Главные вкладки

    ДОКЛАД «Формирование норм поведения у дошкольников»
    методическая разработка по теме

    МБДОУ Стеклозаводский детский сад №8 "Солнышко"

    Работая с детьми, воспитатели уделяют  большое  внимание  формированию  их

    поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно  оценивают  возможности

    повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех  педагогических

    ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.

     В силу того, что дети годами  посещают,  дет/сад,  появляется  возможность

    упражнять их в хорошем поведении многократно, и это  способствует  выработки

    привычек.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx54.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ Стеклозаводский детский сад №8 «Солнышко»

    Заведующий Буянова С.В.

    ДОКЛАД

    «Формирование норм поведения у дошкольников»

    С  самого   раннего   детства   ребенок   вступает   в   сложную   систему

    взаимоотношений  с  окружающими  людьми  (дома,  в  дет/саду   и   т.д.)   и

    приобретает  опыт  общественного  поведения.  Формирование  у  детей  навыков

    поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к  порученному  делу,

    товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста.

     В детском саду для этого немало  возможностей.  В  процессе  повседневного

    общения со  сверстниками  дети  учатся  жить  в  коллективе,  овладевают  на

    практике  моральными  нормами  поведения,  которые   помогают   регулировать

    отношения с окружающими.

     Работая с детьми, воспитатели уделяют  большое  внимание  формированию  их

    поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно  оценивают  возможности

    повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех  педагогических

    ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.

     В силу того, что дети годами  посещают,  дет/сад,  появляется  возможность

    упражнять их в хорошем поведении многократно, и это  способствует  выработки

    привычек.

     Каждый день дети здороваются и  прощаются,  убирают  после  игры  игрушки,

    умываются,  одеваются  на  прогулку   и   раздеваются.   Ежедневно   ребенку

    приходится  аккуратно  вешать  одежду,  ставить  обувь  т.д.  Во  всех  этих

    ситуациях дети  не  только  практически  овладевают  различными  навыками  и

    умениями,  но  и  осваивают  определенные  нормы  поведения   в   коллективе

    сверстников.

     Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель  использует  и

    утренний приход в детский сад и встречи в течении дня с  заведующей,

    муз. hуководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают  ребенку

    осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот  день

    впервые». Такая постоянная связь формирует у детей  положительную  привычку.

    Имеет значение и то, как будет сказано  детьми  «Здравствуйте»  или  «Доброе

    утро», ведь внешняя форма вежливости выражает  уважение  и  доброжелательное

    отношение к окружающим. Одни здороваются  охотно  и  приветливо,   другие  –

    только  после  напоминая,  третьи  –  только  не  здороваются   совсем   или

    здороваются  нехотя.   Однако   не   стоит   каждый   случай   приветливости

    рассматривать как факт появления  невежливости.  Лучше  разобраться,  почему

    ребенок не поздоровался, и помочь ему  справиться.  Часто  дети  здороваются

    формально, не понимая смысла этого правила.

    Взрослые  должны  с  самого  детства   воспитывать   у   детей   чуткость,

    отзывчивость, готовность прийти на  помощь  друг  к  другу.  «Если  товарищу

    трудно, помоги ему»,  «Если  тебе  трудно  –  обратись  за  помощью»  -  вот

    правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.

     Воспитатель  на  конкретных  примерах  объясняет  детям  необходимость   и

    целесообразность каждого правила поведения. Осознав  ценность  правил,  дети

    начинают активно ими пользоваться, и  постепенно  следование  этим  правилам

    становиться для них нормой поведения.

                                Первая младшая группа

     Одна из задач воспитания детей I  младшей  группы  -  формирование  у  них

    предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков.  Дети

    3-го жизни, пришедшие в  детский  сад,  отличаются  друг  от  друга  уровнем

    воспитанности, владеют различными навыками и  только  начинают  привыкать  к

    новой для них обстановке. Отсюда –  особое  значение  в  работе  с  малышами

    приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку.

     Прежде всего, педагогу необходимо добиться доверия ребенка, ибо   решающим

    методом  воспитания  малышей  служит  непосредственное    общение   с   ними

    воспитателя.

     Ребенок  младшей  группы  испытывает  особенно   большую   потребность   в

    постоянных  контактах  с  взрослыми.  От  того,  как   сложатся,   и   будут

    развиваться  отношения  малыша  с   взрослыми,   во   многом   зависит   его

    взаимоотношения и культура поведения при контактах с  более  широким  кругом

    людей.

    Игровые  приемы,  используемые  воспитателем  и   вызывающие   у   малышей

    положительные эмоции, обеспечивают более высокую   восприимчивость  ребенком

    нравственных   правил   поведения.   Педагог    ненавязчиво     вырабатывает

    интеллектуально-эмоциональное  отношение   детей   к   конкретным   правилам

    общественного  поведения,  закрепляет  их  в  опыте,  побуждает  малышей   к

    доброжелательным действиям. При этом  процесс  воспитания  получается  очень

    естественным, ребенок не ощущает себя его объектом.

     Игровые приемы очень эффективны в воспитании  маленьких  детей.  Их  можно

    рекомендовать для работы с теми детьми, которые легко отвлекаются.

                                Вторая младшая группа

     С переходом в эту группу программные требования к воспитанию у них навыков

    культуры поведения, планирование воспитательного процесса, усложняется.

     У детей на  4-ом  году  жизни  продолжают  формировать  самостоятельность,

    умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляется сложные требования  к

    выполнению  действий  в  ходе  режимных  процессов,  бережному  отношению  к

    игрушкам,  к труду старших.  Воспитатель  большое  внимание  должен  уделять

    формированию  у  детей  и  выполнению  ими   правил   вежливого   обращения,

    организованного поведения в детском саду, на улице.

     Планируя  работу,  педагог  особое  внимание  уделяет  формированию  таких

    качеств, как  чуткость,  внимательность,  предупредительность,  тактичность,

    которые помогут ребенку видеть и различать состояние  человека,  решив,  как

    следует  поступить  в  конкретном  случае,  чтобы  не  причинить  окружающим

    неприятность.

     Большие возможности для воспитания культуры поведения представляет  вечер

    Это время особенно доверительного общения воспитателя  с  детьми,  разговора

    по душам. Непосредственное общение  с  воспитателем  содействует  укреплению

    привязанности, доверия к нему ребенка  –  важнейшего  условия  нравственного

    воспитания. На вечерние час  также  могут  быть  запланированы  инсценировки

    несложных  сюжетов  с  помощью  игрушек.  Содержание  таких  сценок  педагог

    черпает из наблюдений, дети с интересом воспринимают сценки из своей жизни.

    Средняя группа

     Минул  еще  год.  Дети  подросли,  овладели  рядом   навыков   культурного

    поведения, много узнали. А между тем работа педагога по воспитанию  у  ребят

    навыков культурного поведения значительно усложняется и расширяется.

     Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их  интересы

    становятся  разносторонними.   Увеличивается   объем   знаний,   расширяются

    возможности ознакомления детей с  явлениями  общественной  жизни.  Предметом

    детского внимания становится труд взрослых, их  взаимоотношения  в  процессе

    труда, яркие, заметные события в  ближайшем  окружение,  дома.  И  атмосфера

    жизни в детском саду приобретает  для  формирования  нравственных  чувств  и

    качеств особое значение.

        Сочетание   руководства   самостоятельной   практической   повседневной

    деятельности детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к  труду

    взрослых,  общественному  значению   этого   труда   содействует   успешному

    расширению задач воспитания уважения к взрослым, культуры  общения  с  ними.

    Эта область воспитательной деятельности требует, организации внимания  детей

    к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно  по  отношению  к

    близким чаще всего проявляется жизнь детей, они не замечают заботы  взрослых

    о них. Чтобы это не  произошло,  нужно  научить  детей  видеть,  понимать  и

    оценивать труд взрослых, их  положительные  действия  и  отношения.  Хорошее

    средство для этого – правильное отображение  таких  действий  в  занятиях  и

    играх. Два-три нравственно направленных занятия можно  посвятить  специально

    в течении года специально уважения к окружающим  взрослым,  прежде  всего  к

    родителям, педагогам, няням.

    Старшая группа

     В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и

    привычек   культурного   поведения    активно    продолжается.    Содержание

    педагогического процесса на этом  этапе  составляет  воспитание  уважения  к

    родным  и  близким,  привязанности  уважения  к  воспитателям,   осознанного

    стремления порадовать старших хорошими  поступками,  желание  быть  полезным

    окружающим. У детей старшей  группы  необходимо  активно  и  последовательно

    формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься  сообща,

    умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру  хороших

    людей,  положительным,  героическим  персонажем   известных   художественных

    произведений.

     В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое

    место воспитание  культуры  общения.  Формирования  уважения  к  окружающим,

    доброжелательности, волевых качеств, сдержанности  происходит  в  коллективе

    сверстников.  Коллектив   играет   в   жизни   детей   все   большую   роль,

    взаимоотношения детей усложняются.

     В  поведении  старшего  дошкольника  ярче  выступает  связь   нравственных

    качеств и свойств  личности  с  интеллектом,  познавательным  и  интересным,

    отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и  сверстникам,  к

    себе.  Ребенок  в  процессе  общения  уже  может  быть   сдержанным,   умеет

    действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя  при  этом

    волевые достаточные усилия.  Но,  конечно  же,  это  только  начало  умения,

    которое надо развивать и закреплять.

     Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени

    старшего дошкольного возраста, продолжает  оставаться  организация  жизни  и

    деятельности  ребенка,  соответствующая   опыту   содержательного   общения,

    формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

     Эффективным методом уточнения  систематизации  нравственных  представлений

    старших  дошкольников  является  этическая  беседа.  Такие   беседы   должны

    органически быть включены в систему многообразных методов воспитания.

    Подготовительная группа

     Основная  задача  нравственного  воспитания  дошкольников  на  этом  этапе

    состоит, прежде всего в закрепление, углублении  и  расширении  всего  того,

    что они приобрели  за  весь  за  весь  предшествующий  период  пребывания  в

    детском саду. В  повседневной  педагогической  практике  воспитатель  должен

    стремиться, чтобы моральные чувства ребенка становились более  глубокими,  и

    их проявление в отношениях к людям,  их  деятельности,  к  родной  стране  –

    более устойчивым  и  организованными.  Нравственные  представления  детей  о

    явлениях  общественной  жизни,  о  присущих  людям  качествах   (таких   как

    справедливость и честность, трудолюбие и ответственность и  др.)  становятся

    более осознанными. Приобретают большую обобщенность, и навыки  нравственного

    поведения – более  естественными  и  прочными,  обретают  большую  широту  и

    устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в  детском

    саду и дома, но и в любой обстановке, не  только  на  глазах  взрослых,  под

    контролем, но и по собственному побуждению. Особое  внимание  воспитателя  в

    данной возрастной группе  должно  быть  сосредоточено  также  на  воспитании

    потребности  в  соблюдении  правил   личной   гигиены   и   в   естественной

    взаимопомощи детей в различной режимных процессах,  в  формировании  волевых

    качеств, в накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.

    Используя нравственного направленные методы воспитания, педагог  формирует

    этические  понятия  культуру  поведения  в  общественных  местах,   культуру

    взаимоотношений культуру речи, культуру внешнего вида. Но  следует  помнить,

    что в подготовительной группе не  теряют  свой  значимости  игровые  приемы,

    включенные в воспитательный  процесс,  сочетая  их  с  этическими  беседами,

    педагог ненавязчиво раскрывает перед детьми наглядные образцы  повседневного

    общения.  Важно  также  чтобы  нравственно  направленные   занятия,   беседы

    содержали  не  только  правило  этикета,  но   и   интересные   практические

    упражнения в культурном общения. Тогда можно эффективнее  воздействовать  на

    внутренний мир ребенка.

     Эффективность формирования доброжелательных общественных мотивов поведения

    повышается,   если   педагог   устанавливает   органическую   связь    между

    разнообразными вкусами детской деятельности. Это работа  должна  обязательно

    найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы.

    Воспитателю важно постоянно вести записи наблюдений за  поступками  детей.

    Именно  здесь  воспитатель   отмечает,   как   воздействовали   на   ребенка

    предусмотренные планом методы, удалось ли добиться цели и т.д.

    Влияние нравственных представлений дошкольников на поведение

     Требования морали дошкольник усваивает, прежде всего, в форме нравственных

    представлений.   Однако,   являясь   образами   должного   поведения,    эти

    представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения.  Они

    начинают управлять – действиями и поступками, лишь неразрывно  соединяясь  в

    опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям.

     Чтобы  формировать  действенные  нравственные  представления  дошкольника,

    необходимо знать его возрастные особенности.

     Основы морального «Я», нравственные требования окружающих, важнейшие нормы

    взаимоотношений между людьми закладываются именно в дошкольном  возрасте.  В

    старшем  дошкольном  возрасте  особенно  значимы  моральные  эмоции  –   они

    усиливают или  смягчают  исходящие  от  взрослого  нравственные  требования.

    Именно эмоции являются тем каналом, по которому  поступает  к  зарождающейся

    личности моральная информация.

     Определить цепь  зависимости:  нравственные  представления,  эмоциональные

    отношения,   нравственная   ситуация,   создаются    ситуации,    включающие

    разнообразные  аспекты  жизни,  и   тем   самым   ребенок   ставится   перед

    необходимостью свершить то или иное действие.  Проводятся  также  беседы  по

    сюжетным картинкам в  таком  аспекте,  чтобы  испытуемый  мог  сказать,  как

    поступил бы он в данной ситуации.

     Моральная    активность    анализируется     по     степени     личностной

    заинтересованности испытуемого в изменении ситуации  к  лучшему.   Ведь  чем

    активнее помощь, поддержка, сочувствие (что  зависит  в  первую  очередь  от

    того,  насколько  эмоционально  затронут  ребенок),  тем  самостоятельнее  и

    успешнее разрешается ситуация.

     Педагог  должен  подсказать  своему  воспитаннику  путь   самостоятельного

    решения нравственной ситуации, путь,  разумеется,  доступный  его  возрасту.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников»

    Работая с детьми по программе «Радуга», отметила, что в ней ставятся задачи нравственного воспитания, личностного - ориентированного стиля общения, формирования осознания ребенком ценности прав как св...

    стендовый доклад "Формирование здоровьесберегающего поведения у детей в ходе реализации проекта “Как устроен человек”.

    За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. Поэтому очень важным на сегод...

    Доклад «Формирование безопасного поведения у детей 5-6 лет»

    Актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного повед...

    Доклад "Формирование нравственных ценностей у дошкольников через театрализацию"

    Проблема нравственного воспитания детей в настоящее время очень актуальна. В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности, моральное обнищание. Формировать нравственных качеств необходимо начин...