Главные вкладки

    Планирование прогулок в старшей группе детского сада
    календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

    Сафина Любовь Александровна

    Планирование прогулок в старшей группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл planirovanie_progulok_v_starshey_gruppe.docx71.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ознакомление с природой на прогулке.

    Планирование прогулок в старшей группе.

    Объекты

    Содержание

    Методические приемы

    Сентябрь

    Растительный мир

    Рассмотреть листовые пластины дуба, березы, учить определять дерево по листовой пластине.

    Сравнить дерево и кустарник, закреплять умение определять их по листьям, коре, строению.

    Выкопать цветущее растение, перенести в группу, формировать представление о том, что для его роста необходимо тепло. Сравнить растения в группе и на участке, отметить изменения. Наблюдать осенний лес, учить видеть красоту природы. Закреплять знания об овощах и фруктах.

    Рассматривание иллюстраций.

    Беседа «Красота осенней природы».

    Чтение: И. Соколов-Микитов «Осень в лесу».

    Дидактические игры;. «От какого дерева лист», «К названному дереву беги», «Назови цветок», «Овощи и фрукты».

    Народные игры: «Царь-картошка», «Уж я золото хороню..».

    Чтение: И. Белоусов «Близость осени».

    Продуктивная деятельность:

    «Натюрморт из фруктов»,

    «На огороде созрели овощи».

    Животный мир

    Уточнить знания о птицах, об их питании, установить взаимосвязь между их питанием и отлетом в теплые края. Закреплять названия птиц и понятие «перелетные». Наблюдать за птицами, собирающимися в стаи. Наблюдать за собакой, уточнить знание о волке, сравнить, определить сходства и различия в строении тела и поведении.

    Рассматривание иллюстраций. Беседа «Перелетные птицы». Чтение: Н. Сладкое «Кто куда», Э. Шим «Отчего осень грустна», Д. Крупская «Щенок», С. Черный «Волк».

    Дидактические игры: «Что за зверь, что за птица», «Найди по описанию». Продуктивная деятельность «Птицы улетают в теплые края».

    Неживая природа

    Формировать начальные представления о движении облаков, наблюдать за ними сквозь осеннюю листву. Наблюдать за облаками в пасмурный (тяжелые, плывут низко над землей) и солнечный дни (плывут высоко, их мало). Наблюдать за осенним дождем: он мелкий, холодный, в лужах много пузырьков воздуха - это к ненастью. Познакомить со свойствами глины и песка   (размешать в прозрачных баночках с водой): песок пропускает воду, глина задерживает.

    Рассматривание картин, иллюстраций.

    Беседа «Вот и осень наступила». Чтение: С. Козлов «Сентябрь». Продуктивная деятельность «Осенние картинки».

    Труд людей в природе

    Отметить изменения в одежде людей. Привлечь к подготовке растений к зиме.

    Рассказать о посадке лесов, об охране природы

    Беседа «Как изменилась одежда людей осенью».

    Чтение: Г. Снегирев «Кто сажает лес».

    Продуктивная деятельность

    окапывание деревьев

    Наблюдения

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    понедельник

     «Что изменилось за лето?». Цель: Предложить детям найти изменения, произошедшие с растениями, оборудованием на участке и на территории детского сада за период летнего отдыха. Продолжать учить отражать свои впечатления в речи, составлять полные предложения.

    «Во что играют дети на прогулке». Цель:  Продолжать знакомить детей с территорией детского сада, обратить внимание на изменения в природе, явления, характерные для ранней осени. Предложить определить, во что играют дети на участках, вспомнить названия игр.

    Наблюдение – эксперимент «Солнечное тепло». Цель: предложить детям обследовать предметы, находящиеся на теневой стороне участка, обсудить, почему одни теплые, а другие – холодные. Формировать элементарные представления о значении солнца. Поддерживать интерес к экспериментированию как методу познания.

    «Сезонные изменения». Цель: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы, учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время.

    вторник

     «Растения на нашем участке». Цель: Предложить детям найти первые признаки осени, выбирать самые красивые деревья, кустарники. Развивать связную речь детей, обогащать словарь детей прилагательными.

    «Природа ранней осенью». Цель:  Предложить детям охарактеризовать погоду, актуализировать представления детей о природных явлениях, активизировать соответствующую лексику, дополнить представления детей о характеристиках погоды, познакомить с планом описания погоды.

    «Деятельность детей». Составление рассказов из личного опыта детей». Цель: предложить детям понаблюдать за прохожими, рассказать, что они делают, подумать, куда спешат. Учить, отвечая на вопросы педагога, рассказать о том, как проходит утро в семье каждого из детей, чем заняты взрослые и дети.

    «Безопасная улица». Цель: Учить детей передавать в речи результаты своих наблюдений, правильно называть части улицы. Обратить внимание детей на элементы улицы, связанные с обеспечением безопасности. Развивать связную речь.

    среда

    «Муравьи». Цель: расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях, вызывать интерес к окружающему миру.

    «Крапива». Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.  

    «Наблюдение за птицами». Цель: обратить внимание детей на то, что птицы собираются стаями. Развивать у детей наблюдательность, учить детей видеть взаимосвязи неживой и живой природы.

    «Природа ранней осенью». Цель: Расширять и уточнять представления детей о временах года, об изменениях, происходящих в природе осенью.

    четверг

    «Осенний одуванчик». Цель: продолжать знакомство с лекарственными растениями – одуванчиком, формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

    «Участники дорожного движения». Цель: Предложить детям рассказать о действиях пешеходов, водителей, продолжать знакомить с правилами дорожного движения, формировать у детей навыки безопасного поведения на улице. Актуализировать в речи и уточнить названия частей улицы.

    «Машины и пешеходы». Цель: обратить внимание детей на то, что участники дорожного движения подчиняются правилам, предложить представить себе, что было бы, если бы не было ПДД. Развивать связную речь.

    «Одежда детей осенью». Цель: Обратить внимание детей на предметы демисезонной одежды, активизировать в речи и уточнить их названия. Рассказать детям о том, почему важно одеваться по погоде.

    пятница

    «Растения в цветнике». Цель: предложить детям найти знакомые цветы, вспомнить, какими они были летом, рассказать, что изменилось, рассмотреть семена цветов. Учить устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями.

    «Работа дворника». Цель: предложить детям понаблюдать за работой дворника, ответить на вопросы о назначении тех или иных трудовых действий. Формировать представления о роли труда дворника для поддержания порядка на участке. Учить оказывать посильную помощь дворнику, формировать соответствующие трудовые навыки.

    «Целевая прогулка по территории детского сада». Цель: Продолжать знакомить детей со зданием детского сада, оборудованием игровых площадок. Напомнить детям правила безопасности, которые необходимо соблюдать на участке детского сада в погодных условиях, характерных для осени.

    «Цветник». Цель: уточнить названия цветов с целью определения их строения (найти стебель, листья, цветки, корни), побуждать к сравнительным высказываниям (растения все разные по высоте, форме, окраске листьев, запаху).

    Октябрь

    Растительный мир

    Обратить внимание на разнообразие окраски листвы, понаблюдать за листопадом, закреплять признаки осени.

    Сравнить сосну и ель с лиственными деревьями, рассказать, почему они остаются зелеными.

    Привлечь к сбору семян деревьев для гербария рассмотреть семена липы и клена, подумать, почему они называются двукрылкой.

    Уточнить представления о растениях ближайшего окружения.

    Сравнить  кору, листья разных деревьев.

    Рассмотреть травы на участке, растения цветника.

    Собрать семена.

    Рассматривание листьев, плодов деревьев.

    Рассматривание картин, иллюстраций.

    Беседа «Золотая осень». Чтение: О. Белявская «Листопад», В. Голяховский «Листопад», Д. Крупская «Желтый листопад», В. Мусатов «У рябины листопад», И. Савицкий «Кто разносит семена», А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...». Продуктивная деятельность «Лес, словно терем расписной...».

    Животный мир

    Предложить найти насекомых, объяснить причину их отсутствия, рассказать, как они зимуют. Систематизировать знания о жизни насекомых в зависимости от времени года. Наблюдать за кормушкой, где все чаще появляются птицы, подвести к выводу о необходимости подкармливать их.

    Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как зимуют насекомые». Чтение: Г. Скребицкий «Исчезли на зиму».

    Продуктивная деятельность «Кормушка для птиц».

    Неживая природа

    Обратить внимание на изменение долготы дня.

    Рассказать, как люди готовятся к зиме (утепляют помещения, готовят теплую одежду, перекапывают огород).

    Рассмотреть следы после дождя на песчаной и глинистой почве, закреплять знание о свойствах глины и песка.

    Рассмотреть Луну и звезды, полюбоваться ими.

    Беседа «Как люди готовятся

    к зиме».

    Чтение: О. Высотская «Осеннее утро», А. Майков «Осень», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...».

    Труд людей в природе

    Рассказать о заготовке овощей и фруктов на зиму.

    Рассказ воспитателя. Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Овощи - фрукты», «Сварим борщ и компот». Продуктивная деятельность «Консервирование овощей».

    Наблюдения

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    понедельник

    «Ветер осенью». Цель: Учить детей определять силу и направление ветра различными способами (по воздействию на деревья, по движению облаков, при помощи ленточек и вертушек и пр.). предложить детям сравнить, каким ветер был летом и каким стал сейчас.

    «Погода и одежда прохожих». Цель: Предложить детям по результатам наблюдения рассказать, во что одеты люди, какую они выбирают верхнюю одежду, головные уборы, обувь, составить рассказ с опорой на вопросы. Обсудить важность того, что нужно одеваться по погоде.

    «Растения осенью». Цель: уточнить и систематизировать представления детей о признаках осени, учить устанавливать связь между состоянием растений и другими осенними изменениями в природе. Развивать наблюдательность, поддерживать познавательный интерес.

    «Осенние деревья». Цель: продолжать учить различать деревья, называть леса, образуемые каждым видом деревьев. Формировать навыки словообразования, учить согласовывать слова в предложении. Учить по результатам наблюдения отвечать, какие изменения произошли с деревьями.

    вторник

    «Изменение продолжительность дня». Цель: Провести этап длительного наблюдения, помочь детям выявить изменение положения солнца на небе, пояснить, как это изменение влияет на продолжительность дня, температуру воздуха.

    «Птичьи секреты». Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями жизнедеятельности птиц в осенний период, с интересными фактами. Поддерживать познавательный интерес, стремление узнать что - то новое.

    «Осенний дождь». Цель: предложить детям охарактеризовать дождь, сравнить его с летним дождем, рассказать о настроении во время осеннего дождя. Развивать связную речь.

    «Определение направления ветра». Цель: учить детей определять направление ветра различными способами, предложить разделиться на подгруппы, каждой подгруппе выбрать один из способов определения направления ветра, всем обсудить результаты.

    среда

    «Осень в гости к нам пришла». Цель: обратить внимание на произошедшие изменения с момента последнего наблюдения, учить передавать в речи результаты наблюдения, отвечать на вопросы педагога.

    «Легковой автомобиль». Цель: научить понимать значение и функции автомобиля, закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло).

    «Птицы». Цель: учить детей соблюдать правила организации наблюдения за птицами. Предложить назвать знакомых птиц, ответить по результатам наблюдения на вопросы о жизнедеятельности птиц осенью. Обсудить , почему птицы собираются в стаи и улетают на юг, а другие остаются зимовать.

    «Признаки осени». Цель: Обратить внимание детей на изменения в природе, которые произошли с момента последнего, отвечать на вопросы педагога.

    четверг

    «Небо осенью». Цель: Предложить детям рассмотреть небо и описать его (ясное, голубое, чистое, прозрачное или облачное, хмурое, серое и низкое). Предложить вернуться к наблюдению в конце прогулки, рассказать, что изменилось. Продолжать знакомить детей с характеристиками погоды, обогащать словарный запас.

    «Деревья». Цель: учить детей осуществлять наблюдение в соответствии с поставленной задачей, находить ответы на поставленные вопросы. Предложить рассмотреть деревья, назвать их, рассказать, какие изменения произошли с деревьями.

    «За грузовым автомобилем». Цель: учить отличать грузовой автомобиль ото легкового, уточнить, для чего необходим грузовой транспорт.

    «Небо». Цель: предложить детям рассмотреть небо, рассказать, что можно увидеть на небе в ясную погоду, а что в пасмурную. Организовать составлении сравнительного рассказа «Небо в ясную и пасмурную погоду».

    пятница

    «Сорока». Цель: Учить детей наблюдать за поведением птиц, выявлять особенности внешнего вида, поведения в осенний период, учить узнавать по голосу. Рассказать о характере и повадках, о характеристиках, данных ей в поговорках и русских народных сказках.

    «Труд в природе осенью». Цель: предложить детям рассказать о том. Какие трудовые операции они проводили, помогая взрослым осенью на участке, огороде, цветнике. Обсудить, какие операции для чего производятся. Развивать познавательный интерес.

    «Мох». Цель: предложить детям рассмотреть мох, подвести детей к выводу, что мхи любят влажные, тенистые места, неприхотливы, могут существовать в сложных для других растений условиях (например, на камнях).

    «Рябина». Цель: продолжать знакомить детей с рябиной, какое значение ягоды рябины имеют в жизни птиц.

    Ноябрь

    Растительный мир

    Наблюдать листопад в тихую и ветреную погоду, учить замечать различие и делать выводы. Сравнить плоды клена и ясеня, закреплять умение различать деревья по плодам. Закреплять характерные признаки дерева и кустарника.

    Рассмотреть рябину, напомнить, что ее плоды -хороший корм для птиц.

    Формировать понимание связи между нарастанием холода и состоянием растений.

    Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как изменились деревья в ноябре».

    Чтение: И. Мазин «Посмотри, как день прекрасен...», Н. Сладков «Осенняя елочка», Е. Трутнева «Зябнет липа за окошком...».

    Животный мир

    Наблюдать за кошкой, закреплять понятие «домашние животные». Наблюдать, за синицей, напомнить о необходимости подкармливать птиц. Рассмотреть воробья: внешний вид, повадки. Рассказать о подготовке зверей к зиме (смена шубки на более теплую и менее заметную).

    Рассматривание иллюстраций.

    Беседа «Как звери к зиме

    готовятся».

    Чтение: Ю. Кушак «Слетайтесь, пичуги...», И. Сладков «Осень на пороге», «Почему ноябрь пегий», Е. Чарушин «Кошка Маруська».

    Дидактическая игра «Найди

    детеныша».

    Неживая природа

    Наблюдать за ветром, закреплять умение

    определять его силу. Наблюдать за облаками, их движением, учить называть состояние погоды: пасмурно, ветрено,

    дождливо.

    Наблюдать за почвой, сравнить с летней, подвести к пониманию: на улице холодно, и почва замерзшая, твердая.

    Наблюдать за дождем (мелкий, моросящий), сравнить с летним. Рассмотреть замерзшие лужи, первый снег. Формировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое.

    Беседа «Осенняя погода». Чтение: Л. Завальнюк «Времена года», А. Плещеев «Скучная картина...», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...».

    Труд людей в природе

    Рассказать о содержании домашних животных на ферме, закреплять знания об их внешнем виде, роли в хозяйстве.

    Рассматривание картин, иллюстраций.

    Беседа «Домашние животные в жизни человека». Чтение: Ю. Коринец «Кто живет у нас в сарае?», В. Левин «Глупая лошадь», С. Черный «Жеребенок».

    Наблюдения

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    понедельник

    «Домашние питомцы на прогулке». Цель: Предложить детям понаблюдать за животными, отметить, что у каждого из них свой характер, познакомить с правилами безопасного для себя и окружающих поведения. Поддерживать познавательный интерес, развивать наблюдательность.

    «Береза в ноябре». Цель: предложить детям найти на участке березу, рассмотреть ее, рассказать о том, какие изменения произошли с деревом за осенние месяцы.

    «За трудом взрослых». Цель: активизировать познавательную активность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям. Побуждать принимать активное участие в труде со взрослыми.

    «Деревья на нашем участке». Цель: продолжать знакомить с кустарниками и деревьями нашей местности, их разновидностями, значением в природе и жизни человека.

    вторник

    «Птицы». Цель: Предложить детям по результатам наблюдения рассказать, какие птицы прилетают поздней осенью на участок. Организовать установку изготовленных детьми кормушек для птиц, обсудить, что нужно выяснить, чтобы организовать кормление птиц.

    «Работа дворника». Цель: предложить детям рассказать по результатам наблюдения, что и как  делает дворник, как изменилось работа дворника поздней осенью. Учить уважать труд других людей, оказывать посильную помощь.

    «Собака». Цель: закреплять знания о собаке, ее характерных особенностях, способах приспособления к окружающей среде. Воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

    «Небо». Цель: Предложить детям рассмотреть небо и описать его (ясное, голубое, чистое, прозрачное или облачное, хмурое, серое и низкое). Предложить вернуться к наблюдению в конце прогулки, рассказать, что изменилось. Продолжать знакомить детей с характеристиками погоды, обогащать словарный запас.

    среда

    «Кошка». Цель: предложить детям рассказать по результатам наблюдения об особенностях поведения кошки, учить описывать ее внешний вид. Развивать связную речь, учить передавать в речи свое отношение к животным.

    «За перелетными птицами». Цель: закреплять знания о перелетных птицах. Воспитывать любовь т интерес к пернатым. Уметь выделять признаки живого организма.

    «Небо и облака». Цель: продолжать закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча».

    «Первый снег». Цель: закреплять знания признаков поздней осени, уточнить, почему тает первый снег.

    четверг

    «Профессии прохожих». Составление рассказов «Профессия моей мамы». Цель: учить детей по результатам наблюдения за прохожими формулировать предположения о том, кто они по профессии. Предложить составить рассказ о том, какие трудовые обязанности выполняют мамы ребят на работе. Развивать речь, активизировать словарный запас.

    «Ель». Цель: рассмотреть ель, ее строение, хвою, отметить, произошли ли изменения с деревом осенью и какие,  уточнить знания детей хвойных деревьев, их особенностями.

    «Сирень». Цель: знакомить с сиренью осенью, обсудить изменения, произошедшие с сиренью осенью.

    «Кустарники поздней осенью». Цель: обратить внимание детей на внешний вид кустарников, отличительные особенности. Формировать умение сопоставлять, сравнивать, подбирать точные характеристики.

    пятница

    «Погода в ноябре». Цель: предложить детям охарактеризовать погоду, составить рассказ «Погода вчера и сегодня» с использованием сравнительных характеристик основных показателей погоды: облачность, температура,  ветер, осадки. Развивать связную речь, поддерживать познавательный интерес.

    «Работа шофера». Цель: уточнить представления детей о работе водителей, управляющих разными видами машин, развивать познавательную деятельность. Воспитывать уважение и интерес к работе взрослых.

    «Специальный транспорт – скорая помощь». Цель: расширять знания за специальным транспортом – скорой помощи», роли водителя в спасении жизни людей. Закреплять умение находить нужную машину по описанию.

    «Погода поздней осенью». Цель: предложить детям охарактеризовать погоду с использованием сравнительных характеристик основных показателей погоды: облачность, температура,  ветер, осадки. Развивать связную речь, поддерживать познавательный интерес.

    Декабрь

    Растительный мир

    Напомнить признаки, по которым узнавали деревья осенью, и как можно узнать их сейчас. Рассмотреть и отметить характерные особенности 4-5 деревьев. Закреплять умение различать ель и сосну, уточнить понятие «вечнозеленые». После обильного снегопада осторожно стряхивать снег с деревьев, закреплять знание о том, что в мороз ветви деревьев хрупкие и могут сломаться под тяжестью снега.

    Рассматривание картин, иллюстраций.

    Беседа «Что за дерево такое». Чтение: В. Бианки «Месяц белых троп», И. Соколов-Микитов «Зима в лесу», К. Чолиев «Деревья спят», Е. Явецкая «Зима- рукодельница». Продуктивная деятельность: «Заснеженные ели», «Зимой в лесу».

    Животный мир

    Наблюдать за воронами и галками, закреплять умение различать их, рассмотреть следы на снегу. Наблюдать за снегирями и синицами, слушать их посвистывание. Закреплять умение узнавать зимующих птиц по окраске, издаваемым звукам. Закреплять умение спокойно вести себя вблизи птиц. Формировать представление о зимующих птицах.

    Рассматривание иллюстраций. Беседа «Птицы зимой». Чтение: Н. Исаев «Зяблики». Дидактическая игра «Птицы». Подвижная игра «Прыгунчики-воробушки». Продуктивная деятельность «Как розовые яблоки, на ветках снегири».

    Неживая природа

    Рассмотреть, как падает снег (снежинками, хлопьями, крупой). Уточнить, что в зависимости от погоды снежинки могут иметь разную форму. Измерить глубину снежного покрова палочкой, отмечать высоту снежного покрова после каждого снегопада.

    Наблюдать иней, узоры на окнах, учить замечать красоту природных явлений. Закреплять знания о свойствах воды (замерзает на морозе, превращается в лед). Наблюдать ледостав на реке, озере, в пруду, уточнить  свойства льда: гладкий, прочный, скользкий. Наблюдать метель, послушать ее завывание. Отметить изменение долготы дня: поздно светает, рано темнеет.

    Опытно-исследовательская деятельность: замерзание воды в формочках за время прогулки. Беседы: «Снег, иней и лед», «Зимние явления природы». Чтение: И. Бунин «Первый снег», И. Никитин «Встреча зимы», Н. Носов «На горке», И. Суриков «Зима», Г. Ходырев «Зима». Подвижная игра «Два Мороза». Продуктивная деятельность «Зимний покой».

    Труд людей в природе

    Предложить сгрести снег к стволам деревьев. Закреплять понятие о том, что снег предохраняет растения от вымерзания. Рассказать о выращивании овощей в теплицах. Отметить изменение в одежде людей, закреплять " умение делать выводы о взаимосвязи одежды и погоды.

    Беседа «Как защитить деревья

    и кусты зимой».

    Рассказ воспитателя о выращивании овощей в теплицах.

    Чтение: М, Ляшенко, А. Мусатов «Изумрудные города», В. Одоевский «Мороз Иванович».

    Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку».

    Наблюдения

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    понедельник

    «Целевая прогулка по территории детского сада «Зима пришла». Цель: учить детей называть зимние явления природы, характеризовать погодные условия. Обратить внимание на то, во что играют дети других групп, предложить рассказать, какие зимние забавы любят ребята.

    «Свойства снега». Цель: предложить детям рассказать о том, что известно им о свойствах снега, предположить, везде ли снег одинаков. Раскопать ямку и предложить рассмотреть слои снега. Пояснить причину различия снега.

    «Зимнее небо». Цель: предложить детям рассказать о небе по результатам наблюдения, отметить, какого оно цвета, что на нем можно увидеть, какое у него «настроение». Развивать наблюдательность, обогащать представления о способах познания.

    «Птицы». Цель: формировать представление о жизни птиц зимой, воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

    вторник

    «Иней». Цель: обратить внимание детей на красоту зимнего пейзажа, предложить рассмотреть ветви, покрытые инеем, предположить, как образуется иней. Обобщить и дополнить высказывания детей, рассказать, почему деревья покрылись серебром.

    «Снегопад». Цель: формировать представление о свойствах снега, закреплять знания о сезонном явлении – снегопаде.

    Наблюдение – эксперимент «Лед – силач». Цель: предложить детям посмотреть, что произошло с пластиковой бутылкой с водой за ночь на улице, объяснить, почему она треснула – объем льда больше чем объем воды. Учить делать элементарные выводы.

    «Состояние погоды». Цель: учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихах. Закреплять умение воспринимать описание узоров на окне.

    среда

    «Снег и лед». Цель: предложить детям рассмотреть снежинки и льдинки под лупой, сравнить свойства льда и снега, составить сравнительные описания, продолжая педагогом начатые фразы («Лед – прозрачный (твердый), а снег - …).

    «Целевая прогулка по участку детского сада». Цель: учить детей различать знакомые деревья, кустарники, предложить полюбоваться их зимним нарядом. Рассказать детям, какие изменения происходят в жизнедеятельности растений зимой.

    «Кустарники зимой». Цель: организовать составление детьми коллективных рассказов о кустарниках, произрастающих на участке группы, о том, какими они были весной и летом, что с ними произошло осенью, зимой. Рассказать детям о жизнедеятельности растений зимой.  

    «Труд дворника: чистка снега». Цель: предложить детям понаблюдать за трудом дворника, рассказать о его важности. Организовать посильную помощь дворнику: расчистку дорожек.

    четверг

    «Птицы». Цель: учить детей различать птиц, составлять их описание по общему плану, рассказывать об их действиях, особенностях жизнедеятельности в зимний период. Предложить покормить птиц, наполнить кормушки.

    «Деревья зимой». Цель: обратить внимание детей на внешний вид деревьев, отличительные особенности, характерные для каждого вида. Формировать умение сопоставлять, сравнивать, подбирать точные характеристики дерева.

    «Цветные льдинки». Цель: закреплять знания детей о свойствах воды, учить использовать знания и опыт при изготовлении цветных ледяных украшений. Создавать радостное настроение, учить рассказывать о ходе и результатах деятельности.

    «Ель». Цель: уточнить знания об отличиях искусственной ели от ели натуральной. Воспитывать бережное отношение к природе.

    пятница

    «Изменение высоты снежного покрова». Цель: предложить детям на глаз определить высоту снежного покрова в разных местах участка и предположить, где «снежное одеяло» толще. Попросить придумать способ проверки своих идей. Научить измерять при помощи линейки, палочек.

    «Движение снежинок и ветер». Цель: предложить детям понаблюдать за полетом снежинок, обсудить и сравнить результаты сегодняшнего наблюдения с тем, что они видели ранее. Подвести к выводу о том, что вид снежинок и особенности их полета связаны с погодой.

    «Сезонные изменения». Цель: формировать представления об изменениях в природе зимой, учить различать характерные приметы зимы. Учить высказывать в речи результаты наблюдения, составлять сравнительный рассказ «Зима вчера и сегодня».

    «Синички». Цель: продолжать вызывать интерес к пернатым, знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. Воспитывать желание заботиться о пернатых, подкармливать зимой.

    Январь

    Растительный мир

    Наблюдать деревья в зимнем уборе. Закреплять умение распознавать их по строению и цвету коры. Закреплять названия комнатных растений и правила ухода за ними.

    Закреплять понятие об условиях, необходимых для роста растений.

    Рассматривание картин, иллюстраций.

    Беседа «Что мы знаем о комнатных растениях».

    Чтение: Н. Павлова «Где зимуют почки», Н. Сладков «Зимнее лето», А. Фет «Чудная картина...» Дидактические игры: «Назови и опиши», «Какого растения не стало», «Положи лист к дереву». Продуктивная деятельность: «У нас расцвели фиалки и декабрист», «Деревья зимой» (техника «мятая бумага»).

    Животный мир

    Наблюдать за щеглами, закреплять особенности их внешнего вида, учить отличать от других птиц. Рассматривать птиц в разную погоду, замечать разницу в их поведении (нахохлились в холодную погоду, оживлены в оттепель). Рассматривать, различать и сравнивать следы птиц и животных на снегу.

    Уточнить знания о диких животных средней полосы России: внешний вид, повадки.

    Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Зимующие птицы», «Животные наших лесов». Чтение: Б. Брехт «Зимний разговор через форточку», В. Бианки «Письмо простое и письмо с хитростью», «Синичкин календарь. Январь», Н. Сладков «Волк», «Сороки», Е. Чарушин «Белка с бельчатами», «Зайчиха», «Лиса с лисятами»,  «Рысь», «Кто чем занят зимой», А. Яшин «Покормите птиц зимой». Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Кто лишний». Продуктивная деятельность «Птицы на кормушке».

    Неживая природа

    Продолжать измерение глубины снежного покрова, сравнить его на открытых участках и у забора, учить делать выводы.

    Закреплять знания о свойствах снега: в морозную погоду легкий, пушистый, рассыпчатый, хрустящий, в ветреную похож на крупу, в тихую морозную падает отдельными снежинками, в более теплую - хлопьями; в морозную погоду снег всегда рассыпчатый. Закреплять знания о свойствах льда.

    Беседа «Снег бывает разным». Чтение: И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная», Н. Сладков «Суд над декабрем», А. Пушкин «Зимний вечер»

    Труд людей в природе

    Рассказать о труде людей в деревне: проводят снегозадержание, ремонтируют сельскохозяйственную технику. Продолжать собирать снег вокруг деревьев и кустарников.

    Рассказ воспитателя.

    Чтение: А. Митяев «Горячий гвоздь»

    Наблюдения

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    понедельник

    «Зимующие птицы». Цель: закреплять знания о зимующих птицах, формировать представления о добывании пищи зимующими птицами. Воспитывать желание заботиться о них и охранять.

    «Снегири». Цель: формировать представления о зимующих птицах, заботе человека и них, знакомить с характерными особенностями снегиря.

    «Кустарники зимой». Цель: предложить детям рассмотреть куст сирени, вспомнить и рассказать, каким он был весной, летом, как изменился осенью. Рассказать о жизни растений в зимний период, о важности бережного отношения к ним.

    «Ветер в январе». Цель: познакомить детей с таким явлением природы, как метель, рассказать, почему она возникает, какие природные явления, характерные для второй половины зимы, становятся причиной метели.

    вторник

    «Береза». Цель: формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой, воспитывать бережное отношение к растениям.

    «Снег и лед». Цель: формировать реалистическое понимание неживой природы, закреплять знания о том, что вода может быть в разных состояниях.

    «Растения зимой». Цель: продолжать знакомить детей с изменениями, происходящими зимой в природе. Предложить рассмотреть деревья и кустарники, учить называть характерные признаки состояния растительного мира зимой.  

    «Целевая прогулка по участку детского сада». Цель: учить детей различать знакомые деревья, кустарники, предложить полюбоваться их зимним нарядом. Рассказать детям, какие изменения происходят в жизнедеятельности растений зимой.

    среда

    «Ель». Цель: закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям строения, признакам, отличающим ее от других деревьев.

    «Красавица зима». Цель: учить детей подбирать образные слова и выражения, передавая результаты наблюдения, понимать сравнения и метафоры. Учить видеть красоту природы, развивать эстетические чувства.

    «Как зимуют цветы?». Цель: познакомить детей с особенностями жизнедеятельности цветочных растений (розы, пионы) в зимний период, предложить рассмотреть, как под снегом зимуют декоративные растения.  Развивать наблюдательность, логическое мышление.

    «Деревья». Цель: обратить внимание детей на внешний вид деревьев, отличительные особенности, характерные для каждого вида. Формировать умение сопоставлять, сравнивать, подбирать точные характеристики дерева.

    четверг

    «Солнце зимой». Цель: продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы – мороза. Формировать интерес к неживым объектам природы.

    «Погода в январе». Цель: предложить детям охарактеризовать погоду и ответить: «Всегда ли в солнечный день бывает мороз?» или «всегда ли в оттепель пасмурно?».

    «Снег и его свойства». Цель: предложить детям рассмотреть снег, потрогать его, рассказать, как изменились его свойства во время оттепели. Подвести к выводу о зависимости свойств снега и температуры.

    «Подкормка птиц зимой». Цель: закреплять знания о зимующих птицах, формировать представления о добывании пищи зимующими птицами. Воспитывать желание заботиться о них и охранять.

    пятница

    «Ворона». Цель: расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду, воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

    «Ель зимой». Цель: рассмотреть с детьми елку,  учить детей составлять описательный рассказ о дереве. Предложить детям вспомнить, как выглядели деревья

    «Превращение воды в лед». Цель: предложить детям понаблюдать за заливкой ледяной горки. Обсудить с ребятами, что для этого потребуется, как «сделать» лед, какие правила безопасности с водой соблюдать в зимний период.

    «Январское небо». Цель: предложить детям рассказать о небе по результатам наблюдения, отметить, какого оно цвета, что на нем можно увидеть, какое у него «настроение». Развивать наблюдательность, обогащать представления о способах познания.

    Февраль

    Растительный мир

    Рассмотреть и сравнить почки тополя и липы. Поставить в воду веточку тополя, формировать представление о том, что дЛя жизни и роста растения нужны свет, вода, тепло, питательная среда. Рассмотреть еловые шишки: они расслабляют чешуйки, и из-под каждой чешуйки высыпаются семена. Объяснить, что семена деревьев созревают в разное время.

    Предложить вспомнить, когда созревают семена тополя, клена, липы, березы.

    Наблюдать деревья после оттепели: ветки

    покрываются тонким слоем льда. Подвести к простейшим выводам: вода на морозе замерзает, поэтому ветки обледенели.

    Рассматривание распустившихся веток, шишек.

    Беседа «Растения на участке

    и в группе».

    Рассказ воспитателя «Зимний покой деревьев и кустарников».

    Продуктивная деятельность: поделки из природного материала.

    Животный мир

    Сравнить ворону и галку, обратить внимание на их способ передвижения по земле.

    Обратить внимание на то, как питаются снегири и синицы: снегирь корм выклевывает, а синица быстро шелушит семена.

    Сравнить поведение синиц, снегирей, щеглов, послушать издаваемые ими звуки.

    Закреплять знания о диких животных жарких стран.

    Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Такие разные птицы», «Животные жарких стран». Чтение: В, Берестов «Воробушки», В. Бианки «Синичкин календарь. Февраль», Б. Заходер «Мохнатая азбука», Г. Скребицкий «На лесной полянке. Зима». Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Птицы зимующие и перелетные», «Угадай животное». Продуктивная деятельность: «Зоопарк», «Где обедал воробей».

    Неживая природа

    Наблюдать за снегом в метель, обратить внимание, где он задерживается.

    Наблюдать капель с крыши на солнечной стороне, подвести к пониманию ее появления в зависимости от температуры воздуха. Наблюдать гололед, поземку. Наблюдать за солнцем, фиксировать линию, вдоль которой оно движется.

    Рассмотреть снег в конце месяца: становится серым, оседает, сверху образуется корочка - наст. Обратить внимание на цвет неба, вспомнить; каким оно было в декабре в ясную и пасмурную погоду, закреплять понятие о том, что цвет неба меняется в зависимости от времени года и погоды. Продолжать формировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твердое (лед).

    Опытно-исследовательская деятельность: ходьба по ледяной и посыпанной песком дорожке. Беседа «Какая погода была зимой». Чтение: В. Берестов «Гололедица», В. Инбер «Оттепель», Я. Купала «Зима», С. Маршак «Февраль». Продуктивная деятельность: посыпать песком дорожки к участку младшей группы, сделать льдинки для украшения участка.

    Труд людей в природе

    Рассказать о подготовке к весенним полевым работам: ремонт сельскохозяйственной техники, уход за домашними животными на ферме.

    Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя.

    Наблюдения

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    понедельник

    «Погода в феврале». Цель: предложить детям охарактеризовать погоду, рассказать, что изменилось. Формировать представления детей об изменчивости погоды в феврале. Активизировать в речи и уточнить названия природных явлений.

    «Ветер». Цель: формировать представление об одном из признаков зимы – метели, учить определять направление ветра.

    «Работа дворника». Составление коллективного рассказа о его труде». Цель: предложить детям понаблюдать за тем, как дворник чистит дорожки от снега. Предложить детям составить коллективный рассказ о его работе, ее значении.

    «Такие разные снежинки». Цель: закреплять знания о зимних явлениях природы, вызвать положительные эмоции. Развивать творческую фантазию и воображение. Воспитывать интерес к неживой природе. Развивать внимание, память, речь.

    вторник

     «Гололед». Цель: предложить детям охарактеризовать погоду, предположить, как образуется лед, пояснить значение слова «гололед». Рассмотреть образовавшийся на территории детского сада ледяные участки.

    «Растения зимой». Цель: обратить внимание детей на состояние растений, рассказать, что зимой наступает период покоя, жизнедеятельность растений зимой замедляется. познакомить со свойством ветвей растений как ломкость.

    «Синички». Цель: учить детей отличать синиц от других птиц, описывать ее внешний вид, характеризовать повадки, рассказать о том, что она делает. Предложить насыпать корма в кормушку, поощрять желание помогать птицам зимой.

    «Художница зима». Цель: провести наблюдение за зимней погодой, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, интерес к природе, стремление заботиться о ней, беречь и охранять в меру сил.

    среда

    «Ель». Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели.

    «Рябина». Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой, воспитывать бережное отношение к деревьям и кустам как к живому объекту.

    «Облака». Цель: расширять представления детей об объектах неживой природы, предложить пояснить, что такое облака, какие они бывают, как образуются. Учить детей наблюдать, развивать фантазию, развивать речь.

    «Сезонные изменения». Цель: формировать представление детей об изменениях в природе, учить различать характерные приметы конца зимы, закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

    четверг

    «Лед». Цель: знакомить детей с сезонными изменениями в природе, пояснять, что в связи с понижением температуры вода превращается в лед. Объяснить, что снег и лед нельзя брать в рот и пр.

    «Целевая прогулка по территории детского сада». Цель: продолжать знакомить детей с потенциально опасными ситуациями, связанными с погодными условиями февраля, учить избегать их. Помочь детям сформулировать правила безопасного поведения на игровой площадке.

    «Свойства снега». Цель: предложить детям охарактеризовать свойства снега, активизировать в речи качественные прилагательные. Помочь детям вспомнить, каким бывает снег в разную погоду. Подвести к пониманию того, что свойства снега зависит от температуры воздуха.

     «Транспорт». Цель: продолжать учить различать автомобили по назначению (легковые, грузовые), формировать  интерес к профессии водителя, уметь различать грузовой и легковой транспорт.

    пятница

    «Береза». Цель: наблюдать за березой зимой, воспитывать бережное отношение к деревьям и кустам как к живому объекту.

    «Снегопад». Цель: учить детей характеризовать состояние погоды, называть наблюдаемые явления, отмечать, как идет снег, где образовались сосульки и т.д. учить устанавливать связи между явлениями природы.

    «Деревья зимой». Цель: уточнить представления детей о том, что зимой деревья, кустарники находятся в состоянии покоя, их ветки хрупкие и ломкие. Воспитывать желание бережно относиться к деревьям.

    «Сосульки». Цель: обратить внимание детей на появление сосулек в разных местах участка, предложить рассмотреть их, определить, с какой стороны появляются первые сосульки, почему. познакомить детей с понятием «капель».

    Март

    Растительный мир

    Первое: весеннее пробуждение растений показать на примере вербы: появились серебристые пушистые почки. Объяснить, что пух предохраняет почки от холода.

    Сравнить ветки тополя, клена, ясеня по величине, . форме, расположению почек на ветке. Закреплять умение самостоятельно определять название дерева по ветке без листьев.

    Рассматривание иллюстраций. Беседа «Первые признаки весны». Чтение: М. Пришвин «Деревья в плену», «Разговор деревьев», Г. Скребицкий «На пороге весны». Дидактические игры: «От какого дерева ветка», «Угадай по описанию», «Опиши, а мы отгадаем». Продуктивная деятельность «Распустилась верба».

    Животный мир

    Наблюдать грачей, закреплять умение отличать их от других птиц.

    Дать понятие о том, что грачи - вестники

    наступающей весны, первыми возвращаются в родные места.

    Уточнить знания о том, куда улетают зимующие птицы весной, закреплять понятие «перелетные птицы», знание их названий.

    Рассматривание иллюстраций,

    картин.

    Беседа «Грачи весну на крыльях принесли».

    Чтение; О. Белявская «Весенние вести», загадки о птицах,

    Продуктивная деятельность

    «Вестники весны».

    Неживая природа

    Отметить увеличение светового дня, небо становится ярко-синим, пригревает солнце, снег начинает таять. Наблюдать за сосульками, послушать капель. Обратить внимание, что сосульки образуются не со всех сторон и не все тают. Учить делать выводы.

    Наблюдать ледоход.

    Измерить высоту снежного покрова, отметить происшедшие изменения. Рассмотреть проталины, уточнить, где они появляются раньше, закреплять умение делать выводы.

    Беседа «Первый месяц весны». Чтение: В. Бианки «Синичкин календарь. Март», К. Кублинская «Весна», И. Соколов-Микитов: «Ранней, весной», Ф. Тютчев «Зима недаром злится...», Э.Шим «Сосулька».

    Труд людей в природе

    Уточнить знания о подготовке к весенним полевым работам: подготовка семян, ремонт техники, снегозадержание. Закреплять знание, о значении сельскохозяйственного труда.

    Рассказ воспитателя «Сельскохозяйственный труд весной». Беседа «Кто нас кормит». Чтение: Ю. Крутогоров «Кто поле защищал».

    Наблюдения

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    понедельник

    «Сезонные изменения». Цель: формировать понятия о смене времен года, дать представление об особенностях каждого сезона.

    «Легковые автомобили». Цель: продолжать учить отличать легковой транспорт от грузового. Обсудить правила безопасного поведения на улице.

    «Птицы». Цель: учить детей отвечать на вопросы по итогам наблюдения, формировать представление о наблюдение как о методе познания. Помочь выделить изменения, происходящие в поведении птиц.

    «Куда девались снежинки?». Цель: закреплять знания о весенних явлениях, вызвать положительные эмоции. Развивать творческую фантазию и воображение. Воспитывать бережное отношение к приоде.

    вторник

    «Воробьи». Цель: продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице – воробье, обогащать словарный запас, активировать внимание и память.

    «Ветер в марте». Цель: организовать наблюдение, помочь детям увидеть связь между характеристиками ветра и различными природными явлениями. Обогатить словарный запас, активизировать речь.

    «Свойства весеннего снега». Цель: предложить детям рассмотреть, каким стал снег, измерить высоту снежного покрова, помочь составить коллективный рассказ об изменениях в природе весной.

    «Ворона». Цель: закреплять знание дней недели, весенних месяцев. Уточнить представление у детей о птицах родного края. Развивать речь детей, слуховое восприятие. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

    среда

    «Сосульки». Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, различными ее состояниями, способствовать развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.

    «Почему злится зима?». Цель: учить детей находить в окружающей природе изменения, происходящие весной, развивать наблюдательность, обогащать словарный запас.

    «Кто есть кто?». Цель: предложить детям понаблюдать за прохожими, порассуждать о том, кем доводятся друг другу люди, идущие вместе. Углублять представления о семье, о социальных ролях, выполняемых людьми, обогащать социальный опыт детей.

    «Дыхание весны». Цель: обобщить и систематизировать представление о весне по основным существенным признакам. Учить использовать полученные знания в играх, в рисовании. Поддерживать интерес к явлениям живой природы.

    четверг

    «Птицы на участке детского сада». Цель: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу, развивать наблюдательность, память, воспитывать эмоционально – положительное отношение к птицам.

    Наблюдение – опыт «Направление ветра». Цель: предложить детям определить направление ветра и силу различными способами, предложить рассказать о ходе и результатах наблюдения.

    «Домик для друга». Цель: развивать интерес и любовь к природе. Формировать реалистическое представление о птицах, о скворце. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении ее к среде обитания.

    «Одежда прохожих», Цель: обратить внимание детей на то, как изменилась одежда, обувь, головные уборы людей. Рассказать о правилах подбора одежды весной, напомнить о важности умения одеваться по погоде.

    пятница

    «Рябина». Цель: закрепить знания о рябине, отметить, какие изменения произошли с ней ранней весной.

    «Целевая прогулка по территории детского сада». Цель: обсудить с детьми, какие признаки зимы и приметы весны можно увидеть на участке, развивать внимание, наблюдательность.

    «Березка». Цель: прививать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Расширять кругозор. Развивать память, внимание, речь. Дать детям понятие о роли березы в жизни человека.

    «Приметы весны». Цель: обратить внимание детей на появление первой травы, стрелки первоцветов, на появившиеся почки некоторых деревьев. Активизировать и обогащать словарный запас детей.

    Апрель

    Растительный мир

    Рассмотреть кустарники, понюхать ветки черной смородины. Подвести к выводу, что кустарники различаются не только по внешнему виду, но и по запаху. Наблюдать появление первых цветов - медуницы, мать-и-мачехи.

    Закреплять знания об условиях, необходимых для роста растений.

    Рассматривание иллюстраций,

    картин.

    Беседа «Первые цветы».

    Чтение: В. Бианки «Синичкин

    календарь. Апрель», Л. Гулыга «Весна», И. Соколов-Микитов «Цветы леса».

    Продуктивная деятельность «Цветы весны».

    Животный мир

    Наблюдать за грачами: оживленны, ремонтируют и строят гнезда. Уточнить знания о перелетных птицах.

    Наблюдать за появлением муравьев.

    Уточнить представления о животных Севера.

    Чтение: Н. Сладкое «Лисята», Э. Шим «Дятел, зайцы и медведь».

    Неживая природа

    Наблюдать за облаками, определять скорость их движения (быстро, медленно), учить видеть зависимость движения от силы ветра. Подвести к обобщению: снег тает на освещенных солнцем местах.

    Наблюдать за движением ручейков, предложить найти способ отвести воду с участка. Наблюдать движение солнца в разное время дня через цветное стекло. Учить видеть зависимость температуры и высоты подъема солнца. Наблюдать у водоема исчезновение льда, учить видеть причинно-следственные связи.

    Рассматривание иллюстраций. Чтение: русская народная сказка «Снегурочка», украинская народная песенка «Веснянка», Я. Аким «Апрель», А. Барто «Река разлилась», В. Берестов «Картинки  , в лужах», Г. Скребицкий «На лесной полянке. Весна», Т. Тарабарина «Март, Апрель. Май», Ф. Тютчев «Весенние воды». Продуктивная деятельность «Вот уж снег последний тает...».

    Труд людей в природе

    Закреплять знания о том, что в сельской местности продолжается подготовка к весеннему севу злаков, проверяют семена на всхожесть, сеют ранние овощи: редис, зеленные культуры, приводят в порядок технику.

    Уточнить названия сельскохозяйственных машин: трактор, борона, сеялка.

    Рассказ воспитателя «Подготовка к полевым работам». Чтение: А. Букалова «Как машины хлеб берегут».

    Наблюдения

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    понедельник

    «Весна». Цель: предложить детям осмотреть участок, выявить признаки весны, рассказать о ходе и результатах наблюдения.

    «Трясогузка». Цель: знакомить с трясогузкой, ее внешним видом, средой обитания.

    «Цвет неба». Цель: предложить детям определить цвет неба, объяснить, почему он именно такой. Помочь детям сделать вывод о взаимосвязи цвета неба и погоды. Обсудить с детьми народные весенние приметы.

    «Сезонные изменения». Цель: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы, учить выделять изменения в жизни растений и животных весной.

    вторник

    «Первоцветы». Цель: формировать реалистические представления об окружающей природе. Расширять представления и знания о первоцветах. Развивать речь, внимание, память.

    «Солнце». Цель: помочь обнаружить связи между теми или иными признаками погоды, сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.

    «Природа в апреле». Цель: учить детей по результатам наблюдения рассказывать об изменениях, происходящих в природе в апреле.

    «Растения весной». Цель: уточнить и систематизировать представления детей о признаках весны, учить устанавливать связь между состоянием растений и другими весенними изменениями в природе. Развивать наблюдательность, поддерживать познавательный интерес.

    среда

    «Верба». Цель: систематизировать представления о временах года по основным, существенным признакам. Продолжать знакомство с деревьями, кустарниками родного края. Развивать наблюдательность.

    «Погода в апреле». Цель: формировать представления о том, что изменения в природе весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

    «Птицы». Цель: напомнить детям правила наблюдения за птицами, учить различать птиц, правильно называть их. Активизировать в речи понятия, связанные с частями тела, цветом оперения, повадками птиц.

    «Деревья на участке». Цель: продолжать знакомить с кустарниками и деревьями нашей местности, их разновидностями, значением в природе и жизни человека.

    четверг

    «Проталины». Цель: учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе, формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.

    «Изменение температуры воздуха». Цель: предложить детям высказать предположение о том, как изменилась температура воздуха в апреле. Учить детей измерять температуру воздуха по термометру, формировать умение делать выводы.

    «Природа и народные приметы». Цель: познакомить детей с народными приметами, учить наблюдать, делать прогнозы относительно изменения погоды.

    «Апрельский ветер». Цель: организовать наблюдение, помочь детям увидеть связь между характеристиками ветра и различными природными явлениями. Обогатить словарный запас, активизировать речь.

    пятница

    «Ветер». Цель: закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях, дать понятие о ветре, его свойствах, определить направление ветра.

    «Дождь». Цель: предложить детям рассказать о своих наблюдениях, активизировать в речи названия явлений природы. Обсудить, для чего нужен дождь растениям, подводить к пониманию взаимосвязей между явлениями природы.

    «Одежда детей веной». Цель: обратить внимание детей на то, во что обеты сверстники, учить подбирать подходящие словосочетания, воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

    «Почки на деревьях». Цель: наблюдать за почками, учить видеть изменения. Активизировать познавательный интерес, словарный запас.

    Май

    Растительный мир

    Обратить внимание на последовательность появления листьев на деревьях: вначале зеленеет черемуха, затем береза, тополь, липа. Рассмотреть всходы редиса, укропа, лука, найти сходства и различия, учить различать всходы. Наблюдать за ростом одуванчиков, сравнить с первоцветами. Отметить изменение внешнего вида цветка в солнечную и пасмурную погоду, определить роль солнца. Отметить, что под большими соснами растут маленькие, вспомнить внешний вид семян сосны и ели.

    Рассмотреть в цветнике тюльпаны, нарциссы, сравнить их форму, окраску, уточнить, что общее у этих растений - луковица, в которой сохраняются питательные вещества, и за счет них перезимовавшие растения быстро растут весной. Обратить внимание, что береза одновременно цветет и распускает листья. Рассмотреть цветы длинные и короткие сережки. Рассмотреть рассаду помидоров.

    Рассматривание иллюстраций,

    картин.

    Беседы: «Что растет на огороде», «Одуванчик - чудо-солнышко».

    Чтение: С. Есенин «Черемуха», Н. Некрасов «Зеленый шум», И. Соколов-Микитов «Ландыши», «Черемуха», А. Плещеев «Мой садик».

    Продуктивная деятельность:

    «Тюльпаны и нарциссы»,

    «Одуванчики на лугу», «Яблони в цвету».

    Закреплять знание об основных стадиях роста и развития растения (семя, росток, стебель с листьями). Показать зависимость роста растений от обилия влаги, тепла, света, ухода человека. Рассмотреть цветущие плодовые деревья; рассказать о том, что на месте цветов появятся плоды. Учить различать деревья в саду. Рассмотреть лесной ландыш, лесную землянику -цветок, листья, закреплять умение распознавать растения по внешнему виду. Уточнить представления о животных морей и океанов.

    Животный мир

    Понаблюдать пробуждение жизни у водоема: появились лягушки, по воде скользят водомерки. Отметить появление насекомых, понаблюдать за жуками, муравьями, бабочками, пчелами, закреплять особенности их внешнего вида,  ' сходства и различия. Наблюдать за ласточками. Рассказать о пользе жаб и лягушек (поедают вредителей сельскохозяйственных культур). Закреплять знания о домашних водоплавающих птицах, уточнить особенности их внешнего вида, сходства и различия приспособления к плаванию, сравнить с дикими птицами.

    Рассматривание иллюстраций. Беседа «Домашние и дикие водоплавающие птицы». Рассказ воспитателя. Чтение: В. Бианки «Синичкин календарь. Май», «Лесной оркестр»; Ю. Коринец «Я и кролики», «Лапки». Продуктивная деятельность «Утки и гуси на пруду».

    Неживая природа

    Уточнить, как нагреваются деревянные и металлические поверхности, почва в разное время суток, закреплять умение делать выводы. Наблюдать за дождем, уточнить, что его направление зависит от ветра. Наблюдать приближение грозы, закреплять представления о весенних' и летних явлениях природы. Наблюдать природу после дождя.

    Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Люблю грозу в начале мая», «Погода весной». Чтение: Е. Благинина «Чудо», В. Лунин «Весна», Б. Чалый «Весна», Э. Шим «Весна». Продуктивная деятельность «Сад после дождя».

    Труд людей в природе

    Рассказать о сельскохозяйственном труде: пашут землю, сеют хлеб, сажают овощи. Уточнить виды сельскохозяйственных работ в весеннее время.

    Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Чтение: А. Барто «Веревочка», Е. Пермяк «Смородинка».

    Наблюдения

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    понедельник

    «Погода в мае». Цель: формировать представления о том, что изменения в природе весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

    «Тюльпаны». Цель: познакомить детей с цветком, предложить описать его. Рассказать о том, как и для чего выращивают декоративные растения. Воспитывать бережное отношение к растениям.

    «Насекомые». Цель: предложить детям осмотреться на участке группы, обратить внимание на появление первых насекомых, обсудить, почему мы не видели их раньше, где они зимовали. Активизировать речь, поддерживать познавательный интерес.

    «Деревья». Цель: обратить внимание детей на внешний вид деревьев, отличительные особенности, характерные для каждого вида. Формировать умение сопоставлять, сравнивать, подбирать точные характеристики дерева.

    вторник

    «Облака». Цель: побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений, закреплять знания детей о неживой природе.

    «Одуванчики». Цель: развивать познавательную активность, в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах сбора, применения.

    «Разные виды транспорта». Цель: закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина, человек, вращая педали, передвигается.

    «Растения в цветнике». Цель: предложить детям найти знакомые цветы. Учить устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями.

    среда

    «Воробьи». Цель: предложить детям рассмотреть воробья, составить краткий рассказ – описание, активизировать в речи понятия, связанные со строением и жизнедеятельностью птиц.

    «Весенний дождь». Цель: организовать наблюдение за тем, как изменяется погода после или во время дождя, рассказать, как блестит на солнце травка, капли на цветах, листьях, активизировать речь.

    «Цветник». Цель: продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов, закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их.

    «За небом и облаками»

    Цель: Закрепить представления о весне. Обратить внимание на изменения, произошедшие на небе. Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек.

    четверг

    «Весеннее небо»

    Цель: показать особенности весеннего неба, учить детей сопоставлять осеннее небо и весеннее небо. Весной небо часто бывает голубым, безоблачным. Иногда по небу плывут белые облака. Облака быстро меняют форму. Темные тучи на небе – к дождю. После дождя на небе появляется радуга. Осенью солнышко светит, но не греет. Небо осенью темное, тяжелое, тучи идут низко, а весной преобладает ясная безоблачная погода.

    «Почки на деревьях»

    Цель: Повторить названия деревьев. Обсудить строение деревьев (ствол, ветки, листья). Рассмотреть почки на ветках: у тополя они длинные, клейкие, душистые, а у березы – круглые, мелкие. После зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовы лопнуть.

    «Дождь»

    Цель: Показать, что весенний дождь может быть разным. Учить детей использовать в активной речи слова прилагательные, характеризующие дождь. Идет теплый дождь, а бывает дождь холодный. Сегодня дождь какой? Во время дождя можно услышать первый гром и увидеть первую грозу. Пошел дождь, люди раскрыли зонты, спрятались от дождя. Капли дождя бывают крупные и мелкие. Когда говорят: «дождь моросит», а когда «дождь льет, как из ведра».

    «Тень».

    Цель: В солнечную погоду иногда по небу плывут большие облака. Обратить внимание детей: когда облако закрывает солнце, мы все на земле оказываемся в тени.

    пятница

    «Почва».

    Цель:

    Продолжать наблюдение за почвой. Вспомнить загадки, пословицы, которые отражают связь растений и плодородие почвы.

    «Изменениями погоды». Цель: Продолжать обогащать и закреплять «погодный» словарь. Учить детей точно описывать погоду, активнее использовать в своей речи эпитеты, образные выражения. 

    «Кормушка».

    Цель: обсудить с детьми, какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравиться? Что едят воробьи, синицы, вороны? Какого цвета перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Что помогает птицам летать? А можем ли мы летать? Почему?

    «Первые листья на деревьях»

    Цель: Повторить названия деревьев. Обсудить строение деревьев (ствол, ветки, листья). После зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовы лопнуть.

    Июнь

    Растительный мир

    Рассмотреть анютины глазки, закреплять

    особенности их внешнего вида, строение.

    Рассмотреть созревающие ягоды земляники, отметить, где больше спелых ягод: в тени или на солнцепеке. Закреплять зависимость роста и созревания от степени освещенности и тепла.

    Познакомить с растениями водоема: стрелолист, ряска, кувшинка, закреплять знание их внешнего вида, отличительных признаков.

    Отмечать изменения на огородных грядках, обратить внимание на появление цветов на растениях, найти вместо отцветших цветков маленькие плоды. Формировать представление о разных стадиях развития растений.

    Наблюдать за ростом высаженной рассады астры, сравнить рост астры, посаженной рассадой и семенами.

    Познакомить с растениями луга, закреплять умение различать их по листьям, цветам (ромашка, колокольчик, тысячелистник и др.).

    Провести сравнительное наблюдение бархатцев и космеи, отметить характерные признаки каждого растения.

    Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Вот и лето пришло», «Что растет на огороде и в цветнике». Рассказ воспитателя. Чтение: Е. Благинина «Одуванчик», В. Татаринов «Какого цвета лето?». Дидактические игры: «Собери части растения», «Угадай цветок», «Цветочное домино». Продуктивная деятельность «Наши клумбы».

    Животный мир

    Наблюдать за жуками (божья коровка, жужелица), рассказать о пользе, приносимой ими. Сравнить жуков по способу передвижения.

    Наблюдать за пчелами на цветах, рассказать об их пользе.

    Наблюдать за муравьями, закреплять

    представление об их способе передвижения.

    Наблюдать за ласточками.

    Познакомить с кукушкой, закреплять умение узнавать птиц по голосу.

    Наблюдать за кузнечиками, стрекозами, дать представление об их внешнем виде, способах передвижения и маскировки.

    Рассматривание иллюстраций.

    Рассказ воспитателя о способах приспособления насекомых (защитная окраска).

    Беседа «Разные насекомые».

    Чтение: потешка «Божья коровка...», И. Соколов-Микитов «Кузнечик», «Пауки», «Рой».

    Слушание аудиозаписи «Голоса леса».

    Дидактические игры на закрепление знаний о птицах, насекомых. Продуктивная деятельность «Разные бабочки».

    Неживая природа

    Наблюдать дождь в грозу, обратить внимание на упругие струи дождя. Уточнить представления о явлениях природы: гроза, гром, дождь, радуга.

    Беседа «Весенние явления

    природы».

    Чтение: 3. Александрова «Салют весне», В. Инбер «Что такое весна», И. Соколов-Микитов «Дождь», «Радуга».

    Продуктивная деятельность

    «Радуга-дуга».

    Труд людей в природе

    Рассказать о сельскохозяйственных работах: уход за появившимися всходами ячменя, пшеницы, овса, ржи.

    Дать представление о культурных злаках. Закреплять представление о труде на огороде: прореживание, прополка, борьба с вредителями.

    Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя.

    Июль

    Растительный мир

    Закреплять знания о лесных ягодах. Рассмотреть растения цветника в разное время дня, отметить зависимость их внешнего вида от температуры воздуха. Показать, что после полива поникшие растения оживают. Закреплять знания о роли воды в жизни растений. Закреплять знания о луговых растениях. Рассмотреть завязи огурцов и помидоров, закреплять знания о стадиях развития растений. Закреплять названия знакомых деревьев, умение распознавать их по коре, листьям, расположению веток.

    Закреплять названия грибов, учить различать съедобные и ядовитые.

    Показать ядовитые растения, закреплять понятие о несъедобных ягодах. Закреплять названия растений цветника.  Рассмотреть подорожник; предложить подумать, почему он так называется; рассказать о его лечебных свойствах.

    Рассматривание иллюстраций, репродукций картин. Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. Беседа «Июль - румянец года». Чтение: И. Бунин «В лесу», И. Соколов-Микитов «Земляника», «Лесная малина», загадки. Дидактические игры на закрепление знаний о садовых и луговых растениях, грибах. Продуктивная деятельность: «Пестрый луг», «Грибы на полянке и в лукошке».

    Животный мир

    Наблюдать насекомых и птиц перед грозой от влаги крылья у насекомых становятся тяжелыми, поэтому перед грозой птицы ловят их в воздухе.

    Рассмотреть лягушку, отметить строение ее ноги способ передвижения. Формировать представление о способах приспособления к окружающей среде.

    Закреплять знания о домашних птицах, сравнить гуся и утку, найти сходства и различия.

    Рассматривание иллюстраций. Беседа «Кто живет у нас в болоте». Чтение: М. Пришвин «Жаркий час». Подвижная игра «Лягушки и цапля».

    Неживая природа

    Уточнить: июль - середина лета. В июле самая высокая температура воздуха. В полдень обратить внимание, что солнце находится над головой и от столба почти нет тени. Солнце греет очень сильно. Вспомнить путь солнца зимой. Определять и называть состояние погоды утром, в полдень и вечером. Наблюдать тень от столба в разное время светового дня, закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи. Потрогать камни и металлические предметы в разное время дня, уточнить, что разные предметы нагреваются по-разному.

    Потрогать воду в бассейне, тазике в разное время дня, подвести к выводу, что температура воды зависит от температуры воздуха.Наблюдать приближение грозы: темнеет небо, сверкает молния, грохочет гром. Наблюдать радугу, закреплять расположение и количество ее цветов.

    Беседа «Жаркий июль».

    Чтение: 3. Александрова «Грибной дождь», А. Босев «Дождь», Г. Галина

    «Дождик», А. Майков «Летний дождь».

    Труд людей в природе

    Уточнить представления о жизни домашних животных в летнее время: коровы, овцы и лошади пасутся на выгоне; коров и овец пригоняют на ночь в стойло, а лошади остаются пастись на лугу.

    Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Чтение: В. Левин «Глупая лошадь», С. Черный «Жеребенок».

    Август

    Растительный мир

    Закреплять знания о злаковых культурах, луговых и садовых растениях.

    Закреплять названия кустарников на участке, их строение.

    Рассмотреть семена помидора, закреплять

    представление об основных стадиях развития растения.

    Сравнить лиственные и хвойные деревья, найти общее и различия.

    Закреплять умение обобщать виды деревьев.

    Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Как выращивают овощи», «Какие бывают деревья». Чтение: Л. Воронкова «Солнечный денек», «Медок и Холодок», Е. Серова «Фиалка», «Незабудка», «Колокольчик». Дидактические игры: «Листья и иголки», «Угадай по описанию».

    Животный мир

    Закреплять знания о насекомых; бабочки, жуки, муравьи, пчелы, кузнечики - внешний вид, способ передвижения, защитные механизмы (окраска, жало, передвижение и т.д.). Отметить, что птицы собираются в стаи, готовятся к отлету. Уточнить, почему они улетают на юг.

    Рассматривание иллюстраций. Беседа «Что мы знаем о насекомых».

    Неживая природа

    Предложить потрогать разные поверхности (дерево, камень, металл) в разное время дня, сравнить с июльскими наблюдениями.

    Беседа «Погода лётом».

    Труд людей, в природе

    Дать знания об уборке злаковых растений, роли машин и механизмов.

    Рассказать о сенокосе, уточнить, что люди заготавливают корм для животных на зиму.

    Рассказать о начале сбора плодов в садах, уборке овощей на полях.

    Закреплять понятие о том, что идет заготовка овощей и фруктов на зиму.

    Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Чтение: Н. Верещагин «Золотой каравай», М.Ляшенко, А. Мусатов «Вот какой каравай».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование аппликации в старшей группе детского сада.

    Перспективное планирование аппликации в соответствии с лексическими темами....

    картотека прогулок в старшей группе детского сада

    наблюдения на участке и целевые прогулки в подготовительной группе...

    Картотека прогулок в старшей группе детского сада

    Картотека прогулок  по материалам И. В. Кравченко...

    Картотека прогулок в старшей группе детского сада лето

    Картотека прогулок в старшей группе. Летний период в соответствии с ФГОС...

    Перспективное планирование прогулок в старшей группе детского сада

    Перспективное планирование прогулок  в старшей группе детсого сада , разработанное с учетом климатических условий Сибири на основе примерной образовательной программы дошкольного образования &quo...