Система работы по профилактике эмоционального выгорания сотрудников ДОУ
статья

Забелина Ольга Александровна

Целенапрапленная психологическая помощь в профилактики эмоционального выгорания создает необходимые предпосылки для формирования культуры самопомощи и заботы о личном и профессиональном развитии у педагогов, а такжеи способствует восстановлению и поддержанию психологического здоровья в коллективе детского сада. В МБДОУ разработана система работы, включающая профилактическу и психокоррекционную деятельность непосредственно с состоянием эмоционального выгорания у педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_po_profilaktike_emotsionalnogo_vygoraniya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Педагогическая деятельность сопряжена с большим количеством различных воздействий в областях «педагог–ребенок», «педагог-родитель», «педагог-администрация». Для обеспечения и поддержания высокого уровня деятельности педагогического персонала в  образовательном учреждении возникает необходимость уделить особое внимание такому психологическому аспекту, как эмоциональное выгорание педагогов.

Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и представляет собой набор негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Это ответная реакция на продолжительные стрессы межличностных коммуникаций. Появление этого синдрома отрицательно сказывается на исполнении профессиональной  деятельности и отношениях в коллективе.

Целенаправленная психологическая помощь в этой области создает необходимые предпосылки для формирования культуры самопомощи и заботы о своем личном и профессиональном развитии у педагогов, а также способствует восстановлению и поддержанию психологического здоровья в коллективе детского сада. В МБДОУ д/с №9 «Россиянка» разработана система работы, включающая профилактическую и психокоррекционную деятельность  непосредственно с состоянием эмоционального выгорания у педагогов.

Профилактическая деятельность по профессиональному выгоранию педагогов осуществляется по трем направлениям: информирование, эмоциональная поддержка, повышение значимости педагогической профессии.

Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального сгорания принадлежит, прежде всего, самому педагогу. Соблюдая  рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности. С целью информирования педагогов составлен пакет материалов «Помоги себе сам», который включает материал о синдроме, причинах профессионального выгорания, методы измерения психического выгорания, способы управления стрессом, профилактические упражнения.

Эмоциональная поддержка участников образовательного процесса в целях профилактики профессионального выгорания осуществляется во время общения педагогов в «Психолого-педагогической гостиной», функционирования хоровой студии,  организации библиотеки по интересам среди сотрудников, поездок в театры, музеи, участие в культурной и спортивной жизни города.

Деятельность «Психолого-педагогической гостиной» предполагает цикл заседаний.

Цель: повышение эффективности труда педагогов детского сада, улучшение самочувствия посредством повышения психологической компетентности в области освоения приемов и методов самовосстановления и оказания помощи себе и коллегам.

Задачи:

  • способствовать формированию позитивных, оптимистических установок как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще;
  • повысить «стрессоустойчивость» и способность предотвращать «профессиональное выгорание».

Форма работы: групповая.

Программа предусматривает проведение цикла занятий (продолжительностью до 2 часов).

Численность группы – 15-20 человек.

Занятия включают релаксационные упражнения, методы игро-, цвето-, музыко- и арт-терапии, мини-лекции и др.

Ожидаемый результат:

  • повышение эмоциональной устойчивости педагогов и их готовности к психологическим нагрузкам в профессиональной деятельности;
  • развитие навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального выгорания;
  • стабилизация уверенности в себе, формирование образа педагога в структуре образа-Я;
  • снижение уровня тревожности у педагогов и численности людей, готовых отказаться от профессиональной деятельности во имя сохранения собственного физического и психического здоровья;
  • повышение социально-психологического профессионализма педагогов.

План работы «Психологической гостиной» (Таблица 1) включает:

  • часы психологической разгрузки (фиточай, спокойная музыка, релаксация);
  • профилактическую гимнастику с инструктором по физической культуре «Сохраним осанку», «Дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой»;
  • мастер-классы  с элементами арт-терапии «Украшение своими руками»;
  • семинары-практикумы с использованием психологической разгрузки и обучением приемам и техникам, снижающим риск выгорания.

Мониторинг и оценка результатов основаны на периодической оценке прогресса в достижении конкретных результатов каждой группы и каждого отдельно взятого специалиста.

С целью повышения значимости труда педагогов и формирования мотивации к профессиональному росту планируются постоянно действующие проблемные семинары, групповые и индивидуальные консультации.

Удовлетворению социально-психологических (моральных) потребностей в признании, самоутверждении, самовыражении служат:

  • участие в педагогическом марафоне;
  • обобщение опыта работы педагога;
  • смотры-конкурсы по различной тематике;
  • конкурс «Воспитатель года».

Также в образовательном процессе существует система поощрения педагогов:

  • дифференцированная премия за участие в педагогических мероприятиях на уровне учреждения, муниципальном, региональном;
  • вынесение благодарности;
  • дополнительные выходные дни;
  • представление к награждению по итогам года.

Социальное признание и удовлетворение от работы в какой-то мере могут окупить душевные затраты и препятствовать профессиональному выгоранию.

Таблица 1.

Примерный план работы «Психолого-педагогической гостиной» для педагогических работников детского сада на  учебный год.

Вид деятельности, тема.

Сроки

Ответственный

1.

Анкетирование «Выявление предпочтений в тематике заседаний и предложений к плану работы гостиной».

Октябрь

Педагог-психолог

2.

Стендовый доклад «Стратегии, помогающие избежать усталости»

Сентябрь

Педагог-психолог

3.

Диагностика педагогов МБДОУ с целью исследования уровня эмоционального «выгорания».

Декабрь

Педагог-психолог,

4.

Практикум «Слагаемые здоровья»

Декабрь

Педагог-психолог, иструктор по физической культуре

5.

Мастер-класс «Как справиться с эмоциональным напряжением перед публичным выступлением».

Январь

Педагог-психолог

11.

Диагностика педагогов с целью исследования предрасположенности личности к конфликтному поведению

Февраль

Педагог-психолог

12.

Деловая игра «Конфликты в коллективе. Способы их преодоления».

Март

Педагог-психолог

13.

Стендовый доклад «Семейные конфликты. Причины и пути разрешения».

Апрель

Педагог-психолог

Литература.

  1. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения  коррекционные программы. – М.: Новая школа,1995.-144 с.
  2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 336с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания сотрудников.

Профилактические меры по предотвращению синдрома профессионального выгорания....

Система работы по профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений психического развития воспитанников

Система работы с воспитанниками, их родителями (лицами их заменяющими), педагогами по профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений психического развития воспитанников...

Система работы по профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений психического развития воспитанников

Система работы с воспитанниками, их родителями (лицами их заменяющими), педагогами по профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений психического развития воспитанников...

Презентация "Итоги работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов"

Работа проводилась с педагогами МБДОУ, по программе "Место, где мне хорошо"....

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

"Применения метода сказкотерапии в работе по профилактике эмоционального выгорания с педагогами"

В статье представлен конспект практического занятия с педагогами, с применением метода сказкотерапии, с целью профилактики эмоционального выгорания....