Программа управленческих действий по развитию условий здоровьесбережения и физического развития детей.
методическая разработка по теме

Шендель Наталия Викторовна

Программа предназначена для завучей оздоровительных детских  садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа управленческих действий

на   2012-15 учебные годы

по развитию условий здоровьесбережения и физического развития детей

г. Каменск-Уральский 2012г

Если нельзя вырастить ребенка,
чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживать у него 
высокий уровень здоровья вполне возможно.
Н.М. Амосов, академик

Содержание:

1.Паспорт программы

2. Аналитическое и прогностическое обоснование Программы

 3.Социально-педагогический портрет учреждения

4.Материально-техническая база

5. Этапы  реализации программы

6.Ожидаемы  результаты

7.Мониторинг результативности реализации программы

8.Приложения:

- анализ заболеваемости воспитанников                                                 (приложение 1)

-анализ  движение по группам здоровья                                                  (приложение 2)

-анализ  наличия хронических заболеваний                                            (приложение 3)

-анализ  наполняемости групп                                                                   (приложение 4)

-анализ пропусков 1 ребенком по болезни                                                (приложение 5)       

-анализ уровня физической подготовленности детей                              (приложение 6)

-анализ  здоровьесберегающих условий                                                   (приложение 7)

-анализ предметно-развивающей среды групп и д/с                                (приложение 8) 

-анализ применяемых здоровьесберегающих технологий                      (приложение 9)

- динамика профессиональной активности личности в коллективе      (приложение 10)

-система оздоровления и закаливания детей в д/с                                   (приложение 11)

-модель двигательного режима                                                                  (приложение 11)

- диагностический инструментарий оценивания ОО «Физическая культура», «Здоровье»                                                                                                    (приложение 12)

                                          

1.Паспорт программы

Наименование  программы

Программа управленческих действий по развитию условий здоровьесбережения и физического развития детей

Разработчики

Заместитель заведующего по ВМР Шендель Наталия Викторовна

Нормативно-

правовое обеспечение

Закон РФ  «Об образовании»

- «Типовое положение о ДОУ»

-Конвенция о правах ребенка

-Концепция дошкольного воспитания

-ФГТ

- Устав ДОУ

Цель программы

Совершенствование условий охраны жизни и здоровья детей

Задачи программы

     1.Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие воспитанников через:

-развитие физических качеств

-накопление и обогащение двигательного опыта детей

-формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

    2.Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через:

-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

-воспитание КГН

-формирование первичных представлений и здоровом образе жизни

     3.Повышение  уровня профессиональной компетентности педагогов  в вопросах физического развития и оздоровления детей через:

-внедрение новых здоровьесберегающих технологий

-обогащение предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие двигательной активности детей в разных видах деятельности

-создание условий профессионально-творческого роста

   4.Повышение уровня компетенции семьи в вопросах физического развития и здоровьесбережения семей через:

-организацию турпоходов и спортивных мероприятий

-организацию обучения родителей в различных видах деятельности

   5.Развитие форм сотрудничества с социальными институтами микрорайона по пропаганде здорового образа жизни

Сроки реализации программы:               

2012-2015 учебные годы

Исполнители

Участники

Педагогический коллектив, родители

Средняя общеобразовательная школа № 21

Детские сады № 8,15,52,91

Планируемый результат

1.Сохранение и укрепление здоровья детей

2.Снижение уровня заболеваемости воспитанников

3.Повышение уровня развитие физических качеств

4.Обновление содержания и технологий воспитательно-образовательной работы с детьми

5.Развитие программно-методических, кадровых, материально-технических условий охраны жизни и здоровья детей

2. Аналитическое и прогностическое обоснование

Анализ внешней ситуации и социального заказа

Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребёнка, способной жить в обществе в соответствии с его нормами и правилами общежития, осознавая свое «Я» и обладая способами познания окружающего мира.       

 Однако кроме переориентации образования, просматриваются и другие особенности, вызванные изменениями современного общества.

Тенденция снижения жизненного уровня, нарушения экологического равновесия порождают условия, при которых на фоне повышения выживаемости здоровье детей значительно ухудшается. По данным МО РФ, 85% воспитанников детских садов и учащихся начальных классов нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Уровень смертности в стране остается на достаточно высоком уровне, что объясняется не только ухудшением экологической ситуации, но и несформированностью у людей потребности в  здоровом образе жизни  и повышения физических резервов своего организма. 

Таким образом, для решения проблем сохранения и укрепления здоровья и обеспечения нормального развития детей, повышения уровня их физической подготовленности и валеологической компетентности, необходимы конкретные меры внедрения средств физической культуры уже в дошкольном возрасте.

3.Социально-педагогический портрет учреждения:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 72 комбинированного вида» ориентировано на создание условий для полноценного развития личности воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, требованиями современного общества.

Детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами. Преобладающее большинство педагогов имеют 1 КК, стаж работы более 15 лет. Все педагоги прошли курсы повышения квалификации. Все это позволяет качественно организовывать воспитательно-образовательный процесс и осваивать новые образовательные технологии. 

Таким образом, квалификация педагогических кадров учреждения позволяет решать образовательные задачи на уровне требований современного общества. Педагогами ДОУ ведется  активная работа  по привлечению родителей к участию в  деятельности дошкольного учреждения.

Кроме того, педагогами ведется систематическая работа по пропаганде здорового образа жизни среди родителей: проводятся  консультации, родители привлекаются к участию в спортивных мероприятиях детского сада..

            Педагоги  детского сада является постоянными участниками различных конкурсов проводимых как внутри ДОУ, так и Управлением образования. Наиболее активные педагоги активно осваивают возможности интернета и принимают участие в различных конкурсах, некоторые публикуют свои работы на педагогических сайтах.

4.Материально-техническая база

Детский сад был построен  в 1964 году по типовому проекту. Периодически в ДОУ проводится косметический ремонт помещений, систем коммуникаций, что  позволяет поддерживать системы жизнеобеспечения МДОУ в режиме функционирования.  Готовится открытие 5 группы.   

Состояние макросреды

 В детском саду имеется  музыкально- спортивный зал, для проведения утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных досугов, праздников и профилактической работы;  физкультурная площадка - для  занятий по физкультуре на воздухе, бассейн для обучения детей плаванию, групповые площадки, групповые комнаты, медицинский кабинет.

Состояние микросреды

 Предметно-развивающая среда построена с учетом принципа половых и возрастных различий детей и обеспечивает возможность всестороннего развития детей в различных видах деятельности.

   В группах созданы зоны основных видов детской деятельности: физического развития, изобразительной деятельности, конструирования, сюжетно-ролевой игры, театра и музыки,  экспериментальной деятельности, настольно-дидактических игр, книжный уголок. Зоны носят интегрированный характер, что позволяет варьировать их наполняемость и учитывать комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

В  группах большое значение уделяется организации и наполнению двигательного пространства. В каждой группе имеются пособия для развития общей и мелкой моторики, физических качеств, а также формированию и развитию валеологических знаний. 

Таким образом, микросреда групп соответствует ФГТ, однако требует регулярного обновления и пополнения.

 Программное обеспечение образовательного процесса в части охраны и укрепления здоровья, развития физических качеств дошкольников:

Программы

2012-13 у.г.

2013-14 у.г.

2014-15 у.г.

составительская программа «Здоровье» (приоритет)

Ст.гр.

Составительская программа «Детский сад- дом здоровья» (апробация) приоритет

Под.гр.

Элементы программы Е.Ю.Александровой «Остров здоровья»

2 мл, ср, ст, подг. группы

1 мл, 2 мл, ср, ст, подг. группы

Анализ деятельности детского сада выявил основные преимущества собственной деятельности:

  1. реализуется принцип развивающего обучения, целью которого является всестороннее развитие личности ребенка
  2.  соблюдение требований СанПин в части организации образовательного процесса и развивающей среды
  3. ежегодно педагогический  коллектив решает задачи сохранения здоровья и физического  

развития детей  

  1. накоплен опыт работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, развитию их физических качеств

              

    

     В ходе анализа был выявлен ряд проблем, требующих дальнейшей работы:

1 .средний уровень оснащения образовательного процесса современными технологиями здоровьесбережения

2.  отсутствие педагога-психолога

3.отсутствие  системности и целостности внедряемых технологий, слаженности  в действиях педагогического коллектива при внедрении инноваций

4.  недостаточность материально-технического оснащения образовательного процесса 

5.прекращение работы группы  закаливания «Босоножки» в виду увольнения специалиста

                  Все вышесказанное указывает на необходимость выхода детского сада на более высокий уровень работы физкультурно-оздоровительной направленности, усовершенствование развивающей среды и пополнения материально-технической базы, систематизацию имеющегося опыта и представление его на обсуждение педагогического сообщества города.

            Анализируя уровень заболеваемости воспитанников, движение по группам здоровья, наличие хронических заболеваний, наполняемость групп, пропуски 1 ребенком по болезни, уровень физической подготовленности детей, характеристику семей, материально-техническую базу д/с  выделены основные направления:

Работа с детьми:

1) формирование потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни через пополнение уголков здоровья, организацию зон психологической разгрузки (центр отдыха), проведение НОД с использованием современных ТСО и пр.

2) развитие физических качеств, двигательных умений и навыков через оснащение двигательной среды участков, пополнение уголков физического развития современным оборудованием; введением в расписание НОД дополнительного занятия по обучению плаванию в старшей и подготовительных группах, направленного на закрепление техник плавания (кроль на спине и груди, брасс)

3) развитие компенсаторских функций;  повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней  и внутренней среды через внедрение современных здоровьесберегающих технологий (аромотерапия в период обострения сезонных вирусных заболеваний; растирание тела после сна жесткой рукавицей; внедрение гимнастики для глаз и пр.)

 Работа с педагогами:

1)развитие творческого потенциала педагогов через внедрение проектного метода, организацию смотров-конкурсов, проведение различных методических мероприятий с использованием нетрадиционных фор и пр.

2)повышение профессиональной компетентности педагогов через направление на курсы повышения квалификации, разработку программы развития кадрового потенциала ДОУ, аттестацию педагогических кадров, проведение методических мероприятий и стажерских площадок на базе ДОУ и пр.

Работа  с родителями

 1)пропаганда здорового образа жизни через участие  в спортивных мероприятиях (турпоход к скале Мамонт,  Кросс наций, Веселые старты, День Нептуна  и пр.)

2) информирование о работе д/с через организацию родительских конференций, собраний в рамках реализации данной программы

Взаимодействие с социумом 

1)участие в мероприятиях микрорайона (осенний кросс на базе школы № 21, веселые старты совместно с первоклассниками школы № 21, Зарница, Малые Олимпийские игры и пр.)

       Содержание  Программы развития здоровьесберегающих условий и развития физических качеств воспитанников ДОУ предполагается реализовать в 3 этапа:

1 этап- информационно-аналитический

2 этап- внедренческий

3 этап- контрольно- регулировочный

5. Этапы  реализации программы

Этапы

Содержание

Ответственные

Информационно-

аналитический

(2012-13 учебный год)

Организационно-содержательная деятельность:

- анализ заболеваемости воспитанников           (приложение 1)

-анализ  движение по группам здоровья            (приложение 2)

-анализ  наличия хронических заболеваний       (приложение 3)

-анализ  наполняемости групп                              (приложение 4)

-анализ пропусков 1 ребенком по болезни          (приложение 5)       

-анализ уровня физической подготовленности детей    (прил. 6)

-анализ здоровьесберегающих условий                (приложение 7)

-анализ предметно-развивающей среды групп и д/с     (прил. 8) 

-анализ применяемых здоровьесберегающих технологий  (прил. 9)

Программно-методическое обеспечение:

-разработка программы «Детский сад- дом здоровья»

-разработка диагностического инструментария оценки результативности программы

- разработка  диагностического инструментария оценивания ОО «Физическая культура», «Здоровье»

-Изучение новых методик  и технологий развития детей

Работа с кадрами:

-Подбор  новых  более эффективных форм для работы с педагогами 

Завуч

Заведующий  

Ожидаемые результаты

Разработка долгосрочной программы «Детский сад- дом здоровья»

Внедренческий

(2013-14 учебный год)

Организационно-содержательная деятельность:

-Реализация новых программ и технологий:

   *тропа здоровья

   *гимнастика для глаз

   *элементы танцевально-игровой гимнастика (элементы программы Са-фи-дансе)

  *составительская Программа сюжетно-ролевых музыкально-ритмических физкультурных занятий для младших дошкольников «Сказочный театр физической культуры»

- Апробация программы «Детский сад- дом здоровья»

-пополнение предметно-развивающей среды групп и ДОУ

Программно-методическое обеспечение:

-Разработка критериев эффективности программы развития здоровьесберегающих условий, оценивание эффективности программы

Работа с кадрами:

-Повышение квалификации педагогов (разработка программы развития кадрового потенциала ДОУ)

-Вовлечение педагогов,  родителей и различных социальных

институтов в единую творческую деятельность

Завуч

Заведующий  

Ожидаемые результаты

- Апробация программы развития здоровьесберегающих условий. Методические рекомендации по корректировке инновационной модели. Новая модель приобщения  к здоровому образу жизни. Перспективное планирование работы с семьей и социальными институтами. Диагностический инструментарий оценки результативности.  Повышение квалификации педагогов по направлению физического развития детей дошкольного возраста.

Контрольно-регулировочный

(2014-15 учебный год)

Организационно-содержательная деятельность:

-Самоанализ инновационной деятельности.

-Исследование эффективности   инновационной деятельности  на основе разработанных критериев.

-Обмен инновационным опытом.                                             

-Обобщение и документально-технологическое оформление инновационной деятельности.

-Трансляция результатов реализации программы «Детский сад- дом здоровья»

Завуч

Заведующий  

Ожидаемые результаты                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

-Пакет описаний форм, методов, видов, оценки эффективности инновационной поддержки педагогических работников, методических рекомендаций по совершенствованию взаимодействия и координации деятельности  методической службы.

-Пакет описаний форм, методов, методических рекомендаций по улучшению физического развития детей дошкольного возраста, конспекты эффективных форм работы с педагогами: круглый стол, семинары, аукцион, КВН, викторины, материалы проведения мониторинга.

-Представление опыта работы педагогическому сообществу города (педагогические чтения)

 

6.Ожидаемы  результаты реализации программы:

У детей:

- Сформированность навыков здорового образа жизни,  повышение сопротивляемости организма инфекциям

- Сформированность гигиенической культуры

- Улучшение соматических показателей здоровья

-Улучшение показателей физической подготовленности

У родителей:

-Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья

-Активное участие родителей в жизнедеятельности МДОУ

- создание положительного имиджа  Детского сада

У педагогов:

1.Повышение профессионального уровня

2.Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми

3.Сформированность системы работы  по приобщению детей к здоровому образу жизни

7.Мониторинг результативности реализации программы

Задача

Организационно-содержательная деятельность

Планируемый результат

сроки

Выявить степень эффективности реализации программы

   Выявить функциональность программы развития здоровьесберегающих условий и физических качеств детей:

-системность и целостность программы

-действенность разработанной программы

-динамика достижений:

дети

а)движение по группам здоровья, динамика заболеваемости, наполняемости групп и пр.

б)динамика сформированности физических качеств

педагоги

а)динамика уровня профессиональной компетентности в вопросах здоровьесбережения и развития физических качеств воспитанников

б) мониторинг освоения новых здоровьесберегающих технологий

в) динамика развития предметно-развивающей среды групп, участков, зала

г) динамика профессиональной активности личности в коллективе      (прил. 10)

социум

а) реализация плана совместных мероприятий

1)совершенствование условий охраны жизни и здоровья детей

   2)снижение уровня заболеваемости воспитанников

   3)повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.

 

2014-15 уч.год

Май

Май

Май

Декабрь

Окт/май

Май

Дек/май

Май

Май

Май

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Условия эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения и физического развития дошкольников.

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах ...

Статья "Создание условий для физического развития и здоровьесбережения воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях"

Статья содержит рекомендации по созданию условий для физического развития и здоровьесбьережения в детском саду на примере дошкольных образовательных организаций Курортного района Санкт-Петербурга....

Презентация: Условия эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения и физического развития дошкольников.

В дошкольном учреждении задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была и остается приоритетной. Кроме того, в настоящее время в связи с катастрофическим ухудш...