Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания сотрудников.
материал по теме

Петракова Надежда Александровна

Профилактические меры по предотвращению синдрома профессионального выгорания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания сотрудников.

        Психологическое самочувствие коллектива оказывает непосредственное  влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Отрицательно окрашенные психологические состояния коллектива снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

        Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной  из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного коллектива.

        Профилактика синдрома профессионального выгорания должна быть комплексной и вестись в разных направлениях.

        Руководитель может помочь своему подчиненному в этом нелегком деле – борьбе с эмоциональным выгоранием. Например:

  • Предельно четко разъяснить каждому сотруднику его место в структуре, функции, права и должностные обязанности.
  • Отслеживать особенности отношений между сотрудниками и создавать благоприятный психологический климат в коллективе. Доброжелательные деловые отношения между коллегами предпочтительнее перед строгим соблюдением субординации.
  • Обговаривать с сотрудниками перспективы их профессионального роста с четким обозначением критериев продвижения. Таким образом, предотвращается одно из главных проявлений синдрома эмоционального выгорания – ощущение бессмысленности работы.
  • Выработать традиции во всем: деловой стиль одежды, еженедельные совещания с коллегами, совместный коллективный отдых и пр.
  • Структурировать работу и организовать рабочие места так, чтобы дело стало значимым  для исполнителя.
  • Обсудить с сотрудником возможность перехода в смежную профессиональную область, чтобы его прежние знания, умения и навыки нашли новое применение.
  • Создать в организации перспективы горизонтальной карьеры с учетом особенностей психологической совместимости.
  • Сделать акцент не на том, что сотрудник уже знает, умеет, освоил, а на том, что является для него направлением роста, чтобы профессия стала восприниматься как инструмент развития.
  • Оказывать помощь молодым специалистам в адаптации к своей деятельности.
  • Оптимизировать профессиональную нагрузку, изменить (при необходимости) графики работы, ввести дополнительные формы морального и материального поощрения сотрудников и др.
  • Особое значение имеет предоставление сотрудникам возможности вносить свои предложения в рабочий процесс и создание условий для их внедрения.
  • При этом для руководителя не менее важно заниматься самообразованием и самовоспитанием, профилактикой развития синдрома эмоционального выгорания у себя самого, выражающегося, например, в нетерпимости к мнению, которое отличается от собственного, грубости в общении с работниками, стремлении превышать свои полномочия и др. Стиль руководства коллективом должен  быть гибким и адекватным.

Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния. А помочь при этом могут следующие способы:

  • Постановка реальных целей, достижение определенных результатов, что повышает долгосрочную мотивацию. Нельзя «объять необъятное». Правильно расставленные приоритетны и реальные цели дают возможность человеку чувствовать свою успешность, что, в свою очередь, повышает его самооценку.
  • Наличие достаточных перерывов во время работы на отдых и еду.  Сверхурочная работа, а также работа дома после окончания рабочего дня, во время выходных и отпусков – это повышение степени риска развития синдрома эмоционального выгорания.
  • Овладение умениями и навыками саморегуляции. Доступные способы – это прогулки, тренажерный зал, общение с природой, искусством. Которые позволяют расслабиться и отвлечься.
  • Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с коллегами или представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого с успехом используются различные курсы повышения квалификации, конференции и др.
  • Исключение ненужной конкуренции.  Слишком настойчивое стремление к выигрыванию, лидерству обусловливает развитие тревоги, делает  человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, проявлению синдрома эмоционального выгорания.
  • Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, если есть поддержка близких людей, «чувство локтя» в коллективе, вероятность «выгорания» значительно снижается. Рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами, искали у них профессиональную поддержку. При этом, во-первых, снижается психоэмоциональное  напряжение, а во-вторых, общими усилиями они могут найти разумное решение возникшей проблемы  или трудной ситуации.
  • Поддержание хорошей физической формы. Доказана тесная связь между состоянием тела и разумом. Хронический стресс воздействует на человека. Очень важно поддерживать  хорошую физическую форму с помощью физических упражнений, сбалансированного регулярного питания и полноценного сна не менее 7-9  часов в сутки.

А также в целях противостояния выгоранию предложены рекомендации названные привычками, позволяющими заботиться о своем психосоматическом здоровье.

  • Привычки правильного питания, что подразумевают:

- регулярный прием сбалансированной, богатой витаминами пищи;

- включение в рацион фруктов и овощей, много грубой пищи, особенно цельного зерна и круп;

- ограничение жирной пищи, растительных масел и белков;

- очень много свежей чистой воды (не меньше 8 стаканов в день).

  • Много двигаться и физически тренироваться по 20-30 минут три раза в неделю. Регулярные физические упражнения способствуют выведению из организма химических веществ, образующихся в результате стресса, делают релаксацию более глубокой и улучшают сон. Любые физические упражнения или спорт, если нагрузки не очень велики, полезны для организма.
  • Иметь правильное дыхание. Если оно ровное и глубокое, диафрагмальное, то действует успокаивающим образом.
  • Освоение и ежедневное использование приемов релаксации, направленной на снижение физической, умственной и эмоциональной напряженности. При высокой стрессогенности рабочего дня рекомендуется не копить напряжение до вечера, а использовать техники релаксации несколько раз в день.
  • Жить интересно.  Культивировать хобби, развивать разносторонние предпочтения, не замыкаться только на работе, находить различные интересы в жизни.
  • Делать перерывы в работе и активно отдыхать.  Устраивать разгрузочные дни с переменой деятельности, экскурсиями, прогулками и поездками на природу, организовывать праздники для себя, своей семьи, близких людей или сотрудников.
  • Сказать «нет»  вредным привычкам.
  • Заботиться о положительном настрое на целый день. Развивать привычки позитивного самовнушения и мышления, формировать позитивные установки и пожелания.
  • «Выращивать сад» дома, на рабочем месте, на даче, во дворе. Общение с живой природой.
  • Общаться с домашним любимцем.
  • Находить время для заботы о себе, слушать музыку, смотреть любимые передачи, фильмы, читать книги.
  • Культивировать в себе ощущение покоя. Не позволять мрачным мыслям и плохому настроению разрушать душевное равновесие и благополучие. Использовать всевозможные техники для  саморегуляции  психического состояния.

Можно предложить ряд рекомендаций, соблюдая которые можно не только предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности:

- определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели;

- используйте «тайм-ауты», которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

- овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, определение целей);

- займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием;

- уходите от ненужной конкуренции;

- старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

- учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;

- проще относитесь к конфликтам на работе;

- не пытайтесь  быть лучшим всегда и во всем.

Итак, «синдром профессионального выгорания» - процесс, при котором ежедневное воздействие факторов стресса, связанных с оказанием помощи другому человеку, постепенно приводит к проблемам с собственным здоровьем психологического и физического характера. Он может затронуть не только отдельного сотрудника, но и организацию в целом. Профилактика эмоционального выгорания, основанная на рассмотренных принципах, должна способствовать улучшению социально-психологического климата и эмоционального состояния в трудовых коллективах, повышению удовлетворенности трудом у работников.

Опасность синдрома эмоционального выгорания заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать!  Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни и даже меняться состав крови. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, не дают желаемого результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого облегчения. Поэтому самое разумное – предотвратить появление данного синдрома, «задушить его на корню».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по профилактике эмоционального выгорания сотрудников ДОУ

Целенапрапленная психологическая помощь в профилактики эмоционального выгорания создает необходимые предпосылки для формирования культуры самопомощи и заботы о личном и профессиональном развитии у пед...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Буклет "Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания"

Буклет включает основные симптомы эмоционального выгорания, техники управления своим психоэмоциональным состоянием, рекомендации по профилактике эмоционального выгорания....

Рекомендации педагогам для профилактики эмоционального выгорания личности.

Эмоциональное выгорание педагога. Профилактика синдрома....

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

Рекомендации для педагогов с целью избежания эмоционального выгорания и поддержания позитивного настроя...

Рекомендации для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания у педагогов"

Синдром эмоционального выгорания – самая опасная психолого-профессиональная болезнь тех, кто работает долгое время с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, воспитателей, то...

Буклет "Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания"

Буклет "Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания"...