"Применения метода сказкотерапии в работе по профилактике эмоционального выгорания с педагогами"
учебно-методический материал

Коноплева Наталья Юрьевна

В статье представлен конспект практического занятия с педагогами, с применением метода сказкотерапии, с целью профилактики эмоционального выгорания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_dlya_pedagogov.docx110.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Использование метода сказкотерапии

 в профилактике эмоционального выгорания педагогов»

1. Приветствие.

  Привет всем тем, у кого:

- хорошее настроение;

- кто выспался;

- дома живет дом. животное;

- кто любит веселые фильмы;

- кому нравится заниматься спортом;

- кто любит читать.;

- у кого есть любимое занятие (творчество,хобби).

Те, кто считает, что приветствие относится к ним, хором отвечают: «Привет!».

2. Правила:  1) активность, 2) от 1 лица (с уважением и толерантностью к чужому мнению), 3) правило стоп.

3. Вступительное слово ведущего.

- Сегодня наше занятие посвящено профилактике эмоционального выгорания.

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания  достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без “разрядки” или “освобождения” от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.

В каждом человеке есть его внутренний Врач. Он не показывается нашему взору, живет своей таинственной жизнью. Но к нему необходимо прислушиваться, поскольку именно он владеет Силой Здоровья. Чем бы ни занимался человек, его внутренний Врач заботится о нем.

Эмоциональное выгорание – это длительный процесс, его симптомы нарастают постепенно, иногда незаметно. А болезнь – это зашифрованное послание Врача о нашей неверной жизни. Сила Здоровья поможет расшифровать его и понять урок. Сила Здоровья исцеляет и умудряет человека, учит дружить со своим внутренним Врачом и слушать его.

Сегодня хочу  вас пригласить посетить «Волшебную лабораторию Счастья». Вместе мы изготовим  эликсир для  оптимистического настроения, позитивного настроя и улучшения работоспособности.

Хочу предупредить, что в результате нашей работы над изготовлением эликсира может   наблюдаться некий побочный эффект в виде:

- улучшения физического и душевного самочувствия, а приобретенное позитивное настроение пробудит в вас уверенность в своих силах.

Всем известно, что к позитивно настроенным людям тянутся окружающие.

Для того чтобы изготовить наш волшебный эликсир, необходимы некоторые ингредиенты, но не простые ,а волшебные, которые нам с вами предстоит добыть.

Это (ведущий демонстрирует педагогам картинки с изображениями ингредиентов):

1) Здоровье (изображение «Капельки здоровья»)

2) Жизнелюбие («Сердце»)

3) Гармония (знак «Инь-янь»)

4) Отдых (изображение «Море-пальмы»)

Ну что ж, предлагаю отправиться в Волшебную  лабораторию счастья (* «лабораторией» может быть коробка с соответствующей надписью, в которую добавляются по ходу тренинга ингредиенты)  и каждый из вас сегодня будет ее научным сотрудником, который изобретет для себя свой неповторимый эликсир оптимистического настроения и позитивного настроя.

1. Изготовление препарата «Здоровье».

   Думаю, вы согласитесь, что здоровье – одна из самых главных ценностей человека, Состояние здоровья влияет и на наше настроение, работоспособность, и качество жизни в целом.  

? Какой он, здоровый человек? (ответы).

? Какие факторы влияют на наше здоровье?  (здоровье – фундамент)

*  Упражнение «Коктель для  здоровья» (каждый педагог получает изображение Кубка – куда надо поместить, что делаете для своего здоровья; что хотели бы делать). Обмен опытом в тройках.

(Добавляется «Капля здоровья» в эликсир)

2. Отправляемся дальше за следующими составляющими – ЖИЗНЕЛЮБИЕ.

2. 1. Тест «Жизнь – это…» (педагоги продолжают предложение)

Сколько попыток дать определение тому, что такое «жизнь»! И ни одна из них не является правильной или неправильной, потому что каждый решает это для себя. Попробуйте дать свое собственное определение

Продолжите предложение, выбрав тот вариант, который лучше всего отображает ваше мировоззрение.

ЖИЗНЬ – ЭТО…БОРЬБА  ИГРА  ИСПЫТАНИЕ  УДОВОЛЬСТВИЕ  ДОРОГА

Интерпретация результатов.

- Что такое быть жизнелюбивым человеком? Каждому из нас необходимо находиться здесь и сейчас и отмечать в памяти положительные моменты и пропускать весь негатив мимо себя. Уметь видеть красоту в мелочах, радоваться текущему моменту, уметь мечтать, быть добрым, душевным и открытым человеком.

2. 2. Упражнение «Жил-был педагог».

Ваша задача, не особо задумываясь, закончить предложения. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Пишите первое, что придет в голову. Время на выполнение 2-3 минуты.

1. По утрам он просыпался и думал …

2. Собираясь на работу, он …

3. Весь рабочий день он мечтал …

4. Придя домой, он …

5. Засыпая, он думал …

 Интерпретация: Это проективная методика, когда человек рисует или описывает что-либо, на подсознательном уровне имея в виду свои переживания и проблемы. Прочтите, пожалуйста, по очереди только первое предложение. Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство – в течение 1-2 минут перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив. Вот такими несложными упражнениями можно проработать любую проблему.

2. 3.  Упражнение «Калоши счастья».

- Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

- Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

- На работе задержали зарплату.

- Вы пришли на работу в новом красивом наряде, и вдруг Вам сообщают, что сегодня субботник.

- По дороге на работу вы сломали каблук.

Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

2. 4. Позитивное отношение к себе и к окружающим, умение видеть в других положительные качества.

Упражнение «Ладошка».

 Каждый педагог на листе обводит свою ладонь с пальцами, на ладошке – пишет свои ФИО, на каждом пальце – по одному положительному качеству. По хлопку ведущего лист передается по кругу. Получивший лист должен написать на свободном пространстве листа положительное качество, которое есть у хозяина ладошки (упражнение проводится до тех пор, пока ладошка не вернется автору).

Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное — это установка человека на то, что жизнь — прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами — чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом — чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное — это установка на радость и позитив.

Вот мы и получили капельку жизнелюбия (Добавляется «Сердце» в эликсир)

3.  Изготовление препарата «Гармония».

    Каждому человеку очень важно жить в гармонии с собой и внешним миром. Давайте подумаем над тем, как достичь эту гармонию….

    Упражнение «Колесо жизненного баланса».

- Перед вами круг, разделённый на 8 секторов, 8 важных областей жизни.

- Представьте, что этот круг – отражение вашей жизни.

- Оцените, насколько Вы удовлетворены каждой из сфер Вашей жизни на сегодняшний день, поставив оценку от 0 до 10. Где 0 – это полная неудовлетворенность сферой, когда можно сказать«я абсолютно недоволен!», а 10 – «это все идеально, лучше просто не бывает!»

При этом очень важно, чтобы Вы ставили оценку исходя из Ваших личных ощущений.

Заштрихуйте каждый сектор в соответствии с его оценкой. Теперь Вы можете увидеть, на каком колесе Вы едете в данный момент жизни. Чем оно ровнее, тем в большем балансе находятся все области Вашей жизни.

К примеру, если человек, поглощен работой. У него карьера на пике, хорошее финансовое положение. Он активно занимается своим личностным ростом и «прокачкой» навыков.

А вот остальные важные области его жизни явно страдают: любовь, здоровье, отдых и духовное развитие. На таком колесе далеко не уедешь! Нужны титанические усилия, чтобы оно двигалось…

- Оцените полученные результаты, ответив на вопросы:

Какие сферы являются ведущими?

Какие сферы Вам необходимо «подтянуть»?

С какой области Вам хочется начать изменения в ближайшее время?

- Обратите внимание, что самые слабые области являются и наиболее потенциальными. Работая над ними, Вы получите самые быстрые результаты и максимальную пользу.

- Напишите по каждой области:

Что будет для Вас оценка 10. То есть, что будет идеальной ситуацией для Вас в этой области.

Что необходимо сделать, чтобы изменения произошли?

- Теперь запишите три шага, которые Вы можете предпринять для исправления ситуации в тех сферах, где получился наиболее сильный перекос.

- Ну а теперь начинайте действовать!

Сделать первые шаги к выравниванию колеса жизненного баланса – это очень важно. Именно так, небольшими шажками, Вы постепенно выровняете все сферы жизни. А позитивные изменения в жизни Вы заметите уже после первых шагов.

Вот мы с вами и добыли следующий препарат – гармонию (знак инь-янь)

4.   Изготовление препарата «Отдых».

 Отдых необходим каждому человеку, для восстановления жизненного баланса,  поддержания работоспособности.

? Что для вас отдых? Какой он может быть?

 Упражнение  «Источник»

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза (3 глубоких вдоха). Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш разум. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, негативные мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется».

Три вдоха, выдоха – возвращаемся к действительности.

Как ощущения?

 Ну  вот мы и приготовили наш волшебный эликсир. Добавим немного волшебной пыльцы, перемешаем……    для каждой из вас здесь найдется послание и пожелание всегда оставаться здоровой, молодой, отдохнувшей, оптимистичной! (ведущий раздает педагогам витаминки  с прикрепленными к ним пожеланиями).

 

Заключительное упражнение «Телеграмма».

Участники называют 7 прилагательных, обозначающих положительные  качества личности. Эти слова вставляются в телеграмму (готовый текст, в места, где стоят точки, и телеграмма зачитывается вслух.

Примерный текст телеграммы: «Вот и прошел  наш …          тренинг. Выглядим мы …     и … .                      Дальше наш ждет                                       работа.  Но мы не будем унывать, а отправимся в группы                                                          .Пожелаем всем всего, а именно, здоровья, успехов,                              … воспитанников».

Мы сегодня с вами плодотворно поработали, давайте поаплодируем друг другу. Спасибо всем за сотрудничество.

История «Жил – был педагог»

1. По утрам он просыпался и думал …

2. Собираясь на работу, он …

3. Весь рабочий день он мечтал …

4. Придя домой, он …

5. Засыпая, он думал …

История «Жил – был педагог»

1. По утрам он просыпался и думал …

2. Собираясь на работу, он …

3. Весь рабочий день он мечтал …

4. Придя домой, он …

5. Засыпая, он думал …

История «Жил – был педагог»

1. По утрам он просыпался и думал …

2. Собираясь на работу, он …

3. Весь рабочий день он мечтал …

4. Придя домой, он …

5. Засыпая, он думал …

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

На работе задержали зарплату.

Вы пришли на работу в новом красивом наряде, и вдруг Вам сообщают, что сегодня субботник.

По дороге на работу вы сломали каблук.

Директор просит Вас задержаться на работе  часа на 3 для выполнения срочного важного дела.

Ваш летний отпуск перенесли на октябрь

Колесо жизненного баланса

https://psy-files.ru/wp-content/uploads/c/a/5/ca5adbb1d68005cfb1087c6f9da47827.jpeg

Пожелания к витаминкам:

Назло неудачам, назло заварухам,

Чтоб ни было с Вами - не падайте духом.

Бывает, что носом, коленками, брюхом,

Что ж, падайте всем, но не падайте духом!

К горькому кофе, достань шоколадку,

К горькой минуте - счастливую мысль.

Просто запомни: ВСЕ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ.

Просто запомни, что все это ЖИЗНЬ…

Жизнь прекрасна и удивительна! Оглянись вокруг и ты поймешь, что живешь в чудесном мире! Пусть каждое мгновение будет приятным и неповторимым!

Жизнь создана только для нас. Она неповторима, и она, самое главное, что у нас есть! Так зачем же ее тратить на обиды и переживания, когда можно радоваться и наслаждаться! Думай позитивно, ведь мысли материальны!

Пропускайте сквозь пальчики весь негатив, и тогда в ладошках останется лишь радость.

Каждую минуту, которую ты проводишь, злясь, ты теряешь 60 счастливых секунд твоей жизни.

 

Если судьба преподнесла тебе лимон –

Сделай из него лимонад!


Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления.  

Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий - она течёт; плотина-она остановится; прорвётся плотина - она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом - она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нужнее всего и сильнее всех!

Не надо печалиться, когда усталость владеет телом, дух всегда свободен. Среди битвы позволено отдохнуть.

Любое дело спорится в моих руках, 
Бурлит, кипит и пламенем сверкает, 
Энергия моя — повторно воскресает, 
И яркий дух бойца в моих глазах 
от трудностей сильнее станет!

Когда нет сил поднять лицо навстречу метели — нужно закрыть глаза… улыбнуться… и ПОЧУВСТВОВАТЬ солнце в душе… и силы придут.

Будет новый рассвет - будет море побед!

 И не верь никогда в то, что выхода нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Профилактика эмоционального выгорания у педагогов"

знакомство с термином эмоциональное выгорание и его профилактикой...

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Семинар-практикум для педагогов детского сада на тему «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»...

Презентация "Итоги работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов"

Работа проводилась с педагогами МБДОУ, по программе "Место, где мне хорошо"....

Конспект занятия педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

Во вложении представлен вариант встречи, которую можно провести с педагогами ДОУ. Встреча рассчитана на 1ч. На занятии у психолога педагоги могут познакомиться с тем, что же такое выгорание и узнать, ...

Применение метода сказкотерапии в работе с детьми имеющими нарушения в эмоционально- личностной сфере.

В данной статье говорится о коррекционной направленности сказки. На примере сказочных историй, приведенных в статье можно помочь ребенку  справиться с различными трудностями....

Рекомендации для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания у педагогов"

Синдром эмоционального выгорания – самая опасная психолого-профессиональная болезнь тех, кто работает долгое время с людьми: учителей, психологов, врачей, социальных работников, воспитателей, то...