОУ)

Материал будет полезен старшим воспитателям, воспитателям, родителям. Культура общения  одно из важнейших направлений работы воспитателя, призванное обеспечить своевременное психическое разв...

Консультация для родителей " Счастье, когда тебя понимают "

Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. И этот опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и определяет особенности самосознан...

Тренинговая Программа «Счастье – когда тебя понимают» (для родителей и детей старшего дошкольного возраста)

Гармонизация семейных отношений, способствующих установлению и развитию партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, как основополагающего условия развития субъектности дошкольника. ...

Консультация для родителей Счастье, когда тебя понимают

Общение и отношение с людьми является одной из основ человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека всё соткано из его отношений к другим людям; с ним связано главное содержание псих...

"Счастье, когда тебя понимают"

Консультация для родителй. Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. И этот опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и опреде...