Планирование прогулок в старших группах
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

Авторская разработка упростит воспитателям  планирование наблюдений в природе. Материал разработан с учетом системности,последовательности,соответствия возрасту. В соответствии с темой наблюдения подобран речевой материал: пословицы,поговорки,народные приметы,стихи ит.д. Разработку  можно использовать для оформления картотеки наблюдений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nabl._v_prirode.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

наблюдений в природе

(Старшие, подготовительные группы)

Составитель:  заместитель заведующего Нигаматуллина Галина Александровна

СЕНТЯБРЬ

1.Экология – растительный мир – систематизировать представления ребят о  состоянии растений ранней осенью, о разнообразии плодов и семян.

Длительное наблюдение за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников (берёза, боярышник, рябина, клён). Подвести к выводу : созревание их – признак осени.

Поговорка:

 сентябрь без плодов не бывает

Беседа с детьми  о способах рассеивания семян: с помощью пуха, крылышек, парашютиков, колючек, животных, человека и птиц.

Определить роль ветра в распространении семян. Отыскать на территории детского сада растения, для которых ветер- желанный гость.

Народный календарь:

20 сентября – начало листопада.

Составление календаря окрашивания листьев деревьев на территории д/сада.

2. Экология – живой мир – развивать навык самостоятельного выделения первых признаков осени в живой природе, установление связей между явлениями живой и неживой природы.

Насекомые.

Выяснить, какие насекомые остались, почему их стало меньше, куда исчезли. Поискать их  в коре деревьев, трещинах построек, щелях.

Примета:

В сентябре в лесу много тенётников к долгой, сухой осени.

Птицы.

Сентябрь – отлётная пора.

 Выяснить, какие птицы уже улетели, а кто ещё готовится к отлёту? Почему, с чем это связано? (насекомоядные, всеядные, водоплавающие).

3. Экология – воспитывать интерес к труду человека в природе(выращивание злаковых культур, технология изготовления хлеба).

Экскурсия на поле, понаблюдать за трудом комбайнёра, поговорить о тяжести труда , его необходимости, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Поговорка:

Целевая прогулка в пекарный цех ( по договорённости). Проследить с детьми за процессом изготовления

хлеба: мука, тесто, хлеб.

Русская народная приговорка:

Будем жито жать,

Все снопочки вязать,

На ток вывозить,

Цепами молотить,

Будем тесто месить,

Пирогами всех кормить.

Целевая прогулка в магазин «Булочная».

 Отметить  разнообразие изделий из муки, определить, из какой муки испечены те или иные изделия. Ощутить запах свежеиспеченного хлеба (ржаной, пшеничной).

Пословица:

Беседа на тему «Мама печёт вкусный хлеб» - учить детей делиться своими впечатлениями из личного опыта.

Загадывание загадок о хлебе

4. Экология – неживая природа – развивать  умение  самостоятельно выделять первые признаки осени в  неживой природе, устанавливать взаимосвязи.

Наблюдение за температурой по показаниям термометра, подвести к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе на 5 градусов в среднем.

Поговорка:

 в сентябре прохладно, да сытно.

Осадки.

Отметить их характер в начале осени – дожди и туманы.

Найти различие между затяжными и кратковременными дождями.

«Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко-

Стало видно далеко»

 Народный календарь: бабье лето – возврат тёплой погоды.

Ветер.

Учить самостоятельно давать характеристику: сильный, порывистый, слабый, ураган.

Определить направление ветра, подвести к выводу, что он может дуть с разных сторон.

22сентября – день осеннего равноденствия.

Народный календарь: Сентябрь – месяц обильных рос

Продолжительность дня- наблюдение с одного и того -же места в течении недели за движением солнца.

«В дверь оно стучать не будет, а войдёт и всех разбудит»

ОКТЯБРЬ

1. Наблюдения, беседы  по теме недели, экскурсии, целевые прогулки – закрепить представления детей о периоде золотой осени, устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных.

Прогулка в берёзовую рощу. Выяснить с ребятами, как растения готовятся к зиме: плоды, семена, способы их распространения. Сбор семян и плодов деревьев для поделок.

Приговорка:

«Кукушечка»3(297)

«Почему осень называется унылой порой» - выяснить в результате прогулки по окрестностям посёлка.

Чтение стихотворения А,Пушкина «Унылая пора…»

Экскурсия на почту.

Смотри занятие.

Целевая прогулка по улицам посёлка.

Беседа «Как давали название улицам»1(55).

2.Экология – растительный мир – воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.

Продолжать развивать умение  самостоятельно выделять признаки золотой осени. Предложить определить на каких деревьях листья только краснеют, на каких уже опали. Опали быстрее с каких – молодых или старых?

Чтение Василевского «Осень»

Поговорка: растение – земли украшение.

Беседа «Для чего дереву листья»2(278).

Как дышат растения?

Как питаются?

Почему листья называют фабрикой изготовления пищи?

Почему деревья сбрасывают листья, как это происходит?

Чтение Соколова – Микитова «Листопадничек».

Поговорка: старые деревья молодых охраняют.

Сравнение деревьев (тополь и берёза)и кустарников (вишня и арония – чёрная рябина) по цвету коры.

Чтение Скребицкого «Осень»

Загадка: весной одевается, осенью раздевается.

Рассматривание семян разных деревьев, кустарников и растений. Закрепить знания о способах рассеивания семян.

Чтение Бианки «Белкина сушильня»

Загадка: слетают с ветки золотые монетки

3. Экология – живой мир - развивать навык самостоятельного выделения первых признаков осени в живой природе, установление связей между явлениями живой и неживой природы.

Беседа «Где зимуют лягушки».

Сводить детей к болоту, поискать под корягой лягушку.

Объяснить, что так они проводят зиму, иногда они даже промерзают, становятся твёрдыми, как лёд. Но весной отогреются.

Беседа с детьми  о зимовке земноводных, чтение рассказа  на эту тему Бианки «Синичкин календарь».

Понаблюдать за отлётом гусей и уток. Рассказать, что с приходом осени пищи для птиц стало мало, водоёмы замерзают, поэтому они улетают туда, где много пищи и воды. Обсудить, почему водоплавающие птицы улетают позднее всех.

Приметы:

  Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к тёплой зиме.

Поздний отлёт птиц – к тёплой зиме.

4. Экология – продолжать воспитывать познавательный интерес к человеку, его деятельности в природе, обществе.  

Посетить подвал – овощехранилище детского сада. Закреплять знания о труде овощеводов – сохранность овощей в овощехранилище, подвале дома, сортировка, сушка.

Загадки об овощах,  57(143).

Понаблюдать, принять самим участие в сборе поздних яблок и груш, уборке их на хранение.

 Здравствуй, осень золотая,

Осень – время сбора урожая.

Видишь, осень, как мы потрудились,

Как всё лето в поле не ленились.

Здравствуй, осень золотая,

Соком сладких яблок налитая.

В огороде тоже всё в порядке

Много овощей на грядке.

Свить детей на почту. Понаблюдать за трудом оператора – связиста, побеседовать о роли телефона в жизни человека.

Телефон у нас висит,

Телефон у нас звонит.

На носочки я встаю,

Телефон не достаю.

Я залез на табурет,

Говорю, что папы нет.

Наблюдение за играми детей в старших группах.

Выяснить от чего зависит частота дыхания.

Поговорить с детьми о том, что физическую нагрузку можно регулировать, играя в активные и спокойные игры. Учить детей бережно относиться к своему здоровью.

Поговорка: в здоровом теле, здоровый дух.

5. Экология – неживая природа – расширять представления детей о неживой природе - воздух и его свойства.

Понаблюдать за осенним воздухом – светлый, хрустальный, морозны,

лёгкий, дышится тоже легко.

Установить связь между понижением температуры воздуха и замерзанием почвы, зафиксировать в альбоме наблюдений.

Зафиксировать с детьми долготу дня, её уменьшение: один раз в неделю отмечать время включения света утром и включения вечером.

Загадка:

 серое сукно тянется в окно (сумерки)

18 октября – Отстал от ночи день, запнулся валенком за пень.

Установить связь между долготой дня и состоянием погоды.

Загадка:

Дни стали короче

Длиннее стали ночи

Кто скажет, кто знает-

Когда это бывает?

На заре, на розовой

Землю подморозило,

Лужицу хорошую

Сверху запорошило,

Лужицу студёную

Корочкой задёрнуло,

Посыпало снежком

Белым порошком.

Ах, как  вкусно

Под ногою хрустнуло -  хруп.

!4 октября – Покров: до обеда осень, после обеда – зима, если ветер с севера, зима будет холодная, с запада - - снежная, с юга – тёплая.

 

НОЯБРЬ

1. Наблюдения, беседы  по теме недели, экскурсии, целевые прогулки.

«Путешествие в осенний лес» 3(179) – обобщить и систематизировать знания детей об осени, собрать ягоды рябины на подкормку птицам.

Целевая прогулка к ясеню и клёну – рассмотреть семена – летучки, понаблюдать, как они развеиваются при порывах ветра. Собрать для поделок.

Целевая прогулка к зданию администрации. Понаблюдать, как развевается флаг России над зданием, отметить, что такие флаги висят на столбах, определить внешний вид,  триколор – что обозначает это название. Беседа о том, что наш посёлок – частица великой страны – России.

Экскурсия к  озеру. Наблюдение за ледоставом, облаками, показать детям явление круговорота воды в природе в осеннее время.

2.Экология – растительный мир – закреплять представления детей о размножении растений, развивать умение сравнивать, обобщать на материале собственных наблюдений.

Посмотреть вокруг и выяснить, какое дерево сбрасывает листву последним. Установить связь между температурой и сбросом листвы.

Латышская песенка.

Плачут ивушки, осинки:

Осень листья рвёт с ветвей.

У сосёнки – не слезинки-

Платье зелено на ней!

Хоть зима, хоть весна-

Вся в зелёном сосна!

Подготовка растений к зиме:

Рассматривание веточек деревьев  и кустарников – почки крепко закрыты, мелкие.

Примета: если к 14 ноября- Кузьминки -  лист остался на деревьях, к суровой долгой  зиме.

Беседа.

«Какие семена путешествуют по  воде и воздуху» 2(278).

Загадка:

Мальчик крошка

Костяная одёжка

За стеной костяной

Сидит житель лесной.

(Орех)

22 ноября – Матрена зимняя .

Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели.

Поискать с детьми плоды и ягоды для подкормки птиц.

Выяснить, какие из них остаются на деревьях дольше всех.

Поговорка:

Срубили кусты, прощай птицы.

 Загадка:

В красном платьице девица

Вышла с осенью проститься:

Осень проводила

Платье снять забыла

(рябина)

3. Экология – живой мир – воспитывать заботливое отношение к живой природе, развивать мышление, память, внимание.

Поговорить с детьми о том, что 12 ноября – Синичкин день.

Прилетают птицы – зимовки: синицы, свиристели, щеглы, сойки, чечётки. Понаблюдать за поведением этих птиц, подкормить.

Закреплять навык группирования птиц по признаку – зимующие, перелётные.

Поговорка: покорми птиц зимою, послужат тебе весною.

Примета: синица к избе, зима на  дворе.

.  «Воробей» Рубцов.

Чуть живой.

Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из – под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зёрнышком, бедный,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

От того, что так трудно ему.

Наблюдение за снегирями и свиристелями на кустах боярышника. Выяснить, почему чаще всего они садятся именно на эти кусты. Осмотреть снег вокруг куста – остатки обеда птиц.

     Снегири.  Говоров.

На ветвях, украшенных

Снежной бахромой,

Яблоки румяные

Выросли зимой

Яблоки на яблоньке

Весело снуют,

Гусениц мороженых

Яблоки клюют.

Понаблюдать в холодную, ветреную погоду за поведением разных птах – прячутся в подветренное место, хохлятся (помогает сохранить тепло), насыпать корм в кормушку.

Повторное чтение.

  «Воробей» Рубцова.

4. Экология – учить детей устанавливать связь между сезонными изменениями погоды и деятельностью человека, его внешним видом, настроением.

Наблюдения за детьми

Наблюдения за взрослыми

Наблюдения за пожилыми людьми

Наблюдения за прохожими.

5. Экология – неживая природа – продолжать развивать у детей умение устанавливать причинно – следственные связи, навык сравнения и обобщения на материале собственных наблюдений.

Отметить появление утренней изморози, найти причину её появления (опускание температуры воздуха ниже 0 градусов, почва замерзает)

В белом бархате деревня-

И заборы, и деревья,

А как ветер нападёт,

Этот бархат опадёт

Установление связи между высотой стояния солнца и температурой воздуха (провести длительное наблюдение в начале, середине и конце месяца). Выбрать определённое место и ориентир. Фиксация в дневнике наблюдений.

Примета:

 какова погода в ноябре, таков и май.

!4 ноября – Кузьминки – проводы осени, встреча зимы, первые морозы.

Продолжать закреплять навык самостоятельного анализа погоды, отметить наличие или отсутствие  осадков, их вид, состояние воздушных масс, температурный режим.

Из-за леса, из-за тёмного,

Из-за зелёной дубравушки

Наступала туча грозная,

А другая непогожая.

Всё с дождями да с морозами,

Все с снегами непролазными.

19 ноября – Ледостав. Если на ледостав снегопад, зима будет снежная.

 Установление связи между высотой стояния солнца и температурой воздуха. Выбрать определённое место и ориентир. Фиксация в дневнике наблюдений.

    Поговорки:

ноябрь – ворота зимы,

в ноябре зима с осенью борется.

Народный календарь:30 ноября- каков день, такова и зима.

ДЕКАБРЬ

1. Наблюдения, беседы  по теме недели, экскурсии, целевые прогулки .

Экскурсия в зимний парк – формировать у детей представления  о приспособляемости животных, птиц, насекомых и растений к зимним условиям жизни.

Экскурсия на объект стройки – наблюдение за трудом строителей, отметить разнообразие строительных профессий : бетонщик, каменщик, столяр, плотник, маляр.

Целевая прогулка к снежному городку – понаблюдать за строителями городка.

Прогулка к Ёлке – катание с горки, хороводы вокруг ёлки, лабиринты – развлечь детей.

2.Экология – растительный мир – формировать знания об экосистеме «лес, развивать умение  выделять экологические цепочки в лесу.»

Рассматривание елеё на территории детского сада.

Беседа «Ёлкины иголки» 2 (281).

Загадка:

Её всегда в лесу найдём

Пойдём гулять и встретим

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

Смешанный лес – рассмотреть издалека, отметить контрастность его, найти в этом красоту.

Поговорка:

«Все паны скинули кафтаны,

Один пан не скинул кафтан»

«С кем ель дружит?» 2(282)

Потешка:

Скачет сорока по ельничку,

Бьёт хвостом по метельничку,

Холодно сороке без шубки скакать,

Плачет сорока, да негде взять.

Лиственный лес – найти обитателей этой системы, рассмотреть разнообразие деревьев и кустарников.

Загадки:

Летом в лесу он в шубе пуховой,

Вхолодную зиму совершенно он голый.

В белом сарафане встала на поляне.

3. Экология – живой мир – учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизни птиц, воспитывать интерес к народному календарю.

Наблюдения за следами птиц, зверей на снегу. Учить определять свежий след или нет, сравнивать следы на рыхлом и утоптанном снегу.

Песенка:

Ой, как весело на горке

На заре, на зорьке!

Сосны – невелички,

 А на соснах птички.

Братья и сестрички-

Веселятся птички.

Поговорить с детьми о том, почему в кормушке корм надо

Пополнять ежедневно. Птица, привыкшая питаться в одном месте, легче переживёт зиму, не погибнет.

Сорока.

 Скачет сорока по ельничку,

Бьёт хвостом по метельничку,

Холодно сороке без шубки скакать,

Плачет сорока, да негде взять.

Наблюдения за поведением разных зимующих птиц, учить прогнозировать по нему погоду. Поползень, синица, ворона, голубь, снегирь, свиристель, сорока, галка.

Скороговорка: синичка, синичка, воробью сестричка.

Народные приметы: если синица с утра начинает пищать, к вечеру жди мороз.

Птицы хохлятся - к морозу.

Скороговорка: три вороны на воротах, три сороки на заборе Народные приметы: ворона клюв под крыло прячет к холоду.

4. Экология – продолжать формировать у ребят познавательный интерес к человеку, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, желание вести здоровый образ жизни.

Понаблюдать за прохожими и определить по внешнему виду, настроению  состояние их здоровья. Побеседовать на тему «Что такое здоровье»

Предложить детям назвать причину простудных заболеваний (одежда не по погоде, употребление грязного снега, не желание закаляться и т. д.)

«Как человек готовится к приходу зимы, чтобы сохранить своё здоровье» - утепление жилища, приобретение тёплой одежды, обуви, консервирование овощей, заготовка фруктов       и т. д.

 Беседа « Что значит закаляться» - больше гулять, не кутаться, обливаться холодной водой, чаще полоскать рот.

5. Экология – неживая природа развивать умение самостоятельно устанавливать связи: между температурой воздуха и видом осадков, формировать элементарные представления  об изменении положения земли относительно солнца.

Измерять температуру каждый день, подвести к выводу, что понижение её в воздухе приводит к заморозкам на почве.

Примета: с 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода.

Поговорка: декабрь год кончает, зиму начинает

Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный, безветренный день снег падает отдельными снежинками, в тёплую погоду – хлопьями, в сильный мороз – иголочками.

Загадка:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

Примета: снег глубок, год хорош.

Наблюдения за долготой дня, отметить, что 22 декабря  самый короткий день. По народному календарю – день солнцеворота.

Поговорка: зимний денёк с воробьиный скок.

Солнышко да матушка

Именами разные,

Именами разные,

А делами равные:

Красно солнышко греет,

Матушка жалеет.

                                                                           

Образование инея – опыт . Вынести на прогулку термос с горячей водой, поставить над ним тарелку и дать остыть. Рассмотреть образовавшийся иней, сделать выводы о механизме появления инея от разницы температур.

 Загадка:

В белом бархате деревня –

 И заборы и деревья.

 А как ветер нападёт,

 Этот бархат опадёт.

Примета: если ночью был иней, снег днём не выпадет.

                                  ЯНВАРЬ

1. Наблюдения, беседы  по теме недели, экскурсии, целевые прогулки.

Целевая прогулка к гнездовьям грачей: посещают ли гнёзда зимующие птицы, поискать ещё места, где прячутся птицы от холода.

Скороговорка:

 На воротах сорока,

На заборе ворона,

На дороге воробей –

Клюёт конопель.

Примета: воробьи прячут голову в хвост – на мороз или перед метелью.

Целевая прогулка по окрестностям посёлка. Определение  уровня снежного покрова, выявление  свойств снега.

Поговорки: снег земле – кормилице, что тёплый кожух.

 Он на солнышке румяный

Под луною  голубой.

И на шапки и в карманы

К нам насыпался с тобой.

Он и белый и пушистый,

 И лохматый, как медведь.

Экскурсия в пожарную часть.

Встреча с пожарниками, беседа о труде пожарных, рассматривание машины, одежды пожарников.

Поговорить о правилах пожарной безопасности.

Экскурсия  в соседнюю группу.

Рассматривание юрты, предметов одежды башкирского народа, посуды, домашней утвари, беседа о национальных традициях.

2.Экология – растительный мир – формировать знания об экосистеме «лес, развивать умение  выделять экологические цепочки в лесу.»воспитывать у детей умение любоваться зимней  природой, чувствовать её красоту.

Наблюдение за деревьями в сильные морозы 2(52).

Примета: на 6 января – ясный день, сильные холода к хорошему урожаю

Народный календарь: 7января – Рождество – один из главнейших праздников в году – увеселения, святочные обряды и гадания, хождение ряженых по домам.

Приметы: если в этот день тепло – весна холодной будет.

Иней на деревьях – к богатому урожаю.

«Может ли мороз убить дерево».2(282).

Крещенские морозы.

Приметы:

Иней на деревьях – к хорошему урожаю хлеба.

Снега глубоки – травы хороши.

Рассматривание почек на деревьях, - маленькие, плотные, весной выпустят листочки.

  1. Экология – живой мир – обобщить наблюдения за жизнью птиц зимой, воспитывать желание помогать им.

Выявить: 1) взаимосвязь между формой клюва и питанием;

                   2) особенности взаимоотношений птиц во время питания: рядом, ссорятся, отгоняют друг друга.

Вороны

Свиристели

Голуби

Снегири

Скороговорка:

На воротах сорока,

На заборе ворона,

На дороге воробей

Клюёт конопель.

Песенка:

Прилетели свиристели

Свиристели песню пели,

О зиме холодной,

О метели злобной.

Песенка:

Голуби, голубочки

На крыше сидят,

Друг на друга глядят.

Целуются, милуются,

Друг другом милуются.

Песенка:

Сел на ветку снегирёк,

Дождик брызнул, он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

1. Экология –формировать у детей представления о том, что отдых  - важная часть  здорового образа жизни человека

Развлекательные прогулки  в снежный городок, понаблюдать за праздничными играми и забавами людей зимой, отметить, что нужно уметь не только работать, но и веселиться, чтобы натруженный организм отдохнул.

Наблюдение за играми детей в детском саду: малышей и старших.

В какие игры они играют, какие знают развлечения, заострить внимание на чувствах, которые испытывают дети ( радость, удовольствие, восхищение)

1. Экология – неживая природа – совершенствовать навыки поисковой деятельности.

Постоянное измерение температуры воздуха с занесением её в дневник наблюдений.

В конце месяца обобщить эти наблюдения и сделать вывод, почему январь называют самым лютым месяцем года.

Приговорка:

Леденье пришло,

Зиму в дом привело,

В сани коней запрягло,

В путь дорожку вывело,

Снег заледенило,

Лёд на речку вымело,

Ребят в сани усадило,

С горки прокатило.

Наблюдение за состоянием снежного покрова.

Наблюдение за явлением снеговала: на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые деревца могут сломаться.

Снегопад. И.Василевский.

Снегопад, снегопад!

Засыпает снегом сад,

И болота и луга,

И речные берега,

И тропинки горные,

И поля просторные.

Всё кругом белым – бело

Все дороги замело.

В белых ватниках дубки,

Ели в белых платьицах.

Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (рыхлый, липкий, колючий хрустящий….)

Снежный ком.  О. Жук.

Ну-ка, в руки снежный ком.

Будем строить снежный дом;

Мы польём его водой,

Будет дом наш ледяной.

Ком за комом мы кладём,

Вырастает снежный дом.

Опыт: вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и вращением вертушки.

Установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугробов.

Измерить глубину сугроба условной меркой до и после снегопада.

Почему в одних местах снег глубокий, а в других нет.

Снежинки М. Радина.

Когда повяли все цветы,

Мы прилетели с высоты.

Мы, как серебряные пчёлки,

Уселись на колючей ёлке.

Мы полетели на поля,

И стала белою земля.

ФЕВРАЛЬ

1. Наблюдения, беседы  по теме недели, экскурсии, целевые прогулки – развивать у детей элементы экологического сознания.

Экскурсия в берёзовую рощу – формировать у детей понятие «Этажи леса», выявлять взаимосвязь между  строением живого существа, питанием и его местом обитания.

Прогулка вокруг детского сада с целью: выяснить,

 какие животные встречаются на улице, как они приспособились к зиме (линька, запас пищи, изменение окраса,,,).

Февраль медведю в берлоге бока греет.

Экскурсия к памятнику «Павшим воинам», чтение имён погибших односельчан – воспитание у детей уважительного отношения  к старшему поколению, к труду военных.

 Чтение стихотворения Маршака «Февраль»

Целевая прогулка на каток – понаблюдать за игрой хоккеистов – поговорить о зимних развлечениях и играх людей, их значении для здоровья человека.

1.Экология – растительный мир –  закрепить знания детей о деревьях, растущих на участке, сравнивая их по стволу, коре, расположению веток.

Берёза (белый ствол, тонкие свисающие веточки, отходящие от сучьев), клён (каждая ветка раздваивается вилкой, крупные почки сидят друг против друга)

Загадки:

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

Клён (см 1 неделю), липа (нижние ветки прогибаются,

как качели)

Загадки:

Дом  со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом-

Чудеса увидишь в нём! (Лес)

«Кто в лесу вредный, а кто полезный» 2(284) – все виды живых существ  живут по законам природы, и играют особую роль в поддержании равновесия в природе, поэтому нельзя делить их на вредных и полезных.

Загадка про лес (см 2 неделю)

«Рождение леса» 286.

Вопросы:

-Что может послужить причиной лесного пожара?

-Какие правила необходимо соблюдать во избежание такого несчстья?

-Какие растения после пожара вырастают первыми?

-Сколько лет понадобится, чтобы после пожара зашумел лес?

1. Экология – живой мир – воспитывать у детей осознанное отношение ко всему живому, понимание того, что все нужны друг другу Учить прогнозировать погоду по поведению птиц.

Февраль – время бескормицы птиц. В птичьи кормушки ежедневно нужно подсыпать корм. Отметить, что воробьи, вороны, снегири и свиристели летают в основном стаями. Сороки и дятлы в одиночку, поэтому увидеть их можно реже, прячутся от ветра и холода.

Отметить оживление в поведении птиц, послушать весёлое пение стаек свиристелей, снегирей, воробьёв в солнечный день.

Народные приметы: воробьи прячут голову в хвост – на мороз или пе

ред метелью.

Народные  приметы: ворона всегда садится носом к ветру.

Загадки о птицах – составление детьми.

 (см Илларионова «Учите детей загадывать загадки»)

Закличка:

Уж ты, пташечка,

 ты залётная,

Ты слетай за сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отомкни весну.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

1. Экология – продолжать формировать представления детей о приспособляемости человека к зиме ( внешний вид, поведение, труд, отдых); о правилах поведения в экстренных ситуациях во время игр. Закрепить представление о том, что здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненных потребностей.

Беседа «Как сохранить здоровье зимой»

«Витамины и полезные продукты» 45(101)

«Правила безопасности поведения во время игр на катке, горке» 45(110)

«Одежда и здоровье» 45(113)

1. Экология – неживая природа – обобщать знания детей о зимних явлениях в природе, продолжать развивать поисковую деятельность детей.

Наблюдение за продолжительностью светового дня. Заметное прибавление. Фиксировать время включения и выключения электроламп в дневнике наблюдений.

Поговорки:

солнышко на лето, зима на мороз

февраль – месяц лютый, спрашивает как обутый.

Народный календарь:

6 февраля – Аксинья. Перелом зимы. Какова Аксинья, такова и весна.

Наблюдение за осадками.

Во время метели или вьюги выявить характерные признаки этих явлений.

Сравнить вьюгу, позёмку и метель – сходство и различие   ( в направлении, силе и равномерности ветра).

 И.Никитин

Зашумела, разгулялась

 В поле непогода;

Принакрылась белым снегом

Гладкая дорога.

Белым снегом принакрылась,

Не осталось следу.

Поднялася пыль и вьюга,

Не видать и свету.

Наблюдение за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега. Закрепить в представлении детей понятие «наст», когда он появляется и почему? Какой вред наносит животным, птицам (тетерев и глухарь).

Народный календарь:

15 февраля – сретенье – первая встреча весны: у дня больше света, у ночи меньше стужи.

Если в этот день оттепель- весна будет ранняя; вернутся холода – весна холодная.

В тёплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок вокруг стволов деревьев. Почему они появились: для подведения к самостоятельному выводу предложить потрогать темную и светлую одежду и убедиться, что тёмная одежда нагрелась  быстрее на солнце. Сравнить появление воронок у разных деревьев.

 Народный календарь:

21 февраля – чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.

28 .02.- Василий – капельник.

                                                    МАРТ

1. Наблюдения, беседы  по теме недели, экскурсии, целевые прогулки - обогащение знаний об окружающей действительности.

Целевая прогулка по улицам посёлка – поискать приметы пробуждения природы, сезонных изменений жизни людей.

Чтение Маршака «Март»

Март – капельник, утро года.

1марта – рано затает, долго не растает.

Если на крышах длинные сосульки – весна будет затяжной.

Экскурсия с детьми по разным экосистемам( сосновый лес, луг, берёзовая роща, озеро) – закрепить представления о сезонных изменениях в них,  правила бережного отношения к природе.

 Поговорка: весна да осень на дню погод восемь.

Примета: если снег тает от солнышка – год будет урожайный, если от дождя – жди засухи.

Экскурсия в книжный магазин – рассматривание ассортимента книг, их классификация : детские, взрослые, в чём заключается их отличие ( в оформлении), понаблюдать за трудовыми действиями продавца книг, вежливом отношении к покупателям.

Целевая прогулка на участок малышей: понаблюдать за умениями и навыками маленьких детей, их поведением, поговорить о том, чем мы можем им помочь, чему научить.

1.Экология – растительный мир – поощрять детей  в наблюдениях самостоятельно  выявлять первые признаки весны в живой природе, воспитывать интерес к народному календарю.

Найти первые весенние приметы в растительном мире:

подтаивание снега у стволов – начало сокодвижения

 Народный календарь:2 марта, если снег тает от солнышка – будет урожайный год, от дождя – жди засухи.

Наблюдение за набуханием почек                                                у вербы, смородины.

Народный календарь: 14 марта – ЕВДОКИЯ, если курица не найдёт водицы напиться, то хлебу будет не уродиться

Отметить увеличение почек на некоторых деревьях, появление серёжек у ольхи, ивы.

Загадка:

На ветках плотные колючки

В них дремлют клейкие листочки.

Наблюдение за первыми зелёными проталинами на теплотрассе – выяснить, почему трава на этой земле проснулась  раньше всех.

Потешка:

К нам весна идёт, земля гудёт.

Как весна пришла, вся земля расцвела.

Весна – весна! Красным – красна.

1. Экология – живой мир - развивать навык самостоятельного выделения первых признаков весны в живой природе, установление связей между явлениями живой и неживой природы.

Наблюдение за поведением птиц на участке, побуждать детей к самостоятельным выводам – в чём проявляется весеннее ожив

ление птиц: звонкая песенка синиц, вороны сидят на гнёздах, воробьи подбирают себе пары. Народные приметы: вороны и воробьи купаются к теплу.

Наблюдение за кошками и собаками: в чём проявляется их весенняя активность, почему коты устраивают «кошачьи концерты».    

Народный календарь: 9 марта – прилёт жаворонков.

Закличка:

 Жаворонки, прилетите,

Холодную зиму прогоните,

Тёплую весну принесите.

Нам зима – то наскучила,

Без хлебушка –то замучила.

Ожидание прилёта грачей (домашнее задание «Кто первым увидит грача»). Вспомнить внешний вид, чем отличается от других птиц, обсудить, почему они прилетают первыми(всеядны, корм добудут хоть где)

Приметы: ранний прилёт грачей – к тёплой весне.

Пословица: грач на горе, весна во дворе.

Народный календарь: грачи сели на гнёзда, через 3 недели сев.

1. Экология – отметить, с какой радостью люди встречают приход долгожданной весны, как её прославляют в стихах, песенках, потешках.

Весна – красна, на чём пришла?

На жёрдочке, на бороздочке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке!

А мы весну ждали, косочки  подбирали.

Идёт матушка весна, отворяй-ка ворота.

Первый март пришёл, белый снег сошёл.

А за ним и апрель отворил окно и дверь.

А уж как пришёл май, солнце в терем приглашай.

1. Экология – неживая природа – выявлять с детьми первые признаки весны в неживой природе

Наблюдение за продолжительностью светового дня, работа с дневником наблюдений.

Март весне брат, а зиме не рад.

Солнышко, покажись!

Красное нарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода

Тёплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зелёного горошка.

В солнечный весенний день обсудить с детьми, почему март называют утром года.

Закличка.

Идёт матушка – весна,

Отворяй ворота.

Первый март пришёл,

Белый снег сошёл.

А за ним и апрель,

Отворил окно и дверь.

А уж как пришёл май,

 Солнце в терем приглашай.

Выявление взаимосвязей в весенней природе: солнце пригревает сильнее – снег тает, превращаясь в воду - вода пропитывает почву, следовательно, появляются условия для роста растений: набухают почки на деревьях, а на проталинах, там, где пригревает солнце, появляется первая травка.

Народный календарь:

14 марта - не будет оттепели, то хорошего урожая не жди.

22марта день весеннего равноденствия. День поравнялся с ночью и обогнал её.

Загадки:

Лежит – молчит, летит- молчит,

Когда умрёт – тогда заревёт

                          (снег тает).

Бежит бычок, золотой рожок,

Бежит, журчит.     (ручей).

АПРЕЛЬ

1. Наблюдения, беседы  по теме недели, экскурсии, целевые прогулки – обогащение жизни детей новыми впечатлениями.

Целевая прогулка вокруг посёлка «Что такое планета земля» -формировать представления детей о том, что наш посёлок с его жителями, природой является частичкой планеты Земля, которую нужно беречь и любить.

Сводить детей в поселковую библиотеку на тематическую выставку к дню космонавтов – воспитывать интерес к общественной жизни посёлка.

Прогулка по улицам посёлка – воспитание у детей привязанности к родному краю, бережное отношение к его природе, знание достопримечательностей.

Экскурсия на опушку леса: поиск первоцветов – мать – и- мачехи, одуванчика, крапивы – поговорить о том, что все эти растения являются лекарственными, поэтому просто так рвать и бросать их не надо.

1.Экология – растительный мир – установить связи между изменениями в живой и неживой природе: сокодвижение растений, появление первоцветов, формировать представление о  труде взрослых весной: сев.

Длительное наблюдение за набуханием почек разных деревьев и кустарников – связать с  увеличением светового дня и появлением тепла.

Поговорка:

«На красненьком куточке

На тоненьком пруточке

Пушистые циплятки

Расселися без матки».

Примета:

 апрель – месяц первого вылета пчёл на подснежники и ивы.

Беседа о подготовке крестьян к весеннему севу.

Поговорки:

Днём раньше посеешь, неделей раньше соберёшь.

Весной час опустишь- годом не наверстаешь.

«День Земли». Почему именно весной, в апреле? (всё оживает, радуется и поет)

Она дарит нам первоцветы: одуванчик, подснежник, первоцвет, мать- и -мачеха… - поискать. Поблагодарить землю за щедрые подарки.

Народный календарь:

24 апреля Антип Половод, вскрываются водоёмы, Антип без воды – жди беды, будет н7е урожайный год.

1. Экология – живой мир – систематизировать знания о весенних изменениях в жизни животных, формировать экосознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманном отношении к природе.

Наблюдение за трясогуской.

Отметить, что она прилетает ранней весной, когда стоит лёд.

В народе её называют ледоломкой.

Гнёзда устраивает в кустах, по берегам рек – там больше корма летом: комаров, мотыльков…

Выяснить, прилетели ли скворцы.

Сделать сравнительный анализ образа жизни скворца и грача:

Поведение, питание, гнездование.

Потешка:

Прилетели скворцы-

Молодой весны гонцы.

Червяков они клюют,

И поют, поют, поют.

Послушать песню кукушки, побеседовать об особенностях этой перелётной птицы: гнёзда не строит, яйца подкладывает другим птицам, кукушонок выкидывает других птенцов из гнезда.

Польза: поедают мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы.

В июле кукушка улетает в Африку.

Многократные наблюдения за появлением насекомых: кто появился первым , почему, в каком количестве.

1. Экология – выяснить, как изменилась жизнь людей с приходом весны, какие виды деятельности преобладают.

Наблюдение за прохожими – внешний вид, одежда, настроение.

Обсудить домашние дела мамы – мытьё окон, подготовка к пасхе и т. д.

Понаблюдать за уборкой территорий от мусора и листьев, принять самим в ней участие.

Побеседовать о том, как крестьяне готовятся к весеннему севу.

1. Экология – неживая природа – стимулировать у детей стремление самостоятельно находить новые признаки весны, устанавливать связи между явлениями живой и неживой природы.

Наблюдение за солнцем. Обратить внимание, что оно с каждым днём поднимается всё выше: наблюдая за тенью от столба. Обратить внимание на то, что в полдень тень становится короче. Несколько раз измерить условной меркой длину тени и сделать выводы.

Спросить у детей «Что такое ледоход?», рассказать, что после ледохода начинается бурное  пробуждение природы.

А как можно явление ледохода назвать на озере, ведь лёд никуда не движется. Отметить разницу этого явления на разных водоёмах (озеро, болото, речка).

Примета:

Чайка прилетела – лёд идёт.

Поговорка: вода с гор потекла – весну принесла.

Загадка: зимнее стекло весной потекло.(лёд)

Народный календарь.

14 апреля – Марья – зажги снега, заиграй овражки.

Если лёд сходит быстро – год будет хороший, лёгкий.

Определить с детьми, какие участки земли высыхают быстрее: с глинистой или песчаной почвой.(глина сильнее удерживает влагу, вязка, плотна, а песок рыхлый, пористый). Обратить внимание, что на глинистой почве растения почти не растут, а на песчаной появляются раньше, зато быстро засыхают.

Поговорки:

Апрельские ручьи землю будят

Апрель всех напоит.

Апрель с водою – май с травою.

Апрель ленивого не любит, проворного приголубит. Народный календарь

24 апреля – Антип половод, воду распустил. Коли на Антипа воды не вскрылись, то лето плохим стоит.

Закличка.

Идёт матушка – весна,

Отворяй ворота.

Первый март пришёл,

Белый снег сошёл.

А за ним и апрель,

Отворил окно и дверь.

А уж как пришёл май,

Солнце в терем приглашай.

МАЙ

1. Наблюдения, беседы  по теме недели, экскурсии, целевые прогулки.

Экскурсия  на поле – проследить за этапами   весеннего сева : похота, боронование, сев; использованием сельскохозяйственной техники, нелёгким трудом хлеборобов.

Народный календарь: 1 мая – Кузьма. Сей морковь и свеклу на Кузьму.

4 мая  - сеют рожь; 17 мая – просо, 29 мая –жито(хлеб)

Целевая прогулка на грачевник. Понаблюдать за поведением пернатых, поговорить о том, как надо вести себя возле гнездовий в это время ( не шуметь, не стучать палками по стволу, не зорить гнёзда, не брать птенцов в руки …)

Экскурсия на водоём – отметить весеннее оживление живой  природы: растения, животные, птицы, насекомые, земноводные.- все озабочены выведением своего потомства.

Загадка :

В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет-

Из лесного сора строит себе город.

Сводить на  школьный праздник «Последний звонок»

1.Экология – растительный мир – воспитывать у детей умение любоваться весенней природой , чувствовать её красоту,  систематизировать знания о весенних изменениях в природе.

Прогулка на луг 58(72)

Доказать, почему май называют месяцем пробуждения жизни: появление травы, цветов, распускание листвы…

Наблюдение за цветением берёзы: серёжки разноцветные – бурые, зелёные, на руках остаётся пыльца. Для чего?

Сравнение цветов тополя и черёмухи.

Наблюдения за цветением садовых деревьев, кустарников: груша, яблоня, вишня.

Народный календарь:

1мая – Кузьма, сей морковь и свеклу на Кузьму.

4 мая –день – глиновяз. Сеют рожь

5 мая Лука. Сеют лук. Лук от ста недуг.

Загадка:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей

. Народный календарь:

10 Мая – пахота

11 мая – сбор берёзового сока

Считалка:

1,2,3,4,5 –

Игры будем начинать.

Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчёлы на цветы,

Мы играем – водишь ты. Народный календарь:

16 мая –Зелёные щи, отрастают крапива, щавель, огородная зелень.

Песенка:

Вишни, черешни распускаются,

А синь – озеро

 разливается.

Ясно солнышко

Улыбается,

Жито силушкой

 Наливается.

 Народный календарь:

18 мая – сеют рассаду капусты.

21мая дождь –будет много грибов.23 мая –земля именинница.

1. Экология – живой мир – формировать представления о развитии насекомых через длительные наблюдения за превращение гусеницы в бабочку. Обобщить знания о насекомых.

Найти куколку бабочки лимонницы и поместить в баночку с листом Наблюдать за её превращениями

Наблюдения за появлением майских жуков и трудом муравьёв.

Птицы: прилёт стрижей, ласточек, соловьёв. Высиживание птенцов, выкармливание. Польза для плодового сада – на каких деревьях чаще садится та или иная птица.

Считалка:

1,2,3,4,5 –

Игры будем начинать.

Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчёлы на цветы,

Мы играем – водишь ты.

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны.

На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок.

И собирает мёд пчела.

Все заняты, у всех дела!

Мой друг!

Внимательно вглядись!

Волшебную увидишь жизнь!

Считалка:

Тили – тели птички пели,

Взвились, к лесу улетели.

Стали птички гнёзда вить.

Кто не вьёт, тому водить.

1. Экология – продолжать воспитывать познавательный интерес к человеку, его деятельности весной.

Наведение порядка во дворах, улицах посёлка.

Работа по очистке и подготовке садов, огородов к посеву.

1. Экология – неживая природа – поощрять детей  к самостоятельному выявлению новых признаков весны.

Предложить детям доказать, что май называют месяцем пробуждения жизни: появление первоцветов, цветение дикорастущих трав и деревьев,

Распускание листьев, появление насекомых, прилёт ласточек, кукушек, выведение и выкармливание птенцов.

А.Фет.

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

Наблюдение за солнцем. Уточнить, когда оно греет сильнее: утром, днём или вечером.( вынести на солнце металлические предметы в разное время суток).Отметить, какие предметы сильнее нагреются – светлые или тёмные. Подвести детей к выводу, что почва тёмная – сильнее удерживает тепло.

     Загадка:

 Не огонь, а больно жжёт;

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печёт.

Народный календарь:

10 мая – начало ранней пахоты.

Загадки:

Железный нос в землю врос.

Роет, копает, землю разрыхляет. (плуг)

Наблюдение за осадками.

Первые грозы – понаблюдать, что происходит раньше – сверкает молния или гремит гром и почему? Отметить, что общего и какие различия между обычными  дождями и грозовыми ливнями(кратковременный, затяжной, моросящий, грибной).

Вспомнить правила поведения во время грозы : дома не стоять у открытого окна, а в поле- не стоять под одиноким деревом, лучше найти  на земле углубление и лечь.

Загадка:

Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла.

И сад, и огороды,

 Всей округи полила.

Через поля, через луга

Встала нарядная дуга.

Народный календарь:

21 мая – день с дождями – гриб пойдёт полками.

22 мая – на Николу дождь- будет хлеб да рожь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование прогулок в старшей группе

Перспективное планирование прогулок в старшей группе( наблюдение, игы, труд, индивидуальная работа)...

Планирование прогулок в старшей группе детского сада

Планирование прогулок в старшей группе....

Планирование прогулок в старшей группе для детей с ТНР на март

Перспективное планирование прогулок в старшей группе для детей с ТНР...

Перспективное планирование прогулок в старшей группе для детей с ОНР на апрель

Планирование совместной деятельности с детьми старшей группы на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, индивидуальная работа по физическому воспитанию)...

перспективное планирование прогулок в старшей группе для детей с ТНР на май

Перспективное планирование прогулок в старшей группе для детей с ТНР на май...

Перспективное планирование прогулок в старшей группе детского сада

Перспективное планирование прогулок  в старшей группе детсого сада , разработанное с учетом климатических условий Сибири на основе примерной образовательной программы дошкольного образования &quo...

Планирование прогулок в старшей группе

 Городской округ КрасногорскМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 17     Планирование прогулок в старшей группе   Подготов...